Вторник, 19.03.2024, 11:14
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Патриарший дворец

Центральным ансамблем Московского Кремля является Соборная площадь с окружающими её историческими сооружениями. Их немного, всего семь, если считать колокольню с пристройками как одно здание.

 
Соборная площадь с высоты птичьего полета,
фото выполнено со стороны Москва-реки, и на панораме открываются южные фасады всех зданий


На миниатюре XVII века тоже представлена вся Соборная площадь с окружающими зданиями.
Миниатюра в свойственных тому времени художественных приемах
ярко передает общий масштаб центральной части Кремля.
Могу высказать предположение, что рисунок для будущей миниатюры художник выполнил с натуры,
то есть с колокольни Ивана Великого

Четыре здания, самые крупные сооружения Соборной площади, проектировали итальянские мастера:
- Успенский собор (1479 г. Аристотель Фиораванти),
- Архангельский собор (1505–1508 гг. Алевиз Новый),
- Колокольня Ивана Великого (1505–1508 гг. Бон Фрязин, надстроена в 1600 г.),
- Грановитая палата (1487-1491г. Пьетро Солари) -


При всем уважении к прославленным зодчим приходится констатировать, что хотя все здания построены в традициях русской архитектуры, но есть и некий «привкус» чужеземной культуры.

Но в ансамбле Соборной площади есть и истинно русские здания, построенные псковскими мастерами:
- Благовещенский собор (1484–1489 гг.)
- Церковь Ризоположения (1484–1485 гг.) -

 

И, разумеется – Патриарший дворец с церковью Двенадцати апостолов.
Этому сложному и многоплановому зданию, редкому образцу гражданской архитектуры XVII века, посвящено данное исследование

Сегодня основной вход на территорию Кремля организован через Троицкую башню. Вошедший в Кремль  посетитель сначала подходит к Церкви Двенадцати апостолов, а затем, пройдя под арками он попадает на Соборную площадь Кремля. Так что в наши дни северный фасад Патриаршего дворца можно считать главным.


Панорама северного фасада Патриаршего дворца в Кремле

Это место, севернее Успенского собора, для своего двора в Кремле митрополит Пётр получил от великого князя московского Ивана Калиты в первой половине XIV века.
В смутное время  Патриарший двор был разграблен и сгорел. В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни Патриаршего двора в Кремле связан с именем властолюбивого патриарха Никона, стремившегося поставить церковную власть над светской. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новая церковь на высоком арочном подклете, трехэтажные палаты, и двухэтажная часть с Крестовой палатой на втором этаже. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем — личные покои патриарха.

 
Вид на Патриарший дворец с Соборной площади Кремля, слева апсиды Успенского собора.
А первоначально все было совсем наоборот – арки (одна или две?) служили воротами
для въезда с Соборной площади на Патриарший двор


Миниатюра из «Книги об избрании и венчании на царство Михаила Романова», Москва, 1672-73 гг.
При всей условности изображения видно главное – уходящая в небо колокольня Ивана Великого,
характерные апсиды Успенского собора и кусочек церкви 12 апостолов с одной аркой

Определенный интерес представляют материалы обследования и графической реконструкции, выполненные архитектором А.А.Потаповым в конце XIX века.

 
После революции в ходе реставрационных работ были открыты два проезда, расположенных под церковью.

В начале несколько слов о Крестовой палате:
При осмотре Патриаршего дворца снаружи ничто не выдает наличие в нем огромного зала Крестовой палаты. Взгляд останавливается в первую очередь на церкви  с арочным подклетом. Та часть Патриаршего дворца, в которой находится Крестовая палата, «спрятана» за Успенским собором.

Крестовая палата расположена в самой дальней части Патриаршего дворца, и фасады у нее весьма скромные по архитектуре



Крестовая палата — парадный приёмный зал патриаршего дома. Необычная для середины XVII века архитектура палаты отражала высокий уровень каменного зодчества: огромный зал, площадью 280 квадратных метров был перекрыт высоким сводом без обычной опоры в центре. Использовалась палата как зал для торжественных приёмов: здесь заседали церковные соборы, патриарх принимал царя, устраивал праздничные обеды. В XVIII столетии в Крестовой палате была возведена печь для варки церковного масла миро. Отсюда её второе название – Мироваренная. В 1767 году в Мироваренной палате была установлена серебряная, весом 200 килограмм, кадь для миро, подаренная императрицей Екатериной II.   

В наше время и Крестовая палата, и весь второй этаж заняты экспозицией Музеев Кремля.


В крестовой палате находится обширная экспозиция музея.
Вдоль стен стоят витрины с историческими экспонатами.
Здесь много всего интересного можно увидеть


Но главным экспонатом и главной деталью в Крестовой Палате является Мироваренная печь.
И само название у палаты тоже двойное - Крестовая или Мироваренная  (Мироварная)


Крестовая палата представляет собой весьма большой зал площадью 280 квадратных метров. Размеры Крестовой палаты - 14х20 метров, перекрыта она единым сомкнутым сводом с распалубками. В 1792 году под руководством архитектора М.Ф.Казакова произведен капитальный ремонт палаты, её сомкнутый свод был заново переложен, но «с сохранением прежнего очертания». И если посмотреть непредвзятым взглядом, то несложно заметить, что свод действительно имеет нехарактерную для древнерусской архитектуры геометрию, и наверное его можно считать своего рода стилизацией.


В Крестовой палате также проводятся конференции,
будучи приглашенным на которые, я подробно познакомился и с этим огромным залом и
со всем комплексом Патриаршего дворца

Почему она названа «Крестовой»? Наверное потому, что в XVII веке, когда по указу патриарха Никона в 1653—1655 был возведен Патриарший дворец и в нем построена та, первоначальная палата, то в ней был устроен иконостас и установлен большой крест. Как стоял этот иконостас – это в наши дни сложно понять, так как в центре восточной стены палаты расположен вход.


Много всего повидала эта огромная палата...
В Крестовую палату в день своего тезоименитства приходил царь Алексей Михайлович с именинным пирогом и угощал Никона.
Но непомерные амбиции патриарха вскоре начали раздражать царя, а чудовищные ошибки, совершенные Никоном в стремлении обновить русское православие, привели к тому, что к 1658 году царская любовь к нему закончилась. В Крестовой палате патриарх впервые предстал перед церковным судом Вселенских патриархов, который завершился его низложением. И роскошь только что построенного Патриаршего дворца тоже были названы его гордыней. Так что с исторической точки зрения «крест» был весьма символичной деталью интерьера.

Церковь двенадцати апостолов:
Домовая церковь русских патриархов - располагается также на втором этаже. Она взаимосвязана со всеми остальными помещениями системой нескольких залов и отдельных лестниц. Главный вход в церковь из трапезной, то есть традиционный. Но в этом здании много тайных проходов и переходов. И в церковь можно пройти также через открытую галерею на северной стороне здания. Мне кажется, что в этом был своеобразный прием эмоционального воздействия на «зрителей» в церкви. Вдруг открывалась боковая дверь, и сам патриарх выходил к народу. Ведь в свои самые блистательные годы Никон сидел на одной высоте с царем и также именовался великим государем.
На третьем этаже размещены личные покои патриарха. Оттуда есть вход в небольшую комнату с окном, своего рода хоры, с которых  Никон мог видеть службу сверху, не спускаясь в церковь.

Церковь с позакомарным покрытием, с пятью главами, её можно назвать идеалом церковного здания XVII века. Находящийся в церкви иконостас XVII века не первоначальный, он был перенесен в 1929 году из разрушенного собора Вознесенского монастыря.

 
Когда я впервые попал в Патриарший дворец, то поначалу запутался в его планировке.
И вид из трапезной в церковь через остекленные двери был как неожиданная сказка.
Но уже в следующий раз я смог попасть в интерьер церкви и детально изучить иконостас


 
Слева от иконостаса видна дверь на галерею






Левая часть иконостаса



Правая часть иконостаса

Интерьеры других помещений также очень интересны, например Приказная палата:

 
Под Крестовой палатой на перовом этаже расположена еще одна огромная палата - с мощным столпом в центре зала. Это традиционное решение - Одностолпная палата -  которое можно увидеть во многих древнерусских зданиях:


После революции, в 1918 году Патриарший дворец как редчайший памятник гражданской архитектуры XVII века был передан музею. Начался длительный процесс научной реставрации, и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже была открыта первая постоянная экспозиция. В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научные и реставрационные работы. В отличии от помпезного интерьера Грановитой палаты, и музейных залов Оружейной палаты, где посетитель не замечает ничего, кроме выставленных в застекленных витринах экспонатов – комплекс Патриаршего дворца и его помещений очень живой. Здесь на каждом шагу видна история и чувствуется русская архитектура. Патриарший дворец возведён единым архитектурным блоком, это творение русских архитекторов XVII века, одно из немногих зданий в Московском Кремле, где отечественная архитектура видна во всей своей красоте.
...............................................................................
 
Все фотографии выполнены в 2012 - 2016 годах.

Литература:
- Иванов В.Н. Кремль. М.: Искусство, 1971.
- Памятники архитектуры Москвы. Том 1.Кремль. Китай-город. Центральные площади – М.: Искусство, 1983.
- Коняев Н.М. Подлинная история дома Романовых.- М.: Вече, 2007.
- Сайт: Музеи Московского Кремля - https://www.kreml.ru/

Москва - Кремль - Патриарший Дворец. Статья подготовлена 17 апреля 2020 г.


Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.