Четверг, 25.02.2021, 10:00
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Русская архитектура - ч.1

История русской архитектуры и сводная таблица исторических периодов и стилей
(опыт исторического исследования)
Часть1 - Древнерусская архитектура и классические стили

       Попытка нарисовать сводную таблицу всех периодов и стилей Русской архитектуры, то есть графически показать всю Историю русской архитектуры на протяжении десяти веков (с X и до XX века) дело настолько сложное, что за него никто и не пытался серьезно взяться.
       Надо сказать, что я где-то встречал, у кого-то из реставраторов, чуть-чуть похожую таблицу, но давно, и не помню в какой книге. Но в основном все исследователи ограничиваются эпистолярным жанром или расписывают отдельные моменты истории, отдельные периоды. Их можно понять, проще написать много и подробно о небольшом этапе. Но увидеть всю историю Русской архитектуры в одной сводной таблице мне давно хотелось.
       И уж раз я взялся за историю Архитектурных стилей России, то решил, что необходимо дополнить словесный жанр графическими построениями, которые всегда более наглядно демонстрируют всю сущность вопроса.

Сводная таблица исторических периодов и стилей

1.  Древнерусская архитектура: X – XVII в.

       Древнерусская архитектура насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой. Настолько сложен и многообразен был этот путь. Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.
       Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV - XVI веках сплотившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, создание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями. Конечно, этих регионов значительно больше, я охватил только некоторые - с древними и яркими архитектурными памятниками.
       Сводная таблица всех периодов и стилей Русской архитектуры показывает, естественно - общую схему развития. Ясно, что начало каждого периода  - дата очень условная, так как огромное число древних сооружений не сохранилось. Приходится ориентироваться на самый старший объект, дошедший до наших дней. Более правильным было бы указывать даты исторических сооружений на основании археологических сведений. Да, были построены в таком-то году, но не сохранились (но здесь уже не архитектура, а предположения).
       Окончание каждого периода тоже тема для исследования.
1 - Возвышение Москвы и создание единого Московского государства наложило свой отпечаток на все регионы. Начиная с XVI века влияние архитектурных веяний Москвы на другие города и веси конечно очень сильное. Но сложившиеся ранее архитектурные школы и Пскова, и Владимира, и Смоленска еще долгое время продолжали свое развитие.
2 - Как это ни удивительно, но и в XVIII веке с началом повсеместного строительства зданий в классических ордерных формах, многие региональные школы продолжали создавать свою, традиционную и привычную архитектуру. Особенно это заметно в архитектуре церквей. Сегодня эти здания для нас неотделимы от древнерусской архитектуры, хотя построены они уже во времена Российской империи.
       Здесь уместно привести пример Пскова и, особенно Суздаля, где строительство в «суздальском стиле» продолжалось до конца XVIII века, когда в столицах давно закончился и стиль Барокко, и даже стиль Классицизм был на излете.

Карта русских земель периода феодальной раздробленности.
Понятны размеры каждого региона и общий масштаб территории еще только формирующегося
русского государства.
На карте видно, что Новгородская земля простирается и на весь северный край

В данном исследовании из общего объема Древнерусской архитектуры выделены некоторые регионы, в которых сосредоточено большое количество прославленных памятников архитектуры.

1.1 - Архитектура Новгорода Великого
Древнейший русский город сохранил огромное количество прекрасных памятников зодчества XI -  XVII веков. В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику. Обрушившее на Русь татаро-монгольское нашествие почти не коснулось новгородских земель. В XIII и XIV веках Новгород Великий становится одним из крупнейших городов Руси. И позднее, когда началось объединение русских земель вокруг Москвы, Новгород долго отстаивал свою независимость. В зодчестве Новгород продолжал идти своим путем, развивая старые художественные традиции, и подчеркнуто противопоставляя свое искусство новым художественным движениям, которые возникали в искусстве Твери и Москвы.
Мощные стены с маленькими окошками, нарочитая неровность каменной или оштукатуренной поверхности, скупость деталей, простота и аскетичность отделки. Новгородская архитектура резко выделяется своей образной характеристикой, её невозможно спутать с другими направлениями в древнерусской архитектуре.
Древний Новгород («Господин Великий Новгород» - центр вольной Новгородской Руси), и все Новгородские земли сегодня можно назвать огромным музеем Древнерусской архитектуры.


Софийский собор в Новгороде Великом, 1045-1050 гг.
За многовековую историю Софийский собор неоднократно перестраивался и расширялся.
Выдающийся памятник древнерусского зодчества, древнейший памятник каменной архитектуры Руси.

Троицкая церковь Духова монастыря, 1557 г.


Церковь Спаса на Нередице, 1198 г.

1.2 - Зодчество Псковских земель
Псков был одним из крупнейших городов, важнейшим оборонительным и торговым центром Руси. Многие годы древний Псков был и столицей независимой Псковской республики.
Так же как и Новгород, Псков избежал нашествия татаро-монгольских орд.
В основном здания в Пскове строились из плитняка с обмазкой и побелкой стен. Поверхность стен не выравнивали, и волнистая обмазка создала необычный эффект скульптурности здания.
Древняя Псковская архитектура необыкновенно созвучна природе и окружающему ландшафту.

Панорама Крома - псковского Кремля. Вид с реки Великой


Церковь Богоявления с Запсковья, 1496 г.

Довмонтов город. Реконструкция Ю.П.Спегальского

Собор Ивановского монастыря, один из наиболее старых псковских монастырей.
Возведение собора датируется XII веком

Солодежня, купеческие палаты XVII в. Худ. В.Ф.Стожаров, 1971г.

1.3 - Владимиро-Суздальское зодчество
Владимиро-суздальское княжество занимало обширные земли. Владимир на Клязьме был основан в XII веке.
Владимир, Юрьев-Польский, Суздаль – вот только наиболее главные города этого края.
Местный белый известняк был главным строительным материалом, из отдельных тесаных камней и выкладывались стены. Из белого камня выполнены и детали отделки – рельефы, колонки, скульптуры. Белокаменная архитектура построек этого периода Древнерусской архитектуры может быть блестяще выражена даже одним сооружением - церковью Покрова на Нерли.


Церковь Покрова на Нерли,1165 г.

Панорама Покровского монастыря в Суздале

    
Дмитриевский собор во Владимире, 1194 - 1197 гг.
Торжественное великолепие пронизывает здание от его общих пропорций и до мельчайших деталей отделки

1.4 - Зодчество Ростова и Ярославля
Ростов Великий, Углич и Ярославль, земли к северу от Москвы, сохранили огромное количество великолепных памятников Древнерусской архитектуры.


Ростовский Кремль «Метрополичий двор», XVII в.

Ансамбль церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671 - 1687 гг.
Объемно-планировочное решение здания очень необычное.
Два его придела увенчаны тоже пятиглавием, на высоких и тонких барабанах.
Рядом стоящая колокольня высотой 45 метров, дополнила ансамбль правобережной части Которосли

1.5 - Зодчество Смоленских земель
Расположенный на западных рубежах славный город Смоленск не раз становился защитником Русской земли. «Город на холмах» сохранил прекрасные памятники архитектуры домонгольского периода. Стены и башни города - запоминающийся ансамбль древнерусской архитектуры. Ансамбль на соборной горе поражает внимание уже на подъезде к Смоленску.

Смоленская крепость - это величественный памятник русского зодчества XVI - XVII вв.
Каменная крепостная стена высотой 10-12 м. и толщиной около 5 м, с общей протяженностью 6,5 км.
Крепость имеет 38 боевых прямоугольных, многогранных и круглых башен с бойницами


Свирская церковь,  ХII века - центрическая ступенчатая композиция храма. 
Это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления,
которое характеризуется стремлением к вертикальному динамизму сооружений.


Карта централизованного Русского государства, в XV - XVII веках

1.6 - Архитектура Московского царства
Со второй половины XV века начинается новый этап – объединение отдельных русских земель и княжеств вокруг Москвы. С 1476 года прекращается уплата дани Золотой орде.
С этого времени появляется централизованное русского государство - вторая половина XV и до конца XVII века.
В новой исторической обстановке строительство монументальных зданий в Москве приобретало важное политическое значение. С расширением масштабов строительства наряду с белым камнем начинает применяться кирпич. Со времени Ивана III (1462-1505 гг.) усилилось градообразующее значение Московского Кремля.

Но с объединением в единое государство региональные архитектурные школы не прекратили свое существование. И в архитектуре отдельных земель – Новгорода и Пскова, Смоленска и Твери, Владимира, Ярославля и других регионов еще многие годы продолжалось строительство в своих «исконных» традициях. Но постепенно новые архитектурные веяния охватывали всю территорию Московского государства.


Художник  Ап. Васнецов - Московский Кремль при Иване III


1.7 - Деревянная архитектура севера
Деревянная архитектура – исконно русское искусство. Построенные из бревен, простые и лаконичные сооружения всегда были любимы русским народом. Из дерева на Руси строили все – городские стены и храмы, дворцы и избы. К сожалению, дерево – недолговечный материал. И в наши дни рубленые деревянные дома и деревянные церкви сохранились лучше всего в северных областях. И конечно в музеях деревянного зодчества можно увидеть и почувствовать красоту и лиричность деревянной архитектуры.

Кимжа, Архангельская обл.
В 2017 году Кимжа вошла в число самых красивых деревень(?) России.
Воссозданная деревянная церковь XVIII в.

Музейный комплекс «Кижи» - дом Ошевнева.
Справа видна и все хозяйственная зона, с бревенчатым пандусом – «взвозом» -
для домашнего скота на второй уровень двора дома. По пандусу во двор могла въехать лошадь с телегой.
А вот обходной балкон-гульбище является редкостью в деревянных домах

Изначально Русская земля – страна деревянных городов, деревянных домов, деревянных церквей, и даже деревянных мостовых. Но поскольку сегодня деревянные сооружения (а точнее рубленные из бревен) сохранились в основном только в северных регионах, то и тема названа именно «деревянная архитектура севера». Но дерево – материал недолговечный. Среди сохранившихся построек одной из древнейших считается Лазаревская церковь Муромского монастыря на Онежском озере, построенная в конце XIV века. Ясность и выразительность деревянной архитектуры, подлинного народного искусства, заканчиваются в конце XVIII века. В XIX веке в деревянную архитектуру проникают эклектичные детали и подражание новым архитектурным методам, что лишило ее исторической и художественной правдивости.

1.8 - Древнерусские крепости
Тема «Древнерусские крепости» очень широкая - от строгих и аскетичных крепостей Изборска или Соловецкого монастыря, от масштабных стен Пскова или Смоленска, охватывающих огромную территорию города. И до изящных монастырей Центральной Руси. Многие монастыри - крепости возведены уже в XVI - XVII, и даже XVIII веках и тоже имеют все качества крепостей, их оборонительные свойства не раз  пригодились. 
Каждый русский город начинался со строительства крепостной стены – «огораживался», уже в самом слове «город» слышится его первоначальное значение. И под термином «крепость» мы сегодня суммируем разные сооружения – городские стены с башнями и укреплениями, Кремли, детинцы, крепости и укрепленные монастыри, остроги, и другие объекты, имеющие ярко выраженный оборонный характер.
Первоначально на Руси строились деревянные крепости, которые позднее заменялись каменными. Но обычно строительство оборонных сооружений велось из камня или кирпича. К счастью для нас, огромное количество древнерусских крепостей построены так крепко, что дошли до наших дней. И не только сохранились, но и послужили защитой от врагов и в XVIII - XIX веках, и в XX веке тоже.

Крепость в Изборске

Детинец - Кремль Новгорода Великого. Вид с высоты птичьего полета

Крепостные стены Крома - псковского Кремля

Стены Кирилло-Белозерского монстыря, XVI - XVII в.

2.  «Нарышкинское» барокко
Конец  XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.


Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.



И вот мы подошли к важнейшему этапу в истории Русской архитектуры. На рубеже XVII – XVIII веков заканчивается 700-летний период Древнерусской архитектуры и начинается развитие новой, ордерной по своей сущности системы. Академик Игорь Грабарь называл Древнерусскую архитектуру «До-Петровской архитектурой».

Необходимое уточнение: к Древнерусской архитектуре понятие «Стиль» вообще неприменимо, и выражение типа «церковь в Новгородском стиле» относится к разговорному жанру, и не более того. Иногда к стилям относят только «Нарышкинское» барокко второй половины XVII века.

А для нас важно то, что с этого рубежа начинается понятие «Архитектурный стиль» - то есть в истории России стили начинаются с XVIII века, со стиля Барокко. Итак, мы добрались, наконец-то до Стилей, о которых было сказано уже в названии исследования.

Стиль БАРОККО, стиль Классицизм и стиль Ампир. Об этом времени писать уже значительно проще. Есть огромное количество исследовательских материалов, есть имена архитекторов и даты построек. Общий объем этих материалов, конечно, не европейского уровня, белых пятен все равно многовато. Но по сравнению с древнерусскими временами здесь мы имеем просто энциклопедический объем знаний.

Архитектурые стили Российской империи: XVIII, XIX, XX век (до 1917 г.)

3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга  дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко - петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Позднее в России получает развитие новое направление - елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.

Меншиковский дворец в Петербурге, 1710 г. Возможно, что это первое каменное здание в новой столице.

Летний дворец Петра Первого, 1710 - 1714 гг. Арх. Трезини.
Петр въехал в частично отделанный дворец в 1712 г., и жил там каждое лето

И еще пример петровского барокко. Кикины палаты в Петербурге, 1714 - 1720 гг.


Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли

4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.

Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм - стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к  европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.

Дворец в подмосковной усадьбе Кусково, 1769 - 1775 гг. Образец ранней русской классики

Улица зодчего Росси в Петербурге, 1828 - 1832 гг. Арх. К.И.Росси

Городская усадьба Золотаревых-Кологривовых в Калуге, 1805 - 1808 гг.
Весь комплекс усадьбы с воротами и чугунными решетками решен как единый ансамбль.
Многие годы в усадьбе размещается Калужский краеведческий музей

Таврический дворец в Петербурге, 1783 - 1789 гг. Арх. И.Е.Старов
В глубине двора расположен главный вход с дорическим портиком.
Дворец построен для Потемкина - князя Таврического, в честь присоединения Крыма к Российской империи

Академия художеств в Петербурге, 1764-1788 гг. Арх.А.Ф.Кокоринов и Валлен-Деламот.
С высоты птичьего полета виден и геометрически правильный план здания
с круглым парадным двором в центре

Дом Пашкова  в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?). Фото 1880 гг.
В основу архитектурной композиции положены градостроительные задачи -
здание построено на высоком холме, напротив Кремля.
Это трехэтажный главный корпус с бельведером и двухэтажные флигели, соединенные с ним галереями

Дом Демидова в Москве в Гороховском пер., 1789 - 1791 гг. Арх. М.Ф.Казаков.

5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.


Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков


6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
Ампир является завершающим этапом классицизма. С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики. Название «Ампир» привнесено из Франции, но в России приобрело новое значение. Это монументальные градостроительные ансамбли, это путь утверждения реализма в архитектуре. Расцвет архитектуры в первой трети XIX века был завершающим в развитии русской классической архитектуры XVIII - XIX вв.

Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси.
На площади, напротив Зимнего дворца, создан грандиозный ансамбль центра Петербурга

Вид с птичьего полета на Дворцовую площадь и окружающие здания

Вид Дворцовой площади, Александровской колонны и Главного штаба

Городская усадьба Хрущевых на Пречистенке в Москве, !815 г. Арх. А.Г.Григорьев.
Деревянный дом с мезонином на каменном цокольном этаже.
Один из самых интересных ампирных домов Москвы первой половины XIX века.

6.1 - Деревянный Ампир
Фактически этот термин изобретен мною при составлении общего списка периодов и стилей. Для такого решения было много причин. Начало XIX века, и особенно ситуация в России после наполеоновского нашествия, дала импульс к строительству деревянных домов самого разного назначения. Среди них одноэтажные особняки, да к тому же и с мезонинами, особенно красивы в своей простой деревянной отделке. Деревянная русская архитектура пополнилась в эпоху Ампира действительно уникальными сооружениями. И эти простые и недорогие деревянные ампирные особняки продолжали строить многие годы, даже во второй половине XIX века. Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, чтобы почувствовать себя ровней с дворянами.

Вологда. Деревянный усадебный дом городского главы Волкова, 1814 г.
Сейчас в доме размещается музыкальная школа

Деревянный усадебный дом в Новоспасском, 1813 г.
 Восстановлен в 1970 гг.
Музей композитора М.И.Глинки.

И работая над темой ампира, я много раз задавал себе вопрос – а как же получилось, что такая великолепная архитектура вдруг чуть ли не в одночасье ушла в прошлое, уступив место эклектике. История смены архитектурного стиля на всей территории Российской империи как-то не укладывается в обычные рамки. Ну – не по всей России, конечно, но обе столицы «поменяли ориентацию» очень быстро. Эклектика пришла на смену классицизму в 1830-1840-х гг. и господствовала в России более полувека, до 1890-х годов. Писать об эклектике и просто, и очень сложно.
Но об этом времени мы поговорим уже во второй части статьи ...


Литература:
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Ю.П.Спегальский. Псков. – Л.- М.: Искусство, 1963.
- М.К.Каргер. Новгород Великий. – Л.- М.: Искусство, 1966.
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.
- А.В.Ополовников. Русское деревянное зодчество. – М.: Искусство, 1986.
- И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. - М: Буксмарт, 2013.

Фотографии по большей части приведены из интернет-журнала Архитектурный стиль.
Авторы: Наталия Чиляева, Лидия Басманова, Валентина Феофилактова, Наталия Журавлева, Галина Борисова, Ксения Чернова, Мария Долгих, Александр Липилин, Александр Ильин и др.
Фотографии безлюдного карантинного Петербурга в 2020 г: Влад Сорокин


Москва, 12 февраля, 2021 г.


Новости сайта
- 24 февраля 2021 г.
Вторая часть Истории русской архитектуры посвящена Эклектике, которая пришла на смену классицизму и господствовала в России с 1830-х по 1890-е годы. Более полувека русские архитекторы искали национальный стиль и эти поиски были сложные и противоречивые.
- 13 февраля 2021 г.
Открыта первая часть Истории русской архитектуры. В этой работе суммируются на одной странице сразу очень многие проблемы изучения отечественной архитектуры. От древнего Новгорода и до стиля Ампир. То есть с X в. и до середины XIX в. Вторая часть еще в разработке.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.
- 5 апреля 2020 г.
Небольшая статья о доме и усадьбе в Потаповском переулке. Место красивое, давно знакомое - переулки старой Москвы, и я обрабатывал фотографии и графику с большим удовольствием.
- 14 марта 2020 г.
Скорректировал Главную страницу. Впереди вновь поставлены разделы по исследованиям Древнерусской архитектуры, которыми я занимаюсь уже более десяти лет.
- 8 февраля 2020 г.
Новое: Прогулки-экскурсии. В 2014 году я начал организовывать эти встречи для пользователей сайта «Фотографии старой Москвы», с которыми давно переписывался. Уже первая прогулка в Кунцево, показала, что такие встречи нужны. Здесь представлены отчеты о наших прогулках за 2014 и 2015 годы.
- 11 января 2020 г.
Сегодня у моего Творческого сайта юбилейная дата, ему исполняется 10 лет :))
- 21 ноября 2019 г.
Сегодня на сайт добавлен раздел Яндекс-метрика - в левой колонке внизу. При клике раскрывается таблица с детальной статистикой.
- 15 ноября 2019 г.
В новом отдельном разделе «Проектные работы» открыта статья Проекты: 1968 - 2008 гг.
- 7 ноября 2019 г.
Недавно решил поменять доменное имя сайта на более короткое и четкое. И сегодня мой сайт появился в интернете с новым доменом - odintsof.ru - некоторая вольность перевода с русского языка на компьютерный вполне понятна.
- 10 октября 2019 г.
Подготовка материалов для Альбома моих авторских работ подходит к завершению. Описание проекта, фотографии чертежей и построенных зданий, небольшой обзор истории проектирования и строительства каждого объекта. Солидный список получается.

- 25 августа 2019 г.

Добавил в раздел Приложения к сайту ссылку на Старые фотографии Pastvu - несколько лет назад это был мой основной сайт.  

- 15 июня 2019 г.
Из Союза Архитекторов пришло письмо с напоминанием, что у меня в этом году юбилей ... 75 :)) И к торжественному заседанию необходимо подготовить ЮБИЛЕЙНЫЙ АЛЬБОМ о своей творческой деятельности. Теперь я занят новой работой - подготовкой Альбома. Нахожу в домашнем архиве чертежи, фотографии, надо будет сфотографировать и свои московские постройки. Объектов очень много, выбираю наиболее интересные - и проекты, и построенные здания. В общем - впереди большая работа.


- 1 июня 2019 г.
Система настойчиво предлагала создать "Визитку сайта", и я наконец-то решил её оформить. Хотя реклама мне не нужна, но у визитки оказались и другие функции, весьма нужные.

- 12 мая 2019 г.
Начал писать воспоминания о Суздале, в котором бывал много раз. От первых встреч с тогда еще тихим, уютным и совсем не туристическим городком. И до Суздаля с отелями, мотелями, и асфальтированными улицами. Я рисовал Суздаль в течении почти сорока лет. Сегодня нахожу эти работы в пожелтевших папках, фотографирую или сканирую листы. Получается конечно не настоящая акварель, но зато можно показать на компьютере.
- 10 мая 2019 г.
На лист Невыдуманные рассказы добавлены акварели, сделанные в Каневе в 1966 году - виды Днепра и заднепровских далей. И рассказ оживает на глазах!
- 27 апреля 2019 г.
На окраине Владимира в 1960-е годы было удивительное место, до которого и добраться было непросто. Всемирно известный храм "Покрова на Нерли" адреса не имел, а место называлось - "урочище". Вчера вспоминал Путь к Покрова на Нерли...
- 21 апреля 2019 г.
И вот новая работа о Боровске, городе, где почти нет высокой архитектуры, но интересном и живописном.
- 14 апреля 2019 г.
Подготавливая статью о дворе дома в Лаврушинском переулке, вдруг увидел, что тему «Замоскворечье» - уже можно выделить в самостоятельный раздел. Сделано :))
- 1 апреля 2019 г.
Первое апреля, уже настоящая весна, нешуточная. Подготовил рассказ-воспоминание о старом Лаврушинском переулке, и об Усадьбе с кружевными воротами.
- 24 марта 2019г.
Новая статья посвящена поискам церкви в Пафнутьев-Боровском м-ре, сломанной в 1836 г.
- 10 марта 2019 г.
Добавлена правая колонка - Новости сайта. Изменить общий дизайн страницы и добавить колонку оказалось непросто. Но с помощью консультанта uCoz - все получилось!

- 20 февраля 2019 г.
Новая статья готова – Кутузовка и Поклонные улицы - как продолжение темы «Кутузовская слобода». Это воспоминания людей, которые жили рядом со мной, на одной улице, с которыми я учился в школе..

- 4 февраля 2019 г.
Большая статья про Кутузовскую слободу, написанная в 2012 г. и дополненная в 2013 -14 годах, - получит продолжение. Через «гостевую книгу» со мной связались жители нашей старой Поклонной улицы, со своими воспоминаниями и даже фотографиями. Договорились вместе подготовить новую статью.

- 6 ноября 2018 г.
Как бы заново просматриваю все страницы своего сайта - свежим взглядом…. Получается, что работа в ЖЖ в последние два года - тоже повысила мой технический уровень ))

- 2 ноября 2018 г.
Немного воспоминаний. Свой сайт я начал создавать с «нуля», в 2010 году. Первый ноутбук имел разрешение экрана 1280x800, изображение на экране было крупное. Сейчас использую более высокое разрешение, текст показался мелковат. И я увеличил размер ш
рифта.

- 22 октября 2018 г.
В октябре 2018 года наконец-то полностью вернулся на свой Творческий сайт. Потому что и Живой Журнал, и созданное Сообщество «Архитектурный стиль»  в ЖЖ - это конечно все прекрасно, но сайт, созданный своими руками, где даже Дизайн страницы тоже не типовой, а индивидуального изготовления - должен быть на первом месте.