Суббота, 20.04.2024, 00:43
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Пешком в Звенигород

Немного ностальгическое воспоминание …

В далекие шестидесятые годы я продумал этот путь от железнодорожной станции Звенигород до Саввино-Сторожевского монастыря. Продумал с тем расчетом, что бы путь пролегал вдоль Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень. Что бы прогулка была по живой природе, а не вдоль шоссе. И придуманная сначала чисто теоретически, по карте Подмосковья, карте мелкого масштаба и со многими ошибками, она оказалась настолько верной и правильной, что я пользовался этим путем многие годы. В те давние времена добраться из Москвы до Звенигорода и его окрестностей возможно было только на электричке, другого общественного транспорта не было. От стации Звенигород ходили местные автобусы, но расписание у них было «аховое», как впрочем и во многих других местах Подмосковья в те времена. А доехав до станции Звенигород, я начинал свое путешествие с поиска дыры в ограде санатория. Такие «проломы» были там всегда, но иногда они перемещались, старые забивали досками и новые снова возникали неподалеку. Территория санатория всегда была большая, она охватывала и все корпуса и весь огромный парк. И людям до ближайших деревень пройти было удобно именно через какую-нибудь дыру в ограде и далее по парку. Вот так и я в те давние годы пробирался «тайком» через парк усадьбы Введенское до берега Москва-реки. В наши дни каких либо новых карт времени 1960-1980х годов в интернете не добавилось, но по генплану усадьбы этот путь можно проследить.

Открытый мною путь от станции Звенигород через территорию пансионата,
то есть через парк усадьбы Введенское, и до берега Москва-реки

Железнодорожная станция Звенигород и платформы электрички тогда были расположена около церкви. Вокруг была типичная обстановка тех лет, какие-то случайные постройки, и пыльная площадка с остановками автобусов. Церковь не запомнилась, а вот колокольня со шпилем была важной деталью в этом пейзаже. Подъезжая к станции эту колокольню нельзя было не заметить, ага – вот, значит и приехали.

pt;">

Дорога по территории усадьбы была интересной, она шла по фактически лесопарковой зоне и где-то в конце пути выводила на центральную планировочную ось ансамбля, с видом на главный дом с колоннами. Но надо сознаться, что в те годы меня значительно больше интересовала древнерусская архитектура, а сооружения эпохи классицизма были как бы на втором плане.

Вид главного здания санатория

Поэтому мельком взглянув на дворец на горе, я поворачивал в сторону речки или ручья. Уже сегодня, подготавливая данную статью-воспоминание, я выяснил, что речка называется Нахавня и она имеет весьма большую протяженность. Но в те давние годы это была для меня просто преграда на моем пути к Звенигороду, и не более того. И несмотря на скромную ширину, перейти вброд эту «водную преграду» я никогда не пробовал, а всегда искал мостики. Впрочем, один из таких мостов всегда был вблизи впадения Нахавни в Москва-реку. Там была и лодочная станция санатория, где отдыхающие брали лодки и катались вблизи. И перейдя эту речушку я шел дальше по берегу Москва-реки до деревянного моста в Звенигороде.

Красной линией показан открытый мною путь от ж-д станции Звенигорода до деревянного моста
и далее по левому берегу реки до монастыря

Прогулка по берегу каждый раз была очаровательной, слева поля и луга, а справа река. И можно идти так долго-долго, и через каждые сотню метров пейзаж менялся, или водная гладь реки, или кущи кустов вдоль воды. Красоты русской природы, тогда еще не тронутые рукой человека. Но вот вдали показался храм на горе, и я останавливаюсь, раскрываю папку и устраиваюсь рисовать.

Уже через много лет я нашел этот акварельный этюд на бежевой бумаге.
И решил оформить в рамочку и украсить свой домашний кабинет.
Изготовление резной и фигурной рамки из старой липовой чертежной доски тоже заняло немало времени.
Но в результате этих многолетних трудов получилось такая вот композиция

Обычно я рисовал несколько раз за то время пока шел по берегу Москва-реки до моста. Этот деревянный мост со временем менял свою конструкцию. На некоторых старых фотографиях он предстоит на деревянных сваях. Мост был единственный на многие километры Звенигородских просторов. И перейдя на левый берег реки, я частенько поворачивал не к Саввино-Сторожевскому монастырю, а направо - к городу, что бы пообедать в столовой.

Старый деревянный понтонный мост. Фото 1975-80 гг.

Не могу припомнить, откуда я узнал о существовании столовой в городе. Но потом я заходил в нее каждый раз, когда ездил в Звенигород. Это была очень интересная и колоритная столовая, она размещалась в здании на Московской улице, главной и центральной улице Звенигорода. В 1960-70 годы с главного фасада, как и сегодня, был вход в магазин, а вход в столовую был с бокового фасада (к сожалению, входная дверь в кадр не попала, она осталась правее)

На старых фотографиях сайта «pastvu.com» дом называется «Продовольственный магазин №1».
Фото более позднее, 1980-х гг., это видно и по маркам машин, сплошные «Жигули»

Но в те годы здесь была еще и столовая на первом этаже и ресторан на втором. И отправляясь на этюды в Звенигород - я несколько раз побывал в этом доме. Надо сказать, что ресторан не сильно отличался от столовой, но блюда были все-таки повыше качеством, и я предпочитал поесть на втором этаже. В те юные годы я не брал с собой еду и предпочитал пользоваться местными палатками и магазинами, и всякими экзотическими заведениями. Ходил налегке, в руках был только этюдник или папка для рисунков.
       И отобедав в ресторане, я начинал прогулку в сторону Саввино- Сторожевского монастыря, основной цели своего путешествия. Тропинка шла вдоль высокого берега Москва-реки, где «на горах» гнездились пансионаты.

Пешеходная тропа к музею-монастырю. Фото 1980-е гг.

В шестидесятые и даже в семидесятые годы шоссе было тихое, машин проезжало мало. И прогулка была неспешной, по краю густого леса, покрывающего все горы справа. Была на пути и единственная скамейка на пригорке, с которой открывались замечательные виды на долину Москва-реки. Надо сказать, что с географической точки зрения все расстояния на этом пути небольшие, от наплывного моста до входа в монастырь около 2 километров. А вся дорога от железнодорожной станции Звенигород до монастыря составляет около 6 километров. Но разнообразие видов и пейзажей на этом пути как бы делало его значительно длиннее, оно превращалось в целое путешествие. Путешествие, которое каждый раз приносило новые открытия и новые впечатления.

Теперь более подробно об одной из последних прогулок по этому маршруту.

В середине семидесятых годов я проделал этот путь вдвоем со своей маленькой дочкой. Сегодня мне даже страшно представить, как я решился на такое длинное путешествие, и на целый день, с ребенком весьма юного возраста, ведь это было последнее лето перед школой, то есть дочке было всего шесть лет. Но тем не менее путешествие состоялось и мы помним его со всеми подробностями до сегодняшнего дня. К счастью, я захватил с собой фотоаппарат «Смена» с цветной пленкой и эти фотографии тоже чудом уцелели, и их удалось оцифровать.

На фотографии проселочная дорога по краю поля, справа за кустами прячется Москва-река.
В центре кадра, вдали на горизонте виден силуэт Саввино-Сторожевского монастыря

Я фотографирую дочку

Дочка фотографирует меня. Оказывается, я тогда носил расклешенные брюки

Мы уже миновали парк усадьбы, и никто нас не схватил за руку и не стал выговаривать, что здесь территория пансионата. Мы уже форсировали речку Нахавню и идем в сторону Звенигорода. Лето, жаркая настоящая летняя погода. В том возрасте дочь очень любила купаться. И за это путешествие, путешествие в основном вдоль реки, туда и обратно – она накупалась вволю. Мы прошли весь путь от станции до понтонного моста и далее до архитектурного комплекса Саввино-Сторожевский монастырь, где в те годы размещались помещения ближайшего санатории. А в основном это был музей, и регулярно проводились экскурсии. Группы экскурсантов всегда можно было встретить на территории монастыря-музея.

Вот она, моя маленькая кокетка на монастырском дворе

Единственное отличие от моих предыдущих походов было в том, что мы взяли с собой еду из дома и в городскую столовую не ходили. А перейдя через мост - сразу повернули налево. И поскольку в город мы с дочкой не ходили, то она долгое время и считала, что Саввино- Сторожевской монастырь - это и есть Звенигород. Город на горе. Дворцы и древние храмы, крепостные стены, по которым мы тоже прогулялись. И копны сена под суровыми стенами монастыря, на которых мы сидели. И виды на многие версты во все стороны – незабываемые Звенигородские дали неоглядные.

На современной карте Яндекса видны все расстояния. И наш путь с дочкой от станции Звенигород до Саввино-Сторожевского монастыря составил около шести километров. Для шестилетнего ребенка  расстояние не малое. А потом ведь мы прошли весь путь и обратно, до станции. Но уж за то и купалась она вволю, чуть не каждый песчаный бережок на нашем пути становился местом ее купания. И как не странно – девочка не устала.
       Здесь надо рассказать об одной детали. Собираясь из дома в поход мы, (а точнее я) забыл взять сваренные яйца, в те годы любимый продукт дочери. Ну, забыл и забыл, ели на привалах что-то другое, что взяли с собой, зато запомнилась эта деталь. И вернувшись назад на станцию Звенигород мы в ожидании электрички зашли в местный буфет.

Станция Звенигород

И представляете себе восторг моей дочки, когда оказалось, что в меню есть эти самые яички под сметаной или майонезом, уж не помню такие подробности. И тарелочка еды была куплена и съедена с аппетитом. А вскоре пришел поезд, и мы поехали в Москву. Но усталость все-таки взяла свое, в электричке дочка уснула и проспала все время до нашей остановки. Проснувшись, сказала что замерзла. Ну – что делать? Я снял свою рубашку и завернул в нее дочку. Так и шел от станции Кунцево до дома, голый по пояс, и нес свою очаровательную куколку на руках. Встречные прохожие с улыбкой провожали нас взглядом.

Но получилось, что это была последняя моя прогулка по такому маршруту в Звенигороде.
В следующем году я уехал в длительную командировку в Алжир ….. а по возвращению сразу купил машину. И мы стали ездить в Звенигородские дали всей семьей, уже с комфортом. Потом мы на машине объездили чуть не всю европейскую часть страны. Своя машина, шикарные по тем временам «Жигули», возможность ехать летом с ветерком из открытых окон, а в холодное время года включить отопление. Все так, но память о пеших прогулках все равно иногда возникала как ностальгия о тех временах.

P.S.  Прошли годы...  И вот, через два с половиной десятка лет, в начале XXI века, мы снова начали с дочкой прогулки в Саввинскую слободу. Но за прошедшие годы многое изменилось, и в наши дни повторить мой любимый маршрут наверно уже не возможно. Платформы электрички перенесли совсем в другое место, а территорию санатория огородили капитальным металлическим забором, теперь «в дырку» не пролезть. Теперь там конечно бдительная охрана (которая встает так рано) …
       Но зато теперь уже появились автобусные маршруты, которые привозят пассажиров из Москвы в центр Звенигорода. А дальше …. снова пешком, вдоль Москва-реки, мимо полей и перелесков к давно знакомому Саввино-Сторожевскому монастырю.

Источники:
Памятники архитектуры Московской области, выпуск 4. 2009 г
Черно-белые фото – по материалам сайта  «pastvu.com»
Мои цветные слайды - 1970х гг.

Москва – Звенигород, 1960-70е годы

17 апреля 2022 г.

Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке.
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв.
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.