Среда, 28.07.2021, 17:36
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Неорусский стиль

Неорусский стиль
       Поиски «русского стиля» во второй половине XIX века, в годы эклектики, так и не привели к положительным результатам. И «русско-византийский» стиль и постройки «ропетовщины», несмотря на её живописность и некоторую сказочность, только лишний раз подтвердили ошибочность выбранных путей. Но вот прошло не так много времени, и на рубеже веков развивающийся Модерн дал импульс к развитию совершенно невиданного стиля, который наконец-то показал реальные и зримые результаты. Сегодня мы его называем Неорусским стилем. И различия между Модерном и Неорусским стилем часто совершенно неуловимы. Неорусский стиль это своего рода русский модерн, в основе которого лежат те же принципы, что вообще свойственны модерну. Но есть и важнейшее отличие.
Неорусский стиль - это ориентация на глубокие исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. На сооружения в основном «домонгольского» периода русской истории, т.е. до середины XIII века. Былинный дух свойственен почти всем архитектурным произведениям Неорусского стиля.

1. Церковь в селе Пёт
       В селе Пёт Рязанской области находится храм, построенный в 1912-1913 гг., который по праву можно назвать архитектурным чудом. Настолько он отличен от привычных церквей Центральной России. Но имя искусного зодчего в истории не сохранилось. Одно бесспорно — это был талантливый архитектор, не побоявшийся реализовать столь масштабный и оригинальный проект.  
Строительство церкви было приурочено к 300-летию дома Романовых. Его образ навевает мотивы древнерусские храмов Новгорода.


 
  
       На архитектурное чудо, расположенное на окраине небольшого села Пёт Пителинского района Рязанской обл., приезжают посмотреть многие любители-путешественники. Все восхищаются загадочным архитектурным памятником и одновременно с болью говорят о его нынешнем состоянии, ведь с каждым годом он всё больше и больше разрушается. Имя автора проекта неизвестно, но в интернете есть несколько предположений.
 

 

Фотография церкви в 1970-е годы

       По рассказам местных жителей, ещё несколько лет назад храм стоял ровно и крыша была целой, замки висели. Потом лестницу на колокольню сломали, чтоб дети не залезали.
       Информации об этом удивительном храме крайне мало. В основном все приводят коротенькую цитату из книги «Рязанские достопамятности», написанной Г. К. Вагнером, С. В. Чугуновым и впервые изданной в 1974 году.  
 

       Купола храма удивительно вытянутой формы, похожие на застывшее пламя свечи. В шатровой колокольне тоже подчёркнуто сужение вверх. Её четверик почти незаметно переходит в шатёр. Это сообщает образу постройки какой-то мемориальный характер. Словно пламя шести жертвенных свечей замерло и окаменело в вершине храма.

2. Куликово поле
       Проект А.В.Щусева был готов в 1911 году, строительство начали в 1913 году. Осенью 1914 года строительно-монтажные работы по возведению храма были в основном закончены. В годы Первой Мировой войны работы хотя и замедлились, но храм в 1917 г., был достроен, не успев сделать внутренне убранство согласно проекту, а освящался храм во имя преподобного Сергия Радонежского уже после революции - в 1918 году. Вдохновлялся Щусев формами древнерусских храмов, а один из куполов был выполнен в виде воинского шлема XIV века.
       Различные пропорции башен, особые очертания их крыш, похожих на воинские шлемы, были навеяны образами русского былинного эпоса и напоминали о древних богатырях – героях битвы, о героизме и стойкости самого русского народа, много лет назад отстоявшего Родину здесь, на просторах поля Куликова.

 
 
 
 
Былинные мотивы и исторические параллели, буквально озаряют это произведение Щусева.

3. Ансамбль на Ордынке в Москве
       В один из зимних дней, в середине 1960х годов, проходя в центре Москвы по Ордынке, я увидел необычные ворота. Крепостная толщина стены сразу поведала мне о чем неординарном. Огромная арка ворот была закрыта решетчатыми деревянными створками, а маленькая калитка входа как бы заставляла склонить голову при входе. Сквозь решетку ворот можно было увидеть совершенно «псковский» храм с огромной шлемовидной главой. И ворота и калитка были на запоре.


Ворота на Ордынке, фото 1960-х гг.

       Но оглядев окружающую застройку  я понял, что если обойти слева соседние дома, то со двора я безусловно увижу и храм. Так оно и случилось. И я «открыл» для себя сегодня хорошо всем известный храм Марфо-Мариинской общины. А летом я приехал на Ордынку уже с этюдником. И со двора соседнего дома запечатлел сие необычное строение.
       К этому времени я уже знал, что передо мной храм Покрова, построенный по проекту А.В.Щусева в 1908-1912 году. Лаконизм массивного объема церкви с узкими щелевидными окнами и преувеличенно большой главой. И асимметрия -  как главный принцип компоновки фасада. Такие понятия как «Неорусский стиль» я узнал уже значительно позднее, да надо сказать, что в те годы его еще и не существовало.


Фото 1981 г.

 
Вид территорию и церковь сквозь открытую калитку

       Через много лет, зимним вечером, я снова очутился перед калиткой, вошел в неё и смог уговорить скучающего сторожа показать мне интерьер храма. В здании в те годы размещались реставрационные мастерские им. Грабаря, в огромном помещении трапезной стояли столы, на которых реставраторы возвращали к жизни старинные иконы, т.е произведения древнерусской живописи.

 




План церкви Покрова

       С годами реставраторов вытурили из здания, вселилась церковь, а дворовую территорию вокруг благоустроили. Сегодня пространство вокруг храма - это небольшой парк с цветниками. Конечно, теперь это признанный памятник архитектуры в неорусском стиле.
 
 
Интерьеры – это своего рода ностальгическое воспоминания о Новгороде Великом и Пскове.
Но все творчески переосмыслено, нет никакого копирования, только еле уловимые ассоциации
с прославленными памятниками древнерусского искусства

4. Вокзал станции Рюриково
       Столь грандиозное сооружение на скромной станции возникло благодаря располагавшемуся неподалеку имению Першино, принадлежавшего великому князю Николаю Николаевичу. Неорусский замок в глуши. Станция Рюриково  (нач. ХХ в) до сих пор действует, но при двух проходящих электричках в день такой грандиозный вокзал здесь не нужен. Более насущная задача - проложить к платформе хоть какую-то дорогу, а то от ближайшего более-менее проезжего грейдера сюда идти нужно метров 500 по бездорожью. Красивые крыльца нынче никуда не ведут. Вокзал станции Рюриково сейчас заброшен, заколочен и зарос травой. Все это очень печально еще и потому, что здание - редкий пример Неорусского стиля в гражданской архитектуре.






Крыльцо в никуда

5. Церковь в Тезино
       Храм Воскресения Христова (Красная церковь) в Тезине — храм в городе Вичуге Ивановской области на территории Тезина (бывшего села, ныне района города). Построен в 1908 – 1911 гг.


 
       Автором проекта здания и эскизов его керамического убранства был наш известнейший и удивительно плодовитый зодчий И.С. Кузнецов (1867-1942), много строивший, как при двух последних царях, так после революции, вплоть до самой войны.
       Один из крупнейших храмов Центральной России, памятник русского культового зодчества начала XX века в неорусском (?) стиле, сохранивший уникальное оформление фасадов майоликовыми панно. Церковь возведена на средства местного фабриканта Ивана Кокорева в память о трагически погибшей дочери. Но архитектура данного сооружения несколько не вписывается в понятие «неорусского», стиль можно было бы назвать «неокирпичным» (если бы такой термин существовал) - и включение церкви в состав данной статьи несколько условное.

    



Церковь активно ремонтировалась в недавние годы

 
Интерьер после реставрации. Хорошо видны огромные арки,
перекрывающие все внутреннее пространство, без каких либо колонн. Фото 2018 года

6. Церковь Покрова на Новокузнецкой ул. в Москве
       Церковь Покрова старообрядческой Рогожской общины на Новокузнецкой улице построена в 1911 году по проекту арх. В.П.Десятого. Это цельное и мощное сооружение всегда привлекало мой взгляд. Здание выглядит очень внушительным и впечатляющим, особенно эффектен венчающий храм купол шлемовидной формы.
 


Верхняя часть колокольни выстроена в форме восьмигранника и покрыта мощным куполом на низком барабане

       Церковный раскол, начавшийся после реформ патриарха Никона, разделил русскую церковь на две неравные части. И старообрядчесво преследовалось в России с середины XVII века и до 1905 года. Приверженцы старообрядчества именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями. Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. 17 апреля 1905 года появился Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов, и в частности – им разрешили строить свои церковные здания.
       И вот получилась интересная картина. В начале ХХ века суровые старообрядцы, всегда придерживавшиеся «старины», вдруг стали заказчиками совершенно новых церквей в стиле Модерн или в Неорусском стиле. У старообрядцев появились духовные центры с ярко выраженной архитектурой, а именно выйти из тени, в которой они веками пребывали, старообрядчество очень даже хотело. И старообрядческие церкви в Неорусском стиле запоминаются, их ни с какими другими сооружениями спутать невозможно.


7. Старообрядческая церковь на Бутырском валу в Москве
       Церковь с колокольней построена в 1914 – 1921 гг. по проекту А.М.Гурджиенко. Ассоциация с Новгородским зодчеством очень зримая. Основной объем воспроизводит структуру четырехстолпной крестовокупольной церкви с позакомарным покрытием. Но в действительности - перекрытие здания выполнено в монолитном железобетоне. Огромные подпружные арки несут световой барабан, и создают открытое пространство церкви, без внутренних столпов.


 
 
План церкви с четкой структурой единого внутреннего пространства, без столпов

 
       В последние годы церковь отремонтирована и побелена, восстановлен киот над главным входом. Но вокруг возведены огромные здания в духе Хай-тека, которые зрительно задавили церковь, и теперь она стала «маленькой» в таком агрессивном окружении.
Удивительно, что церковь строили во время первой мировой войны, когда строительство всех крупных объектов было запрещено. Еще удивительнее, что освещали церковь уже после революции, в 1921 году, практически единичный случай. Можно сделать вывод, что эта старообрядческая церковь всегда (!) имела очень важных покровителей. Это предположение подкрепляет и такая деталь – церковь уже давно включена в список Памятников архитектуры. Про многие другие сооружения «Неорусского стиля» этого сказать нельзя.

8. Церковь в Гвоздно
       Церковь Косьмы и Домиана в Гвоздно, Гдовский район Псковской обл. 1912 год
Это одна из немногих уцелевших работ петербургского архитектора А.П. Аплаксина. Проектируя храм в Гвоздно, автор вынужден был частично использовать фундаменты и стены прежнего здания 1863 – 1865 годов, сгоревшего в 1908 году. В изменении первоначальной композиции заметно стремление замаскировать симметричность с помощью введения в ее состав северо-западного крыльца с лестницей на колокольню и хоры, а также часовни в юго-восточном углу. Асимметричен и западный фасад.

 

       Нынешнее состояние окружённого гниющими строительными лесами, брошенного на произвол судьбы уникального памятника, мягко говоря, оставляет желать лучшего – сейчас о его первоначальном облике можно составить более-менее полное впечатление, лишь сопоставив одновременно три источника информации: 1) чертежи 1909 г; 2) ч/б фото 1977-78 гг; 3) современные фото уцелевших архитектурных деталей.

Чертежи –
 

 
 
Черно - белые фото 1977-78 гг.
 


  
Здание – стопроцентный оригинал, не тронутый реставрациями, а посему бесценный.
Храм не закрывался после революции и использовался по прямому назначению вплоть до 1960-х гг. В 1977-78 гг, храм запечатлен на фото и можно заметить, что на снимках тех лет здание пребывает в более-менее приличном состоянии -  шатер прочно покоится на вполне себе целом восьмерике, все главы стоят на своих законных местах, стены оштукатурены.

Современные фото – детали здании:






       Реставрировать руинированный храм, расположенный в труднодоступной деревне, оживающей лишь в дачный сезон, вряд ли будут. Да и нужно ли это? Извечный русский вопрос «Что делать» повисает в воздухе без ответа.

9. Церковь святителя Петра в Петербурге
       Оба храма – как в Гвоздно, так и питерский – похожи друг на друга и построены по проектам одного и того же петербургского зодчего – епархиального архитектора А.П.Аплаксина (1879-1931). Но этой церкви в Петербурге повезло. Итак -  церковь Святителя Петра, Митрополита Московского, Петербург, Роменская улица, д. 12. Построена в 1911- 1913 гг.


В наши дни церковь хорошо отреставрирована и на фото сияет под солнечными лучами.



Фото 1930х гг.

 
Конечно, после закрытия храма в марте 1930 г и передачи здания заводу "Гидравлик” в 1932 г,
здание перестроили и примитизировали. Фото 1990х гг.

       Но пренебрежение отношение именно к сооружениям Неорусского стиля идет с очень давних пор. Дело в том, что наша архитектурная наука упорно отрицала все поиски национального стиля. Не желала их замечать, мол – все это эклектика и не более того. Только в 1980 – 90е годы появились первые научные работы, в которых была логически обоснована важность и эстетическая ценность Модерна и Неорусского стиля. А в годы первых пятилеток наши дедушки и бабушки (рабочие, инженеры, интеллигенция всех специальностей, начальники всех рангов, работники профкомов и горкомов) просто не знали таких подробностей. Их никто и нигде этому не учил!  Для них это была всего-навсего «странная церковь», которую вполне можно перестроить подо что-то более полезное.

  
Исторический облик церкви воссоздан
в ходе масштабных реставрационных работ на архитектурном памятнике в 2014 г.

10. Талашкино и Фленово
       На рубеже веков важным художественным центром по изучению и возрождению русского искусства стало село Талашкино в Смоленской области, в 18 км к югу от Смоленска. Здесь экспериментировали, искали и спорили о путях развития русского искусства целая плеяда деятелей культуры.
       Строительство храма в Талашкино начато в 1902 г. В создании проекта принимали участие художник С.С. Малютин, знаток старины и искусства И.Ф. Барщевский и владелица усадьбы М.К. Тенишева. Здание церкви очень цельное. От широкого основания небольшой высоты композиция переходит к динамичным формам кокошников, поднимающихся рядами. На самом верху храма - луковичная главка. Возрождение мотива кокошников не случайно. Художники вели поиск в направлении возрождения древнерусских традиций, восстановлении исконных русских форм, утраченных, по их мнению, в XVII веке.
       Для Талашкинской церкви Святого Духа, задуманной как храм всех религий, храм Единого Бога, Николай Рерих создаёт великолепную мозаику.



 
       Строительство церкви было в основном завершено в 1905 г. С 1903 г. в имение часто приезжал русский художник и философ Николай Рерих. В 1908 г. он взялся за росписи и смальтовые мозаики в церкви Святого Духа. Художник успел закончить (работы были прерваны в связи с началом Первой мировой войны) фрески алтаря, расписать одну из арок входа и украсить главный в ход в церковь большим мозаичным панно «Спас Нерукотворный». Сложная, полная символики композиция росписи - «Царица Небесная на берегу Реки жизни» - не отражала православного мировоззрения и поэтому церковь так и не была освящена. В настоящее время церковь входит в состав историко-архитектурного комплекса «Теремок».
       Главным украшением Флёново служит "теремок”, построенный Сергеем Васильевичем Малютиным в 1901 году. Малютин построил "теремок” на склоне холма. Он состоит из нескольких срубов на кирпичном подклете. Асимметричная композиция, разнообразие объёмов, различные по формам и размерам окна, резные расписные украшения создают праздничный сказочный облик "теремка”. Его необходимо рассматривать со всех сторон, каждый его фасад, каждая деталь единственны и неповторимы. Сначала там размещалась школьная библиотека, а позже — вышивальная мастерская. Сейчас в Теремке располагается музей.

Теремок в общей панораме 

11. Серафимо-знаменский скит в Домодедово
Год основания:1912. Архитектор: Л.В. Стеженский. Московская область, Домодедовский район, село Битягово
       В 1910 году в лесу, недалеко от Москвы состоялась закладка скита. В сентябре 1912 года возведение было закончено. Активную помощь оказала Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912 года обитель была освящена. Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес как еще один этап в развитии Неорусского стиля.


Фото 1989 г.


Фото 2014 г.

12. Церковь в Абрамцеве
       Усадьба Абрамцево – это уникальное место, о котором написать в двух словах невозможно. Оно вошло в историю второй половины XIX века как колыбель русской художественной культуры.
       В 1881-1882 году по проекту Васнецова и при участии Поленова в усадьбе построена небольшая церковь, формы которой навеяны древним зодчеством Пскова и Новгорода. (Усыпальница в эклектичных формах пристроена позднее).
Церковь в Абрамцеве - это произведение архитектуры, безусловно, относится к Неорусскому стилю. Получается, что в усадьбе Абрамцево поиски русских  художников уже в начале 1880-х годов нашли «образный язык» будущего Стиля, который расцвел только в ХХ веке. Церковь в Абрамцеве – это своего рода «предтеча» Неорусского стиля.



13. Старообрядческий собор в Боровске
       Главный архитектурный шедевр Боровска поджидает путешественника на окраине города. Огромный и тяжеловесный старообрядческий Покровский собор построен в 1912 году, когда наконец-то в России признали сторонников старой, до-Никонианской церкви. Собор возведен в «Неорусском стиле» и в нем сильны эпические, «былинные» мотивы.

 
Вид с дальней точки. Вблизи здание выглядит неважно, так как многолетняя вяло текущая реставрации
не спасает памятник архитектуры от старения и разрушения


 
С 1930-х гг. в нём расположился автогараж, впоследствии выросший до крупного предприятия - автоколонны №1364. Долгое время здание храма использовалось под стоянку автотехники предприятия, потом - под склад автозапчастей.


Конечно, такой крупный и ответственный архитектурный объект нуждается в настоящем финансировании, на копейки верующих его не восстановить.
 
 
Лишь усилия местных энтузиастов и неравнодушных к памятникам города людей
способствовали освобождению и передаче храма в руки старообрядческой общины

14. Церковь в Бехово.  Поленово
       С противоположного берега Оки хорошо видна церковь Святой Троицы в Бёхове.
Как написано в одном источнике - Поленов с радостью откликнулся на просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно церковь - то связующее звено, которое объединяет все слои населения. В письме к другу Поленов так объяснял свою позицию: "Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем ".
       Строительство церкви началось в 1904 г., закончилось в 1906 г. Церковь была построена по проекту художника. Можно сказать, что это модель псковского зодчества XV—XVI веков, приведенная в соответствие с теми идеалами, которые волновали русскую интеллигенцию в начале ХХ века.
       Соединить искусство и веру – такую задачу ставил Василий Дмитриевич Поленов, приступая к строительству церкви в селе Бёхово. Через 110 лет после ее открытия мечта великого художника, похоже, воплотилась в жизнь в полной мере. Церковь входит в музейный комплекс «Поленово», работая одновременно и как действующий храм, и как часть художественной экспозиции.







Вид Оки от Бехово.
Романтическое начало и образный строй архитектуры Поленовской церкви
оказались так созвучны лирическому характеру окского пейзажа

……………………………………
Наверное, ни один период в истории русской архитектуры не запутан так, как это получилось с понятием «Неорусского стиля». Здесь смешались в одну кучу и эклектика в «русском духе», и постройки Модерна, и наконец - немногочисленные произведения действительно Неорусского стиля, созданные в первые два десятилетия ХХ века. В этом списке, к сожалению, только церкви. А общественные, а жилые здания, разве в них не было попыток воплотить Неорусский стиль? Были, конечно, но не настолько явные, что бы можно было говорить о стиле. Где-то крыльцо с намеком, или балкон, где-то обрамления окон в «русском духе». Доходный дом Вишнякова на Малой Бронной, Саввинское подворье на Тверской, Ссудная касса в Настатьинском переулке, Банк в Нижнем Новгороде, Вокзал во Владивостоке. Можно еще вспомнить десяток домов, и включить их в данный список, но это уже было бы «притянуть за уши». Потому что симметрия вообще не свойственна древнерусской архитектуре. А говорить о «былинном духе» в многоэтажных домах вообще не приходится, чаще всего это просто детали отделки фасада. То есть «рубашка», в которую дом приодет по моде своего времени. Вот и получается, что Неорусский стиль в своем глубинном понимании присущ в основном только церковным зданиям начала ХХ века.

 Источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 4. Замоскворечье. – М.: Искусство, 1994.
- Памятники архитектуры Москвы. Том 5. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. – М.: Искусство , 1998 г.
- Интернет-журнал «Архитектурный стиль» - https://architectstyle.livejournal.com/
- Сайт - https://sobory.ru/
- Отдельные фотографии привлечены из свободной сети интернета.

Часть фотографий - кликабельны

Статья открыта 19 июня 2021 г.



Новости сайта
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период. К сожалению картинка-ссылка на странице пока не работает, «глюки» системы, это бывает …
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.
- 5 апреля 2020 г.
Небольшая статья о доме и усадьбе в Потаповском переулке. Место красивое, давно знакомое - переулки старой Москвы, и я обрабатывал фотографии и графику с большим удовольствием.
- 14 марта 2020 г.
Скорректировал Главную страницу. Впереди вновь поставлены разделы по исследованиям Древнерусской архитектуры, которыми я занимаюсь уже более десяти лет.
- 11 января 2020 г.
Сегодня у моего Творческого сайта юбилейная дата, ему исполняется 10 лет :))
- 21 ноября 2019 г.
Сегодня на сайт добавлен раздел Яндекс-метрика - в левой колонке внизу. При клике раскрывается таблица с детальной статистикой.
- 15 ноября 2019 г.
В новом отдельном разделе «Проектные работы» открыта статья Проекты: 1968 - 2008 гг.
- 7 ноября 2019 г.
Недавно решил поменять доменное имя сайта на более короткое и четкое. И сегодня мой сайт появился в интернете с новым доменом - odintsof.ru - некоторая вольность перевода с русского языка на компьютерный вполне понятна.
- 10 октября 2019 г.
Подготовка материалов для Альбома моих авторских работ подходит к завершению. Описание проекта, фотографии чертежей и построенных зданий, небольшой обзор истории проектирования и строительства каждого объекта. Солидный список получается.

- 25 августа 2019 г.

Добавил в раздел Приложения к сайту ссылку на Старые фотографии Pastvu - несколько лет назад это был мой основной сайт.  

- 15 июня 2019 г.
Из Союза Архитекторов пришло письмо с напоминанием, что у меня в этом году юбилей ... 75 :)) И к торжественному заседанию необходимо подготовить ЮБИЛЕЙНЫЙ АЛЬБОМ о своей творческой деятельности. Теперь я занят новой работой - подготовкой Альбома. Нахожу в домашнем архиве чертежи, фотографии, надо будет сфотографировать и свои московские постройки. Объектов очень много, выбираю наиболее интересные - и проекты, и построенные здания. В общем - впереди большая работа.


- 1 июня 2019 г.
Система настойчиво предлагала создать "Визитку сайта", и я наконец-то решил её оформить. Хотя реклама мне не нужна, но у визитки оказались и другие функции, весьма нужные.

- 12 мая 2019 г.
Начал писать воспоминания о Суздале, в котором бывал много раз. От первых встреч с тогда еще тихим, уютным и совсем не туристическим городком. И до Суздаля с отелями, мотелями, и асфальтированными улицами. Я рисовал Суздаль в течении почти сорока лет. Сегодня нахожу эти работы в пожелтевших папках, фотографирую или сканирую листы. Получается конечно не настоящая акварель, но зато можно показать на компьютере.
- 10 мая 2019 г.
На лист Невыдуманные рассказы добавлены акварели, сделанные в Каневе в 1966 году - виды Днепра и заднепровских далей. И рассказ оживает на глазах!
- 27 апреля 2019 г.
На окраине Владимира в 1960-е годы было удивительное место, до которого и добраться было непросто. Всемирно известный храм "Покрова на Нерли" адреса не имел, а место называлось - "урочище". Вчера вспоминал Путь к Покрова на Нерли...
- 21 апреля 2019 г.
И вот новая работа о Боровске, городе, где почти нет высокой архитектуры, но интересном и живописном.
- 14 апреля 2019 г.
Подготавливая статью о дворе дома в Лаврушинском переулке, вдруг увидел, что тему «Замоскворечье» - уже можно выделить в самостоятельный раздел. Сделано :))
- 1 апреля 2019 г.
Первое апреля, уже настоящая весна, нешуточная. Подготовил рассказ-воспоминание о старом Лаврушинском переулке, и об Усадьбе с кружевными воротами.
- 24 марта 2019г.
Новая статья посвящена поискам церкви в Пафнутьев-Боровском м-ре, сломанной в 1836 г.
- 10 марта 2019 г.
Добавлена правая колонка - Новости сайта. Изменить общий дизайн страницы и добавить колонку оказалось непросто. Но с помощью консультанта uCoz - все получилось!

- 20 февраля 2019 г.
Новая статья готова – Кутузовка и Поклонные улицы - как продолжение темы «Кутузовская слобода». Это воспоминания людей, которые жили рядом со мной, на одной улице, с которыми я учился в школе..

- 4 февраля 2019 г.
Большая статья про Кутузовскую слободу, написанная в 2012 г. и дополненная в 2013 -14 годах, - получит продолжение. Через «гостевую книгу» со мной связались жители нашей старой Поклонной улицы, со своими воспоминаниями и даже фотографиями. Договорились вместе подготовить новую статью.