Вторник, 19.03.2024, 05:39
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Старомосковские рисунки

       На свои старомосковские рисунки я смотрю сегодня уже совершенно новым взглядом. Это не просто рисунки отдельных зданий или уголков города. Теперь эти рисунки - воспоминание о Москве, которая во многом уже потеряна, снесена или перестроена и «обновлена» до такой степени, что первоначальный и привычный образ уже невозможно себе представить!

       Вот Пушкинская площадь до всех нововведений – старое здание «Известий», а слева от него дворец, в котором, по преданию, и происходили действия поэмы «Горе от ума» Грибоедова со знаменитой лестницей, на которой герой вскричал – карету мне, карету!

  На Пушкинской площади. 1967 г.       Серая бум., решушь

Рисовалось все это сверху, с балкона кинотеатра Россия. Быстрый рисунок карандашом «ретушь». Рисунок для себя, а не для выставки… Сегодня смотреть этот рисунок очень интересно!

В переулках Красной Пресни. Горбатый мост. 1967 г.       Серая бум., карандаш

Горбатый мост на Красной преснее и Девятинский переулок с церковью Девяти мучеников. Рисунок карандашом на серой бумаге, а место иначе, как уникальным сегодня и не назовешь. Вот таким было это место десятки лет, пока новостройки и возведенный заново мост не испортили всю картину. В наши дни сохранилась только церковь. И вот ведь какие чудеса теперь происходят - раньше у нас ломали церкви, теперь ломают все вокруг церкви. Уж не знаю, что хуже!

В  переулках .....        Ретушь

А этот эскиз, где рисовался? Не помню! Да никто и не найдет сегодня этот уголок Москвы, хотя все это в центре, в каком то сказочном переулке со сквериком вместо проезда. А может быть, кто-то из Старых Москвичей и узнает это место и напишет мне о нем?

    
Зимой в Донском монастыре. Вид на Старый собор из окна Нового собора. 1960-е гг.  Самодельный фломастер

Наверное, необходимо сказать, что в Донском десятки лет был Музей Архитектуры. Он располагался во всем комплексе зданий. Особенно интересные выставки проходили в небольшом деревянном двухэтажном здании недалеко от северных ворот. А в главном «Новом» соборе монастыря была постоянная экспозиция русской архитектуры. Рисовал я этот великолепный вид на «Старый» собор Донского монастыря, один из древнейших в Москве, как раз из окна музея. Помню отдельные экспонаты музея и особенно деревянный макет деревянного дворца в Коломенском. Где теперь этот макет, трудно сказать....

Старый собор Донского монастыря зимой.         Тушь, палочка


                  
Ворота въезда на Беговую аллею с Ленинградского проспекта. 1960-е гг.         Карандаш

Из серии рисунков, сделанных на Беговой улице, Беговой аллее и в ее окружении. Здание ипподрома с огромной колоннадой, и очень необычные ворота, открывающие въезд на Беговую Аллею со стороны Ленинградского проспекта. На высоких постаментах стоят копии скульптур Аничкова моста в Ленинграде-Петербурге.
А в том месте, где позднее появился подземный туннель под Ленинградским проспектом - стоял этот очаровательный особняк с высокими крышами и башенкой.

  
Здание ипподрома, и особняк с башенками в начале Новой Башиловки.     Серая бумага, фломастер          .


       Переулки, веером расходящиеся от Таганской площади всегда были для меня неожиданными и загадочными. Сколько колоритных зданий встречало меня на каждом шагу. В наши дни все сильно изменилось. Очаровательные двухэтажные особняки приватизированы и перестроены, исчезает та аура историзма и преемственности, которая и была главной составляющей всего района. А отдельные вкрапления домов из стекла и облицовочной плитки «на скобочках» и вообще смотрятся обособленно и чужеродно. Есть в них что-то от фанерных декораций на киносъемках. Единственные утешительные слова мне один пожилой реставратор сказал – «ну что ты, друг, переживаешь – ну постоят они лет двадцать, а потом их сломают так же быстро, как и сляпали!». Спасибо ему на добром слове, дай Бог, что так и будет!
       На моем рисунке один из таких старинных переулков. Рисунок сделан ранней весной, яркое мартовское солнце, кружева ветвей деревьев, кучи снега вдоль тротуаров. Настоящая старинная Москва.



    
Колокольня Новодевичьего монастыря.  Серая бум.,перо                     В Коломенском.    Фломастер

Новодевичий монастырь, знаменитая колокольня. Рисунок сделан пером и тушью. Ну – очень давно! Еще в годы учебы в Архитектурном институте. И деревянная крепостная башня в Коломенском – но это скорее уже не рисунок, а фантазия на тему нашей русской истории.

Летний дождь в Фалеевском переулке- Вид на Кремль.  1980-е гг.    Акварель

Этот вид на Кремль я заприметил давно. Фалеевский переулок как будто специально ориентирован на Соборную площадь Кремля. Рисовал я из машины в дождливый день, очевидно в воскресенье, когда в центре тихо и свободно.

       Малая Грузинская улица, костел. Огромный, великолепный - и абсолютно невозможный в Грузинских переулках. Что-то в нем помещалось очень хозяйственно-техническое, кругом были склады, кучи угля и все такое…

Малая Грузинская улица. Костел. Вид со двора. 1960-е гг.        Карандаш

       Красивые огромные витражи,… а впрочем, зачем я все это рассказываю – ведь сейчас все здание прекрасно отреставрировано, в нем даже проходят вечера органной музыки. И увидеть его можно во всем великолепии, и посмотреть интерьеры и послушать музыку. План костела в форме креста, ряды деревянных скамеек с пюпитрами для молитвенника, а сам орган находится за спиной у слушателей на втором ярусе. А впереди огромный монитор, на котором виден органист и его руки на клавишах! Очень интересный прием!

Зима в Кадашевском переулке. 1980-е гг.     Бежевая бум., сепия, белый карандаш

И, конечно, переулки Замоскворечья, вид на храм Воскресения в Кадашах. Рисунок сделан в тот небольшой отрезок времени, когда в Москве активно ломали рядовую историческую застройку, сносили "под корень" целые кварталы, когда и в Замоскворечье и в Зачатьевских переулках и во многих других местах уничтожено было десятки и сотни зданий. Сегодня храм стоит, сохраненный солидарностью многих людей, защитивших его от «обстройки» очередным офисным комплексом. Но вокруг храма в Кадашевских переулках сплошная «обновленная» застройка, и сегодня даже найти то место, откуда я рисовал – уже невозможно, так все здесь изменилось за последние годы. В начале "нулевых годов" я сделал попытку отыскать этот дворик и это крыльцо - все перестроено...

  

Рождественский собор со стороны колокольни и с дворовой территории.   1960-е гг.      Тушь, перо

Самый ближний к Архитектурному институту архитектурный комплекс – Рождественский монастырь. Это осень, октябрь, уже идут занятия и в какой-то день мы, несколько студентов, пошли порисовать сюда, благо и идти недалеко, и архитектура настоящая, древняя. Рождественский собор, правда, окружают странные пристройки, но со стороны двора собор с колокольней на втором плане выглядит замечательно. Пытливый исследователь сможет определить год рисунка по состоянию реставрационных работ в монастыре. А я в прошлом году (в 2011) как-то поехал на Рождественку в книжный магазин и решил зайти и в монастырь. Он уже, конечно же, действующий, все малоинтересные здания тщательно отремонтированы, а вот сам собор закрыт и реставрируется. Для людей сегодня в монастыре открыта только маленькая часть территории при входе, все остальное под запретом, охрана тщательно следила за каждым моим шагом, тем более, что я там был единственным посетителем. И увидеть собор со двора мне не удалось!

На Самотеке, где-то...  Серая бумага, ретушь

В переулках Арбата. Вид от Гагаринского преулка на перспективу Нащекинского переулка. 1990-е гг.   Сепия

Про переулки Арбата уже столько написано стихов и прозы, столько спето песен и романсов, что мне как-то и несколько неудобно возникать со своими рисунками. Все мы помним Арбат начала девяностых, заполненный художниками всех возрастов, заваленный рисунками, акварелями и эстампами. Немного познакомившись с этой «богемой» я узнал, что большинство работ сделано «на потоке» - один делает общий контур, второй красит небо, третий дома, четвертый вырисовывает людей. Каждый «творит» несколько минут – и вот очередной «шедевр» уже выставлен на продажу на подоконнике первого этажа какого-нибудь дома на «офоноревшем» Арбате.


 


       Прогулки по Москве с этюдником или папкой с рисунками многие годы были моим лучшим видом отдыха. Но, конечно, я всегда рисовал именно архитектуру, и для этого лучше всего подходил карандаш, или перо, или фломастер. Ивановская горка с ее неожиданными поворотами улиц и переулков, спусками и подъемами, мне особенно нравилась. В этом районе навсегда сохранились для меня любимые виды, любимые видовые точки.

Подкопаевский переулок, вид из скверика.  1980-е гг.     Сепия

Храм Зачатия Анны, "что в углу" Китай-города.  1960-е гг.       Тушь, палочка

       И еще одно место в нашей Москве, еще одна притча во языцех – Зарядье. В моей памяти сохранился вид на последние дома в Зарядье, вид со стороны ул Разина (Варварки). Дома лежали внизу, пустые и полуразрушенные, вид был крайне неприятный. Потом начали строить гостиницу Россия. Строили ее долго и на последних курсах учебы в институте мы залазили на этажи стройки и рисовали виды во все стороны, которые открывались с высоты. Виды были совершенно незнакомые и неожиданные. Это уже позднее, когда из окон гостиницы начали вести телерепортажи, все виды стали всем знакомы и приелись. А вначале это было целое открытие, открытие новых видов на город. К сожалению, все мои работы остались на кафедре рисунка в архитектурном институте. Но вот этот рисунок сохранился, - вид с набережной на церковь Анны и каркас строящейся гостиницы Россия. Потом здание построили, объявили лучшим сооружением Москвы и четыре десятилетия фотографии гостиницы украшали всевозможные книги и альбомы. И вот неожиданно все сломали, затихли, и несколько лет об этом месте в самом центре столицы была полная тишина. Теперь как будто собираются ничего не строить, а создать парк. Хорошо бы, если так. Но что-то подсказывает, что будет по-другому - уж очень лакомое место для так называемых «инвесторов». Посмотрим…

Варварка. Гостинный двор.  1970-е гг.       Карандаш

Аркада, окружающая огромное пространство внутреннего двора,  до его реконструкции выглядела еще более внушительно, чем после координальной переделки. Комплекс жил своей разнообразной жизнью, десятки контор и складов, машины, разгрузка. Заборы, закутки, сараи, деревья - старомосковский район среди величественной архитектуры классицизма.

       И еще один рисунок, совсем недавно - в пятидесятые годы - это было еще подмосковье. Единственная достопримечательность Фили-Кунцевского парка – усадьба Кунцево на высоком берегу Москва-реки. Бельведер усадьбы виден издалека со всех мест вдоль реки, бывших пляжей, а сегодня просто прогулочных аллей. Главный дом усадьбы перестроен, но силуэт здания и после перестройки не изменился.



       Наверное, необходимо сказать пару слов о технике и материалах. Многие рисунки, фотографии которых представлены на этой странице, выполнены в классической технике – карандаш, акварель. Но поскольку для быстрого эскиза нужны другие инструменты, то на практике очень большое место занимала техника смешенной графики. Акварель с карандашом или фломастером. Деревянная палочка или перо с тушью, а позднее – просто перовая авторучка с черными чернилами. Очень интересно работать карандашом «ретушь» или цветным карандашом «сепия», и особенно на тонированной бумаге!
       Многие рисунки выполнены фломастером, и кто-то из моих читателей задал мне вопрос о том, откуда у меня взялся фломастер в шестидесятые годы!
       История самодельного фломастера такова. В продаже фломастеров в то время, естественно, не было. Но кто-то на работе отдал мне старый, очевидно привезенный из «загранкомандировки». Фломастер был абсолютно высохший и ни на что не годный. Но я нашел дома кусочек фетровой шляпы и, вырезав полоску соответствующего размера, заменил ею высохший наконечник. Что бы новый фетровый наконечник не гнулся, я ввел в него тонкую иголку. Пипеткой в это изделие нужно было закапать черные чернила «Радуга», и вот самодельный фломастер готов для рисования. Самодельный фломастер имел много достоинств - в зависимости от наполненности чернилами он мог давать линии разной насыщенности. Многие годы я пользовался этим «чудом техники», и даже тогда, когда фломастеры стали появляться в продаже.

                     Москва, 20 июля 2012 г.
 
 
 
 
 
Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.