Пятница, 29.03.2024, 11:30
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Псков

Богоявленская церковь во Пскове -
истинно псковский памятник архитектуры

       Псков я знаю очень давно, люблю этот славный город, исходил его с этюдником в руках еще в середине шестидесятых годов. И среди множества интереснейших сооружений уже в те годы отметил одну сравнительно небольшую по размерам церквушку. Я даже не запомнил тогда ее название, но зато запомнил традиционно Псковскую архитектуру здания. И особенно звонницу.
 

                                                             (Из «Паспорта» памятника истории и культуры СССР)

Одним из первых в ХХ в. сооружение описывает И.Грабарь в I томе своего капитального труда «История русского искусства», изданном в 1910 г.
 


Конечно, более детально церковь исследована и описана у Ю.П.Спегальского в его знаменитой книге «Псков» и в других материалах.

И план церкви и фасад со стороны звонницы – все, казалось бы такое традиционное, но вот в целом - построен уникальный маленький ансамбль. Он запоминается.

В старину церковь была одной из крупнейших в Запсковье. Сама церковь с приделами скомпонована симметрично, но звонница поставлена так, что общая композиция становится ассиметричной. И выступающая вперед звонница с мощным основанием придает всей церкви новый крупный масштаб.

 

  Этот храм считается единственным в Пскове,
в котором псковская классическая архитектура видна особенно ярко


Церковь сохранилась хорошо. Если посмотреть старые фото, с конца XIX века, то можно сказать, что сохранность ее уникальная. Но окружающий пейзаж изменился основательно:



Фото 1898 - 1907 гг.
Фото1900 - 1917 гг.



Фото 1910 - 1915 гг.
Фото 1930 г.


Самое главное отличие, сразу бросающееся в глаза при сравнении старых и современных фотографий - это изменение формы главы церкви. В конце XVIII - начале XIX вв. старую луковичную главу заменили полусферической, характерной для того времени. Луковичная глава воссоздана уже советскими реставраторами.


Вид на церковь после освобождения территории от двухэтажной застройки
и возведения нового моста через реку Пскову


       Церковь Богоявления с Запсковья после расчистки окружающей территории от малоэтажной рядовой застройки стала «островным» сооружением, которое можно осмотреть со всех сторон. Это и хорошо, так как дает возможность увидеть всемирно признанный памятник культуры и с ближних и с дальних точек. Но определенная «пустынность» пространства вокруг церкви в то же время лишила сооружение взаимосвязи с исторической застройкой города. Впрочем, и сама эта старая застройка в наши дни уже стала тоже достоянием истории.

Современный вид. Фото - Наталия Журавлева,2009 г.


И вид почти с той же точки, но в годы проведения реставрации – 2006 г.

Фотография интересна еще и потому, что некоторым образом воспроизводит то состояние объекта, в котором он был когда-то – с казенным двором, окруженным деревянным забором.... и т.д. (Вернитесь и еще раз посмотрите "Паспорт" объекта ... )

 
       В XIII — XVI веках сложился особый псковский тип православного храма — одноглавый, кубической формы, с пониженными угловыми частями и многоскатными кровлями, иногда с применением повышенных подпружных арок, или бесстолпный, со световым барабаном на пересекающихся цилиндрических арках. И конечно уникальной чертой псковской архитектурной школы были многопролётные звонницы, паперти, приделы и притворы, придававшие постройкам характер живописных асимметричных ансамблей.


 
Звонница крупным планом - какой очаровательный колокольный музыкальный инструмент

 
 
       У себя дома псковичи строили обычно из известняковой плиты, в изобилии добывавшейся на Псковщине.
Эти слоистые плиты разных размеров слегка обтесывались и составляли основной массив каменной кладки, скрепленной известковым раствором. Все здания и сооружения обязательно обмазывались известковым раствором и белились. Особенностью обмазки было то, что она подчеркивала неровности кладки, так как псковичи никогда не стремились к геометрически ровным стенам. Таким образом, они создали свойственную псковскому зодчеству живую поверхность стен, и необыкновенную способность отражать природный цвет, свет и тени.
       Кирпич в Пскове употреблялся до XVIII века очень редко, так как он обходился гораздо дороже плиты.
На Псковщине известняки находятся в громадном количестве, самых разнообразных пород и легко могут добываться вблизи мест строек. Плита как материал для постройки каменных зданий является природным, не требующим переработки материалом, легко доступным, дешевым и имеющим большие достоинства. Неслучайно именно во времена наибольшего развития строительства и высоко развитой строительной техники в Пскове плита совершенно вытеснила кирпич, который употреблялся только лишь на печи и печные трубы. Это было вызвано необходимостью быстрого заготовления большого количества материала, который был бы под рукой, быстрого окончания строек и, при большом размахе строительства, стесненностью материальных средств, необходимостью экономить их.
       Пластическая насыщенность архитектурных форм псковского зодчества сочетается с немногочисленностью декоративных деталей – валиков-арок на апсидах, нарядного пояса вокруг барабана главы и верхней части апсид.





В начале Великой Отечественной войны пожар уничтожил все деревянные части здания, его покрытия и иконостас, заполненный древними иконами. К 1947—1948 годам из-под отвалившейся поздней штукатурки обнажились следы первоначальных форм здания, позволявшие точнейшим образом восстановить его (за исключением внутреннего убранства и некоторых деталей).

Интерьеры были полностью утеряны. В настоящее время, и особенно после передачи здания в ведении церковных властей, создаются фактически абсолютно новые интерьеры и детали церковной атрибутики.


Типичные псковские черты – круглые столпы, здесь явственно читаются и запоминаются




Система арок несет центральный купол церкви.
В стенах барабана и под сводами заделаны голосники.
 



И несколько слов о новом иконостасе:


       Конечно для церковных служб сегодня необходим иконостас. Но вот какого типа или «стиля» он должен быть, это очень важный вопрос. К сожалению, сейчас установлен новенький высокий иконостас, совершенно неуместный в псковском храме XIII - XV веков. Это чисто церковный и формальный подход явно нарушил цельность внутреннего архитектурного пространства, его историчность, его соответствие конкретной исторической эпохе. Намного правильней было бы устройство невысокой алтарной преграды.
Наверное сегодняшний высокий иконостас был выполнен без участия архитекторов и историков искусства. 

В качестве примера - современное решение отделения алтарного пространства в соборе Переславля-Залесского или в церкви Варлаама Хутынского в Пскове:



Собор в Переславле-Залесском
Церковь Варлаама Хутынского в Пскове

       Напомню, что могоярусный высокий иконостас сложился значительно позднее, где-то в XVI столетии, не ранее, а его расцвет приходится уже на XVII век. А в византийских, и в наших домонгольских храмах алтарная часть отделялась невысокой алтарной преградой. Допускаю, что сегодня могут быть разные варианты решения. Но все равно не следует нарушать историческую логику.


       Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси.
       Предельно лаконичная отделка фасадов тоже характерная черта Псковского зодчества. В сочетании с «живой», неровной поверхностью стен это создает истинно псковскую архитектуру.

Церковь Богоявления прекрасно смотрится в любое время года. А зимой, среди белых снегов, она особенно хороша:
 
Вид из-за Псковы

Богоявление на горе ...

Вид на апсиды

Общий вид с ближайшими жилыми домами

Зимняя панорама ... ))
  

И - современное «парадное» благоустройство подхода к Богоявленской церкви от моста через Пскову

      
Богоявленская церковь истинно Псковская, и это - главное!
И пусть именно такая красота спасет наш мир...!


Литература:
- Грабарь И.Э. История русского искусства. Т1.Архитектура. До-Петровская эпоха, М.,Кнебель, 1910
- Спегальский Ю.П. Псков. Л-М.:Искусство, 1963
- Корнилович К.В. Окно в минувшее. - Л.: Искусство, 1968.

Фотографии:
- Рисунок звонницы церкви Богоявления с Запсковья выполнен мною в 1965 году.
- Исторические фотографии сканированы из указанных книг.
- Многие старые фотографии привлечены с сайта Паству.сом
- Большинство современных фотографий любезно предоставила  Наталия Журавлева

Псков - Москва. Октябрь, 2022 год


Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.