Суббота, 28.05.2022, 07:39
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Берсеневка

Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневке

       Это хрестоматийный объект в самом центре Москвы, хорошо известный в Истории архитектуры.
Но сведения о нем разбросаны по многим источникам и в данной работе я постарался собрать и в какой-то степени систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об этом здании.
       Ансамбль включает в себя палаты и церковь, построенные в основном в 1656 – 1657 гг. и размещенные в глубине участка. В начале XVIII века (1703 – 1711 гг.) главный дом усадьбы перестраивается, обращенный в сторону реки северный фасад приобретает более нарядный  характер. Первоначально палаты были соединены с церковью каменным переходом. Общий парадный двор ансамбля был украшен и Красным крыльцом палат и северным крыльцом церкви.  

Палаты и церковь с переходом. Развертка фасадов. Теоретический проект реставрации


Общий план комплекса на Берсеневке.  Теоретический проект реставрации

Вполне возможно было бы назвать его даже чертежом генерального плана, так как кроме давно разобранной галереи и поздней перестройки «Красного крыльца» палат – все остальное стоит на своих местах. Но трапезная церкви сегодня обстроена и несколько увеличена в своих габаритах.
 

       Палаты представляют собой сложный объем, характерный для второй половины XVII века. Два этажа с подклетом и небольшой надстройкой-мезонином. Цокольный этаж (подклет) скрыт под землей вследствие поднятия уровня земли за триста прошедших лет. На сегодня это один из сохранившихся боярских домов в Москве, и живописный архитектурный ансамбль со всеми его особенностями – Красным крыльцом и домовой церковью. Комплекс интересен и как яркий и характерный образец архитектуры своего времени, где в камне использованы приемы, характерные для деревянного строительства хором.

Наиболее красочно главный фасад представлен в виде чертежа – отмывки (1949 г.)

Почти симметричная композиция фасада здания с Красным крыльцом и небольшой надстройкой – мезонином, богато украшенной архитектурными деталями на этом чертеже предстает особенно рельефно. Классическая графика чертежа с отмывкой, в наши дни основательно подзабытая, в данной работе восхищает и завораживает. В этой же графике можно посмотреть и деталь фасада, тот самый мезонин, которой является одним из композиционных акцентов здания палат.




Фотография северного фасада палат зимой

 
Вид палат со стороны церкви

 

Здесь входная группа предстает уже в обновленном реставраторами варианте.
Исследованиями  установлено,
что именно такие ступени входа были здесь изначально
 
На данном чертеже собраны планы всех этажей. Черным цветом выделены наиболее старые части здания:

Чертеж – схема всех этажей палат

       Объем исследований по комплексу весьма внушительный. И в первую очередь надо отметить работы по обмерам здания палат и выделение на планах строительных периодов. Эти планы выполнены в 2009 году и на них огромный пласт исторической информации. Они представлены на сайте Российского института Культурологии. Даже сам факт появления в открытой сети интернета чертежей такого высокого уровня, говорит о широте мышления руководства института. Подобные чертежи, если бы они были разработаны какой-нибудь другой организацией, то и хранились бы в их архиве за семью замками.
       Рассказать о планах этажей сложно, нужно просто внимательно посмотреть чертежи и тогда многое становится ясным. Но ориентированы чертежи несколько непривычно, главный вход в палаты находится в верхней зоне чертежа (чертежи предстают как бы вверх ногами).


План первого этажа
Самая старая часть здания датируется концом XVI века, она показана коричневым цветом. К нему примыкают объемы, построенные в середине XVII века, показаны желтым цветом. Понятно, что даже в XVII веке палаты были значительно более скромные по размерам.
 

План второго этажа


План подвала
Здесь рассказать словами историю строительных периодов просто нет возможности. Все очень сложно. Надо внимательно смотреть экспликацию и сам план.

       Исследованиями архитектора-реставратора Г. В. Алферовой, проводившимися в 1953—1959 гг., установлено, что в XV— XVI вв. на территории усадьбы возвышался белокаменный дворец. Его фрагменты были обнаружены в толще стен в северо-восточной части здания. Во второй половине XV в. палаты были существенно перестроены, в результате чего сформировался основной объем здания, дошедшего до настоящего времени. При этом фрагменты белокаменного дворца были использованы при возведении подклетной части новых палат.

       1705—1709 гг. открывается новая страница биографии палат Аверкия Кириллова на Берсеневке.
В это время древнерусские палаты как бы надели на себя наряд в духе нового времени, в стиле барокко. Тогда же для придания зданию входившей в моду симметрии справа по фасаду был достроен узкий выступ — ризалит. Первоначальное древнерусское убранство палат от этого несколько померкло, но в целом оно прекрасно сохранилось.

       В архитектурном убранстве северного фасада здания нельзя не почувствовать руку незаурядного мастера. Имя его до сих пор не установлено, хотя существует ряд гипотез. С 1703 по 1711 г. усадьбой владел А. Ф. Курбатов. Служивший смотрителем за строительством в Кремле, он вполне мог привлечь к реконструкции своего дома работавшего с ним архитектора М. Чоглокова. Стилистические особенности позволяют предположить, что работы 1705—1709 гг. могли проводиться и под руководством И.А.Зарудного, автора «Меньшиковой башни».

 
Фрагмент центральной части фасада


Фасад мезонина


 
Деталь фасада мезонина.
Да, действительно – в прорисовке валют есть отголоски «Меньшиковой башни»,
построенной по проекту И.А.Зарудного

 
Еще интересные детали отделки


 
Круглое окно мезонина и рисунок отделки стен


Обойдя палаты со всех сторон сегодня уже сложно найти те немногочисленные фрагменты, где сохранена архитектура XVII века.

Вот, например окно подвала (подклета), но сегодня оно заглублено в приямке


       Дом русского боярина XVII века всегда располагался приблизительно в центре участка. На улицу выходили службы, т. е. «людские», поварни, конюшни и другие постройки, чередовавшиеся с частоколом, заборами, огородами и решетками. Подобные комплексы были по-своему живописны. Так же был распланирован и комплекс палат Аверкия Кириллова. По записям «Строильной» книги, двор усадьбы Кирилловых был весьма обширным. Палаты стояли в глубине усадьбы, за ними находился большой огород. Комплекс палат Аверкия Кириллова в настоящее время является чуть ли не единственным сохранившимся цельным комплексом боярских палат XVII столетия.
       Кем и когда была возведена более древняя часть здания палат самим ли Кирилловым или его предками — неизвестно, Но в документах 1667 года Аверкий Кириллов упоминается в звании московского гостя, позднее (с 1677 г.) — в звании думного дьяка, что говорит о знатности и богатстве его. О богатстве и почетном положении его в обществе наглядно свидетельствует также и сам дом, принадлежавший ему и обстроенный им с большими верхними и нижними палатами, обширными подвальными помещениями в подклете, великолепным крыльцом и богатейшей архитектурной отделкой. В мае 1682 года Аверкий Кириллов (в числе сторонников Нарышкиных) был убит стрельцами в Кремле. Похоронен он в церкви Николы на Берсеневке под северным притвором. По смерти А. С. Кириллова дом и все его большое состояние перешли к сыну его Якову (тоже имевшему звание думного дьяка); потом домом по наследству владела с 1694 до 1711 года жена Я. А. Кириллова, Ирина Семеновна Кириллова (позднее, по второму мужу, Курбатова). Таковы сведения о двух поколениях старейших по времени владельцев этих древних палат, живших в них более полувека.
       В XVIII веке здание палат перешло в казенное ведомство, до 1762 года здесь помещались Кормчие канцелярия и контора. В 1762 году сюда, на место Кормчей конторы, была переведена Межевая канцелярия. При переводе Межевой канцелярии архитектор Петр Никитин составил смету и проектные данные на ремонт палат (были представлены планы первого и второго этажей дома), где помещались Кормчие контора и канцелярия.
       Исследованиями палат занимались многие архитекторы. Большой интерес представляют исторические и графические материалы арх. Д.В.Разова, изданные в 1947 г.

 
Изначальный вид палат по версии арх. Д.В.Разова (рисунок)


Но наверное, именно на чертежах разрезов можно почувствовать масштаб и внутреннюю структуру здания палат. На поперечном разрезе хорошо читается вход и лестница на второй этаж. Внизу, в цокольном этаже видна целая система подвальных помещений. И небольшой мезонин над центральной частью здания.

Поперечный разрез

Виды помещений в подклете (подвальном этаже). Стены, своды и распалубки создают волшебную атмосферу древнерусских палат. Этому способствует и определенная музеефикация интерьеров.







 
Лестница на второй этаж

 
Интерьер одной из палат второго этажа, так называемой «крестовой палаты» с белокаменным «закладным камнем» в центре свода


Продольный разрез по зданию палат


Сохранившаяся деталь в центре свода крестовой палаты второго этажа –
резной белокаменный «закладной камень».
Его можно разглядеть на чертеже продольного разреза.
По изображению креста на своде и сама палата названа «крестовой»


И возвращаясь к общему виду комплекса можно показать фотографии, сделанные из соседнего многоэтажного дома (хорошо известного «дома на набережной»)

 
Палаты

Церковь и палаты Аверкия Кироллова, вид из окна вышеупомянутого дома.
Здесь уже на первом плане церковь и двор, бывший парадный двор ансамбля

Церковь Николы на Берсеньевке возведена так же в 1656 – 1657 гг.
 

       Никольская церковь имеет отчетливо выраженное стилистическое единство с палатами. По своему типу это бесстолпный трехапсидный пятикупольный храм, завершенный двумя рядами кокошников, перекрытых по закомарам. С северной стороны к основному объему примыкает трапезная с крыльцом на столбах-кубышках, поддерживающих двойные арки с гирькой. Бочкообразная кровля этого крыльца не имеет аналогий в каменном зодчестве Москвы.
       Но в данной статье я не ставлю перед собой задачу детального рассмотрения всех зданий комплекса и церкви в том числе. Ведь, несмотря на общие черты, роднящие церковь с палатами, все-таки надо признать, что палаты Аверкия Кириллова – это уникальный и единичный случай в Москве, а церквей такого типа немало. К тому же «новая» трапезная в классическом стили с пилястрами, получилась как бы «встроена» между Палатами и церковью и вносит некий диссонанс в общую панораму бывшего парадного двора всего комплекса на Берсеневке.

 

И под конец моего рассказа - вся градостроительная ситуация данного уголка Москвы:

Справа палаты Аверкия Кириллова и Никольская церковь, левее так называемые «Набережные палаты» (много раз перестраивавшаяся постройка). И слева известный всем, печально «знаменитый» многоэтажный жилой дом 1931г. (т.н. «Дом правительства»), из окон которого сделаны некоторые фотографии.

Общий вид на комплекс с противоположного берега Москва-реки


Литература:
- Разов Д.В. Ансамбль палат Аверкия Кириллова. Архитектурные памятники Москвы XV—XVII века: новые исследования. М., 1947.
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Алферова Г.В. Исследование и реставрация палат Аверкия Кириллова. Работы, проведенные в 1954—1964 гг. Из истории реставрации памятников культуры.- М., 1974. С. 147, 149.
- Сайт Российского института Культурологии (РИК).
- Памятники архитектуры Москвы. Том 4. Замоскворечье. – М.: Искусство, 1994.
- Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX веков. М.:Стройиздат, 1997.

Фотографии - привлечены из свободной сети интернета и только для иллюстрации.
Все права на них принадлежат их фотографам.


Москва, 2 февраля 2022 года


Новости сайта
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.
- 5 апреля 2020 г.
Небольшая статья о доме и усадьбе в Потаповском переулке. Место красивое, давно знакомое - переулки старой Москвы, и я обрабатывал фотографии и графику с большим удовольствием.
- 14 марта 2020 г.
Скорректировал Главную страницу. Впереди вновь поставлены разделы по исследованиям Древнерусской архитектуры, которыми я занимаюсь уже более десяти лет.
- 11 января 2020 г.
Сегодня у моего Творческого сайта юбилейная дата, ему исполняется 10 лет :))
- 21 ноября 2019 г.
Сегодня на сайт добавлен раздел Яндекс-метрика - в левой колонке внизу. При клике раскрывается таблица с детальной статистикой.
- 15 ноября 2019 г.
В новом отдельном разделе «Проектные работы» открыта статья Проекты: 1968 - 2008 гг.
- 7 ноября 2019 г.
Недавно решил поменять доменное имя сайта на более короткое и четкое. И сегодня мой сайт появился в интернете с новым доменом - odintsof.ru - некоторая вольность перевода с русского языка на компьютерный вполне понятна.
- 10 октября 2019 г.
Подготовка материалов для Альбома моих авторских работ подходит к завершению. Описание проекта, фотографии чертежей и построенных зданий, небольшой обзор истории проектирования и строительства каждого объекта. Солидный список получается.

- 25 августа 2019 г.

Добавил в раздел Приложения к сайту ссылку на Старые фотографии Pastvu - несколько лет назад это был мой основной сайт.  

- 15 июня 2019 г.
Из Союза Архитекторов пришло письмо с напоминанием, что у меня в этом году юбилей ... 75 :)) И к торжественному заседанию необходимо подготовить ЮБИЛЕЙНЫЙ АЛЬБОМ о своей творческой деятельности. Теперь я занят новой работой - подготовкой Альбома. Нахожу в домашнем архиве чертежи, фотографии, надо будет сфотографировать и свои московские постройки. Объектов очень много, выбираю наиболее интересные - и проекты, и построенные здания. В общем - впереди большая работа.


- 1 июня 2019 г.
Система настойчиво предлагала создать "Визитку сайта", и я наконец-то решил её оформить. Хотя реклама мне не нужна, но у визитки оказались и другие функции, весьма нужные.

- 12 мая 2019 г.
Начал писать воспоминания о Суздале, в котором бывал много раз. От первых встреч с тогда еще тихим, уютным и совсем не туристическим городком. И до Суздаля с отелями, мотелями, и асфальтированными улицами. Я рисовал Суздаль в течении почти сорока лет. Сегодня нахожу эти работы в пожелтевших папках, фотографирую или сканирую листы. Получается конечно не настоящая акварель, но зато можно показать на компьютере.
- 10 мая 2019 г.
На лист Невыдуманные рассказы добавлены акварели, сделанные в Каневе в 1966 году - виды Днепра и заднепровских далей. И рассказ оживает на глазах!