Мой храм 1000-летия Руси
В 1989 году Союз Архитекторов СССР объявил конкурс на разработку проекта храма-памятника в честь 1000-летия Крещения Руси. А так как я много лет, еще со времени учебы в Архитектурном институте, всегда рисовал для себя этакий идеальный храм, то конечно с удовольствием подключился к проектированию.
Конкурс был объявлен 1 июня и продолжался до 1 декабря 1989 года. Условия и программу конкурса, наверное, взял в Союзе архитекторов, составлены они были подробно и профессионально, даже была приложена геосъемка участка.
И начал уникальную работу, не для какого-то там заказчика, работу не для выполнения плана, не для премии - а только для души. Сначала долго определял основные архитектурные параметры и размеры будущего здания. Потом нужно было все вычертить на планшетах. Планшет размером 1х1 метр в те годы был основой для любой подачи проекта. Это лист оргалита толщиной 5 мм, оклеенный ватманом с двух сторон. Одна сторона - для черчения, другая - для жесткости всего планшета. Таких планшетов я заказал на работе восемь штук. Привез их домой и работа закипела. В те годы у меня был довольно большой письменный стол, а когда надо было работать сразу на двух планшетах, то к столу добавлялся этюдник, поднятый до нужного уровня. Работал каждый день вечерами, конечно по выходным дням и весь летний отпуск. Десятки и сотни эскизов, выбор принципиального направления архитектурной концепции, отработка основной идеи. Разумеется, как реалист я прекрасно понимал, что ни о каких призовых местах даже мечтать не нужно. Это был конкурс идей, концепций и выработки подходов к теме. А для меня просто - Мой ХРАМ.
Площадка для строительства была определена заранее, и в первые дни работы я приехал и обошел вдоль и поперек всю территорию. В принципе я знал эти места, они всегда были как бы окраиной ансамбля Царицыно. Там уже был установлен закладной камень с надписью – «Здесь будет сооружен храм в ознаменование 1000-летия крещения Руси». Огромная поляна спускается к Царицынским прудам, вдоль дороги остатки дачных домиков, в некоторых еще жили люди. Место открытое и несколько удаленное от всех культурных центров.
Но храм в этом месте был бы виден со всех окружающих жилых районов, из окон сотен домов. И конечно из окон всех поездов, проходящих по другому берегу прудов. Когда я заканчивал вычерчивание проекта на планшетах, я еще пару раз приезжал на эту поляну, что бы убедиться в правильности выбранного масштаба будущего здания.
Общий ситуационный план с окружающей застройкой
Теперь о самом проекте:
Чертеж ориентирован на восток.
Главный вход в храм с западной стороны, от метро Царицыно и плотины между Царицынскими прудами.
Аллея с правой стороны ведет от метро Орехово к южному входу в храм
Четырехстолпный крестовокупоьный храм с тремя апсидами.
План в форме квадрата, вписанный в круг
Пояснительная записка на шести листах, где подробно изложены все положения, от общей идеи до архитектурно-художественных деталей. Если очень коротко - то таковы основные принципы:
- Доминирующая идея – поэтизация круга, как символа вечности, любви, солнца и единства
- Творческое освоение архитектурных традиций русского церковного зодчества- Завершен девятью главами
- Цветной витраж с изображением «Троицы», вписанный в круг
- Входы по осям с трех сторон, с запада, юга и севера, дополненные эскалаторами и лифтами
- Хоры на втором ярусе
- Скоростные лифты в четырех столпах
- Внутри главы размещен «верхний зал заседаний»- В цокольном этаже размещены конференц-зал на 600 мест, трапезные, экскурсионные службы, гостиница.
- Подвальный этаж предназначены для служебных и технических помещений
- Все вертикальные системы инженерного обеспечения размещены внутри наружных стенПеред сдачей планшетов на конкурс я привез их сначала в свой проектный институт и сфотографировал все материалы в профессиональной фотолаборатории. Это дает мне сегодня возможность сканировать фотографии и показать весь мой труд, спустя много лет.
Немного об истории вопроса
В 1988 году М.С. Горбачев принял в Кремле в Екатерининском зале Патриарха Московского и всея Руси Пимена и членов Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополитов Киевского и Галицкого Филарета, Ленинградского и Новгородского Алексия, Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Ростовского и Новочеркасского Владимира, Минского и Белорусского Филарета.
М.С.Горбачев как обычно много говорил, в частности упирая на то, что провозглашенный молодой советской республикой Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви знаменовал собой крутой поворот в сложившихся в России церковно-государственных отношениях. Этот ленинский декрет открыл перед Церковью возможности осуществлять свою деятельность без вмешательства извне. Образно говоря, освободительный дух Великого Октября коснулся и всех религиозных организаций нашего многонационального общества. Члены Синода высказали, конечно же, свою поддержку проводимым в стране мероприятиям по перестройке и нравственному обновлению в обществе. Это политическая предыстория.
И наверное сразу после этой встречи и родилась мысль о строительстве административного центра РПЦ, который включал бы в себя большой комплекс сооружений.
Как проходила выставка конкурсных проектов
Все проектные материалы, а это восемь планшетов размером 1х1 метр и пояснительная записка, я привез в резиденцию Патриарха в Чистом переулке. Там, не в главном здании, конечно, а в боковом флигеле в глубине двора и работала группа по приемке проектов. Документов при входе никто не спрашивал, тяжелая пачка планшетов в руках была достаточным основанием ...
Мой проект зарегистрирован под номером 18, значит - я сдал материалы в числе первых конкурсантов. И уже во время сдачи работы, по некоторым недомолвкам мне стало понятно, что победители конкурса давно определены, и сам конкурс, это только игра.
На конкурс было подано, как написано в газете, 400 проектов. Жюри включало представителей Патриархии, Министерства культуры и Союза архитекторов. Выставка проектов была организовано бездарно, думаю, что специально. Все это огромное количество проектов разместили в огромном павильоне Строительной выставки на Фрунзенской набережной, место глухое и малопосещаемое. От метро до него добраться весьма проблематично. Говорят, что вначале было много посетителей, но когда я заехал на эту выставку – там не было никого.
И только уже в начале 1990 года мне позвонили из Патриархии в Чистом переулке и пригласили для вручения Грамоты за участие в Конкурсе. И вот такую красивую картинку преподнесли –
Храню ее …. Не потому, что сильно люблю эту организацию, а скорее как память о своей работе над проектом Храма-памятника 1000-летию Крещения Руси. Как память о большой интересной работе, которой я занимался летом и осенью 1989 года.
О том, что я дома занимаюсь разработкой конкурсного проекта Храма - первого в истории Советского Союза, мои коллеги конечно знали. Но кроме меня в нашем проектном институте, из почти трехсот архитекторов, этим конкурсом не занимался никто...
Post-scriptum:
В дальнейшем храм, посвященный 1000-летию Крещения Руси, был построен в 2004 году в районе Орехово-Борисово по совершенно другому проекту, не имеющему никакого отношения к двум турам конкурса. И совсем в другом месте – на ситуационном плане он виден в верхнем правом углу. Он небольшой по размерам, и спроектирован, как пишут, в византийском стиле.
Москва. Проект разработан в 1989 г.
Статья оформлена 16 ноября 2020 г.
Статья оформлена 16 ноября 2020 г.