Среда, 27.05.2020, 03:32
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Патриарший дворец

Центральным ансамблем Московского Кремля является Соборная площадь с окружающими её историческими сооружениями. Их немного, всего семь, если считать колокольню с пристройками как одно здание.

 
Соборная площадь с высоты птичьего полета,
фото выполнено со стороны Москва-реки, и на панораме открываются южные фасады всех зданий


На миниатюре XVII века тоже представлена вся Соборная площадь с окружающими зданиями.
Миниатюра в свойственных тому времени художественных приемах
ярко передает общий масштаб центральной части Кремля.
Могу высказать предположение, что рисунок для будущей миниатюры художник выполнил с натуры,
то есть с колокольни Ивана Великого

Четыре здания, самые крупные сооружения Соборной площади, проектировали итальянские мастера:
- Успенский собор (1479 г. Аристотель Фиораванти),
- Архангельский собор (1505–1508 гг. Алевиз Новый),
- Колокольня Ивана Великого (1505–1508 гг. Бон Фрязин, надстроена в 1600 г.),
- Грановитая палата (1487-1491г. Пьетро Солари) -


При всем уважении к прославленным зодчим приходится констатировать, что хотя все здания построены в традициях русской архитектуры, но есть и некий «привкус» чужеземной культуры.

Но в ансамбле Соборной площади есть и истинно русские здания, построенные псковскими мастерами:
- Благовещенский собор (1484–1489 гг.)
- Церковь Ризоположения (1484–1485 гг.) -

 

И, разумеется – Патриарший дворец с церковью Двенадцати апостолов.
Этому сложному и многоплановому зданию, редкому образцу гражданской архитектуры XVII века, посвящено данное исследование

Сегодня основной вход на территорию Кремля организован через Троицкую башню. Вошедший в Кремль  посетитель сначала подходит к Церкви Двенадцати апостолов, а затем, пройдя под арками он попадает на Соборную площадь Кремля. Так что в наши дни северный фасад Патриаршего дворца можно считать главным.


Панорама северного фасада Патриаршего дворца в Кремле

Это место, севернее Успенского собора, для своего двора в Кремле митрополит Пётр получил от великого князя московского Ивана Калиты в первой половине XIV века.
В смутное время  Патриарший двор был разграблен и сгорел. В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни Патриаршего двора в Кремле связан с именем властолюбивого патриарха Никона, стремившегося поставить церковную власть над светской. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новая церковь на высоком арочном подклете, трехэтажные палаты, и двухэтажная часть с Крестовой палатой на втором этаже. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем — личные покои патриарха.

 
Вид на Патриарший дворец с Соборной площади Кремля, слева апсиды Успенского собора.
А первоначально все было совсем наоборот – арки (одна или две?) служили воротами
для въезда с Соборной площади на Патриарший двор


Миниатюра из «Книги об избрании и венчании на царство Михаила Романова», Москва, 1672-73 гг.
При всей условности изображения видно главное – уходящая в небо колокольня Ивана Великого,
характерные апсиды Успенского собора и кусочек церкви 12 апостолов с одной аркой

Определенный интерес представляют материалы обследования и графической реконструкции, выполненные архитектором А.А.Потаповым в конце XIX века.

 
После революции в ходе реставрационных работ были открыты два проезда, расположенных под церковью.

В начале несколько слов о Крестовой палате:
При осмотре Патриаршего дворца снаружи ничто не выдает наличие в нем огромного зала Крестовой палаты. Взгляд останавливается в первую очередь на церкви  с арочным подклетом. Та часть Патриаршего дворца, в которой находится Крестовая палата, «спрятана» за Успенским собором.

Крестовая палата расположена в самой дальней части Патриаршего дворца, и фасады у нее весьма скромные по архитектуре



Крестовая палата — парадный приёмный зал патриаршего дома. Необычная для середины XVII века архитектура палаты отражала высокий уровень каменного зодчества: огромный зал, площадью 280 квадратных метров был перекрыт высоким сводом без обычной опоры в центре. Использовалась палата как зал для торжественных приёмов: здесь заседали церковные соборы, патриарх принимал царя, устраивал праздничные обеды. В XVIII столетии в Крестовой палате была возведена печь для варки церковного масла миро. Отсюда её второе название – Мироваренная. В 1767 году в Мироваренной палате была установлена серебряная, весом 200 килограмм, кадь для миро, подаренная императрицей Екатериной II.   

В наше время и Крестовая палата, и весь второй этаж заняты экспозицией Музеев Кремля.


В крестовой палате находится обширная экспозиция музея.
Вдоль стен стоят витрины с историческими экспонатами.
Здесь много всего интересного можно увидеть


Но главным экспонатом и главной деталью в Крестовой Палате является Мироваренная печь.
И само название у палаты тоже двойное - Крестовая или Мироваренная  (Мироварная)


Крестовая палата представляет собой весьма большой зал площадью 280 квадратных метров. Размеры Крестовой палаты - 14х20 метров, перекрыта она единым сомкнутым сводом с распалубками. В 1792 году под руководством архитектора М.Ф.Казакова произведен капитальный ремонт палаты, её сомкнутый свод был заново переложен, но «с сохранением прежнего очертания». И если посмотреть непредвзятым взглядом, то несложно заметить, что свод действительно имеет нехарактерную для древнерусской архитектуры геометрию, и наверное его можно считать своего рода стилизацией.


В Крестовой палате также проводятся конференции,
будучи приглашенным на которые, я подробно познакомился и с этим огромным залом и
со всем комплексом Патриаршего дворца

Почему она названа «Крестовой»? Наверное потому, что в XVII веке, когда по указу патриарха Никона в 1653—1655 был возведен Патриарший дворец и в нем построена та, первоначальная палата, то в ней был устроен иконостас и установлен большой крест. Как стоял этот иконостас – это в наши дни сложно понять, так как в центре восточной стены палаты расположен вход.


Много всего повидала эта огромная палата...
В Крестовую палату в день своего тезоименитства приходил царь Алексей Михайлович с именинным пирогом и угощал Никона.
Но непомерные амбиции патриарха вскоре начали раздражать царя, а чудовищные ошибки, совершенные Никоном в стремлении обновить русское православие, привели к тому, что к 1658 году царская любовь к нему закончилась. В Крестовой палате патриарх впервые предстал перед церковным судом Вселенских патриархов, который завершился его низложением. И роскошь только что построенного Патриаршего дворца тоже были названы его гордыней. Так что с исторической точки зрения «крест» был весьма символичной деталью интерьера.

Церковь двенадцати апостолов:
Домовая церковь русских патриархов - располагается также на втором этаже. Она взаимосвязана со всеми остальными помещениями системой нескольких залов и отдельных лестниц. Главный вход в церковь из трапезной, то есть традиционный. Но в этом здании много тайных проходов и переходов. И в церковь можно пройти также через открытую галерею на северной стороне здания. Мне кажется, что в этом был своеобразный прием эмоционального воздействия на «зрителей» в церкви. Вдруг открывалась боковая дверь, и сам патриарх выходил к народу. Ведь в свои самые блистательные годы Никон сидел на одной высоте с царем и также именовался великим государем.
На третьем этаже размещены личные покои патриарха. Оттуда есть вход в небольшую комнату с окном, своего рода хоры, с которых  Никон мог видеть службу сверху, не спускаясь в церковь.

Церковь с позакомарным покрытием, с пятью главами, её можно назвать идеалом церковного здания XVII века. Находящийся в церкви иконостас XVII века не первоначальный, он был перенесен в 1929 году из разрушенного собора Вознесенского монастыря.

 
Когда я впервые попал в Патриарший дворец, то поначалу запутался в его планировке.
И вид из трапезной в церковь через остекленные двери был как неожиданная сказка.
Но уже в следующий раз я смог попасть в интерьер церкви и детально изучить иконостас


 
Слева от иконостаса видна дверь на галерею






Левая часть иконостаса



Правая часть иконостаса

Интерьеры других помещений также очень интересны, например Приказная палата:

 
Под Крестовой палатой на перовом этаже расположена еще одна огромная палата - с мощным столпом в центре зала. Это традиционное решение - Одностолпная палата -  которое можно увидеть во многих древнерусских зданиях:


После революции, в 1918 году Патриарший дворец как редчайший памятник гражданской архитектуры XVII века был передан музею. Начался длительный процесс научной реставрации, и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже была открыта первая постоянная экспозиция. В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научные и реставрационные работы. В отличии от помпезного интерьера Грановитой палаты, и музейных залов Оружейной палаты, где посетитель не замечает ничего, кроме выставленных в застекленных витринах экспонатов – комплекс Патриаршего дворца и его помещений очень живой. Здесь на каждом шагу видна история и чувствуется русская архитектура. Патриарший дворец возведён единым архитектурным блоком, это творение русских архитекторов XVII века, одно из немногих зданий в Московском Кремле, где отечественная архитектура видна во всей своей красоте.
...............................................................................
 
Все фотографии выполнены в 2012 - 2016 годах.

Литература:
- Иванов В.Н. Кремль. М.: Искусство, 1971.
- Памятники архитектуры Москвы. Том 1.Кремль. Китай-город. Центральные площади – М.: Искусство, 1983.
- Коняев Н.М. Подлинная история дома Романовых.- М.: Вече, 2007.
- Сайт: Музеи Московского Кремля - https://www.kreml.ru/

Москва - Кремль - Патриарший Дворец. Статья подготовлена 17 апреля 2020 г.


Новости сайта
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.
- 5 апреля 2020 г.
Небольшая статья о доме и усадьбе в Потаповском переулке. Место красивое, давно знакомое - переулки старой Москвы, и я обрабатывал фотографии и графику с большим удовольствием.
- 14 марта 2020 г.
Скорректировал Главную страницу. Впереди вновь поставлены разделы по исследованиям Древнерусской архитектуры, которыми я занимаюсь уже более десяти лет.
- 8 февраля 2020 г.
Новое: Прогулки-экскурсии. В 2014 году я начал организовывать эти встречи для пользователей сайта «Фотографии старой Москвы», с которыми давно переписывался. Уже первая прогулка в Кунцево, показала, что такие встречи нужны. Здесь представлены отчеты о наших прогулках за 2014 и 2015 годы.
- 11 января 2020 г.
Сегодня у моего Творческого сайта юбилейная дата, ему исполняется 10 лет :))
- 21 ноября 2019 г.
Сегодня на сайт добавлен раздел Яндекс-метрика - в левой колонке внизу. При клике раскрывается таблица с детальной статистикой.
- 15 ноября 2019 г.
В новом отдельном разделе «Проектные работы» открыта статья Проекты: 1968 - 2008 гг.
- 7 ноября 2019 г.
Недавно решил поменять доменное имя сайта на более короткое и четкое. И сегодня мой сайт появился в интернете с новым доменом - odintsof.ru - некоторая вольность перевода с русского языка на компьютерный вполне понятна.
- 10 октября 2019 г.
Подготовка материалов для Альбома моих авторских работ подходит к завершению. Описание проекта, фотографии чертежей и построенных зданий, небольшой обзор истории проектирования и строительства каждого объекта. Солидный список получается.

- 25 августа 2019 г.

Добавил в раздел Приложения к сайту ссылку на Старые фотографии Pastvu - несколько лет назад это был мой основной сайт.  

- 15 июня 2019 г.

Из Союза Архитекторов пришло письмо с напоминанием, что у меня в этом году юбилей ... 75 :)) И к торжественному заседанию необходимо подготовить ЮБИЛЕЙНЫЙ АЛЬБОМ о своей творческой деятельности. Теперь я занят новой работой - подготовкой Альбома. Нахожу в домашнем архиве чертежи, фотографии, надо будет сфотографировать и свои московские постройки. Объектов очень много, выбираю наиболее интересные - и проекты, и построенные здания. В общем - впереди большая работа.
- 1 июня 2019 г.
Система настойчиво предлагала создать "Визитку сайта", и я наконец-то решил её оформить. Хотя реклама мне не нужна, но у визитки оказались и другие функции, весьма нужные.

- 12 мая 2019 г.
Начал писать воспоминания о Суздале, в котором бывал много раз. От первых встреч с тогда еще тихим, уютным и совсем не туристическим городком. И до Суздаля с отелями, мотелями, и асфальтированными улицами. Я рисовал Суздаль в течении почти сорока лет. Сегодня нахожу эти работы в пожелтевших папках, фотографирую или сканирую листы. Получается конечно не настоящая акварель, но зато можно показать на компьютере.
- 10 мая 2019 г.
На лист Невыдуманные рассказы добавлены акварели, сделанные в Каневе в 1966 году - виды Днепра и заднепровских далей. И рассказ оживает на глазах!
- 27 апреля 2019 г.
На окраине Владимира в 1960-е годы было удивительное место, до которого и добраться было непросто. Всемирно известный храм "Покрова на Нерли" адреса не имел, а место называлось - "урочище". Вчера вспоминал Путь к Покрова на Нерли...
- 21 апреля 2019 г.
И вот новая работа о Боровске, городе, где почти нет высокой архитектуры, но интересном и живописном.
- 14 апреля 2019 г.
Подготавливая статью о дворе дома в Лаврушинском переулке, вдруг увидел, что тему «Замоскворечье» - уже можно выделить в самостоятельный раздел. Сделано :))
- 1 апреля 2019 г.
Первое апреля, уже настоящая весна, нешуточная. Подготовил рассказ-воспоминание о старом Лаврушинском переулке, и об Усадьбе с кружевными воротами.
- 24 марта 2019г.
Новая статья посвящена поискам церкви в Пафнутьев-Боровском м-ре, сломанной в 1836 г.
- 10 марта 2019 г.
Добавлена правая колонка - Новости сайта. Изменить общий дизайн страницы и добавить колонку оказалось непросто. Но с помощью консультанта uCoz - все получилось!

- 20 февраля 2019 г.
Новая статья готова – Кутузовка и Поклонные улицы - как продолжение темы «Кутузовская слобода». Это воспоминания людей, которые жили рядом со мной, на одной улице, с которыми я учился в школе..

- 4 февраля 2019 г.
Большая статья про Кутузовскую слободу, написанная в 2012 г. и дополненная в 2013 -14 годах, - получит продолжение. Через «гостевую книгу» со мной связались жители нашей старой Поклонной улицы, со своими воспоминаниями и даже фотографиями. Договорились вместе подготовить новую статью.

- 6 ноября 2018 г.
Как бы заново просматриваю все страницы своего сайта - свежим взглядом…. Получается, что работа в ЖЖ в последние два года - тоже повысила мой технический уровень ))

- 2 ноября 2018 г.
Немного воспоминаний. Свой сайт я начал создавать с «нуля», в 2010 году. Первый ноутбук имел разрешение экрана 1280x800, изображение на экране было крупное. Сейчас использую более высокое разрешение, текст показался мелковат. И я увеличил размер ш
рифта.

- 22 октября 2018 г.
В октябре 2018 года наконец-то полностью вернулся на свой Творческий сайт. Потому что и Живой Журнал, и созданное Сообщество «Архитектурный стиль»  в ЖЖ - это конечно все прекрасно, но сайт, созданный своими руками, где даже Дизайн страницы тоже не типовой, а индивидуального изготовления - должен быть на первом месте.