«Высокие горы» - усадьба Усачевых, Хлудовых, Найденовых
Усадьба действительно находится на высоком берегу Яузы, на одном из самых высоких мест этого района. Фасад главного дома усадьбы Высокие горы виден со всех окружающих точек Садового кольца, из окон проходящих троллейбусов, и проносящихся машин.
Произведение архитектуры, во всех солидных источниках приписываемое архитектору Доменико Жилярди, представляет собой небольшой комплекс сооружений, главное из которых - двухэтажное здание в традициях эпохи классицизма.
На общем генплане показаны все основные здания усадьбы. Для начала хотелось бы обратить внимание на парадный двор перед главным фасадом, который был снесен в 1960е годы ради расширения Садового кольца. И фасад здания завис над устроенной тогда же подпорной стенкой. Увидеть все здание сегодня возможно только с дальних точек.
На довоенной фотографии усадьба предстает на еще не расширенном Садовом кольце.
Широкий палисадник с подстриженными деревьями и зимняя погода дают возможность увидеть все здание
На снимке 1949 года в основном показано строительство нового дома на ул. Чкалова.
Но справа виден и кусочек палисадника усадьбы
Пройдя через исторические ворота, слегка руинированные, но очаровательные в своей натуральной красе – мы попадает во внутренний парадный двор. И сразу разительный контраст с улицей, значительно тише, вокруг спокойствие. ........ А наше внимание приковывает входное крыльцо, расположенное со двора, что бы не нарушалась гармония главного фасада. Навес с кружевными консолями, львы и грифоны, и фонари.
Внутренний двор почти квадратный в плане, и окружен с трех сторон зданиями. Каретный сарай, амбар, кладовые – все эти названия несколько условные, так как за ними скрываются выполненные в традициях классицизма весьма неординарные сооружения.
Во время прогулки я рассказывал своим друзьям об этой удивительной усадьбе
И вот тот самый "каретный сарай с амбаром", на генплане они под № 2 и 3.
Дворовые сооружения в этом великолепном ансамбле названы с предельной скромностью
С восточной стороны двора находится красивейшее здание, на генплане названное кладовыми
Огромные арочные окна, первоначально, скорее всего - были открытыми арками с воротами, о чем говорят сохранившиеся кованые петли по сторонам проемов. Внутренний двор почти квадратный в плане, с цветами и дорожками, и лавочками по периметру.
Знакомство с усадьбой ...
Вид ограды с воротами со стороны парка
О самом парке - по высокому счету - нужно писать отдельную статью! Он настолько живописен, настолько изящен, наполнен огромным количеством скульптур, чугунных ваз, статуй, беседок с колоннами, что мне сегодня приходится ограничиться только отдельными фотографиями. Старые деревья, сохранившиеся от существовавшего здесь парка имения Гагариных, дорожки, тропинки и многое-многое другое.
Сегодня от скульптур не осталось и следа,
но мои друзья по этой прогулке немного исправили ситуацию. ))
но мои друзья по этой прогулке немного исправили ситуацию. ))
Конечно, последний раз реставрационные работы проводились в усадьбе в 1960-е годы. И к нашему времени многие сооружения уже обветшали, что особенно заметно при внимательном взгляде на обе беседки. Все так. Но какое же очарование скрывается в этой запущенности! Точно ты пришел в заброшенную усадьбу в середине XIX века и гуляешь по ее аллеям.
Старые деревья, чугунные скульптуры, парковые дорожки…..
Грот в парке
И оставаться бы усадьбе на все века в качестве рядовой и ….. где-то уже много раз виденной постройкой. Но есть у этой усадьбы своя уникальность. Разрабатывая проект главного дома, архитектор Доменико Жилярди ввел в проект невиданный пандус. Подобного решения в каком либо другом месте я не могу припомнить. И этот пандус вел гостей с уровня второго этажа прямо в парк. Белокаменные борта пандуса уставлены чугунными вазами, а в конце пандуса лежат чугунные львы. На генеральном плане видно, что пандус плавно поворачивал на главную аллею усадьбы. И все это великолепие прекрасно сохранилось и вызывает откровенный восторг.
Традиционное фото "на память о прогулке"
В самой верхней части пандуса расположена лестница, ведущая к входу в здание
Но вернемся снова к планировке. Главный дом спроектирован в традициях, характерных для крупных дворянских имений XVIII – начала XIX вв. Но это уже не дворянская, а купеческая усадьба. Имение, перешедшее от дворян к новому классу – предпринимателей и купцов. И новая усадьба Усачевых показывает новые веяния и новые требования к архитектуре. И только старый парк, доставшийся в наследство от старых дворянских усадеб, бывших на этом месте, продолжал сохранять свои зеленые кущи.
План второго этажа показывает традиционную планировку усадебного дома
И пандус, по которому можно спуститься в парк, минуя лестницы.
Удалось нам посмотреть и лестницу главного дома, но дальше вестибюля охрана нас не пустила
И подходя к воротам усадьбы, мы можем увидеть
еще одну незабываемую картину – как усадьба смотрится на фоне огромного жилого здания
совсем другой эпохи, времени освоения классического архитектурного наследия.
Неплохое сочетание, надо признаться.
Еще один общий вид усадьбы с Земляного вала, это снимок 1970х годов
На фотографии видно, что улица уже расширена, парадный палисад перед зданием уже в прошлом. И видно, что прошла серьезная реставрация всего комплекса. Вдоль фасада еще не посажены деревья и здание раскрыто на улицу.
Рассказ об усадьбе будет неполным, если не показать дошедшие до нашего времени исторические чертежи.
Вид со стороны Садового кольца
Весь генеральный план усадьбы
Фрагмент генплана в более крупном масштабе
Единственная серьезная утрата в ансамбле - это т.н. Чайный домик ...
Чайный домик располагался в самом центре парка.
Здесь господа после прогулки могли еще раз полюбоваться видами на долину Яузы. Можно было отдохнуть, позавтракать, осмотреть чудесные интерьеры домика, и его росписи.
Фасад чайного домика
Разрез чайного домика
Полуротонда выхода в сторону Яузы
И напоследок еще раз надо показать самую главную деталь ансамбля Высокие горы - знаменитый пандус:
Поднимаясь по тротуару от набережной реки Яузы и взглянув на главный дом -
ты действительно понимаешь, что эта усадьба не зря названа
Высокие горы
- Фотографии выполнены мною и участниками прогулки
- Старые фотографии привлечены с сайта - https://pastvu.com/
Литература:
1. Памятники архитектуры Москвы. Том 6: Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. – М.: Искусство, 2000.
2. Ильин М.А. Москва. – М.: Искусство, 1970.
Москва. 2015 год. Статья откорректирована в июне 2021 г.