Четверг, 21.11.2024, 09:20
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Клуб им. Зуева

Клуб им. Зуева на Лесной улице в Москве

       Итак – наступил ХХ век, прошли годы, первая мировая война плавно перешла  в две революции, а затем отгремела гражданская война. Многострадальная Родина, взявшая в руки винтовку в 1914 году, с началом первой мировой войны, так и проходила с ней где-то до 1922-23 года, то есть почти десять лет. Строительство отдельных зданий все же велось и в эти годы, но это были единичные объекты.

       Из крупных сооружений, которые продолжали строить во время всех войн и революций, был, например, Казанский вокзал по проекту Щусева. Но о строительстве и об архитектуре в эти годы можно бы и вообще не говорить – шли непрерывные войны. Утонченный модерн, парадный ретроспективизм, неожиданные и ювелирные  стилизации и все другие красоты резко оборвались фактически в 1914 году.
Но - прошли годы, закончились революции, утихла гражданская война.
На развалинах Российской империи появилось новое государство, новая жизнь, новые приоритеты и совершенно новые общественные отношения. И – как естественное продолжение – новая архитектура.
Конструктивизм - это первый советский архитектурный стиль, который воплотил в кирпиче, железобетоне, металле и стекле идеи русского авангарда начала XX века. Подчеркнутая функциональность, простые геометрические формы, экономичность и отсутствие излишеств, вот его главные характеристики. Проектировали здания для новых, свободных и счастливых людей, для нового типа человеческих отношений.

       И часто сами объекты были по назначению принципиально новыми -  кварталы жилых домов на рабочих окраинах, дома-коммуны, фабрики-кухни, клубы и дворцы культуры. Наиболее распространённым типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и дворцов культуры.

       Клуб профсоюза коммунальников имени С. М. Зуева или просто Клуб им. Зуева построен в 1927—1929 годах на Лесной улице в Москве. Арх. И.Голосов. Объемная и динамичная композиция здания сразу делает его запоминающимся сооружением. Динамичный характер эпохи отразился в принципиально новых архитектурных решениях. В основу композиции здания положен контраст между простыми кубическими объемами бетонных стен и стеклянными плоскостями огромных витражей. Угол здания решен постановкой стеклянного цилиндра главной лестничной клетки. Железобетонный каркас здания читается и на фасадах. Во всем видно торжество асимметрии.
       Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что по первоначальному плану Москвы в этом месте должны были пересекаться важные городские магистрали – новое Бульварное кольцо (на месте Лесной улицы) и будущий проспект (вместо Миусского переулка), идущий из центра. Но этим планам не суждено было сбыться.
 
Фото 1930-31 гг.

 
Фото 1933 года/
Прекрасная фотография, на которой видны оба фасада здания и весь его первоначальный облик.
И стеклянный «стакан» на углу, ориентированный на перекресток  двух будущих городских магистралей.


       Для начала знакомства с этим объектом лучше всего посмотреть планы этажей. Я показываю чертежи из журнала Архитектура клуба, 1930 год, скорее всего - авторские.  На них мы можем увидеть первоначальную планировку – свободные, перетекающие пространства, открытые лестницы, минимум стен и перегородок.



Сохранность материалов хорошая. На чертеже выполнены планы четырех уровней здания - 
план 1 этажа, план антресольного эт., план 2 этажа, план 3 этажа

Широкая винтовая лестница в стеклянном цилиндре объединяет открытые пространства. И другие лестницы первоначально тоже были открытыми. И двухсветный вестибюль имел открытый балкон на уровне антресольного этажа.

 Современная фотография

       Сравнивая фото 1933 года и современное состояние здания несложно заметить те огромные изменения, которые произошли с архитектурой продольного фасада за прошедшие годы. Здание как бы планомерно «ухудшали» - уничтожены балкон и остекление зала, при этом зрительный зал лишился освещения, а продольный фасад потерял конструктивную пластику сочетания глухих и остекленных поверхностей. Фасад превратился фактически в глухую и плоскую стену.

 
План клуба им. Зуева, но уже в современном состоянии.
  Но балкон здесь все-таки показан,
наверное - у чертежника рука не поднялась готовить план со срубленным балконом.
Это чертеж из 9 тома «Памятники архитектуры Москвы»

И угловые лестничные клетки, которые по требованию современных пожарных норм теперь закрыты глухими стенами, тоже четко видны на плане.

 
На этой фотографии балконы еще присутствуют, но витраж зрительного зала уже демонтирован.
Фото датируется: 1958 – 1965 годами

       Что же случилось в эти годы? Почему вдруг демонтировали витражи? Я не склонен винить в этом какого-то безграмотного директора клуба или театра, эдакого злобного Карабаса-Барабаса. Скорее всего дело в другом - изменилась функция зала. Из универсального зала для собраний и конференций зал превратился в основном в зал для показа кино. Превратившись в кинотеатр зал действительно перестал нуждаться в естественном освещении. Возможно что и сами витражи за прошедшие годы пришли в не очень хорошее состояние, может быть уличный шум проникал в зал. И наверное в списках Памятников архитектуры здание в те годы не значилось. Хотя на сегодняшний день и Памятники архитектуры у нас практически никак не защищены.

 
Плоская глухая стена на месте первоначальных балконов с витражами – пожалуй, главная потеря в архитектуре здания


       Большой зрительный зал на 950 мест располагается на третьем – четвертом этажах. В дальней части здания по Миусскому переулку, отделенные вертикалью лестницы, расположен малый зал и клубные комнаты. Плоская кровля первоначально была эксплуатируемой, использовалась как солярий и даже как спортивная площадка.

       К сожалению, о важности сохранения построек советского конструктивизма сегодня говорят только в узких кругах специалистов. В отличии от сооружений прошлых веков, с колоннами и капителями, с деталями вычурного модерна и прочее – эпоха советского конструктивизма в наши дни не в почете. Достаточно полистать страницы интернета, что бы увидеть суровое и несколько пренебрежительное отношение к конструктивизму - нашему самому первому этапу архитектуры Страны Советов. Большинство рабочих клубов и домов культуры уже потеряли первоначальную функцию, а в последние десятилетия перестроены и «обновлены» до полной неузнаваемости. Не исключение и клуб имени Зуева. Большой зрительный зал на 950 первоначально имел и естественное освещение и выходы на балкон в сторону Миусского переулка. Изменился и характер отделки колонн, стен и лестницы. Но этому зданию еще повезло, оно продолжает действовать как Дом культуры!
 
 
Большой интерес представляет винтовая лестница - и в архитектурном и в конструктивном отношении.

Начало винтовой лестницы – одного из главных акцентов в объемно планировочном решении здания

 
Монолитное перекрытие лестницы, с центральным кругом и расходящимися от него балками

 




В 1980 - 90 годы здание было окрашено в светло-серый цвет:

Фотографии 1980-90-х гг.

 
Светло-серый цвет стен, на мой взгляд, более соответствует
первоначальному архитектурному замыслу автора
 
Эффектный угол!


 
Поэтичная ночная фотография - освещенная изнутри круглая лестница как бы приглашает зайти,
и посмотреть как тут все интересно и необычно, посмотреть конструктивизм

И - сегодняшнее цветовое решение фасадов:


 Вид с Лесной улицы

       Сегодняшнее состояние здания вызывает двойственные чувства. С одной стороны дом живет и функционирует. С другой – видно, что архитектура изменена очень сильно. А уж розовый цвет окраски внушает чувство недоумения.

       Конечно, зданию нужна грамотная научная реставрация. Вот ведь какие чудеса происходят у нас – реставрировать и воссоздавать первоначальный архитектурный облик нужно не какого-то там старинного здание давно прошедших веков – а памятника архитектуры, построенного нашими современниками.

 
Сегодня здание украшает традиционная доска с надписью «охраняется государством»,
но от переделок в дурном вкусе она не защищает

 
Интерьер зрительного зала

 
Мой рисунок клуба им. Зуева. Серая бумага, самодельный фломастер. 1964-65 гг.


Во время учебы в институте, я часто рисовал «на пленере». Это было своего рода продолжение занятий классическим рисунком в институте, и более глубокое знакомство с архитектурой. Чаще всего рисовал самым обычным карандашом, но и самодельный фломастер тоже был у меня. И стеклянный цилиндр лестницы, наверное - поразил меня тогда своей лаконичностью.

       И в качестве эпилога мы снова возвращаемся в легендарные двадцатые годы. Молодая Страна Советов совсем недавно отметила свое десятилетие. Бурно развивается промышленность, строятся заводы. На рабфаках рабочие готовятся к поступлению в ВУЗы. Сотни ВУЗов и техникумов формируют новую советскую интеллигенцию. Развиваются наука и культура, кинематограф и новые театры, литература и искусство. В градостроительстве жилые кварталы для рабочих становятся нормой жизни.    
       Новая архитектура уверенно прокладывает дорогу в будущее, которое - ну, как же иначе?! - будет светлым будущим!

 Фото 1931 г.

Клубы и дворцы культуры становятся как бы знаменосцами этой новой жизни. Старые домики двухэтажной Москвы скромно затихают рядом с бетонными стенами и огромными стеклянными витражами новой Социалистической Москвы… :))

………………………………………………………………
Источники:
-  Памятники архитектуры Москвы. Том 9. – М.: Искусство-XXI век, 2012
-  Арх. Илья Голосов в кн.: «Клубы, построенные по программе профсоюзов 1927 – 1930»  с.111 (1927).
-  Н. Лухманов. Архитектура клуба. Теакинопечать, 1930. 
-  Исторические фото - Сайт фотографии прошлого – Pastvu.com.
-  Большинство фотографии привлечены из свободной сети интернета и только для иллюстрации материала.




Новости сайта
- 08 сентября 2024 г.
Исследование посвящено церкви в усадьбе Троицкое-Лыково, памятнику архитектуры конца XVII века. У него сложная судьба - проведенная в 1960-е годы реставрация здания была грубо искажена в XXI веке.
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.