Суббота, 27.04.2024, 15:53
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Остров

Шатровая церковь в селе Остров
Что такое Остров?
Село Остров, несмотря на свою богатую историю, в наши дни ничем особо не примечательно. Но на окраине села, на обрыве, с незапамятных времен стоит шатровая церковь. Эта одинокая свеча предвосхищает собой целую череду памятников древнерусской архитектуры, раскинувшихся на правом берегу Москва-реки.

Москва-река, вспаханное поле, кущи деревьев и церковь на самой высокой точке в округе

И главной характерной особенностью их является шатер. Церкви в Острове, в Беседах, и в Коломенском встречали всех путников, плывущих по Москва-реке от Коломны в град Москву. А поскольку именно водные пути были на Руси основными транспортными артериями, то и прибрежные сооружения всегда были на виду. Сегодня увидеть эту картину сложно, но наверное какие-то катера и в наши дни курсируют в низовьях Москва-реки и теоретически возможно проплыть от Коломны до Кремля по воде. Каждое из перечисленных зданий хорошо всем известно, даже слишком известно. Иногда становится грустно от мысли, что к концу ХХ века уже закончилось время исканий и открытий -  все издано, все описано и сфотографировано.
Но мне в определенной степени повезло. Впервые я увидел воочию церковь в селе Остров в далекие шестидесятые годы. Я приехал по той же единственной дороге, по которой и сегодня люди добираются до этого живописного местечка. Старое Каширское шоссе, поворот на Молоково, а дальше – уж как получится, дорожных указателей тогда было немного. Тишайшее село и церковь на его окраине тогда никого не интересовали. Никого кроме небольшого круга исследователей и редких любителей древнерусской архитектуры.
И встретив чертежи и фотографию церкви Преображения в селе Остров в томе Истории русской архитектуры, я был восхищен и взрывной архитектурой этой шатровой башни и названием села. 

Фото-панорама с дальней точки, от Лыткарино

Почему - остров? Но сегодня, взглянув на карту, и вот на эту фото-панораму становится ясным, что для тех, кто плывет по реке - это место вполне могло казаться островом. Наверное, в весеннее половодье, когда Москва-река выходила из берегов, затопляя долину, высокое место, на котором стоит церковь, превращалось в полуостров, окруженный с трех сторон водой, откуда и название – Остров.


Фрагмент карты Подмосковья 1968 г.

Доехать мне от дачи было недалеко, тем более на мотороллере «Вятка». И в один прекрасный день я приехал, нашел это село и это сооружение. Колокольня меня шокировала своей неуместной эклектичностью, и сразу стало ясным - почему в хороших книгах её не показывают. А вот сама шатровая церковь - очаровала и запомнилась на всю жизнь. Конечно, я приехал с этюдником, конечно - я приехал рисовать. Меня восхитила эта симфония кокошников, как грибы облепивших белокаменные стены и поднимающихся вверх нескончаемыми аккордами, это неистовство одной детали, повторенное десятки раз. Тогда я наверное не очень вдумчиво изучал план и фасад, меня скорее интересовало живописное начало, чисто художественные эффекты.

 
Это современная фотография хороша тем, что церковь снята со стороны апсид, по оси,
теоретически проходящей с запада на восток

То есть основной планировочной оси. Хотя, как и в большинстве русских церквей, планировочная ось здания с географическим направлением запад-восток здесь тоже не совпадает.

 

Коровы пасутся на лугу. Такая прекрасная картина, истинно русская идиллия. Это историческая фотография, сделана во времена СССР. Приблизительно такие же пейзажи я видел во время своей первой поездки в эти края. В наши дни село стало в основном поселком с двухэтажными капитальными домами, почему-то называемыми «коттеджами».



Это своего рода вступление к основной части статьи....


Свой рисунок я не смог найти.
Может быть - потерялся, или заблудился и не вернулся ко мне с какой-то из выставок.
Но современная компьютерная графика дала мне возможность весьма точно воссоздать тот мой рисунок
 

Самые первые исследования – 1910-1914 гг.
Наверное, самое первое в истории России капитальное исследование Русской архитектуры относится к началу ХХ века. Многотомный коллективный труд – История русского искусства (1910-1914 гг.) - знаменует начало нового этапа в развитии русской науки об искусстве. Мысли о создании такой огромной работы возникли у И.Грабаря еще в 1902 году. Пройдя много этапов подготовки, первые три тома были изданы до революции. В наши дни это издание восхищает своей первоначальной красотой чертежей и фотографий, а также глубиной своих исследований. Многое изменилось за прошедшие сто лет. Но сохранившиеся памятники архитектуры продолжают привлекать и восхищать нас. Советская школа реставрации много сделала для их сохранения и дальнейшего изучения. Шатровые церкви были в центре внимания И.Грабаря. И церковь в селе Остров описана им с огромным вниманием.

  

И.Э.Грабарь пишет эмоционально, он, так же как и мы сегодня – потрясен и очарован этим шедевром русской архитектуры. Он все время сравнивает церковь в Острове с Коломенской, и все время как бы спорит с самим собой.



Именно домашняя уютность, отсутствие парадной помпезности более всего нравятся автору.





В то время многие элементы здания выглядели совсем не так, как в наши дни, после огромной и сложнейшей реставрации 1970-х годов, о которой чуть позже. Но даже беглым взглядом можно заметить пустые барабаны на углах, еще без главок. И стены, явно покрытые слоем штукатурки или затирки.


История русской архитектуры - 1956 г.
История русской архитектуры, наиболее полный и капитальный том, изданный в 1956 году, еще не имел всех сведений, которые были собраны во время исследований  в 1960 – 1970 годы. Но в нем четко трактуется точка зрения И.Грабаря.

«Село Остров было дворцовой усадьбой, от которой сохранилась только церковь, расположенная на высоком холме над рекой.  Но в этом сооружении мы не обнаруживаем каких-либо близких аналогий или подражания архитектуре церкви Вознесения. В то время, как в церкви Вознесения отдельные объемы башни как бы вырастают один из другого, не имея ясно выраженных горизонтальных членений, в островской церкви они четко отделены богато профилированными карнизами, над которыми располагаются ряды кокошников. По-видимому, несколько позднее к основной крестообразной в плане башне, окруженной невысоким гульбищем, были пристроены апсиды и два симметрично расположенных придела. Необходимо отметить типично псковские черты, имеющиеся в архитектуре островской церкви, например, систему перекрытия ступенчатыми арочками приделов, декоративное убранство апсид и барабанов приделов, бровки над оконными проемами центрального барабана»

Объемно-планировочное решение здания представляет собой однонефную церковь с куполом-шатром. Внешне шатер вписан в восьмигранник. В основании шатра церковь окутана ярусами кокошников, придающих облику высокого храма еще большую устремлённость к небу. Приделы, примыкающие к центральному храму, выполнены в стиле Псковской архитектуры.

В давние времена в церкви располагался наблюдательный пост. Под крестом было помещение для наблюдателей. Сюда ведёт лестница, пробитая в стене по шатру храма. В случае приближения неприятеля подавался знак дымом, который был виден в Москве.

 
Чертеж из книги История русской архитектуры

Первое изображение церкви в селе Остров, с которого началось мое знакомство с этим сооружением. Напомню, что книга издана в 1956 году и многих деталей, которые были воссозданы в 1970-х годах, на этих чертежах еще нет.  

В самом начале я упомянул, что мне посчастливилось увидеть церковь в селе Остров как бы в первоначальном виде,  до всех реставрационных работ 1970-х годов.


Реставрация церкви Преображения в селе Остров

Фотографии 1970-1979  годов, когда церковь была последний раз детально обследована
и проведены реставрационные работы

Церковь долго была укутана строительными лесами, выполнены и археологические исследования и архитектурно - реставрационные. Работа проведена огромная.

К счастью, я не приезжал в те годы в Остров и не видел церковь в таком состоянии, хотя работа тянулась долго и шла с большими трудностями. Но это тоже обычная практика для реставрации советских лет, делали долго, но на совесть. Группа советских исследователей под руководством архитектора-реставратора Бориса Львовича Альтшуллера почти тридцать лет изучала и постепенно приводила в порядок запущенный храм. Реставраторы возвратили растёсанным оконным проёмам их первоначальный вид, восстановили малые главки вокруг главного шатра.

Материалы реставрационных исследований хранятся в архиве ЦНРПМ на Школьной улице, и в принципе найти их и познакомиться с ними возможно. Но практически, в сегодняшних реалиях это очень сложно сделать. Доступ к архиву ЦНРПМ ограничен, нужно заручиться письмами от какой-то организации, что для меня, пенсионера вдвойне сложно. И так получается, что я мог бы разобраться с документами, подобрать чертежи, выполнить копии и опубликовать их для широкой публики. То есть глубоко разобраться со всеми вопросами проведенной в 1970-е годы комплексной реставрации этого сооружения. Но – нужно получить разрешение на доступ в архив. А его мне могут и не дать. И чтобы не получить отказ, который меня обидел бы и заставил негативно относиться к ЦНРПМ, я не стану проявлять такую инициативу. Что бы потом не чувствовать себя в положении – вот, мол, сам полез и сам нарвался на неприятность.

Сегодняшнее состояние здания
Крестообразный план здания выявляется не сразу, он читается только на высоте основного объема, который системой арок переходит в конструкцию восьмерика. Внутренне пространство церкви устремлено ввысь, площадь здания несоизмерима с его высотой. Окна, восьмерик, подпружные арки и сам каменный шатер зрительно уходят в неведомое пространство. Нам сегодня сложно представить себе состояние человека XVI или XVII века, который впервые попадал в интерьер храма. Что он чувствовал, как он переживал, что он видел, находясь внутри стен. И что он чувствовал, посмотрев вверх, и увидев эту уходящую в небо перспективу?




 
Рассматривая внутреннее пространство церкви, ее интерьеров, сразу же бросается в глаза, что  изнутри церковь имеет еще более скромные размеры, чем при взгляде снаружи. И это понятно, здание очень высокое и стены толстые. Площадь помещения несоизмерима с колоссальной высотой башни.

 
Современный план церкви в селе Остров, с папертью-галереей и колокольней

 
Новая алтарная преграда

Мне неизвестно, как выглядел иконостас в начале ХХ века. Но сегодняшняя трактовка его в виде невысокой алтарной преграды уместна и убедительна. Любой вариант т.н. «высокого иконостаса» раздробил бы внутренний объем церкви и затеснил бы его и так небольшие размеры.

 
Входной портал основного храма



Обходная галерея. Здесь контраст между стенами основного древнего здания и поздней обстройки
видны особенно ярко



В научно-исследовательской литературе много внимания уделено вопросам о времени строительства церкви, и особенно об этапах возведения отдельных частей. Сегодня мне абсолютно не к чему акцентировать внимание на таких исторических подробностях, хочется просто еще раз посмотреть все здание и полюбоваться архитектурой. Тем более что все этапы реставраций уже давно закончены, и мы видим здание как бы в изначальном своем состоянии.
 
Яркий летний день в Острове

Апсиды крупным планом
 
Деталь возрожденного окна

 
Детали цокольной части стены

Зимой засыпанная снегом островская церковь смотрится особенно эффектно

Прощаясь с церковью нужно еще раз отметить, что колокольня все таки привносит огромный диссонанс в общую картину ...

Автор следующей фотографии выбрал более удачную точку для фотографирования – в центре снимка шатровая церковь, памятник архитектуры всемирного значения, а колокольня прикрыта деревьями. Этот снимок  можно презентовать как грамотный подход..  
 


Конечно нельзя не посмотреть еще раз на эту чарующую симфонию кокошников ...

И под занавес еще одна, очень красивая и немного грустная фотография:

Осень в Острове

…………………………………………………..
- Грабарь. История русского искусства. Том I. Архитектура. До-Петровская эпоха. М.,1910
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.

Все фотографии привлечены из сети интернет

Москва, село Остров.
Опубликовано 8 января 2021 года и посвящается приближающемуся юбилею моего Творческого сайта.
Одиннадцатого января сайту исполняется одиннадцать лет!



Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.