Псков
Богоявленская церковь во Пскове -
истинно псковский памятник архитектуры
(Из «Паспорта» памятника истории и культуры СССР)
И план церкви и фасад со стороны звонницы – все, казалось бы такое традиционное, но вот в целом - построен уникальный маленький ансамбль. Он запоминается.
В старину церковь была одной из крупнейших в Запсковье. Сама церковь с приделами скомпонована симметрично, но звонница поставлена так, что общая композиция становится ассиметричной. И выступающая вперед звонница с мощным основанием придает всей церкви новый крупный масштаб.
Этот храм считается единственным в Пскове,
в котором псковская классическая архитектура видна особенно ярко
Церковь сохранилась хорошо. Если посмотреть старые фото, с конца XIX века, то можно сказать, что сохранность ее уникальная. Но окружающий пейзаж изменился основательно:
Самое главное отличие, сразу бросающееся в глаза при сравнении старых и современных фотографий - это изменение формы главы церкви. В конце XVIII - начале XIX вв. старую луковичную главу заменили полусферической, характерной для того времени. Луковичная глава воссоздана уже советскими реставраторами.
Вид на церковь после освобождения территории от двухэтажной застройки
и возведения нового моста через реку Пскову
Церковь Богоявления с Запсковья после расчистки окружающей территории от малоэтажной рядовой застройки стала «островным» сооружением, которое можно осмотреть со всех сторон. Это и хорошо, так как дает возможность увидеть всемирно признанный памятник культуры и с ближних и с дальних точек. Но определенная «пустынность» пространства вокруг церкви в то же время лишила сооружение взаимосвязи с исторической застройкой города. Впрочем, и сама эта старая застройка в наши дни уже стала тоже достоянием истории.
Современный вид. Фото - Наталия Журавлева,2009 г.
И вид почти с той же точки, но в годы проведения реставрации – 2006 г.
Фотография интересна еще и потому, что некоторым образом воспроизводит то состояние объекта, в котором он был когда-то – с казенным двором, окруженным деревянным забором.... и т.д. (Вернитесь и еще раз посмотрите "Паспорт" объекта ... )
В XIII — XVI веках сложился особый псковский тип православного храма — одноглавый, кубической формы, с пониженными угловыми частями и многоскатными кровлями, иногда с применением повышенных подпружных арок, или бесстолпный, со световым барабаном на пересекающихся цилиндрических арках. И конечно уникальной чертой псковской архитектурной школы были многопролётные звонницы, паперти, приделы и притворы, придававшие постройкам характер живописных асимметричных ансамблей.
Звонница крупным планом - какой очаровательный колокольный музыкальный инструмент
У себя дома псковичи строили обычно из известняковой плиты, в изобилии добывавшейся на Псковщине.
Эти слоистые плиты разных размеров слегка обтесывались и составляли
основной массив каменной кладки, скрепленной известковым раствором. Все
здания и сооружения обязательно обмазывались известковым раствором и
белились. Особенностью обмазки было то, что она подчеркивала неровности
кладки, так как псковичи никогда не стремились к геометрически ровным
стенам. Таким образом, они создали свойственную псковскому зодчеству
живую поверхность стен, и необыкновенную способность отражать природный
цвет, свет и тени.
Кирпич в Пскове употреблялся до XVIII века очень редко, так как он обходился гораздо дороже плиты.
На Псковщине известняки находятся в громадном количестве, самых разнообразных пород и легко могут добываться вблизи мест строек. Плита как материал для постройки каменных зданий является природным, не требующим переработки материалом, легко доступным, дешевым и имеющим большие достоинства. Неслучайно именно во времена наибольшего развития строительства и высоко развитой строительной техники в Пскове плита совершенно вытеснила кирпич, который употреблялся только лишь на печи и печные трубы. Это было вызвано необходимостью быстрого заготовления большого количества материала, который был бы под рукой, быстрого окончания строек и, при большом размахе строительства, стесненностью материальных средств, необходимостью экономить их.
На Псковщине известняки находятся в громадном количестве, самых разнообразных пород и легко могут добываться вблизи мест строек. Плита как материал для постройки каменных зданий является природным, не требующим переработки материалом, легко доступным, дешевым и имеющим большие достоинства. Неслучайно именно во времена наибольшего развития строительства и высоко развитой строительной техники в Пскове плита совершенно вытеснила кирпич, который употреблялся только лишь на печи и печные трубы. Это было вызвано необходимостью быстрого заготовления большого количества материала, который был бы под рукой, быстрого окончания строек и, при большом размахе строительства, стесненностью материальных средств, необходимостью экономить их.
Пластическая насыщенность архитектурных форм псковского зодчества сочетается с
немногочисленностью декоративных деталей – валиков-арок на апсидах,
нарядного пояса вокруг барабана главы и верхней части апсид.
В начале Великой Отечественной войны пожар уничтожил все деревянные части здания, его покрытия и иконостас, заполненный древними иконами. К 1947—1948 годам из-под отвалившейся поздней штукатурки обнажились следы первоначальных форм здания, позволявшие точнейшим образом восстановить его (за исключением внутреннего убранства и некоторых деталей).
Интерьеры были полностью утеряны. В настоящее время, и особенно после передачи здания в ведении церковных властей, создаются фактически абсолютно новые интерьеры и детали церковной атрибутики.
Типичные псковские черты – круглые столпы, здесь явственно читаются и запоминаются
Система арок несет центральный купол церкви.
В стенах барабана и под сводами заделаны голосники.
И несколько слов о новом иконостасе:
Конечно для церковных служб сегодня необходим иконостас. Но вот какого типа или «стиля» он должен быть, это очень важный вопрос. К сожалению, сейчас установлен новенький высокий иконостас, совершенно неуместный в псковском храме XIII - XV веков. Это чисто церковный и формальный подход явно нарушил цельность внутреннего архитектурного пространства, его историчность, его соответствие конкретной исторической эпохе. Намного правильней было бы устройство невысокой алтарной преграды.
Наверное сегодняшний высокий иконостас был выполнен без участия архитекторов и историков искусства.
В качестве примера - современное решение отделения алтарного пространства в соборе Переславля-Залесского или в церкви Варлаама Хутынского в Пскове:
Напомню, что могоярусный
высокий иконостас сложился значительно позднее, где-то в XVI столетии,
не ранее, а его расцвет приходится уже на XVII век. А в византийских, и в
наших домонгольских храмах алтарная
часть отделялась невысокой алтарной преградой. Допускаю, что сегодня
могут быть разные варианты решения. Но все равно не следует нарушать
историческую логику.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси.
Предельно лаконичная отделка фасадов тоже характерная черта Псковского зодчества. В сочетании с «живой», неровной поверхностью стен это создает истинно псковскую архитектуру.
Церковь Богоявления прекрасно смотрится в любое время года. А зимой, среди белых снегов, она особенно хороша:
Вид из-за Псковы
Богоявление на горе ...
Вид на апсиды
Общий вид с ближайшими жилыми домами
Зимняя панорама ... ))
И - современное «парадное» благоустройство подхода к Богоявленской церкви от моста через Пскову
Богоявленская церковь истинно Псковская, и это - главное!
И пусть именно такая красота спасет наш мир...!
Литература:
- Грабарь И.Э. История русского искусства. Т1.Архитектура. До-Петровская эпоха, М.,Кнебель, 1910
- Спегальский Ю.П. Псков. Л-М.:Искусство, 1963
- Корнилович К.В. Окно в минувшее. - Л.: Искусство, 1968.
Фотографии:
- Рисунок звонницы церкви Богоявления с Запсковья выполнен мною в 1965 году.
- Исторические фотографии сканированы из указанных книг.
- Многие старые фотографии привлечены с сайта Паству.сом
- Большинство современных фотографий любезно предоставила Наталия Журавлева
- Корнилович К.В. Окно в минувшее. - Л.: Искусство, 1968.
Фотографии:
- Рисунок звонницы церкви Богоявления с Запсковья выполнен мною в 1965 году.
- Исторические фотографии сканированы из указанных книг.
- Многие старые фотографии привлечены с сайта Паству.сом
- Большинство современных фотографий любезно предоставила Наталия Журавлева
Псков - Москва. Октябрь, 2022 год