История русской архитектуры и сводная таблица исторических периодов и стилей
(опыт исторического исследования)
Часть 4 - Модерн: архитектурный стиль рубежа XIX - ХХ вв.
Модерн получил огромную популярность в наши дни, в постсоветский период. Издано много красивых книг, проводится много экскурсий по осмотру особняков модерна, модерн стал в определенной степени «модной темой». Но популярны именно шикарные особняки, и в представлении многих модерн и является роскошной архитектурой для небольшой кучки богачей конца XIX - начала ХХ века. На самом деле модерн, как архитектурный стиль, значительно шире и охватывает почти все виды строительства.
Поэтому я разделю модерн на отдельные главы, что бы было понятнее его значение в истории архитектуры России:
1. особняки,
2. многоэтажные жилые дома,
3. общественные здания
4. церкви,
5. деловые и промышленные сооружения.
Термином «Модерн» определяется архитектура, резко восставшая против подражательности. Лозунг модерна – современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики – в модерне вообще не существует.
Свойственному прошлым стилям принципу проектирования здания «снаружи – внутрь», от формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный принцип: «изнутри – наружу». Форма плана и фасада не задается изначально, она вытекает из особенностей внутренней планировочной структуры. Модерн можно назвать первым этапом всей современной архитектуры.
За годы проектной работы мне довелось встречаться с очень многими архитекторами, и на работе в проектных организациях, и на встречах в Союзе архитекторов. А уж в комнатах, где работают большие коллективы проектировщиков, общих разговоров об архитектуре было предостаточно. И могу сказать, что в 1960 – 1980 гг. здания модерна не вызывали особого восторга. На них смотрели с недоверием, как на чуждый элемент в городской застройке, как на здания излишне вычурные снаружи и абсолютно не функциональные по внутренней планировке. В общем – так оно и есть. Но сегодня модерн в моде. И главное внимание уделяется не архитектуре как таковой, а отделке фасадов, особенно деталям отделки.
1. Особняки модерна
Конечно, имя Федора Шехтеля нужно назвать в первую очередь, оно сегодня является как бы визитной карточкой модерна. Особняк Рябушинского в самом центре Москвы, вблизи Никитских ворот хорошо известен. Этому зданию в какой-то мере повезло, в нем размещается музей Горького, и его интерьеры были всегда доступны для осмотра. Но большинство особняков модерна в Москве занято посольствами и другими дипломатическими учреждениями и попасть в них весьма сложно. Даже фотографирование с улицы вызывало негативную реакцию у охраны. Так что я вынужден начать именно с особняка Рябушинского.
Причудливые и как бы нереальные окна и рисунок оконных переплетов.
Ограда сливается с крыльцом, а крыльцо с самим домом.
Во всем видна полная индивидуальность и раскрепощенность, никакие каноны не сдерживают
фантазию авторов. Вот это и есть модерн.
Ограда сливается с крыльцом, а крыльцо с самим домом.
Во всем видна полная индивидуальность и раскрепощенность, никакие каноны не сдерживают
фантазию авторов. Вот это и есть модерн.
Внутри особняка каждого входящего в первую очередь поражает огромный холл и невиданная лестница с такими индивидуальными перилами, что нас, посетителей семидесятых годов, это повергало в изумление - ну разве это возможно сделать?
Особняк Листа в Глазовском переулке, 1898-99 гг. Арх. Л.Кекушев
Кубический объем фасадов прерывает только угловая лоджия. Затенённый проём лоджии придаёт композиции дополнительный контраст и подчёркивает пластичность выполненной из полированного чёрного гранита толстой колонки, с фантастической капителью. Детали отделки особняка очень своеобразные, и их можно долго изучать.
Собственный особняк Л.Кекушева на Остоженке можно особо выделить в ряду построек эпохи модерна. В нем принцип проектирования здания «изнутри – наружу» виден особенно ярко. Автор создал удобный для него план дома, а фасад не задан изначально, он скорее вытекает из внутренней планировочной структуры.
Фантазия на тему причудливого средневекового замка видна сразу. И наружные стены следуют за планом здания, выделяя залы, кабинеты и лестницу. Многогранная башенка является главным акцентом особняка, главным элементом, который запоминается.
Особняк в Рюмином переулке найти сложно, он спрятан в паутине улиц и переулков около Таганки. Здание довольно простое для модерна, но детали отделки и, особенно ограда, создают образ необычного сооружения на окраине старой Москвы.
Особняк Д.Беляева в Рюмином пер., 1903 г. Арх. А Галецкий
Но вот башенка в правом верхнем углу принадлежит не особняку, а высотному дому на Котельнической набережной.
Особняк в Рюмином переулке. Эффектная ограда, сквозь которую можно увидеть
фрагменты дворового фасада.
Все боковые фасады особняка с улицы практически не видны.
Все боковые фасады особняка с улицы практически не видны.
Особняк Дерожинской в Кропоткинском пер. в Москве. 1901 - 1902 гг. Арх. Ф.О.Шехтель
План особняка Дерожинской в Кропоткинском пер.
Интерьеры особняка Дерожинской - камин в огромном холле и деревяннвя лестница на второй этаж
2. Многоэтажные жилые дома модерна
Так что я вынужден огорчить всех любителей модерновых особняков, в общем объеме строительства на рубеже веков эти элитные дома занимают скромное место. Самое большое количество сооружений в стиле модерн приходится на многоэтажные жилые дома. Доходные дома, построенные на рубеже веков, и сегодня составляют весомый процент застройки в центральных частях крупных городов. Конечно, обе столицы лидируют в этом перечне.
Доходный дом Афремова у Красных ворот, 1904 г., арх. О.Шишковский
Во время строительства считался самым высоким зданием Москвы - 25 октября 1904 года у Красных ворот толпились зеваки. Задрав головы, смотрели они на новый домище, выстроенный водочным фабрикантом Афремовым. Этажи считали вслух, почти что хором. С одной стороны восемь, с другой — восемь с половиной. Фасад здания решен архитектором в модном стиле модерн: четкая линейная прорисовка карнизов, декоративные детали, витые решетки балконов, металлические кронштейны, суженные дверные проемы. Дом кажется даже выше, чем есть. Хотя куда уж выше?
Доходный дом в Оружейном пер. в Москве. 1911-12 гг. Арх. Э.Нирнзее
Пример очень высокого здания. Хорошо читается вертикальный рисунок стены и высокие окна, в сочетании с минимальным количеством деталей отделки. Главный акцент сделан на угловую часть дома с эффектным завершением.
Доходный дом в Подсосенском пер., 1903 г. Арх. Г.Макаев.
Кривые линии, растительный орнамент на стенах, эркеры и балконы
Кривые линии, растительный орнамент на стенах, эркеры и балконы
Это здание выделяется в ряду построек московского модерна. Фасад насыщен разнообразными деталями — эркерами, балконами, окнами с фигурными рамами. Угол дома оформлен полукруглым эркером с небольшими узкими окнами. Стены эркера украшены скульптурными изображениями причудливых стеблей. По своим художественным характеристикам здание тяготеет больше к особнякам, чем к доходным домам (можно сказать – пятиэтажный особняк в стиле модерна, в шутку, конечно).
Доходный дом Строгановского училища занимает целый квартал между Мясницкой ул., Банковским и Кривоколенным переулком. Пятиэтажное здание плотно вписано в габариты участка. Архитектурное решение строгое, в основе вертикальные тяги.
Уличные фасады украшены характерными для модерна майоликовыми панно. Здание построено по проекту Ф.Шехтеля в 1904 г. Но обнаружить в нем какие-то характерные для этого мастера штрихи весьма проблематично. Просто доходный дом с дворами - колодцами, очень затесненными. Планировка типична для доходного дома.
А вот следующий дом отличается повышенной декоративностью своего фасада - Доходный дом Исакова:
Доходный дом Исакова на Пречистенке в наши дни вызывает огромный восторг. Дом построен по проекту Л.Кекушева в 1904-1906 гг. Фасад очень пластичный и, хочется сказать - нарядный. Его объединяет сильная пластика боковых вертикальных эркеров и центральной лоджии-балкона, и огромный свес крыши.
Но, как и обычно бывает в доходных домах, в доме один парадный фасад, все остальные дворовые фасады – просто кирпичные стены без отделки.
Интересно посмотреть планировку этого доходного дома. Уже взглянув на общий размер плана, ясно – видимый с Пречистенки фасад является «видимой частью айсберга». В доме на этаже размещены 4 (четыре!) огромные квартиры, условно обозначим их - А, Б, В, Г. Квартиры А и Б - двухсторонней ориентации, посолиднее и пореспектабельнее. Квартиры В и Г – смотрят во дворы и односторонней ориентации - для тех, кто поплоше. В доме 4 лестницы. Одна – в центре, парадная, для господ, ее размер 4 х 8 = 32 кв.м. Входы в квартиры А и Б - с основной площадки, в две остальные – с промежуточной. Соответственно, фасадный и дворовый блоки сдвинуты по высоте на полэтажа. Три «черные» лестницы, по которым поднималась в начале 20 века вся прислуга-обслуга, разносчики, дворники, и т.д. ….
Доходный дом Строгановского училища, 1904 г. Вид с Мясницкой ул.
Уличные фасады украшены характерными для модерна майоликовыми панно. Здание построено по проекту Ф.Шехтеля в 1904 г. Но обнаружить в нем какие-то характерные для этого мастера штрихи весьма проблематично. Просто доходный дом с дворами - колодцами, очень затесненными. Планировка типична для доходного дома.
А вот следующий дом отличается повышенной декоративностью своего фасада - Доходный дом Исакова:
Доходный дом Исакова на Пречистенке в наши дни вызывает огромный восторг. Дом построен по проекту Л.Кекушева в 1904-1906 гг. Фасад очень пластичный и, хочется сказать - нарядный. Его объединяет сильная пластика боковых вертикальных эркеров и центральной лоджии-балкона, и огромный свес крыши.
Но, как и обычно бывает в доходных домах, в доме один парадный фасад, все остальные дворовые фасады – просто кирпичные стены без отделки.
Интересно посмотреть планировку этого доходного дома. Уже взглянув на общий размер плана, ясно – видимый с Пречистенки фасад является «видимой частью айсберга». В доме на этаже размещены 4 (четыре!) огромные квартиры, условно обозначим их - А, Б, В, Г. Квартиры А и Б - двухсторонней ориентации, посолиднее и пореспектабельнее. Квартиры В и Г – смотрят во дворы и односторонней ориентации - для тех, кто поплоше. В доме 4 лестницы. Одна – в центре, парадная, для господ, ее размер 4 х 8 = 32 кв.м. Входы в квартиры А и Б - с основной площадки, в две остальные – с промежуточной. Соответственно, фасадный и дворовый блоки сдвинуты по высоте на полэтажа. Три «черные» лестницы, по которым поднималась в начале 20 века вся прислуга-обслуга, разносчики, дворники, и т.д. ….
Коммунальные квартиры, в одной из которых я когда-то побывал, сегодня выкуплены новыми состоятельными людьми. И может быть сегодня в этой квартире аналогичная ситуация, такая же как и сто лет назад.
В этот магазин «Обувь» каждый москвич заходил не один раз, конечно же. И может быть только один из ста покупателей взглянул внимательно на архитектуру здания. А дом очень интересный, хорошо поставленный на углу Смоленской площади. Изначально это доходный дом Орловых, 1900-е годы, арх. В.Шервуд. Акцент сделан на решение угловой части, благодаря чему здание является одним из главных и градообразующих сооружений площади.
Жилой дом на Ордынке. Модерн находит новую структуру жилого дома. Размещенные в сторону уличного фасада остекленные лестничные клетки становятся вертикальными осями, к которым прикрепляются ячейки окон жилых квартир. Характерный пример невысокого и довольно скромного в отделке дома. Можно сказать – типового дома эпохи модерна, очень похожих домов в Москве можно найти многие десятки.
Пятницкая ул. 20, доходный дом, 1911 г.
Необходимо также сказать об очень важной исторической детали, о которой сегодня не любят вспоминать. Жилые дома модерна, которые строились в Москве, превышали всю окружающую застройку тех лет, они вторгались в историческую среду, поставленные вплотную к остаткам дворянских усадеб и небольшим двух-трехэтажным домам.
Доходный дом Громова на Пятницкой, 17 - 1908 г.
И еще несколько чисто теоретических воззрений на модерн. Я уже говорил в самом начале, что сегодня модерн в большой моде, и восхищаться им стало признаком хорошего тона. Но так было не всегда. Недавно у Ахматовой прочел вот такие строки, написанные, правда, про Петербург:
«Особенно зимой, перед рассветом
Иль в сумерки - тогда за воротами
Темнеет жесткий и прямой Литейный,
Еще не опозоренный модерном...»
Скорее всего, Анна Андреевна была возмущена не самой архитектурой модерна, а агрессивным строительством новых зданий в историческом центре городе. Так что отношение к стилю модерн менялось с годами, и то, что сегодня так нравится нашим современникам, измученным созерцанием панельных домов – когда то воспринималось без восторга. Напомню, что многоэтажный модерн на рубеже веков весьма активно вторгался в историческую городскую среду, и в Москве, и в Питере, и в других крупных центрах России.
В этой работе я ограничился обзором жилых домов только в Москве, потому что жилые дома времени модерна в Петербурге - это отдельная огромная тема. Питерский модерн демонстрирует еще более плотную застройку кварталов, дворы-колодцы становятся обычной практикой в Северной столице.
Только один пример:
Доходный дом Захаровых на Клинском проспекте в Петербурге, 1912 - 1913 гг. Гражданский инженер А.А.Захаров.
Своего рода северный модерн
Авторский чертеж фасада по Клинскому проезду
План типового этажа с назначением комнат в угловой квартире
3. Общественные здания в стиле модерн
Построенный в 1899-1905 гг. комплекс гостиницы Метрополь с залами, ресторанами, кинотеатром и другими подразделениями и сегодня является одним из крупнейших общественных зданий в центре Москвы. Помимо основных авторов – В.Валькота, Л.Кекушева, Н.Шевякова - здание на разных этапах проектировала большая группа архитекторов. Один из наиболее известных комплексов, выдержанных в стиле модерн. Большое по размерам здание занимает весь квартал, но при этом не кажется тяжеловесным. Фасады проработаны очень тщательно - первый этаж решен темой крупных арок, выше применены вертикальные эркеры, ленточный балкон с ажурной решеткой и огромное внимание уделено художественному оформлению. Майоликовые панно и самое главное украшение здания, огромное панно «Принцесса Греза» расположено на высоте крыши здания. Внутренняя отделка холлов и залов поражала современников своей изысканной роскошью.
Гостиница Метрополь, Центр города, наполненный трамваями и пешеходами. Фото 1912 года
В процессе строительства в первоначальный проект В.Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Вообще внутренняя отделка холлов и залов поражала современников своей изысканной роскошью. Но я пишу обо всем этом из книжных источников, так как в послевоенные годы Метрополь был во власти «Интуриста» и простому москвичу попасть внутрь было невозможно. Но зато для нас был открыт двухэтажный букинистический магазин с хорошим набором красивых книг (но только очень дорогих), и кинотеатр с фильмами на иностранных языках. Этот зал охотно посещала молодежь, используя возможность пополнить свои знания по изучению ин-яза.
Панно «Принцесса Грёза», выполненное по эскизам М.Врубеля
Наш знаменитый Художественный театр в Камергерском переулке был перестроен по проекту Ф.Шехтеля в 1902 г. для Художественного Общедоступного театра. Работы велись на средства С.Морозова. Ф.Шехтель проектировал и вел строительство безвозмездно. Но главный фасад из-за нехватки средств на строительство так и не был завершен, и основная стена осталась, фактически, от предшествующего корпуса.
Но тем не менее, все детали решены в едином стиле модерна - двери, переплеты окон, фонари, знаменитая эмблема чайки над волнами. Оформление интерьеров, орнаменты, эскиз занавеса - выполнены тоже Шехтелем. Правый подъезд театра украшает гипсовый горельеф А.Голубкиной «В волнах». Шехтель разработал проект поворотного круга сцены, спроектировал вместительные подсценические трюмы. Зрительный зал был рассчитан на 1 200 мест. Здание и все его интерьеры были выполнены в духе нового понимания роли театра в жизни города.
Открытка 1900-х гг.
Современное состояние пешеходного Камергерского переулка и здания МХАТ
4. Церкви в стиле модерн
По странной иронии судьбы, большинство московских церквей в стиле модерн построено для старообрядческих общин. История вопроса может быть не всем известна. Церковный раскол, начавшийся после реформ патриарха Никона, разделил русскую церковь на две неравные части. И старообрядчесво преследовалось в России с середины XVII века и до 1905 года. Приверженцы старообрядчества именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями. Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцам. 17 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов, и в частности – им разрешили строить свои церковные здания.
И вот получилась интересная картина. Суровые старообрядцы, всегда придерживавшиеся «старины», вдруг стали заказчиками совершенно новых церквей в стиле модерн.
Здесь надо опять начать с персоналий. Архитектор И.Е.Бондаренко был одним из первых зодчих, который начал проектировать и строить старообрядческие церкви. Предоставленная ему творческая свобода дала возможность создать целый ряд интереснейших церковных зданий.
Старообрядческая церковь в М. Гавриковом пер., 1909-11 гг. Арх. И.Бондаренко
Только что построенное здание церкви. Фото 1911 г.
Фото 1983 г. Церковь в окружении старых домов смотрелась очень интересной и колоритной. Впервые я ее увидел в 1965 г. и был зачарован такой необычной архитектурой, тем более церковь стояла в окружении двухэтажных домов старой Москвы. Церковь, но …. какая-то особенная, ни на что не похожая, так мне тогда подумалось.
Позднее вокруг появились многоэтажные дома, а потом здание оказалось на трассе ТТР.
Анализируя архитектуру церковных построек в стиле модерн, я всегда был удивлен тем, что старообрядчество, очень замкнутое общество со своими законами и канонами, веками охраняемой традиционностью во всем – и вдруг совершило такой резкий поворот к новой архитектуре, архитектуре самой современной для того времени. Церкви в стиле модерн запоминаются, их ни с какими сооружениями спутать невозможно.
Но как же быть с «приверженностью к старине»? Моя жена ответила на мой вопрос так – старообрядчеству очень понравилось то, что их церкви стали отличаться от «никонианских» церквей. У старообрядцев появились духовные центры с ярко выраженной архитектурой, а именно выйти из тени, в которой они веками пребывали, старообрядчество очень даже хотело.
Еще более интересна старообрядческая церковь в Токмаковом переулке. Построена в 1907—1908 годах архитектором И. Е. Бондаренко в стиле модерн, с колокольней под двускатной кровлей. Все сооружение наполнено сказочными фантазиями, здесь и намек на колокольни деревянной архитектуры Русского севера, и творческое переосмысление истоков древнерусской архитектуры Пскова и Новгорода. Но именно творческое, без копирования и заимствований.
И другие проекты в стиле модерн, как например храм-колокольня на Рогожском кладбище в Москве создают настолько яркие образы нового типа Русского храма, что можно говорить о создании принципиально новой художественной концепции в культовой архитектуре тех лет.
Колокольня с церковью на Рогожском кладбище, 1908 -1913 гг. Арх. Ф. Горностаев
5. Деловые и промышленные сооружения
Скоропечатня Левенсона в Трехпрудном переулке.
Ансамбль зданий в Трехпрудном переулке был построен в 1900 году по проекту Ф.Шехтеля. Заказчиком выступило «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона».
Комплекс состоит из двух главных составляющих – административного здания, которое занимали редакция и издательство, и производственно-типографского корпуса. Фасад по улице представляет собой некий модерновый особняк, но только трехэтажный и никаких производственных мотивов в себе не несет.
А вот находящийся в глубине двора производственный корпус как раз очень интересен с точки зрения модерна в промышленной архитектуре. Четкие вертикальные пилоны, простые большие окна – в общем, хороший модерн, и очень жаль, что его нельзя увидеть с улицы.
Значительно более новый подход к образу конторского здания мы видим в другом сооружении - Торговом доме Московского купеческого общества в Москве по адресу Малый Черкасский переулок, 2.
Торговый дом Московского купеческого общества в М.Черкасском пер.,2. Фото 1910 г.
Здание построено по проекту Ф.Шехтеля в 1909—1911 годах. Здание являлось конторским и предназначалось для сдачи в аренду членам общества. В основе композиции фасада лежат вертикальные и горизонтальные членения в виде больших окон и активных вертикальных пилонов. Здесь модерн выступает уже в новой роли, и в его облике можно рассмотреть элементы будущего конструктивизма.
Да, забегая вперед на несколько лет, нужно сказать, что будущий конструктивизм возник не из ничего. Конструктивизм вырос из модерна, именно вот из подобного «делового» модерна.
Современная фотография
Дом № 5 на Большом Путинковском переулке построен в 1907–1908 годах по проекту архитектора Ф.Шехтеля. Здание предназначалось для типографии и редакции прогрессивной газеты «Утро России», основанной предпринимателем и общественным деятелем П. П. Рябушинским.
Россия во времена своего «развитого капитализма» активно строила многочисленные промышленные здания. Рассказать о них подробно просто не представляется возможным, это отдельная тема, которая требует большой исследовательской работы. Каждый пассажир электрички, подъезжая к любому московскому вокзалу, видит эти постройки – заводы, цеха, железнодорожные сооружения и пр. Многие из них появились еще во время господства эклектики, многие построены в духе модерна. Они чрезвычайно интересны, как например пассажирские станции московской кольцевой железной дороги. Теперь их можно увидеть из окон обновленной пассажирской МОЖД.
Тему промышленного модерна хочу закончить показом одного, но зато всемирно известного сооружения. Это, конечно, Ярославский вокзал:
Ярославский вокзал, 1902 г, арх Ф.Шехтель. Фото 1912 г.
В 1902 к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания
Модерн не копирует древнерусскую архитектуру. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли». Своего рода сказка в духе русской северной старины. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Все это как бы должно рождать ассоциативные связи с образом русского Севера.
Я представил краткий отчет об основных этапах развития архитектурного стиля «модерн» в Москве. Как и обычно - в своих статьях я в основном рассказываю свои впечатления об этих зданиях. Иногда раскрываю хорошие книги по истории архитектуры, но в основном для того, что бы только уточнить отдельные исторические моменты.
Заключение: Модерн вырос из эклектики, он как бы ее продолжение – хотя чисто теоретически модерн ее отрицает и опровергает. Начало модерна обычно датируют как 1890-е годы, конец наступает с началом Первой мировой войны в 1914 году. Окончательно Модерн закончил свое существование в революционном 1917 году.
Но дальше история еще интереснее, можно сказать, что будущий конструктивизм вырос из модерна. Конечно – не из роскошных особняков Шехтеля и Кекушева. Конструктивизм вырос из зданий делового и промышленного модерна. Революция в России, полностью изменив общественную жизнь, в строительстве была более покладистой. Эволюционное развитие архитектурных стилей продолжалось. И хотя нашему современнику сложно представить, как это Модерн (стиль богатой верхушки дореволюционной России) стал перерастать в Конструктивизм (стиль новой трудовой России). Но это именно так.
Но дальше история еще интереснее, можно сказать, что будущий конструктивизм вырос из модерна. Конечно – не из роскошных особняков Шехтеля и Кекушева. Конструктивизм вырос из зданий делового и промышленного модерна. Революция в России, полностью изменив общественную жизнь, в строительстве была более покладистой. Эволюционное развитие архитектурных стилей продолжалось. И хотя нашему современнику сложно представить, как это Модерн (стиль богатой верхушки дореволюционной России) стал перерастать в Конструктивизм (стиль новой трудовой России). Но это именно так.
И в дальнейшем мы детально разберемся с этим вопросом.
Фотографии почти все привлечены из интернета, и только для того, чтобы проиллюстрировать описываемое здание.
Использованы также отдельные фото участников журнала "Архитектурный стиль"
Москва. 12 июля 2016 г.
- Статья откорректирована 21 марта 2021 г. Теперь она включена в систему общих статей по Истории Русской архитектуры и является четвертой страницей исследования