Кондопога
Деревянная архитектура Русского севера, часть 2:
Успенская церковь в Кондопоге

Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.
Успенская церковь в Кондопоге лучше всего иллюстрирует саму идею сооружения, в котором главным и доминирующим является столп – башня, увенчанная шатровым верхом.
Бывшие
единственной русской окраиной, граничащей с морем в XVI – XVII веках,
северные области многие годы были торговыми путями, связывающими Русь с
западом. В XVIII в. Кондопожский погост был составной частью
северо-западного торгово-промыслового района Прионежья. В эти годы
Кондопога превратилась в значительный перевалочный пункт, через который
пролегали водные пути подвоза сырья на металлургические предприятия
Петрозаводска и строительных материалов для строящегося Петербурга. И
Успенская церковь была своеобразным маяком на берегу озера.
И если в небольших сооружениях северного края все очень скромно и предельно логично, каждая деталь оправдана с точки зрения функционального использования внутреннего пространства – то крупные церковные здания часто поражают совсем другим подходом. Здесь как бы взлет творческой фантазии, сметающий на своем пути привычный рационализм.


На схеме показан план и продольный разрез церкви.
Именно в разрезе
понятны многие части здания, которые увидеть в натуре сложно.
Внутри
шатра скрывается сложная конструктивная система
с продольными и
поперечными связями, и диагональными ветровыми раскосами.
В центре шатра
находится центральный столб-опора, вертикальная ось всей конструкции.
Про художественный образ церкви в Кондопоге написано много хороших слов, нет нужды их повторять.
И
действительно, могучая масса нижних частей здания - и пирамида
шатра, стремящегося к небу. Стены предельно простые, и только бочка над
алтарной частью церкви, висячие крыльца входов и ажурный фронтонный пояс
– вот и все украшения. На нижнем восьмерике покоится еще больший
восьмерик, их соединяют повалы, а еще выше - широкая
по'лица, которая зрительно создает основание для взлетающего ввысь
шатра.
Трехчастная композиция здания традиционная – притвор, трапезная, церковь и алтарная часть.
Но
внутри церкви нас встречает совсем другая архитектура, сдержанная и
простая. Все помещения невысокие, так как над ними устроены потолки с
чердачным пространством. А вот потолок в самой церкви несет в
себе еще и художественную составляющую – это знаменитая композиция,
именуемая «небо».
На
чертеже разреза видно, что все помещения занимают не более шестой части
в общем объеме здания. Все остальное – это подклет, чердаки, и конечно
объем самого шатра, наполненного сложной системой конструктивных
элементов.

Интерьер трапезной.
Потолок поддерживают два резных столба, которые вместе с кронштейнами напоминают фигуру человека,
поддерживающего потолок поднятыми руками.
Вдоль стен стоят лавки, которые стояли здесь и двести лет назад
Потолок поддерживают два резных столба, которые вместе с кронштейнами напоминают фигуру человека,
поддерживающего потолок поднятыми руками.
Вдоль стен стоят лавки, которые стояли здесь и двести лет назад
Интерьер самой церкви – впереди иконостас.
А сверху подвесной деревянный потолок с росписью, который издревле называют «Небо»
А сверху подвесной деревянный потолок с росписью, который издревле называют «Небо»


Вид с востока на бочку и основание восьмерика
Архитектурные детали фасада Кондопожской церкви вызывают чувство восхищения. Традиционная бочка с килевидным завершением украшена небольшой главкой. А еще выше – нижний и верхний восьмерики и все три повала, и фронтонный пояс, окружающий восьмерик со всех сторон.


Северное висячее крыльцо.
А висит оно на концах бревен, выпущенных из сруба, которые и называются выпусками
А висит оно на концах бревен, выпущенных из сруба, которые и называются выпусками

Крупным планом – вид рубки бревенчатых стен «в обло», то есть с остатком

Фотография подклета показывает конструкцию перекрытия.
Очень крупные бревна создают надежную основу, на которой и размещены все помещения
Очень крупные бревна создают надежную основу, на которой и размещены все помещения

Вид на церковь в Кондопоге в летнюю пору. Фото - Геннадий Спесивцев

Летний вечер. Вид на церковь в Кондопоге. Фото - Геннадий Спесивцев

Вид от крыльца на озеро и остров. Фото - Геннадий Спесивцев

Летний вечер. Вид с крыльца церкви на озеро. Фото - Лидия Басманова

Вид апсиды церкви. Фото - Лидия Басманова

Лето. Церковь в Кондопоге в цветах. Фото - Лидия Басманова

Русская зима. Церковь в Кондопоге в снегах. Фото - Константин Пивоваров

Церковь в Кондопоге на фоне зимнего неба. Фото - Константин Пивоваров
Деревянная
Успенская церковь в Кондопоге, построенная в 1774 году,
стала одним из
последних и самых ярких памятников северной архитектуры,
созданных
нашими мастерами в конце XVIII века.
Древнерусские зодчие создали не
просто церковь, а величественный Памятник Архитектуры. Всю эту работу о деревянной архитектуре Русского севера я подготавливал несколько лет. Она последовательно показывала развитие русской деревянной архитектуры от простых домов да шедевров национального зодчества.
И первоначально
материалы о церкви в Кондопоге планировалось разместить в конце
основной статьи - как бы завершить тему на этой высокой ноте. Но случившаяся в
августе 2018 года трагедия заставила меня выделись Кондопогу в отдельную
статью. Стройная шатровая церковь в Кондопоге сгорела почти мгновенно, сгорела как свеча. Одна из самых лучших, самых красивых построек Русского деревянного зодчества исчезла.
Конечно есть надежда, что памятник такого высокого уровня все-таки воссоздадут. Но это будет уже новое здание, уже не первоисточник.
Графическая схема выполнена автором в ноябре 2016 г.
Литература и фотографии:
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М.1986
- Для иллюстрации привлечены фотографии из Журнала Архитектурный Стиль
Москва. 12 ноября 2018 г.