Архитектурное исследование церкви Владимира в «Старых садех»
Церковь Владимира в «Старых садех», то есть в старых садах, стоит на высоком холме. В градостроительном отношении она является важным ориентиром Ивановской горки, одного из заповедных районов Старой Москвы.
Вид с улицы Забелина, справа - две огромные колокольни Ивановского монастыря
В XV веке великий князь московский Василий I построил здесь свой летний дворец с деревянной домовой церковью, освящённой во имя св. князя Владимира. На склонах холма были разбиты княжеские сады Первая каменная церковь появилась в 1516 году, построена мастером Алевизом. Во второй половине XVII века эту обветшалую Владимирскую церковь разобрали.
Церковь, которую мы сегодня видим, датируется концом XVII века.
Церковь, и особенно ее колокольня, расположена по оси современной улицы Забелина и Малого Ивановского переулка. А вот каноническое правило ориентации церкви алтарной частью на восток вообще не соблюдено.
Генеральный план
Для понимания истории возникновения церкви нужно в первую очередь проанализировать план здания. И что же мы видим? Это весьма сложное сочетание нескольких объемов, двух церквей с апсидами, притворов и трапезной палаты. На плане практически нет ни одного прямого угла, все стены живописно обрисовывают внутреннее пространство, примыкая друг к другу в самых разных направлениях. Толщина стен огромная, приближается к двум метрам. Артель русских каменщиков, возводившая церковь, очевидно решила создать надежное и долговечное здание, что бы и стены и своды выдержали и годы и века. И им это удалось.
Церковь построена на месте первоначальной постройки 1514-1516 годов по проекту Алевиза, которая была полностью разобрана за ветхостью.
Существующее здание возведено значительно позднее, в конце XVII века.
Еще раз надо подчеркнуть, что план показывает истинно русскую постройку. В интернете, к сожалению, есть записи, трактующие современную церковь как постройку Алевиза, разумеется, это неверно. Выходцы из солнечной Италии возводили очень четкие по геометрии здания, с тонкими изящными стенами. А наша Владимирская церковь так и говорит каждой своей деталью – раззудись плечо, размахнись рука. Мы, русские мастера, строим на века. И геодезические инструменты не были в чести у наших прадедов, строили «как мера и красота скажет».
План Владимирской церкви
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей компоновки отдельных составляющих частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре, на строительной площадке.
Свод
Основной объем церкви перекрыт сомкнутым сводом, кокошники (внешне очень похожие на закомары) чисто декоративные, с конструкцией свода никак не связаны.
Снаружи церковь кажется большой, чему помогает и расположение на горе. А внутри она маленькая. Из-за огромной толщины стен помещения получились небольшие, компактные и уютные.
Итак - входим:
Вид из притвора
Интерьер Владимирской церкви, слева вход в трапезную
Общий вид иконостаса
В западной части церкви находится трапезная. Это типичная палата допетровских времен, со сводами и распалубками над оконными проемами. Из трапезной можно попасть в предел Бориса и Глеба.
Интерьер трапезной палаты. Слева виден вход из притвора
Трапезная перекрыта коробовым сводом с распалубками. Тема сводов в древнерусской архитектуре очень обширная, они бывают многих видов и конструкций.
Увидеть фасады трапезной и придела можно только со стороны Исторической библиотеки.
В наши дни церковь открыта со стороны улиц. Но дворовые фасады чуть ли не вплотную обстроены поздними сооружениями. Рассмотреть апсиды церкви непросто. Лучше всего они видны от хозяйственного въезда на территорию церкви. А сфотографировать все четыре апсиды почти невозможно.
О колокольне необходимо сказать несколько слов дополнительно.
Вид на церковь и колокольню со стороны Исторической библиотеки
Колокольня в здании - это отдельная тема ...
По крайней мере, лично я нигде не встречал такого объемно-планировочного решения. Обычно любая колокольня стоит на своем фундаменте, ведь обеспечить устойчивость такого вертикального сооружения непросто. А здесь все совсем по- другому. Колокольня в два яруса и со шпилем просто поставлена на крышу трапезной. Три опоры колокольни опираются на стены трапезной, а вот четвертая стоит на сводах. Для звонаря предусмотрена наружная лестница.
В этом месте трапезной предусмотрен в угловой части мощный столп, и система распалубок тоже поддерживает четвертую опору колокольни. Но все равно – конструктивное решение колокольни очень смелое.
Ситуационный план. Хорошо видна колокольня, надстроенная над трапезной
И конечно, при изучении этого памятника архитектуры, нельзя забывать, что он тоже прошел много этапов за свою историю.
В XIX веке у церкви были уничтожены кокошники и устроена простая четырехскатная кровля. Это весьма частая ситуация, которой были подвержены десятки сооружений. Объем «упростили» и крышу тоже.
Фото из альбомов Найденова, 1881 год. Покрытие - простая четырехскатная крыша
Фото 1933 года. Церковь уже закрыта, но основные формы здания еще сохраняются
Крыльцо. Фото 1940-х годов
все находится в неухоженном и печальном состоянии
Вот так выглядела церковь во время реставрации в 1981 году
засияла белоснежными стенами
на одной из самых высоких холмов Ивановской горки
Примечания:
1 - Наш интернет сегодня заполнен непроверенными сведениями. Написанная в интернете ошибка затем тиражируется, и дезинформация начинает плодиться со всех сторон. О том, что современная нам церковь Владимира построена, мол, Алевизом – написано и в Википедии, и на всевозможных «религиозных» сайтах. И часто фотограф, размещая свои фото в интернете, только переписывает этот «миф про Алевиза».
А ведь в капитальном издании «Памятники архитектуры Москвы – белый город» описаны все сооружения, когда-либо бывшие в этом месте:
- Первоначальная деревянная церковь, о которой известно только название
- Первая каменная церковь построена в 1514-1516 гг. Алевизом Фрязином, и во второй половине XVII века (в 1660 г.), ее разобрали.
- И уж затем, в конце XVII века (1677 – 1689 годы) построили церковь, которая и сохранилась до нашего времени.
К многоуважаемому итальянскому зодчему существующее здание не имеет никакого отношения, это произведение русских мастеров. Об этом говорит и план церкви, хаотичный и случайный, в нем нет параллельных стен, нет прямых углов, и отдельные составляющие просто приставлены друг к другу. И довершает историю колокольня, которая надстроена над трапезной в конце XVIII века.
2 - Здания Ивановского монастыря построены значительно позднее, во второй половине XIX века, во времена эклектики. Этот «новый комплекс» абсолютно немасштабен с окружающей застройкой. Он сразу задавил древнюю Владимирскую церковь, сделал ее маленькой. И даже в названии района стал доминировать монастырь, и вся территории с годами получила название Ивановской горки. Конечно, это несправедливо по отношению к древнейшему сооружению этого района Москвы, церкви Князя Владимира и княжеским садам. Но таковы зигзаги истории. И сегодня только Старосадский переулок говорит о существовании здесь в древности Старых садов.
...................................................................................
Литература: Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., Искусство, 1989 г.
Чертежи и фотографии:
Чертежи: Выполнены автором по материалам книги
Старые фото: Сайт https://pastvu.com/ Современные фото выполнены автором и несколько снимков привлечено из свободной сети Интернет.
Москва, Белый город, Ивановская горка. 02 марта 2024 г.