Вторник, 19.03.2024, 12:52
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Вологодские этюды

Вологда - Прилуки - Кирилло-Белозерский монастырь



       Сказочно красив Кирилло-Белозерский монастырь. На берегу огромного Сиверского озера он стоит твердо и непоколебимо.  Вот для того, что бы увидеть  это чудесное творение русской архитектуры,  я и предпринял летом 1969 года  путешествие в Вологду и Белозерский край.
 
Вологда – день первый.

       В полночь поезд начал уползать из полусумрака вокзала. За окном – сплошная темнота, вот мелькнул дом с редкими светящимися квадратами окон, пустая платформа – и начинается бесконечный перестук колес. Я вышел из купе, закурил, облокотившись на открытое окно и бросая пепел в ветреную темноту. Потом лег спать. Диван мягкий, постель мягкая и все равно невозможно уснуть под этот нескончаемый стук. Не знаю, сколько я дремал, но проснулся с мыслью не пропустить ночную Лавру. Взглянул на часы, пробежавший за окном фонарь осветил стрелки – как раз прошло полтора часа. Поднял голову к окну и увидел Лавру – да, в этот момент поезд проезжал мимо спящего Загорска, и чуть видными объемами торжественно высилась громада Троице-Сергиевой обители.
       Потом была ночь, длинная и холодная, и столько мыслей, столько воспоминаний громоздилось в голове, что мой полусон был похож на перетасованную колоду. Часа в четыре ночи почти проснулся, взглянул на часы, надел рубашку и снова попытался уснуть, и все тем же полусном. Утром пил кофе из термоса с бутербродами, а за окном, как не странно, проносились назад типичнейшие подмосковные смешанные леса. И только когда виднелись дали с действительно северной грустью, да деревни из потемневших бревен, то начинало вериться, что поезд едет на север. Первый анекдот - один из попутчиков по купе рассказал, как он когда-то свалился с верхней полки, и как это было смешно (и ему в том числе, добавлю от себя).
       И вот начинаются трубы с черными дымами, заводы, панельные дома, пыльные пригороды. Поезд замедляет свой бег и останавливается. Вологда. Есть необъяснимое ликование в душе, когда выходишь с вокзала в абсолютно незнакомый город. Останавливаюсь буквально посередине привокзальной площади, – в какую сторону идти?  А мимо снуют чужие автобусы, окружающие дома смотрят на меня с удивлением. Я спрашиваю первый адрес и вскоре вхожу в гостиницу «Вологда». В последующий час произошел второй анекдот. В «Вологде» ответили, что мест нет, я пошел в другую гостиницу, в центре, там еще хуже – в девять вечера, может быть, дадут раскладушку. Записав телефоны всех гостиниц города, зашел в автомат и позвонил в …. «Вологду». Можно! Вернулся  назад и тут же получил номер и через пять минут свободно шагал по новому для меня городу. Анекдот занял почти час времени.
       Вологда. Старинный русский город.  Много красивых девушек. Улицы – смесь деревянных домиков вологодско-купеческого стиля и трех – четырехэтажных домов. В центральной части города довольно много зелени и общий масштаб все-таки двухэтажный.  Колокольня видна чуть не с каждого перекрестка. В так называемом «Вологодском Кремле» тихо, музей выходной.


 
       Я остановился у Софийского собора. Могучий исполин взметнул плоские белые стены к небу; пять мощных барабанов тесно сомкнулись на плечах его, гордясь изящными крестами. А рядом плавно извивается река Вологда, бабы на деревянных мостках полощут белье, чуть подальше купаются и загорают – ведь река-то настоящая, живая, без набережных и автострад по берегам.


 Панорама реки Вологды, вид на Заречье

 
       И то здесь, то там небольшие церкви видны вдоль реки, точно вышли посидеть у воды. Спокойный русский город, внимательный к людям и неторопливый.


       Я вернулся к «Кремлю» и, заплатив 30 копеек, поднялся на колокольню. Немного страшновато подниматься по поскрипывающей лестнице, вьющейся вдоль стены. Колокольня поздняя, построена уже в  XIX веке и довольно высокая.
       И вот я наверху. Порывистый ветер, дали неоглядные, весь город как на ладони, огромный Софийский собор ниже моих ног, и вот, вдалеке, точно рисунок Билибина, виден сказочный Спасо-Прилуцкий монастырь….
      
После отдыха в номере гостиницы я поехал на автобусе через весь город в Прилуки. Какое красивое название – Прилуки (ударение на У). Не доезжая остановки до монастыря, вышел из автобуса и пошел пешком.  Монастырь лежит на берегу реки. С одной стороны монастырь стиснут полотном железной дороги, как Новодевичий в Москве, с другой обычная деревня. Вид от реки незабываемый. Все великолепно. Нет никаких композиционных изъянов – все объемы прочно уравновешены. Сияние белоснежных стен и соборов, зелень, луг, чуть сбегающий к реке, и яркая синь неба!
       Но внутрь монастырских стен меня не пустили, солдат при входе объяснил, что нужно разрешение в Горисполкоме. Вот так.


Вологда – день второй.

       Утром встал поздно, позавтракал и отправился в Горисполком, добывать разрешение на посещение Спасо-Прилуцкого монастыря. И очередной анекдот – меня отослали в «Политотдел». Я в душе плюнул на всю эту премудрость и пошел на берег Вологды. С пляжа открывался интересный вид на старый город – тот город, который видел много веков и так просто и мило лежит вдоль спокойной реки. Долго работал – рисовал, изредка отгоняя от себя ребятишек. Здесь же увидел и переезд – большая лодка, стоимость перевоза составляла цифру, меньше которой уже не бывает - одна копейка с носа, и ты на другом берегу.


 Река Вологда, маленькая пристань и лодка для перевоза на другой берег

 
       Так я и поступил, и, выйдя на другой берег, очутился прямо против дома с табличкой «Политотдел». Ну,  раз судьба привела меня, надо идти вперед, в конце концов, именно Прилуки и есть цель моего путешествия в Вологду. В воротах стоял грозный страж с автоматом на плече и ножом на поясе. Я дружески похлопал его по свободному плечу и он, застенчиво улыбаясь, показал мне, куда нужно пройти. Милый майор, завертывая в газету плавки (торопился купаться), быстро написал мне записку. И я снова нашел остановку автобуса и опять поехал в Прилуки.

     


Вид из арки перехода на угловую башню
Спасо-Прилуцкого монастыря
Узоры церкви Введения




Церковь Введения
Успенская церковь
Спасо-Прилуцкий монастырь,
вид на Успенскую церковь

       Мощные крепостные стены, Спасский собор середины XVI века, и очень неожиданный переход-галерея от собора к трапезной, из которой открываются чудесные виды.  Не буду говорить о каменных постройках монастыря – они великолепны, но особенно поразила меня деревянная церковь, могучий шатер которой взметнулся в небо!

       
 Успенская церковь - древнейший памятник шатровой деревянной архитектуры, сохранившийся до наших дней
 
Долго бродил по монастырю…. Всюду камни, доски, опилки – идет реставрация. Наконец нашел интересную для рисунка точку. Прилуки для меня оказались творческим местом, сразу несколько этюдов получилось, один за другим.

               


       Поработав, вышел опять к реке. Искупался несколько раз, вода теплая и чуть красноватая. На зеленом лугу перед стенами монастыря появляется стадо коров, важно проходит и ложится на отдых.


 
Панорама Спасо-Прилуцкого монастыря от берега реки Вологды
                                               
       Девчонки шумной гурьбой бегут купаться – наверное, так же молодые отроковицы спешили к ласковой воде и лет триста или пятьсот назад и так же весело сбрасывали с себя ситцевые платьица – к сожалению,  теперь есть еще и купальники.  Ну,  а мне пора в город. И еще раз искупавшись в Вологде, еду на автобусе в Вологду, вхожу в свой номер в гостинице «Вологда», отдыхаю, затем спускаюсь на первый этаж в ресторан, тоже с названием «Вологда».  Вот и кончается моя спокойная вологодская жизнь. Впереди дорога на север, новые впечатления, новые рисунки.

День третий, четвертый и пятый  –  Кирилло-Белозерский монастырь.

       Путешествия по Руси – дело непростое. Автобус от Вологды до Кириллова ехал весьма неторопливо, да никто и не торопился. Из окна можно было любоваться теперь уже по-настоящему северными пейзажами. Кругом на горизонте видны леса, а дорога в основном открытая, да и деревни весьма голые, без деревьев. Еще один анекдотический случай был в дороге. Где-то на половине пути автобус остановился на положенный водителю отдых, минут на двадцать. А с другой стороны остановился встречный автобус. Видно у них тут был давно отлаженный ленч. Потом поездка продолжалась, и в автобусе появился новый пассажир, мужичок, немного в подпитии. Сначала он спрашивал у окружающих, кто спрятал его сумочку, потом задремал, потом стал весело приставать к пассажирам, вглядываться вперед и приговаривать – а Вологда там еще не видна? Наконец всем стало ясно, что он после остановки сел не в тот автобус. Мужичок сразу протрезвел, попросил остановиться, чтобы ловить попутный грузовик уже в сторону Вологды.

       Выйдя из автобуса в городке по имени Кириллов, я выяснил, что остановиться проще всего на турбазе, которая находится на другой стороне озера. И отправился по дороге вокруг Сиверского озера. Это было мое первое знакомство с этой водной симфонией. Турбаза представляла собой несколько одно- и двухэтажных сооружений со столовой. Свободного места в ней, понятное дело, не оказалось. Но мне разрешили остановиться в брезентовой палатке, ряд таких пирамидок стоял почти на берегу озера. И это было чудесно. Прямо от палатки открывался великолепный вид на весь комплекс Кирилло-Белозерского монастыря.

       Полюбовавшись пейзажем, я отправился назад в монастырь. Весь комплекс, я думаю, правильнее именовать крепостью или кремлем, так как на его территории находятся сразу несколько монастырей и различаются Старый город, Новый город и т.д. Знаменитые соборы, знаменитые фрески, знаменитый музей и регулярные группы экскурсантов. Бродить по территории можно часами, находя все новые и  неожиданные виды. На одной из стен работают ребята из Москвы, летний студенческий строительный отряд, носят кирпичи,  реставрируют участок стены и башню.

                                                                        
Стены и башни Кирилло-Белозерского монастыря, мощь и красота русской архитектуры
                
       А вечером, завершив все задуманные дела, я увидел буквально рядом с палаточным городком пристань, где можно было взять лодку за какую-то чисто символическую плату и кататься по озеру хоть всю ночь. И я поехал кататься на лодке по огромному сверкающему закатными красками водному зеркалу, и сказочный монастырь сурово смотрел на меня издалека. Ужинал я прямо в лодке, доедал запасы московской варено-копченой колбасы, а вместо чая у меня была вода, чистейшая холодная вода Сиверского озера, которую я зачерпывал кружкой прямо за бортом моей лодки.
       Вся меблировка  в палатке состояла из раскладушки с матрацем и подушкой. Но поскольку палатка была  довольно вместительной, и я в ней был один, то спал я прекрасно. А утро начал я с того, что сел на берегу, набрал воды в какую-то баночку и стал писать акварелью даже не архитектуру монастыря, а скорее свое впечатление, образ и цвет, которые так поразили меня уже в первую минуту.


 
Отсюда, с  другого берега Сиверского озера, да еще в утренние часы, он смотрится
действительно как таинственный град  Китеж,  поднявшийся  над немыслимо синей водой.
                     
       И весь следующий день был тоже посвящен рисованию и в самом монастыре и вокруг него. Пожалуй, самым интересным стал для меня этюд с видом  между стенами с башнями и озером, который помещен в начале  статьи.


                                                      

       Очень хотелось мне так же взглянуть на все это чудо архитектуры сверху. И порасспросив местных ребятишек, я узнал, как подняться на самую высокую башню - Ферапонтовскую. Мне пришлось  где-то влезать на второй ярус крепостной стены, затем искать лестницу на третий ярус и уже с него был вход в башню. Подъем внутри башни представлял собой серию головокружительных лестниц, последняя из которых была очень крутой стремянкой в почти полной темноте. Преодолеть все препятствия было непросто, так как в одной руке у меня была большая папка для рисунков. Наконец я попал на верхний уровень, восьмиугольное помещение с восемью оконными проемами. Виды открывались во все стороны неповторимые!


 
Вид на Кирилло-Белозерский монастырь с верхнего уровня угловой Ферапонтовской башни
 
       Работа сначала была задумана как акварель, но башня продувалась всеми северными ветрами, и для быстроты пришлось применить толстый самодельный фломастер с обычными чернилами для авторучки, так как настоящий заграничный фломастер был для меня тогда несбыточной мечтой. Сказочно красивый  Кирилло-Белозерский монастырь и  берега огромного Сиверского озера и все дали отсюда были видны на многие версты.


 
       Вот на этой высокой точке я хочу поставить точку и в своих воспоминаниях о поездке в Вологду и Киролло-Белозерский монастырь.  А эти рисунки я храню как память о Русском Севере, о бескрайних просторах и синих озерах.



Все рисунки, акварели и черно-белые фотографии выполнены  во время поездки летом 1969 года. Дневниковые записи сделаны в Москве, но не сразу по возвращению из Вологды, а немного позднее.

 
      P.S.    Почти все представленные рисунки выполнены на листах большого формата. По вполне понятным причинам, этюдник в это путешествие я не брал. Была у меня только коробка с акварелью, а с водой для акварели вечно были проблемы. Поэтому большая часть работ – это графика, рисунок карандашом или фломастером, а также смешанная техника, и только иногда классическая акварель. Работал я тогда в основном на плотной тонированной бумаге для акварели, которую в те годы продавали в магазине «Чертежник»  на Пушкинской улице. Размер листа 40 х 57 см, а сама папка  была сделана из плотного картона такой толщины, что к ней лист можно было прикрепить  кнопками или скрепками.  На этой бумаге можно было писать акварелью сразу, в отличие от классического метода, при котором обычную бумагу предварительно смачивали и натягивали на подрамник.
       О том, что у меня был с собой и фотоаппарат, я вспомнил только недавно, когда решил начать сканирование старых черно-белых фотопленок. И обнаружил фотографии, о существовании которых давно забыл.

Москва - Вологда.....  Статья разработана в 2011 году







Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.