Понедельник, 12.04.2021, 18:44
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Русская архитектура - ч.2

История русской архитектуры и сводная таблица исторических периодов и стилей
(опыт исторического исследования)
Часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.

С этого рубежа начинается понятие «Архитектурный стиль»,
то есть в истории России стили начинаются с XVIII века, со стиля Барокко.

Сводная таблица исторических периодов и стилей

Стиль Барокко, стиль Классицизм, недолгий «Национально-романтический этап» и стиль Ампир.
Об этом времени писать уже значительно проще, чем о Древнерусской архитектуре. Есть огромное количество исследовательских материалов, есть имена архитекторов и даты построек, сохранились и авторские чертежи. Общий объем этих материалов, конечно, не европейского уровня, белых пятен все равно многовато. Но по сравнению с древнерусскими временами здесь мы имеем просто энциклопедический объем знаний.

3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
       Основание Санкт-Петербурга  дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко - петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
       Позднее в России получает развитие новое направление - елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.

Меншиковский дворец в Петербурге, 1710 г. Возможно, что это первое каменное здание в новой столице.

Петропавловская крепость в Петербурге, и Петропавловский собор, 1712 - 1733 гг. Арх. Д.Трезини.
Мощная вертикаль колокольни собора как бы объединила разбросанные вдоль низких берегов здания
и задала будущий грандиозный масштаб новой российской столицы

Летний дворец Петра Первого, 1710 - 1714 гг. Арх. Трезини.
Петр въехал в частично отделанный дворец в 1712 г., и жил там каждое лето

Церковь архангела Гавриила - "Меншикова башня" в Москве на Чистых прудах, 1701 - 1707 гг.
Арх. И.П.Зарудный

Очень высокое, и с обходными галереями, внутреннее пространство "Меншиковой башни"

И еще пример петровского барокко. Кикины палаты в Петербурге, 1714 - 1720 гг.

Центральная часть первого каменного здания Адмиралтейства (возведенного взамен деревянного).
Башня Адмиралтейства, 1734 - 1738 гг. Арх. И.К.Коробов.
Современная графическая реконструкция

Нижне-Никольская церковь в Смоленске, 1743 - 1748 гг.
Один из лучших памятников эпохи барокко в городе

Церковь Симеона и Анны в Петербурге, 1729 - 1736 гг. Арх. М.Г.Земцов.
Одно из немногих сохранившихся зданий, построенных в недолгий период Анненского барокко.
Церковь много раз перестраивалась,
но на историческом чертеже 1740-х гг. можно увидеть и первоначальную архитектуру

Вид церкви в наши дни, многое изменилось за годы, но здание все равно узнаваемо

       Дворцы петровского времени ни по своим размерам, ни по характеру архитектуры уже не удовлетворяли вкусам Елизаветинского двора. В архитектуре середины XVIII века появляются новые сооружения с невиданной прежде роскошью. Дворцово - парковые ансамбли теперь наполнились пышными и полными декоративного разнообразия формами. Эпоха Елизаветинского барокко ознаменована и высокими творческими достижениями. Этот важный этап в развитии русской архитектуры характеризуется работами В.В.Растрелли, Д.В.Ухтомского, С.И. Чевакинского и других зодчих.


Дворцово - парковый ансамбль Царского села

Дворцово - парковый ансамбль Царского села воплотил в себе все характерные черты дворцовой архитектуры середины XVIII века. Это и огромные размеры, шикарный симметричный парк, ряды подстриженных деревьев, геометрически четкое построение газонов и площадок. Парковая территория имеет такие большие размеры, что расположенный справа от дворца знаменитый Царскосельский лицей кажется маленьким зданием. Среди вот этих лицейских садов и расцветал талант юного Пушкина.


Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли.
Это фрагмент его протяженного 300-метрового фасада

Зимний дворец в Петербурге, 1754 - 1762 гг. арх. В.В.Растрелли

Здания эпохи Елизаветинского барокко настолько масштабные,
что в наши дни увидеть их целиком весьма проблематично.
Но у нас есть возможность взлететь под небеса и увидеть Зимний дворец сверху.
И осмотреть весь ансамбль центральных сооружений Петербурга

Зимний пейзаж. Смольный монастырь в Петербурге, 1748 - 1764 гг. Арх.В.В.Растрелли

4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.

       Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм - стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к "европеизации" России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.

Дворец в подмосковной усадьбе Кусково, 1769 - 1775 гг. Образец ранней русской классики

Улица зодчего Росси в Петербурге, 1828 - 1832 гг. Арх. К.И.Росси

Городская усадьба Золотаревых-Кологривовых в Калуге, 1805 - 1808 гг.
Весь комплекс усадьбы с воротами и чугунными решетками решен как единый ансамбль.
Многие годы в усадьбе размещается Калужский краеведческий музей

Таврический дворец в Петербурге, 1783 - 1789 гг. Арх. И.Е.Старов
В глубине двора расположен главный вход с дорическим портиком.
Дворец построен для Потемкина - князя Таврического, в честь присоединения Крыма к Российской империи

Усадебный парк и дворец в Архангельском в Подмосковье строился в 1780-х годах.
Дворец строился по проекту де-Герна крепостными архитекторами


Парадный двор усадьбы Архангельское в Подмосковье. Вторая половина XVIII века.

Академия художеств в Петербурге, 1764-1788 гг. Арх.А.Ф.Кокоринов и Валлен-Деламот.
С высоты птичьего полета виден и геометрически правильный план здания
с круглым парадным двором в центре

Здание Сената в Московском Кремле, 1776 - 1787 гг. Арх. М.Ф.Казаков

Сенат - одно из крупнейших общественных зданий Москвы, предназначенное для размещения главных правительственных учреждений. Здание имеет треугольную форму плана, а главный акцент - купол круглого зала, размещен на оси Сенатской башни Кремля. Включение купола в ансамбль Красной площади Москвы дополнило древнеруссккий ансамбль и Кремля и Красной площади новым элементом классической ордерной архитектуры второй половины XVIII века. В историческом плане здание Сената как бы компенсировало неудачу со строительством Большого Кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова, предполагавшего глобальную перестройку всего Кремля.

Дом Пашкова  в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?). Фото 1880 гг.
В основу архитектурной композиции положены градостроительные задачи -
здание построено на высоком холме, напротив Кремля.
Это трехэтажный главный корпус с бельведером и двухэтажные флигели, соединенные с ним галереями

Дом Демидова в Москве в Гороховском пер., 1789 - 1791 гг. Арх. М.Ф.Казаков

Дворец и парк в Павловске, 1782 - 1786 гг. Арх. Ч.Камерон

5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.


Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков


6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
Ампир является завершающим этапом классицизма. С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики. Название «Ампир» привнесено из Франции, но в России приобрело новое значение. Это монументальные градостроительные ансамбли, это путь утверждения реализма в архитектуре. Расцвет архитектуры в первой трети XIX века был завершающим в развитии русской классической архитектуры XVIII - XIX вв.

К началу XIX века старое здание Адмиралтейства уже не соответствовало статусу центрального здания Петербурга, на которое ориентированы три главных магистрали. Строительство Главного адмиралтейства по проекту А.Д.Захарова, а точнее капитальная реконструкция старого здания, создало еще один протяженный корпус в столице Российской империи. В наши дни разросшиеся деревья в парке почти полностью закрывают боковые крылья, открытой остается только небольшая центральная часть здания, с воспетым в стихах Адмиралтейским шпилем-иглой.

Центральная часть здания Адмиралтейства в Петербурге, 1806 - 1823 гг. Арх. А.Д.Захаров

Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси.
На площади, напротив Зимнего дворца, создан грандиозный ансамбль центра Петербурга

Вид с птичьего полета на Дворцовую площадь и окружающие здания

Вид Дворцовой площади, Александровской колонны и Главного штаба

Вид стрелки Васильевского острова в Петербурге.
Биржа, 1804 - 1810 гг. Арх. Тома де Томон.
Успехи создания ансамбля были предопределены активным участием архитекторов Воронихина и Захарова

Городская усадьба Хрущевых на Пречистенке в Москве, !815 г. Арх. А.Г.Григорьев.
Деревянный дом с мезонином на каменном цокольном этаже.
Один из самых интересных ампирных домов Москвы первой половины XIX века.

Московский и провинциальный ампир значительно более скромные, более камерные. Только столица в первой половине XIX  века продолжает строить грандиозные здания. Но уже не огромные комплексы, как ранее - а отдельные сооружения. Казанский собор и Горный институт по проекту А.Н.Воронихина, Михайловский дворец по проекту К.И.Росси и многие другие.

Исаакиевский собор в морозный день, 1891 год. С картины И.Айвазовского

       Длительная эпопея создания Исаакиевского собора в Петербурге, 1818 - 1858 гг. Арх.А.Монферран - как бы подвела черту в развитии классического периода, основанного на применении ордерных начал в архитектуре. За сорок лет строительства собора Стасов, Росси и Михайлов значительно переделали проект и довели строительство до завершения.
       Но классическая архитектурная школа к середине XIX века уже закончилась. Закончилась и эпоха длиною в сто пятьдесят лет, время строительства зданий преимущественного для дворянского сословия.

6.1 - Деревянный Ампир
       Фактически этот термин изобретен мною при составлении общего списка периодов и стилей. Для такого решения было много причин. Начало XIX века, и особенно ситуация в России после наполеоновского нашествия, дала импульс к строительству деревянных домов самого разного назначения. Среди них одноэтажные особняки, да к тому же и с мезонинами, особенно красивы в своей простой деревянной отделке. Деревянная русская архитектура пополнилась в эпоху Ампира действительно уникальными сооружениями. И эти простые и недорогие деревянные ампирные особняки продолжали строить многие годы, даже во второй половине XIX века. Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, чтобы почувствовать себя ровней с дворянами.

Вологда. Деревянный усадебный дом городского главы Волкова, 1814 г.
Сейчас в доме размещается музыкальная школа

Деревянный усадебный дом в Новоспасском, 1813 г.
 Восстановлен в 1970 гг.
Музей композитора М.И.Глинки.

И работая над темой ампира, я много раз задавал себе вопрос – а как же получилось, что такая великолепная архитектура вдруг чуть ли не в одночасье ушла в прошлое, уступив место эклектике. История смены архитектурного стиля на всей территории Российской империи как-то не укладывается в обычные рамки. Ну – не по всей России, конечно, но обе столицы «поменяли ориентацию» очень быстро. Эклектика пришла на смену классицизму в 1830-1840-х гг. и господствовала в России более полувека, до 1890-х годов. Писать об эклектике и просто, и очень сложно.
Но об этом времени мы поговорим уже в третьей части статьи ...


Литература:
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.

Фотографии по большей части приведены из интернет-журнала Архитектурный стиль.
Авторы: Наталия Чиляева, Лидия Басманова, Галина Борисова, Ксения Чернова, Мария Долгих, Александр Липилин, Александр Ильин и др.
Фотографии безлюдного карантинного Петербурга в 2020 г: Влад Сорокин

Фотографии «с высоты птичьего полета» в основном выполнены мною по материалам ПАНОРАМ сервиса Яндекс-карты. Они дают объемное представление о здании и окружающей территории и часто бывают более информативны, чем классический чертеж Генерального плана


Москва, 7 марта 2021 г.


Новости сайта
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.
- 5 апреля 2020 г.
Небольшая статья о доме и усадьбе в Потаповском переулке. Место красивое, давно знакомое - переулки старой Москвы, и я обрабатывал фотографии и графику с большим удовольствием.
- 14 марта 2020 г.
Скорректировал Главную страницу. Впереди вновь поставлены разделы по исследованиям Древнерусской архитектуры, которыми я занимаюсь уже более десяти лет.
- 8 февраля 2020 г.
Новое: Прогулки-экскурсии. В 2014 году я начал организовывать эти встречи для пользователей сайта «Фотографии старой Москвы», с которыми давно переписывался. Уже первая прогулка в Кунцево, показала, что такие встречи нужны. Здесь представлены отчеты о наших прогулках за 2014 и 2015 годы.
- 11 января 2020 г.
Сегодня у моего Творческого сайта юбилейная дата, ему исполняется 10 лет :))
- 21 ноября 2019 г.
Сегодня на сайт добавлен раздел Яндекс-метрика - в левой колонке внизу. При клике раскрывается таблица с детальной статистикой.
- 15 ноября 2019 г.
В новом отдельном разделе «Проектные работы» открыта статья Проекты: 1968 - 2008 гг.
- 7 ноября 2019 г.
Недавно решил поменять доменное имя сайта на более короткое и четкое. И сегодня мой сайт появился в интернете с новым доменом - odintsof.ru - некоторая вольность перевода с русского языка на компьютерный вполне понятна.
- 10 октября 2019 г.
Подготовка материалов для Альбома моих авторских работ подходит к завершению. Описание проекта, фотографии чертежей и построенных зданий, небольшой обзор истории проектирования и строительства каждого объекта. Солидный список получается.

- 25 августа 2019 г.

Добавил в раздел Приложения к сайту ссылку на Старые фотографии Pastvu - несколько лет назад это был мой основной сайт.  

- 15 июня 2019 г.
Из Союза Архитекторов пришло письмо с напоминанием, что у меня в этом году юбилей ... 75 :)) И к торжественному заседанию необходимо подготовить ЮБИЛЕЙНЫЙ АЛЬБОМ о своей творческой деятельности. Теперь я занят новой работой - подготовкой Альбома. Нахожу в домашнем архиве чертежи, фотографии, надо будет сфотографировать и свои московские постройки. Объектов очень много, выбираю наиболее интересные - и проекты, и построенные здания. В общем - впереди большая работа.


- 1 июня 2019 г.
Система настойчиво предлагала создать "Визитку сайта", и я наконец-то решил её оформить. Хотя реклама мне не нужна, но у визитки оказались и другие функции, весьма нужные.

- 12 мая 2019 г.
Начал писать воспоминания о Суздале, в котором бывал много раз. От первых встреч с тогда еще тихим, уютным и совсем не туристическим городком. И до Суздаля с отелями, мотелями, и асфальтированными улицами. Я рисовал Суздаль в течении почти сорока лет. Сегодня нахожу эти работы в пожелтевших папках, фотографирую или сканирую листы. Получается конечно не настоящая акварель, но зато можно показать на компьютере.
- 10 мая 2019 г.
На лист Невыдуманные рассказы добавлены акварели, сделанные в Каневе в 1966 году - виды Днепра и заднепровских далей. И рассказ оживает на глазах!
- 27 апреля 2019 г.
На окраине Владимира в 1960-е годы было удивительное место, до которого и добраться было непросто. Всемирно известный храм "Покрова на Нерли" адреса не имел, а место называлось - "урочище". Вчера вспоминал Путь к Покрова на Нерли...
- 21 апреля 2019 г.
И вот новая работа о Боровске, городе, где почти нет высокой архитектуры, но интересном и живописном.
- 14 апреля 2019 г.
Подготавливая статью о дворе дома в Лаврушинском переулке, вдруг увидел, что тему «Замоскворечье» - уже можно выделить в самостоятельный раздел. Сделано :))
- 1 апреля 2019 г.
Первое апреля, уже настоящая весна, нешуточная. Подготовил рассказ-воспоминание о старом Лаврушинском переулке, и об Усадьбе с кружевными воротами.
- 24 марта 2019г.
Новая статья посвящена поискам церкви в Пафнутьев-Боровском м-ре, сломанной в 1836 г.
- 10 марта 2019 г.
Добавлена правая колонка - Новости сайта. Изменить общий дизайн страницы и добавить колонку оказалось непросто. Но с помощью консультанта uCoz - все получилось!

- 20 февраля 2019 г.
Новая статья готова – Кутузовка и Поклонные улицы - как продолжение темы «Кутузовская слобода». Это воспоминания людей, которые жили рядом со мной, на одной улице, с которыми я учился в школе..

- 4 февраля 2019 г.
Большая статья про Кутузовскую слободу, написанная в 2012 г. и дополненная в 2013 -14 годах, - получит продолжение. Через «гостевую книгу» со мной связались жители нашей старой Поклонной улицы, со своими воспоминаниями и даже фотографиями. Договорились вместе подготовить новую статью.

- 6 ноября 2018 г.
Как бы заново просматриваю все страницы своего сайта - свежим взглядом…. Получается, что работа в ЖЖ в последние два года - тоже повысила мой технический уровень ))

- 2 ноября 2018 г.
Немного воспоминаний. Свой сайт я начал создавать с «нуля», в 2010 году. Первый ноутбук имел разрешение экрана 1280x800, изображение на экране было крупное. Сейчас использую более высокое разрешение, текст показался мелковат. И я увеличил размер ш
рифта.

- 22 октября 2018 г.
В октябре 2018 года наконец-то полностью вернулся на свой Творческий сайт. Потому что и Живой Журнал, и созданное Сообщество «Архитектурный стиль»  в ЖЖ - это конечно все прекрасно, но сайт, созданный своими руками, где даже Дизайн страницы тоже не типовой, а индивидуального изготовления - должен быть на первом месте.