Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневке
Это хрестоматийный объект в самом центре Москвы, хорошо известный в Истории архитектуры.
Но сведения о нем разбросаны по многим источникам и в данной работе я постарался собрать и в какой-то степени систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об этом здании.
Ансамбль включает в себя палаты и церковь, построенные в основном в 1656 – 1657 гг. и размещенные в глубине участка. В начале XVIII века (1703 – 1711 гг.) главный дом усадьбы перестраивается, обращенный в сторону реки северный фасад приобретает более нарядный характер. Первоначально палаты были соединены с церковью каменным переходом. Общий парадный двор ансамбля был украшен и Красным крыльцом палат и северным крыльцом церкви.
Палаты и церковь с переходом. Развертка фасадов. Теоретический проект реставрации
Общий план комплекса на Берсеневке. Теоретический проект реставрации
Палаты представляют собой сложный объем, характерный для второй половины XVII века. Два этажа с подклетом и небольшой надстройкой-мезонином. Цокольный этаж (подклет) скрыт под землей вследствие поднятия уровня земли за триста прошедших лет. На сегодня это один из сохранившихся боярских домов в Москве, и живописный архитектурный ансамбль со всеми его особенностями – Красным крыльцом и домовой церковью. Комплекс интересен и как яркий и характерный образец архитектуры своего времени, где в камне использованы приемы, характерные для деревянного строительства хором.
Наиболее красочно главный фасад представлен в виде чертежа – отмывки (1949 г.)
Почти симметричная композиция фасада здания с Красным крыльцом и небольшой надстройкой – мезонином, богато украшенной архитектурными деталями на этом чертеже предстает особенно рельефно. Классическая графика чертежа с отмывкой, в наши дни основательно подзабытая, в данной работе восхищает и завораживает. В этой же графике можно посмотреть и деталь фасада, тот самый мезонин, которой является одним из композиционных акцентов здания палат.
Здесь входная группа предстает уже в обновленном реставраторами варианте.
Исследованиями установлено,
что именно такие ступени входа были здесь изначально
На данном чертеже собраны планы всех этажей. Черным цветом выделены наиболее старые части здания:
Чертеж – схема всех этажей палат
Объем исследований по комплексу весьма внушительный. И в первую очередь надо отметить работы по обмерам здания палат и выделение на планах строительных периодов. Эти планы выполнены в 2009 году и на них огромный пласт исторической информации. Они представлены на сайте Российского института Культурологии. Даже сам факт появления в открытой сети интернета чертежей такого высокого уровня, говорит о широте мышления руководства института. Подобные чертежи, если бы они были разработаны какой-нибудь другой организацией, то и хранились бы в их архиве за семью замками.
Рассказать о планах этажей сложно, нужно просто внимательно посмотреть чертежи и тогда многое становится ясным. Но ориентированы чертежи несколько непривычно, главный вход в палаты находится в верхней зоне чертежа (чертежи предстают как бы вверх ногами).
План первого этажа
Самая старая часть здания датируется концом XVI века, она показана коричневым цветом. К нему примыкают объемы, построенные в середине XVII века, показаны желтым цветом. Понятно, что даже в XVII веке палаты были значительно более скромные по размерам.
План подвала
Здесь рассказать словами историю строительных периодов просто нет возможности. Все очень сложно. Надо внимательно смотреть экспликацию и сам план.
Исследованиями архитектора-реставратора Г. В. Алферовой, проводившимися в 1953—1959 гг., установлено, что в XV— XVI вв. на территории усадьбы возвышался белокаменный дворец. Его фрагменты были обнаружены в толще стен в северо-восточной части здания. Во второй половине XV в. палаты были существенно перестроены, в результате чего сформировался основной объем здания, дошедшего до настоящего времени. При этом фрагменты белокаменного дворца были использованы при возведении подклетной части новых палат.
В это время древнерусские палаты как бы надели на себя наряд в духе нового времени, в стиле барокко. Тогда же для придания зданию входившей в моду симметрии справа по фасаду был достроен узкий выступ — ризалит. Первоначальное древнерусское убранство палат от этого несколько померкло, но в целом оно прекрасно сохранилось.
В архитектурном убранстве северного фасада здания нельзя не почувствовать руку незаурядного мастера. Имя его до сих пор не установлено, хотя существует ряд гипотез. С 1703 по 1711 г. усадьбой владел А. Ф. Курбатов. Служивший смотрителем за строительством в Кремле, он вполне мог привлечь к реконструкции своего дома работавшего с ним архитектора М. Чоглокова. Стилистические особенности позволяют предположить, что работы 1705—1709 гг. могли проводиться и под руководством И.А.Зарудного, автора «Меньшиковой башни».
Фрагмент центральной части фасада
Фасад мезонина
Да, действительно – в прорисовке валют есть отголоски «Меньшиковой башни»,
построенной по проекту И.А.Зарудного
Еще интересные детали отделки
Круглое окно мезонина и рисунок отделки стен
Обойдя палаты со всех сторон сегодня уже сложно найти те немногочисленные фрагменты, где сохранена архитектура XVII века.
Вот, например окно подвала (подклета), но сегодня оно заглублено в приямке
Дом русского боярина XVII века всегда располагался приблизительно в центре участка. На улицу выходили службы, т. е. «людские», поварни, конюшни и другие постройки, чередовавшиеся с частоколом, заборами, огородами и решетками. Подобные комплексы были по-своему живописны. Так же был распланирован и комплекс палат Аверкия Кириллова. По записям «Строильной» книги, двор усадьбы Кирилловых был весьма обширным. Палаты стояли в глубине усадьбы, за ними находился большой огород. Комплекс палат Аверкия Кириллова в настоящее время является чуть ли не единственным сохранившимся цельным комплексом боярских палат XVII столетия.
Кем и когда была возведена более древняя часть здания палат самим ли Кирилловым или его предками — неизвестно, Но в документах 1667 года Аверкий Кириллов упоминается в звании московского гостя, позднее (с 1677 г.) — в звании думного дьяка, что говорит о знатности и богатстве его. О богатстве и почетном положении его в обществе наглядно свидетельствует также и сам дом, принадлежавший ему и обстроенный им с большими верхними и нижними палатами, обширными подвальными помещениями в подклете, великолепным крыльцом и богатейшей архитектурной отделкой. В мае 1682 года Аверкий Кириллов (в числе сторонников Нарышкиных) был убит стрельцами в Кремле. Похоронен он в церкви Николы на Берсеневке под северным притвором. По смерти А. С. Кириллова дом и все его большое состояние перешли к сыну его Якову (тоже имевшему звание думного дьяка); потом домом по наследству владела с 1694 до 1711 года жена Я. А. Кириллова, Ирина Семеновна Кириллова (позднее, по второму мужу, Курбатова). Таковы сведения о двух поколениях старейших по времени владельцев этих древних палат, живших в них более полувека.
В XVIII веке здание палат перешло в казенное ведомство, до 1762 года здесь помещались Кормчие канцелярия и контора. В 1762 году сюда, на место Кормчей конторы, была переведена Межевая канцелярия. При переводе Межевой канцелярии архитектор Петр Никитин составил смету и проектные данные на ремонт палат (были представлены планы первого и второго этажей дома), где помещались Кормчие контора и канцелярия.
Исследованиями палат занимались многие архитекторы. Большой интерес представляют исторические и графические материалы арх. Д.В.Разова, изданные в 1947 г.Изначальный вид палат по версии арх. Д.В.Разова (рисунок)
Но наверное, именно на чертежах разрезов можно почувствовать масштаб и внутреннюю структуру здания палат. На поперечном разрезе хорошо читается вход и лестница на второй этаж. Внизу, в цокольном этаже видна целая система подвальных помещений. И небольшой мезонин над центральной частью здания.
Виды помещений в подклете (подвальном этаже). Стены, своды и распалубки создают волшебную атмосферу древнерусских палат. Этому способствует и определенная музеефикация интерьеров.
Интерьер одной из палат второго этажа, так называемой «крестовой палаты» с белокаменным «закладным камнем» в центре свода
Сохранившаяся деталь в центре свода крестовой палаты второго этажа –
резной белокаменный «закладной камень».
Его можно разглядеть на чертеже продольного разреза.
По изображению креста на своде и сама палата названа «крестовой»
И возвращаясь к общему виду комплекса можно показать фотографии, сделанные из соседнего многоэтажного дома (хорошо известного «дома на набережной»)
Палаты
Здесь уже на первом плане церковь и двор, бывший парадный двор ансамбля
Церковь Николы на Берсеньевке возведена так же в 1656 – 1657 гг.
Никольская церковь имеет отчетливо выраженное стилистическое единство с палатами. По своему типу это бесстолпный трехапсидный пятикупольный храм, завершенный двумя рядами кокошников, перекрытых по закомарам. С северной стороны к основному объему примыкает трапезная с крыльцом на столбах-кубышках, поддерживающих двойные арки с гирькой. Бочкообразная кровля этого крыльца не имеет аналогий в каменном зодчестве Москвы.
Но в данной статье я не ставлю перед собой задачу детального рассмотрения всех зданий комплекса и церкви в том числе. Ведь, несмотря на общие черты, роднящие церковь с палатами, все-таки надо признать, что палаты Аверкия Кириллова – это уникальный и единичный случай в Москве, а церквей такого типа немало. К тому же «новая» трапезная в классическом стили с пилястрами, получилась как бы «встроена» между Палатами и церковью и вносит некий диссонанс в общую панораму бывшего парадного двора всего комплекса на Берсеневке.
И под конец моего рассказа - вся градостроительная ситуация данного уголка Москвы:
Справа палаты Аверкия Кириллова и Никольская церковь, левее так называемые «Набережные палаты» (много раз перестраивавшаяся постройка). И слева известный всем, печально «знаменитый» многоэтажный жилой дом 1931г. (т.н. «Дом правительства»), из окон которого сделаны некоторые фотографии.
Общий вид на комплекс с противоположного берега Москва-реки
- Разов Д.В. Ансамбль палат Аверкия Кириллова. Архитектурные памятники Москвы XV—XVII века: новые исследования. М., 1947.
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Алферова Г.В. Исследование и реставрация палат Аверкия Кириллова. Работы, проведенные в 1954—1964 гг. Из истории реставрации памятников культуры.- М., 1974. С. 147, 149.
- Сайт Российского института Культурологии (РИК).
- Памятники архитектуры Москвы. Том 4. Замоскворечье. – М.: Искусство, 1994.
- Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX веков. М.:Стройиздат, 1997.
Фотографии - привлечены из свободной сети интернета и только для иллюстрации.
Все права на них принадлежат их фотографам.
Москва, 2 февраля 2022 года