Сказка в Гавриковом переулке
Впервые я увидел это сказочное и даже несколько «былинное» сооружение приблизительно в начале шестидесятых годов, увидел в совсем другом окружении и в совершенно другой градостроительной ситуации, нежели она предстает сегодняшнему зрителю.
Это была окраина старой Москвы, наполненная старыми домами, невысокими, неблагоустроенными и совсем непрестижными. Неблагоустроенных даже по сравнению с новыми типовыми пятиэтажками, и совсем не престижными на фоне помпезных домов с излишествами, появившимися в послевоенные годы.
Дома с облупленными стенами, которые никогда не ремонтировались с момента их постройки во второй половине XIX века или на рубеже веков. Типичная рядовая застройка, абсолютно не привлекавшая взгляда нашего современника тех лет, шестидесятых годов, устремленного мыслями к городу будущего, к городам благоустроенным и наполненным современной архитектурой. Но увиденное мною странное здание в той среде было естественным и уместным. Внешне оно тоже было неухоженное, но в отличии от окружающих его домов это было архитектурное сооружение.
Насколько высок был уровень архитектуры, это уже второй вопрос, и ответ на него тоже менялся с годами. В 1960 гг. был один, а вот к концу века стал совсем другим. Вообще отношение к старым постройкам в нашем отечестве это дело сложное, оно было сложным и в прошлые века, и тем более в ХХ веке. И сегодня, по прошествии полувека от описываемых событий оно стало ещё специфичнее. Вроде бы о чем разговор, поделите все дома на три категории и все решено. Высокая архитектура, просто хорошая архитектура, и постройки без признаков архитектуры. Ан нет, в России все по другому. И ведь это не вчера так повелось, а с галантного XVIII века. Именно тогда ни кто иной, как сам Баженов, задумал снести половину Кремля ради строительства своего Большого дворца. И таких примеров в нашей истории сотни. А что творилось в XIX веке, это уже святых выноси. Так что давайте не будем валить все на руководство города, оно тоже хотело как лучше.
Но возвращаюсь к самому началу своего рассказа. Шел счастливый 1963 или1964 год, я уже был студентом самого лучшего в мире (!) архитектурного института, и у меня был мотороллер. Эта двухколесная повозка давала мне уникальную возможность находить и открывать для себя архитектуру Москвы и Подмосковья. Причем я забирался в такие уголки и неведомые переулки, в такие дебри, которые в те простые годы знали немногие. Уже в начале XXI века с появлением цифровой фотографии и интернета появилась огромная армия «блогеров» и «москваведов», которые снова стали открывать то, что я нашел полвека назад.
А простыми я назвал те года потому, что никакого восторга обычные московские дома и старые улочки ни у кого не вызывали. Кроме очень небольшой прослойки неисправимых любителей старины. Вот они-то искали уникальную городскую среду, которую уже в шестидесятые годы начали потихоньку сносить. И в этих поисках на первом месте были не профессиональные архитекторы, а ... художники! Они двинулись с мольбертами в старомосковские дворики. Искать и рисовать уходящую красоту. И в наши дни увидеть Москву послевоенных лет очень часто можно лишь на их полотнах.
И опять возвращаюсь к тому моменту, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над ней что то странное и невиданное. Своим, уже достаточно профессиональным взглядом будущего архитектора я увидел очень непривычную церковь. Но догадаться, что это именно церковь, и притом традиционная русская церковь, было бы сложно. Но повторюсь, это было только одно мгновение, один взгляд влево и вверх, ведь впереди передо мной был крутой спуск к абсолютно незнакомому перекрёстку. И все это не позволило разглядеть церковь на пригорке более внимательно. Но видение врезалось в память надолго. Еще один или два раза мне пришлось проехать по переулку в те годы, но каждый раз я торопился и тоже не остановился и не посмотрел. А зря! Дела мои могли и подождать, а вот изучение здания, хотя бы более внимательное, чем было, о многом могло бы сегодня рассказать. Спустя какое-то время я встретил в книге фотографию этого сооружения и название крутого переулка, это оказался Гавриков переулок (по другим источникам – Малый Гавриков переулок).
Вид Гаврикова переулка от Почтовой ул. в сторону улицы Ф.Энгельса. Фото 1960-х гг.
И левая сторона переулка – протяженное здание складов. Фото 1986 г.
Вид на церковь и соседние дома со двора. Фото 1983 г.
Вокруг церкви стоят двухэтажные дома, сомасштабные своему именитому соседу
Прошло много лет. Это видение оставалось где-то внутри меня. Но мои интересы лежали в совсем другой плоскости. История архитектуры и старая Москва уже не так привлекали меня, как в первые годы учебы в институте. Тогда я старался куда-то поехать, что-то найти, зарисовать и просто посмотреть и познакомиться с интересным объектом, который к тоже же нигде не описан и не зафиксирован. Ну, во всяком случае - статей о старой Москве было немного. И книг такого направления выпускалось тоже немного. Где-то к четвертому курсу я твердо определился на конструктивистское мышление. И московский конструктивизм стал моим любимым стилем. Четкие и простые формы здания, дома на ножках, большие витражи. И старшие товарищи в то время творили в Функциональном стиле. Конструктивизм или функционализм шестидесятых годов стал новым явлением в жизни. И дворовый фасад здания Цетросоюза на улице Кирова, тоже случайно открытый, стал для меня куда интереснее, чем рядовая городская среда.
Но, подчеркиваю, некоторые таинственные уголки города все равно гнездились во мне, я о них как бы и не помнил, но никогда не забывал. И вот уже в конце восьмидесятых годов я решил съездить в Гавриков переулок. Думаю, что это была не специальная поездка, а просто «заодно», посмотреть – раз уж приехал в эти края. И я стал искать переулок и церковь. И то и другое оказалось найти непросто, география места претерпела большие изменения.
Тогда, в начале 1960-х годов я особо не присматривался к окружающим домам, к той самой городской среде, которая вскоре будет сломана или лучше сказать – полностью уничтожена. Стояли какие-то старые дома, в них и жили люди, и размещались магазины и всякие учреждения. Это было настолько естественно для городских окраин, что вообще не вызывало никаких вопросов. Между ними потихоньку встраивали типовые многоэтажные дома. О чем, безусловно мечтали жители, так о том, что бы их переселили в новые дома со всеми удобствами.
По карте 1952 года можно легко себе представить плотную застройку этого района Москвы. На одной стороне Гаврикова переулка стояла церковь и несколько двухэтажных домов. Противоположная сторона была занято крупным складским корпусом, протянувшимся чуть ли не на весь квартал. И вокруг, во всех улицах и переулках стояли тоже простые старые дома, часто сливаясь в единый фасад. Была очень целостная жилая среда, сомасштабная человеку.
Все вышесказанное можно рассмотреть и на карте 1937 года, весьма детальной геосъемке Москвы в М 1:200
Перекресток улицы Ф.Энгельса и Волховского переулка. Фото 1983 г.
Перекресток улиц Ф.Энгельса и Гаврикова переулка, Фото 1985 г.
На первом плане расчищенное пространство перед церковью
И вот прошло много – много лет, и в конце восьмидесятых годов я снова приехал в Гавриков переулок. Оставив машину невдалеке, мы с женой пошли смотреть обещанное мною «сказочное видение». Но зрелище открылось совсем уже другое. Церковь была окружена пустырями, на выутюженной бульдозерами поверхности валялись остатки сломанных зданий, кирпичи, камни, бревна и доски. Церковь смотрелась очень пустынно. К тому времени я уже знал, что в здании много лет размещается спортивный клуб. Обошли здание вокруг, посмотрели детали отделки. Отошли подальше, что бы посмотреть все издалека. Но ходить по обломкам камней было неудобно. Уже тогда стало ясно, что с расчисткой всего вокруг - церковь «пропадет» в пространстве. Вскоре эти опасения полностью подтвердились. Изменился и масштаб окружающих домов, теперь здесь выросли многоэтажные здания.
Здесь, на этом пустыре к нам подошла пожилая женщина. И каким-то несколько заговорщицким тоном сообщила – это церковь, немецкая. Мы несколько подивились таким познаниям о типично русской церкви, но спорить не стали. Такая молва про данную церковь, могла появиться в связи с тем, что эта местность с Петровских времен была Немецкой слободой. Но позднее, читая про старообрядческие церкви в неорусском стиле, я часть встречал упоминание, что местные жители часто называли их «немецкими».
А прогулка наша к сожалению получилась грустная - былое «очарование места» кануло в лету.
Хотя само произведение архитектуры – выдающееся. Ежегодник за 1910 – 1011 гг. Московского Архитектурного Общества напечатал свежие фотографии храма Успенской старообрядческой общины в Гавриковом переулке, построенного тоже в эти годы.
Главный фасад основного здания – это плоская стена,
на которой почти графически нанесены стилизованные древнерусские мотивы
Трехарочную звонницу над западной частью здания я бы назвал более выразительной
В 1998 году вышел очередной пятый том «Памятники архитектуры Москвы» и в нем фигурировало и это сооружение. То есть к этому времени понятие «Неорусский стиль» как вполне самостоятельное явление в архитектуре уже сформировалось в научной литературе.
Гавриков пер. Снос исторической застройки. Фото 1986 г.
Комментарий к фото на Паству: Ломали долго - с середины лета до поздней осени. И почти всё это время на этой стене красовалась надпись "Позор варварам из ГлавАПУ"
Вот в таком виде мы увидели запомнившуюся мне церковку в конце восьмидесятых годов. На всем Гавриковом переулке церковь была единственным зданием. Зато многоэтажные дома так тесно надвинулись, что казалось - могут и накрыть церковь.
Вид на Гавриков переулок и церковь.
На первом плане и вокруг церкви все здания снесены и образовался своего рода пустырь. Фото 1985 – 1990 гг.
Вид с балкона многоэтажного дома на церковь и образовавшиеся пустыри вокруг...
Немного побродив по этому, предельно неухоженному пространству, мы уехали отсюда, что бы больше никогда не приезжать сюда в будущем. Сказка закончилась …
Пройдет совсем немного времени и на месте пустыря будет проложено ТТК
Заключительный кадр … простой и эмоциональный ))
Современная фотография Гаврикова переулка и церкви.
Переулка фактически уже нет, теперь это часть Третьего транспортного кольца
Года два назад я проезжал на троллейбусе по Бакунинской улице и издали увидел среди необъятных просторов новой магистрали свою, когда-то так заинтересовавшую меня церковку. Подумал – может выйти на остановке и посмотреть, во что она превратилась. Но не стал выходить, все было ясно. Теперь это абсолютно новое здание, ухоженное и вылизанное до нельзя. Никакие детали от недавнего прошлого сохранять не стали, да ведь так им легче.
Современная панорама с высоты «птичьего полета». Градостроительная ситуация изменилась до противоположной, и если раньше церковь была одним из масштабных сооружений в округе, то теперь она стало маленькой, прямо-таки игрушечной.
Эта фотография мне напоминает последние кадры фильма «Солярис». Одинокий дом превращается в остров и растворяется в мировом океане. Да я нашел свою «сказку», нашел своё «видение», нашел чертежи и фотографии, разобрался с историей здания. И прощаюсь с ним навсегда!
Литература:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 5. От Земляного до Камер-Коллежского Вала. – М.: Искусство, 1998 г.
- Ежегодник московского архитектурного общества, 1910-1911 гг. Электронный каталог ГПИБ
- Все исторические фотографии привлечены с сайта https://pastvu.com/
Москва - 16 ноября 2021 г.