Вторник, 19.03.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Мой Храм

Мой храм 1000-летия Руси

       В 1989 году Союз Архитекторов СССР объявил конкурс на разработку проекта храма-памятника в честь 1000-летия Крещения Руси. А так как я много лет, еще со времени учебы в Архитектурном институте, всегда рисовал для себя этакий идеальный храм, то конечно с удовольствием подключился к проектированию.
       Конкурс был объявлен 1 июня и продолжался до 1 декабря 1989 года. Условия и программу конкурса, наверное, взял в Союзе архитекторов, составлены они были подробно и профессионально, даже была приложена геосъемка участка.
       И начал уникальную работу, не для какого-то там заказчика, работу не для выполнения плана, не для премии - а только для души. Сначала долго определял основные архитектурные параметры и размеры будущего здания. Потом нужно было все вычертить на планшетах. Планшет размером 1х1 метр в те годы был основой для любой подачи проекта. Это лист оргалита толщиной 5 мм, оклеенный ватманом с двух сторон. Одна сторона - для черчения, другая - для жесткости всего планшета. Таких планшетов я заказал на работе восемь штук. Привез их домой и работа закипела. В те годы у меня был довольно большой письменный стол, а когда надо было работать сразу на двух планшетах, то к столу добавлялся этюдник, поднятый до нужного уровня. 
       Работал каждый день вечерами, конечно по выходным дням и весь летний отпуск. Десятки и сотни эскизов, выбор принципиального направления архитектурной концепции, отработка основной идеи. Разумеется, как реалист я прекрасно понимал, что ни о каких призовых местах даже мечтать не нужно. Это был конкурс идей, концепций и выработки подходов к теме. А для меня просто - Мой ХРАМ.
       Площадка для строительства была определена заранее, и в первые дни работы я приехал и обошел вдоль и поперек всю территорию. В принципе я знал эти места, они всегда были как бы окраиной ансамбля Царицыно. Там уже был установлен закладной камень с надписью – «Здесь будет сооружен храм в ознаменование 1000-летия крещения Руси». Огромная поляна спускается к Царицынским прудам, вдоль дороги остатки дачных домиков, в некоторых еще жили люди. Место открытое и несколько удаленное от всех культурных центров.
       Но храм в этом месте был бы виден со всех окружающих жилых районов, из окон сотен домов. И конечно из окон всех поездов, проходящих по другому берегу прудов. Когда я заканчивал вычерчивание проекта на планшетах, я еще пару раз приезжал на эту поляну, что бы убедиться в правильности выбранного масштаба будущего здания.

 Общий ситуационный план с окружающей застройкой

Теперь о самом проекте:


Цветной витраж с изображением «Троицы», вписанный в круг - одна из главных идей проекта

Чертеж ориентирован на восток.
Главный вход в храм с западной стороны, от метро Царицыно и плотины между Царицынскими прудами.
Аллея с правой стороны ведет от метро Орехово к южному входу в храм



Четырехстолпный крестовокупоьный храм с тремя апсидами.
План в форме квадрата, вписанный в круг




Фасад со стороны подхода от метро Орехово





Пояснительная записка на шести листах, где подробно изложены все положения, от общей идеи до архитектурно-художественных деталей. Если очень коротко - то таковы основные принципы:

- Доминирующая идея – поэтизация круга, как символа вечности, любви, солнца и единства
- Творческое освоение архитектурных традиций русского церковного зодчества
- Завершен девятью главами
- Цветной витраж с изображением «Троицы», вписанный в круг
- Входы по осям с трех сторон, с запада, юга и севера, дополненные эскалаторами и лифтами
- Хоры на втором ярусе
- Скоростные лифты в четырех столпах
- Внутри главы размещен «верхний зал заседаний»
- В цокольном этаже размещены конференц-зал на 600 мест, трапезные, экскурсионные службы, гостиница.
- Подвальный этаж предназначены для служебных и технических помещений
- Все вертикальные системы инженерного обеспечения размещены внутри наружных стен

Перед сдачей планшетов на конкурс я привез их сначала в свой проектный институт и сфотографировал все материалы в профессиональной фотолаборатории. Это дает мне сегодня возможность сканировать фотографии и показать весь мой труд, спустя много лет.
 
Немного об истории вопроса

       Хотя события происходили не так уж давно, но про них сегодня мало кто помнит. А дело было так - Патриарх Пимен обратился с письмом к М.С.Горбачеву, в котором он высказал просьбу о встрече в связи с 1000-летием введения христианства на Руси.
       В 1988 году М.С. Горбачев принял в Кремле в Екатерининском зале Патриарха Московского и всея Руси Пимена и членов Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополитов Киевского и Галицкого Филарета, Ленинградского и Новгородского Алексия, Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Ростовского и Новочеркасского Владимира, Минского и Белорусского Филарета.
       М.С.Горбачев как обычно много говорил, в частности упирая на то, что провозглашенный молодой советской республикой Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви знаменовал собой крутой поворот в сложившихся в России церковно-государственных отношениях. Этот ленинский декрет открыл перед Церковью возможности осуществлять свою деятельность без вмешательства извне. Образно говоря, освободительный дух Великого Октября коснулся и всех религиозных организаций нашего многонационального общества. Члены Синода высказали, конечно же, свою поддержку проводимым в стране мероприятиям по перестройке и нравственному обновлению в обществе. Это политическая предыстория.
       И наверное сразу после этой встречи  и родилась мысль о строительстве административного центра РПЦ, который включал бы в себя большой комплекс сооружений.

Как проходила выставка конкурсных проектов
 
       Все проектные материалы, а это восемь планшетов размером 1х1 метр и пояснительная записка, я привез в резиденцию Патриарха в Чистом переулке. Там, не в главном здании, конечно, а в боковом флигеле в глубине двора и работала группа по приемке проектов. Документов при входе никто не спрашивал, тяжелая пачка планшетов в руках была достаточным основанием ...


Мой проект зарегистрирован под номером 18, значит - я сдал материалы в числе первых конкурсантов. И уже во время сдачи работы, по некоторым недомолвкам мне стало понятно, что победители конкурса давно определены, и сам конкурс, это только игра.
 
       На конкурс было подано, как написано в газете, 400 проектов. Жюри включало представителей Патриархии, Министерства культуры и Союза архитекторов. Выставка проектов была организовано бездарно, думаю, что специально. Все это огромное количество проектов разместили в огромном павильоне Строительной выставки на Фрунзенской набережной, место глухое и малопосещаемое. От метро до него добраться весьма проблематично. Говорят, что вначале было много посетителей, но когда я заехал на эту выставку – там не было никого.


Вот так выглядит  ПРОЕКТ МОЕГО ХРАМА  на перспективе,
с высоты птичьего полета


       И только уже в начале 1990 года мне позвонили из Патриархии в Чистом переулке и пригласили для вручения Грамоты за участие в Конкурсе. И вот такую красивую картинку преподнесли –
 
Храню ее …. Не потому, что сильно люблю эту организацию, а скорее как память о своей работе над проектом Храма-памятника 1000-летию Крещения Руси. Как память о большой интересной работе, которой я занимался летом и осенью 1989 года.
       О том, что я дома занимаюсь разработкой конкурсного проекта Храма - первого в истории Советского Союза, мои коллеги конечно знали. Но кроме меня в нашем проектном институте, из почти трехсот архитекторов, этим конкурсом не занимался никто...

Post-scriptum:



       Предвижу логичный вопрос – а чем же закончилась вся эта эпопея с конкурсами? Ведь после первого был еще и второй тур? Можно сказать, что ничем, дыркой от бублика. Напомню, что проектировал я свой Храм в 1989 году, когда нищал и разваливался Советский Союз, магазины сияли пустыми прилавками. В 1990 году аппаратчики спешно создали еще одну партию, Компартию РСФСР. А в августе 1991 года случилось противостояние правящих элит, в декабре Горбачев ушел в отставку, и в Кремле был спущен флаг СССР. И в новогоднюю ночь, в последние минуты 31 декабря 1991 года, сатирик Михаил Задорнов де-факто заменил главу государства, выступив с новогодним обращением к Советскому или, если угодно, к бывшему Советскому народу.
 
       В дальнейшем храм, посвященный 1000-летию Крещения Руси, был построен в 2004 году в районе Орехово-Борисово по совершенно другому проекту, не имеющему никакого отношения к двум турам конкурса. И совсем в другом месте – на ситуационном плане он виден в верхнем правом углу. Он небольшой по размерам, и спроектирован, как пишут,  в византийском стиле.


Москва. Проект разработан в 1989 г.
Статья оформлена 16 ноября 2020 г.



Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.