Вторник, 19.03.2024, 11:54
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Новоспасский в XX в. - 1 стр.

Новоспасский монастырь в XX веке
История памятника архитектуры – Новоспасского монастыря в Москве – в ХХ веке
 
     Генеральный план и архитектура Новоспасского монастыря – 1стр.
            1. Южное полукольцо монастырей – крепостей
            2. Архитектура Новоспасского монастыря
     Генеральный план и общие виды Новоспасского монастыря - 2 стр.
            3. Генеральный план и общие виды Новоспасского монастыря с окружающей застройкой
            4. Генеральный план Новоспасского монастыря
     История и реставрация Новоспасского монастыря - 3 стр.
            5. Краткий курс истории Новоспасского монастыря в XX веке
            6. Реставрация комплекса зданий и сооружений Новоспасского монастыря с 1965 по 1985 гг.
           
       Древний Новоспасский монастырь на окраине Старой Москвы я открыл для себя абсолютно случайно. Это произошло следующим образом. В 1963 году я ехал на мотороллере по набережной, и почему то решил повернуть налево в том единственном на набережной месте, где поворот был разрешен. Повернул, проехал вверх по улице – это был Новоспасский переулок – повернул направо и выехал на огромную, мокрую от недавно прошедшего дождя и абсолютно пустую площадь. И остановился, пораженный открывшейся мне картиной! Передо мной высилась огромная темно-красная колокольня, за полуразрушенной крепостной стеной виднелся тяжеловесный пятиглавый собор. И наступила тишина. Нет, не подумайте чего-нибудь такого, просто двигатель мотороллера заглох, и стало тихо и торжественно! Вот так неожиданно познакомился я с прекрасным архитектурным комплексом Новоспасского монастыря.

Площадь и общий вид Новоспасского монастыря летом 1963 г. Фото - фантазия

       Через некоторое время я рассказал о своем открытии в архитектурном институте, но у преподавателей оно восторга не вызвало. Колокольня? – Ну, слишком тяжеловесная. Монастырь? – Ну, не сравнить с Новодевичьим! Вот такие были высказаны оценки в адрес Новоспасского монастыря. Но именно эта мощь, именно этот суровый масштаб и понравился мне более всего. И я стал часто приезжать в Новоспасский. Нравилась мне и его заброшенность, его отчужденность от городской среды. Словно развалины Рима, стоял этот исполин и молча созерцал свое окружение.
       Его историю я узнал значительно позднее, да в те годы, кроме нескольких строк в книге об архитектуре Москвы, и найти что либо было очень сложно. Помню, искал в исторической библиотеке и библиотеке архитектурного института. Значительно интереснее для меня было посмотреть все в натуре, ощутить дыхание веков, дотронуться до древних стен рукой.
 
1. Южное полукольцо монастырей – крепостей
       Но что-то в общем виде Новоспасского меня всегда озадачивало. И позднее я понял, что это ориентация зданий, - при которой главный подход от центра города к монастырю находится почти с северной стороны. С площади стены, колокольня и собор всегда смотрелись очень сурово, тем более, что в шестидесятые годы и сами здания представляли собой массу из темно-красного кирпича. А почему, собственно, вход в монастырь-крепость запроектирован с севера-востока? Для ответа на вопрос придется сначала посмотреть, как располагалось южное полукольцо монастырей-сторожей вокруг Москвы.
 
                             Москва. Оборонительные стены города и система загородных монастырей-крепостей в XVII веке
 
       На схеме генерального плана видно, что четыре наиболее крупных крепости расположены приблизительно на равном расстоянии от Кремля. Это Новодевичий монастырь, Донской, Данилов и Симонов – крепости, защищавшие город с юга. Два восточных форпоста расположены поближе к Москве – Новоспасский и Андроников монастырь.
       Но еще интереснее оказались сами планы. Для удобства рассмотрения я выбрал только три из них:
 
Планировка трех монастырей-крепостей: Новодевичьего, Донского и Новоспасского

                         Новодевичий монастырь                              Донской монастырь                             Новоспасский монастырь
       Показаны они в одном масштабе и ориентированы строго по сторонам света. И вопросов вызывают очень много! Все три монастыря относительно «новые», что отчетливо читается в их названиях, т.е. построены уже во времена централизованного Русского государства, но ориентированы их соборы и церкви самым причудливым образом. На представленных чертежах планов видно, - ни в одном из этих трех монастырских комплексов храмы не имеют строго восточной ориентации. В научной литературе есть много мнений по вопросу «неправильной» ориентации церковных зданий по отношению к сторонам света (т.е. отклонение алтарной апсиды от направления на восток). Не споря с ними и не поддерживая какую-либо теорию, я просто смотрю на сложившуюся планировку и задаю себе вопрос – а почему так получилось? Ответа на этот вопрос у меня пока нет.... 
       Новоспасский монастырь построен в далекой от Кремля местности, на крутом холме, над устьем впадавшей в Москву-реку речки Сары. Казалось бы, что для него самым естественным было ориентировать главный вход в сторону Кремля, из которого монастырь и был переведен «на новое» место, на Крутицкие холмы, и уж конечно ориентировать соборы и церкви в соответствии с церковными канонами.
  
Юго-восточная часть Мичуринского плана Москвы 1739 г.
От Таганки до Крутиц - фрагмент плана 1880 г.
 
       Что касается ориентации главного входа, то единственно возможным объяснением мне кажется следующее: монастырь строился вдоль дороги, ведущей от Москвы в Крутицкое подворье – резиденцию Сарских и Подонских митрополитов. Именно на эту дорогу ориентирована крепостная стена с главным входом в монастырь – проездной башней (Святых ворот), на месте которой во второй половине XVIII в. возведена существующая колокольня. Тогда становится понятным хотя бы направление главного входа в монастырь. Эта ориентация и закрепилась в дальнейшем улицами и переулками, окружившими монастырь уже в XVIII веке, изменявшимися со временем и дошедшая до наших дней уже в виде фрагментарных отголосков исторической городской планировки.

Генеральный план комплекса Новоспасского монастыря

       А для рассмотрения сегодняшней планировки Новоспасского монастыря уже абсолютно естественно ориентировать комплекс не по сторонам света, а именно «главным фасадом» на площадь перед монастырем.
       Именно с площади и я впервые увидел монастырь в 1963 г.

Общий вид Новоспасского монастыря с высоты птичьего полета
                                    
       Общий вид района Новоспасского монастыря в последнее десятилетие XX в. и особенно в начале XXI в. значительно изменился. Проложены две широкие магистральные улицы – Новоспасский проезд шириной в восемь полос для машин и 3-й Крутицкий переулок, почти такой же ширины. Уничтожена малоэтажная застройка перед монастырем и на территории до Крутицкого подворья, очень сильно изменился характер зданий на противоположном берегу Москва - реки. И только свободные территории вокруг самого монастыря еще спасают его от надвинувшейся застройки.
 
Планировка района в 1912 г.
План окружающей застройки в 1968 г.

       Сравнивая планы территории вокруг Новоспасского монастыря 1912 г. и 1968 г. можно сделать вывод, что за эти полвека принципиальное решение почти не изменилось. Карта 1968 года, то есть того времени, когда развернулись активные работы по реставрации всего Новоспасского монастыря, вообще чрезвычайно интересна. На ней виден масштаб малоэтажной застройки, линия трамвая и общий характер территории в эти годы. Показана и застройка между прудом и Москва-рекой. А единственной магистральной улицей в 1968 г. была только Воронцовская улица. И вот после внимательного изучения этой карты, будет интересно вернуться к современному Ситуационнному плану, - тогда станет понятна разница в восприятии всего архитектурного комплекса Новоспасского монастыря в 1968 г. и сегодня! -  Два плана территории от Таганки до Крутиц
 
3. Архитектура Новоспасского монастыря
 
         Преображенский собор в 1968 г.                     Знаменская церковь в 1981 г.                        Вид на монастырь в 1996 г.
 
       Комплекс Новоспасского монастыря сегодня представляет собой набор совершенно разных зданий и сооружений, построенных в период от середины XVII в. до конца XIX в. Притом, как и обычно в русской архитектуре, большинство из них были возведены на месте более ранних построек. Указанные ниже даты тоже необходимо воспринимать с определенной долей условности, ведь большинство сооружений многократно перестраивалось. Фактически, на сегодня, комплекс Новоспасского монастыря правильнее всего назвать результатом многолетней научно-реставрационной работы. Большинство зданий восстановлено на определенный период времени, наиболее характерный для сооружений такого типа.
       В результате уже самых последних деяний реставраторов, в монастыре выделены два этапа. Первый – это здания в стиле древнерусской архитектуры – Преображенский собор, Покровская церковь с трапезной и хлебодарной палатой, стены и башни. И, второй - здания эпохи классической архитектуры – Знаменская церковь и колокольня. И если древнерусская архитектура получила белый цвет, то классика имеет бежевую отделку стен с белыми колоннами и архитектурными деталями. Подобный подход объединил разнохарактерные сооружения в достаточно стройную цветовую гамму.
 
1. Преображенский собор. Годы строительства –1645-1649, т.е. середина XVII века. Двухсветный четырехстолпный пятиглавый храм с тремя пониженными апсидами и галереей. Главный вход с восточной стороны на галерею и затем по галерее в собор. В подклете размещается усыпальница, в которую ведет отдельное крыльцо с мозаичной иконой. В огромном иконостасе сохранились иконы XVII века.

                   
                     Преображенский собор. Фото 2012 г.                                  Интерьер Преображенского собора. Фото 2010 г.

2. Покровская церковь с трапезной и хлебодарной палатой. Комплекс сформировался в 1670-х гг. Особенно интересна двухэтажная трапезная с мощным белокаменным подвалом. Церковь возведена в качестве «теплого» храма в общем комплексе с Преображенским собором. Трапезная – одностолпная палата, к которой примыкают и церковь, и хлебодарная палата. Живописный комплекс сооружений, «охватывающий» южный угол Преображенского собора.
 
     
          Покровская церковь с трапезной. Фото 2012 г.                             Интерьер трапезной палаты. Фото 2012 г.

3. Стены и башни монастыря. Возведены в середине XVII века. Стены решены в традиционной для древнерусских крепостей строительной схеме. Наружные поверхности стен гладкие, с минимальным количеством архитектурных деталей. Круглые башни на четырех углах и одна квадратная со стороны пруда, которая имеет дополнительный угол и потому заслужила название «пятигранной».


Вид со стороны пруда. Фото 1982 г.

4. Братские кельи. Размещенные параллельно стенам монастыря, протяженные двухэтажные здания братских келий формируют застройку северной части монастыря, образуя пространство площади перед Преображенским собором. Оригинально решены окна со ступенчатыми перемычками. Братские кельи – наиболее цельное по архитектуре сооружение во всем монастырском комплексе. Своеобразным архитектурным дополнением комплекса братских келий является больничная палата и Никольская церковь.
 
 
                       Восточный корпус келий. Фото 2012 г.                                            Никольская церковь. Фото 2012 г.

5. Настоятельские палаты. Много раз перестраиваемое здание, сохранившее отдельные фрагменты сооружений конца XVII в. и начала XVIII в. Наиболее интересная часть фасада – восточная угловая встройка с галереей-гульбищем.

                                                    
 
6. Колокольня. Монументальная четырехярусная колокольня в стиле барокко построена по проекту арх. И Жеребцова в 1759 – 1785 гг. По первоначальному проекту должна была быть пятиярусной, но в процессе строительства от пятого яруса отказались. На первом уровне проездные ворота, на втором уровне – Сергиевская церковь, выше – два яруса звона.
 
                  

7. Знаменская церковь. Построена в конце XVIII в., арх. Е.С. Назаров. Произведение московского классицизма, с необычным, двухсветным внутренним пространством, которое в настоящее время восстанавливается. Северный фасад украшен колоннадой тосканского ордера.
 
    
                    Знаменская церковь. Вид с северной стороны. Фото 2012 г.                        Реставрация интерьера. Фото 2012 г.
 
       На представленных далее фотографиях видны все сооружения монастыря. Фотографии подобраны с таким расчетом, что бы показать историческое развитие архитектурного комплекса монастыря с начала двадцатого века и до начала века двадцать первого. Более подробный исторический очерк будет размещен в конце статьи.
Внимательно изучив существующую планировку монастыря, мне кажется, будет очень интересно посмотреть и план монастыря в XIX веке:
                                                                   

       Сравнивая два плана можно увидеть много изменений в деталях и назначении отдельных зданий. Но общая сохранность архитектурного комплекса очевидна.
       Я уже говорил вначале статьи о том, что многие годы (фактически с 20-х до 60-х) весь комплекс не вызывал положительных оценок у специалистов. И был разработан проект строительства жилых домов на месте монастыря. Построенный между монастырем и Новоспасским мостом 8-ми этажный жилой дом (Саринский пр. 2) был, соответствеено, только первой очередью этого проекта. В дальнейшем, следующие постройки планировались уже со сносом сооружений Новоспасского монастыря. Очевидно, что видимые на фотографиях предвоенных и послевоенных лет разрушения стен и отдельных зданий монастыря были не случайны, а являлись частью общего направления по «несохранению» этого архитектурного комплекса.
       В те годы, когда я открыл для себя Новоспасский, прогулка по монастырю была увлекательной архитектурной экскурсией. Правда, без экскурсовода, в котором лично я никогда и не нуждался. Сама архитектура говорила обо всем, что случалось с этим местом на протяжении столетий. Позднее, в 70-е и 80-е годы стараниями реставраторов выкристаллизовывались древние детали, окна и кровли, главы и кресты. Монастырь был открыт круглые сутки, и бродить по нему было интересно. Процесс превращения архитектурного комплекса Новоспасского монастыря в  Художественный центр  с «Музеем  истории и современной практики реставрационного дела в СССР»  до полного завершения так и не был доведен. С развалом СССР в 1991 г. Новоспасский монастырь, полностью отреставрированный, был передан Московской Патриархии. Не сразу, но постепенно, начался совершенно новый этап в истории Новоспасского, - этап превращения Архитектурного Комплекса в действующий Православный монастырь. Этап сложный и неоднозначный, если оценивать его с архитектурно – художественной точки зрения.
 
                                                                                                       
………………………………………………………………………………………………………… …………………………………..
Фотографии. 
В статье подобраны фотографии из разных источников:
1. Фотографии автора, выполненные в разные годы.
2. Привлеченные с сайта «Фотографии старой Москвы» - http://www.oldmos.ru/
3. Автор выражает глубокую благодарность  Аркадию Вадимовичу Шатохину, краеведу и фотографу, предоставившему для данной статьи большую серию своих фотографий, в основном выполненных в 1981 г.
 
Чертежи выполнены автором на основе исторических материалов.

........................................................................
 
Литература.
- Памятники архитектуры Москвы. Тома 5 и 6. От Земляного до Камер-Коллежского Вала. – М.: Искусство, 1998 г.,2000 г
- А.В. Бунин Т.Ф. Саваренская. История Градостроительного искусства. Том 1. - М.: Стройиздат, 1979 г.
- Морозов К.К. Памятник архитектуры – Новоспасский монастырь в Москве. – М. Советский художник, 1982 г.
- Православные монастыри. Новоспасский монастырь. - М.: ООО «Де Агостини», 2010 г.
- Заграевский С.В. О научной обоснованности «азимутального метода» (метода определения дат и посвящений древнерусских храмов по азимуту их алтарей). Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2010–2011 гг.
- Бондарчук В.Г. Анализ литературы о музеефикации российских культовых зданий. В кн.: Музей в храме-памятнике. Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2008 г.
 
                                                                                                                                                       Москва, 04 мая 2012 г.

...............................................................................................................................
Дополнение от 24 октября 2021 года

       Первоначально в этой моей работе ситуационный план и генеральный план были разработаны в программе «Pano2VR» и наполнены интерактивными точками. И с помощью программы «Flash» возможно было открывать всплывающие окна во время просмотра чертежа. Это было удобно и эффектно. Но в январе 2021 года действие программы «Adobe Flash Player»  закончилось. И как результат - два интерактивных чертежа в моей разработке перестали функционировать.

       Я подождал почти 10 месяцев, думал, что разработчики «одумаются» и предложат взамен другую программу. Но этого не случилось и вряд ли произойдет в будущем. Получилось, что из проекта выпал огромный пласт материалов, очень важных исторических фотографий с пояснениями. Материала, на разработку которого в 2012 году было потрачено много сил и времени.

       Что бы хоть как-то «реанимировать» эти материалы, я решил добавить еще один лист – Новоспасский в XX в.- 2 стр. на котором просто показать фотографии (которые раньше были «всплывающими»). Это не так эффектно, но зато фотографии размещены теперь в хронологическом порядке. И появилась своего рода «ретроспектива» старых и редких фотографий этого района старой Москвы.


     Переход на 2 страницу                                                                  

 
 

Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.