Вторник, 19.03.2024, 08:38
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Суздаль

Суздаль, мой Суздаль …

       Впервые я увидел Суздаль в 1965 году. Это случилось во время летней студенческой практики по рисунку и живописи. Наш преподаватель оказался давним знатоком и почитателем Суздаля, он бывал в этом городе много раз, много раз проводил и студенческие летние выезды. Сотрудник кафедры живописи, уже немолодой человек, он с определенным восторгом смотрел на Суздаль и знал его так давно, что даже Суздаль шестидесятых годов считал уже не таким лиричным, каким он был раньше.
       А я в те годы был фактически ученик, и только начинал рисовать с натуры, на природе. И все было в новизну, все приходилось осваивать, всему приходилось учиться. И я, и все мои друзья – студенты много времени тратили на поиски интересной точки. И иногда забывали, что важна не сама точка, а то, как удастся скомпоновать увиденное на листе. И замечательный реальный пейзаж вдруг начинал упрямиться, упираться и никак не хотел становиться «замечательным» на листе альбома или этюдника. И конечно всем хотелось сразу создать что-то очень красивое. Но – и у меня и у большинства студентов явно не хватало опыта, недостаточно было мастерства. Да и техника акварельной живописи очень сложная и специфичная. В ней, помимо всего прочего еще важно владение техническими навыками, нужен опыт.
       Наш руководитель был человек спокойный и неторопливый. Приехал он в Суздаль на своей  «Победе», про которую говорил «машина старенькая, но надежная». В 1965 году «Победа» и действительно смотрелась неким архаизмом, на фоне новых «Волг» и «Москвичей». Но в реальной жизни важны были не скоростные характеристики, а именно надежность. А вся наша группа студентов приехала поездом и на автобусе от Владимира. Первая накладка произошла в самом начале, городская школа, с которой была договоренность, вдруг отказала группе в размещении. Судьба выездной практики зависла в воздухе. Сейчас уже трудно вспомнить, сколько человек было в группе, но думаю, что не менее тридцати. Но руководитель быстро принял новое решение – взять в городе палатки и необходимое туристическое снаряжение, и организовать лагерь на природе.
       Место у него, наверное, было давно выбрано – остров на реке Нерль, в четырех километрах от Суздаля. Остров лежит как раз напротив комплекса в Кидекше, отделенный от противоположного берега узкой протокой. Добраться до острова можно было одним путем – пешком от города или на автобусе, у которого было два рейса – рано утром и часов в пять вечера. И через мост на другой берег. После обустройства лагеря, постройки мостика на остров через протоку и назначения дежурных – началась собственно сама практика.

 
Комплекс в Кидекше, и дорога, спускающаяся на старый мост.
Вдали река Нерль, а на первом плане остров и протока

 
Исторический комплекс в Кидекше

       Я потом приезжал в Суздаль много раз, но та, первая, студенческая поездка запомнилась более всего. Пешком от лагеря до Суздаля - это четыре километра, то есть один час пути. И дальше поиск точки приземления и сам процесс рисования. Этюдников на ножках ни у кого еще не было, и поэтому надо было как-то устроиться, найти скамейку, или пару камушков, что бы присесть. Целый день на жаре, под солнцем, и самое приятное время для работы было бы ближе к вечеру. И тут не знаешь, как быть – возвращаться на автобусе слишком рано, а задержаться в городе – значит вечером топать назад целый час.
       Но сам город Суздаль мы застали в его «классическом» состоянии, еще до массового наплыва туристов. Это был тишайший городок, застывший в прошлых веках, с булыжной мостовой на центральной улице и проселком на всех остальных. С одной малюсенькой двухэтажной гостиницей, одной столовой и очень редкими магазинами. И живописно раскиданными по городу церквушками, за видами на которые мы и охотились.

       Уже позднее, через несколько десятков лет, когда я решил разобраться с историей Русской Архитектуры и её стилями, я наконец-то понял главную интригу Суздаля. Это город, в историческом смысле - с «запоздавшей» архитектурой. Десятки небольших приходских церквей Суздаля построены в XVII - XVIII веках в специфическом «суздальском стиле». И так продолжалось до конца XVIII века, когда в столицах давно закончился и стиль Барокко, и даже стиль Классицизм был на излете. А в Суздале продолжались традиции местной архитектурной школы, древнерусские в своей основе. И они смотрятся как единый ансамбль в компании с настоящей древней архитектурой прошлых веков, которой тоже в городе предостаточно.
       И может быть главным в этой студенческой практике было не рисование эскизов на вольном воздухе. Скорее всего - главное лежало глубже, это зарождение любви к русской архитектуре. И для этой цели такой городок как Суздаль подходил как нельзя лучше. Он спокойно лежал на берегах Каменки, речки еще более камерной, чем Нерль, которая прихотливо извивалась через весь город. И был в те годы городом, полностью сохранившим свою историческую основу, не музейный, а живой город. Наверное, Суздаль можно назвать еще и городом огородников. Суздальский огурец позднее стал овощем знаменитым, но в те простые времена до каких-то конкурсов было далеко. Просто огородные просторы были так созвучны городскому пейзажу, что на многих рисунках они видны. А уж вдоль реки огородами были покрыты все её долины.


 
       Как это ни удивительно, но коренное население города говорило с «оконьем», так характерным для русского севера. В столовой были «мОкОрОны с кОтлетами» … и эта буква О звучала очень непривычно. Единственная главная улица Суздаля была замощена булыжником, и это придавало ей исторический вид. Все остальные являли собой просто проселочные дороги, и наверное в дождливую погоду были весьма грязноватыми. Но стояла жаркая погода, солнце припекало, и если первые дни были сплошным знакомством с городом, то потом палящее солнце уже мешало работе. Суздаль хотя и небольшой город, но весьма протяженный, и целый день быть на улице, и негде притулиться, и эти бесчисленные церквушки так и просятся на лист ватмана, а видовая точка все никак не находится. Конечно, если бы жилье было в городской школе, то можно было бы зайти, отдохнуть. А так получилась некая «бездомность». 

 Сохранился один лист со штампом института.
Рисунок пером деревянной церкви в ансамбле Суздальского Кремля
 
 
Живой Суздаль под лучами жаркого летнего солнца


 
Тушь, кисть, белая бумага – вот такой эксперимент

 
Настроение летнего Суздаля …

 
Случались во время студенческой практики и дождливые дни.
Эту акварель я сотворил в архиерейских палатах, на ступенях перехода с крыльцом

 
Немного поэкспериментировал с гуашью …

 
Но «простая» акварель всегда была для меня главной в Суздальских эскизах.
Здесь - вид дворовой территории Покровского монастыря

К сожалению, у меня сохранилось мало работ, основные и самые удачные были сданы в архив кафедры института. Тогда это считалось очень почетным, твои работы попали в «метфонд», но теперь, по прошествии многих лет, начинаешь понимать, что все в этой жизни куда сложнее. Те работы канули в вечность. А что осталось у меня в папке – вот это действительно творческое наследие и воспоминания.

 
Фотография 1960х годов, Покровский монастырь является еще частью города.
В нем еще живут люди в своих обычных Суздальских домах, которые видны сразу за монастырской стеной.
С садами и огородами, с курами и шкодливыми козами, одна из которых однажды
опрокинули мне этюдник, и я долго собирал разбросанные по траве краски


       Следующие мои встречи с Суздалем проходили совсем в другой обстановке. Приехав уже на своей машине, мы с супругой сразу остановились около новенького в те годы туристического комплекса. И как настоящие «интуристы», получив двухместный номер, отправились знакомиться с городом. Но это был уже обновленный Суздаль, с асфальтированными улицами и тротуарами, с магазином «Березка» в торговых рядах, с рестораном «в русском духе» в древних палатах Кремля. Это был туристический Суздаль, участник «золотого кольца». Туристический комплекс смотрелся действительно европейским чудом.
       Комплекс Туристического центра проектировался и строился с огромными трудами. Такое сооружение было, наверное, первым в Союзе. Конструкции применены самые стандартные – железобетонные колонны и перекрытия. Потом возводились кирпичные стены, неплохая (не типовая) столярка, отделка по тем временам просто «заграничная». Двухместные номера с ковровым покрытием, со всеми удобствами и т.д. Даже занавеска в ванной была подобрана со вкусом. Но порядочки были нашенские, родные. Номер давали только на сутки, в 12 часов нужно было с просительной улыбкой приходить к стойке и просить продлить хотя бы еще на одни сутки. День разбивался, настроение портилось. Но уже получив продление, мы были самыми счастливыми людьми во вселенной.....)))

       Но на следующее утро, выйдя из гостиницы и дойдя до угла, где на небольшом асфальтированном пяточке стояла наша машина, я увидел удивительную картину. Только что прошел дождь и видневшийся вдали город предстал в таких ярких красках, что я бросился доставать этюдник. Тучи уже ушли вдаль и долина реки, и огороды, и стены монастыря вдали – все это слилось в единую картину радостного утра.













       Еще несколько поездок в Суздаль были очень интересными и плодотворными, так как удалось много поработать и карандашом, и акварелью. Своего рода творческий успех. Да и опыт работы к тем годам уже был несравнимо более высокий. К тому же я обзавелся настоящим большим этюдником на ножках, который вмиг становился раскладной художественной мастерской. Можно было сесть и на раскладной стульчик, ведь все эти немыслимые ранее чудеса комфорта теперь были рядом, в багажнике машины. И в самые последние приезды мы останавливались в мотеле, это отдельный двухэтажный корпус туристического центра, где двухуровневые номера сблокированы с гаражом. Полностью автономный блок со своим входом и со своими воротами в гараж. В те годы мы в Москве довольствовались местом на открытой стоянке, так что свой гараж, пусть и на три дня был для нас новостью. А гараж нам стал еще более нужен уже на второй день пребывания в Суздале, и вот в связи с какими событиями.
       Посмотрев Центральную часть и Кремль, мы увидели ресторан русской кухни в древних палатах. В те годы это было очень модным, родной общепит, стилизованный под старину. Интерьер в духе старины, большие столы и лавки, блюда в горшочках и квасы в кружках. Но вскоре после трапезы животы у нас разладились. Очевидно - кухня была не на высоте кулинарии. И нам пришлось установить в гараже столик с походной газовой плиткой и готовить самим, для начала одну рисовую кашку. Через день, когда пищеварение более-менее наладилось, обеды стали у нас разнообразнее, но повторять поход в ресторан нам уже не захотелось.

       Таких поездок было несколько. Мотель, несколько изолированный от основного комплекса, нам очень подошел. На первом этаже прихожая с санузлом и гараж, крутая лестница и две комнаты на втором этаже, да еще и балкон-лоджия.
 



Поражающий мощью своих стен Спасо-Евфимиев монастырь - внутри вовсе не суровый.
Тогда там шла сплошная реставрация и на фото моя жена сидит на крыльце,
а вокруг - строительные леса, доски и камни

Все стили архитектуры Суздаля на одном снимке ....


       Своеобразно использовала мотель администрация. Ведь по воскресным дням в Суздаль привозили многочисленные экскурсионные группы. И в гараже ставили в ряд раскладушки и таким образом уплотняли расселение простых туристов. Да и контингент был тот еще, привозили по профсоюзным путевкам, куда-то там на экскурсию, и для большинства это был просто отдых с обязательным распиванием и затем распеванием. Шумные песни звучали до полночи. Один раз попав на воскресный день, мы поняли ситуацию, и в следующие разы уже не повторяли такую оплошность.

       Но всегда найдется ложка дегтя, и в последней поездке такой ложкой оказалась погода. В один из дней, вдруг к вечеру зарядил ливень, который не прекращался и всю ночь, и весь день. Площадь под балконом покрылась ровным слоем воды, и мы оказались опять на острове. Ни о рисовании, ни о прогулках не могло быть и течи. С балкона можно было полюбоваться туманными заречными далями, тоже с очаровательными суздальскими огородиками. Мило проведя полдня в мотеле, мы поняли, что просветления на небе не намечается, и дождь этот очень надолго. А за пребывание в мотеле надо платить не малые денежки. И действительно, из Суздаля мы ехали под проливным дождем, который не утихал почти до самой Москвы.

 
Панорама Суздаля с высокого берега Каменки, от Спасо-Евфимиева монастыря,
с видом на долину реки, огороды и Покровский монастырь

       Вид с высокого берега Каменки на Покровский монастырь. Фото 1980-х годов, так как видны ново построенные избы-гостиницы для развивающегося городского туризма. Первоначально, в 60-е годы здесь были обычные одноэтажные дома, в которых жили люди, паслись козы, бродили куры, и еще была колонка с водой.
Таких или очень похожих фотографий можно найти много. Но это фото сделано мной и позднее, уже в эпоху цифровой фотографии, два негатива склеены в общую панораму. Серая и дождливая летняя погода, здесь отразилась прекрасно.

Суздаль, мой Суздаль, наш Суздаль … как ты теперь далеко!

       Но память о прогулках по Суздалю и рисунки - остались. Остались в душе и на листах ватмана. И вот после многих лет я начал переводить свой архив художественных работ в цифровой формат. Это оказалась огромная и увлекательная работа, ведь каждый лист это не только рисунок или акварель - каждый лист еще и память. И сложностей чисто технического порядка встретилось предостаточно. И если с черно-белыми графическими листами справить оказалось достаточно просто, то многие ватманы с акварельными работами оказались неподвластны «пикселям». На мониторе упорно получались совсем другие цвета и оттенки. И хотя знакомые уверяют меня, что уж очень дотошно вникать в такие детали не следует, что все мониторы на всех компьютерах дают совершенно разные цвета и так далее … Но в душе хочется все таки увидеть реальные цвета хотя бы только  на своем мониторе.... ))


P.S.  К сожалению некоторые мои рисунки пропали на выставках. Мне их очень жалко, так как похитили именно самые удачные работы. И к вам просьба, дорогие мои читатели - не копировать рисунки и акварели, это авторские работы и они не предназначены для тиражирования.
...................................................................................

Суздаль -1965 год, 1970е годы, 1980 - 90е годы ......
Все рисунки и акварели авторские, большинство фотографии (кроме цветных) - тоже мои.

             Москва - 28 мая 2019 г.


Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.