Клуб им. Зуева на Лесной улице в Москве
Итак – наступил ХХ век, прошли годы, первая мировая война плавно перешла в две революции, а затем отгремела гражданская война. Многострадальная Родина, взявшая в руки винтовку в 1914 году, с началом первой мировой войны, так и проходила с ней где-то до 1922-23 года, то есть почти десять лет. Строительство отдельных зданий все же велось и в эти годы, но это были единичные объекты.
Из крупных сооружений, которые продолжали строить во время всех войн и революций, был, например, Казанский вокзал по проекту Щусева. Но о строительстве и об архитектуре в эти годы можно бы и вообще не говорить – шли непрерывные войны. Утонченный модерн, парадный ретроспективизм, неожиданные и ювелирные стилизации и все другие красоты резко оборвались фактически в 1914 году.
Но - прошли годы, закончились революции, утихла гражданская война.
На развалинах Российской империи появилось новое государство, новая жизнь, новые приоритеты и совершенно новые общественные отношения. И – как естественное продолжение – новая архитектура.
Конструктивизм - это первый советский архитектурный стиль, который воплотил в кирпиче, железобетоне, металле и стекле идеи русского авангарда начала XX века. Подчеркнутая функциональность, простые геометрические формы, экономичность и отсутствие излишеств, вот его главные характеристики. Проектировали здания для новых, свободных и счастливых людей, для нового типа человеческих отношений.
И часто сами объекты были по назначению принципиально новыми - кварталы жилых домов на рабочих окраинах, дома-коммуны, фабрики-кухни, клубы и дворцы культуры. Наиболее распространённым типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и дворцов культуры.
Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что по первоначальному плану Москвы в этом месте должны были пересекаться важные городские магистрали – новое Бульварное кольцо (на месте Лесной улицы) и будущий проспект (вместо Миусского переулка), идущий из центра. Но этим планам не суждено было сбыться.
Фото 1930-31 гг.
Фото 1933 года/
Прекрасная фотография, на которой видны оба фасада здания и весь его первоначальный облик.
И стеклянный «стакан» на углу, ориентированный на перекресток двух будущих городских магистралей.
Для начала знакомства с этим объектом лучше всего посмотреть планы этажей. Я показываю чертежи из журнала Архитектура клуба, 1930 год, скорее всего - авторские. На них мы можем увидеть первоначальную планировку – свободные, перетекающие пространства, открытые лестницы, минимум стен и перегородок.
Сохранность материалов хорошая. На чертеже выполнены планы четырех уровней здания -
план 1 этажа, план антресольного эт., план 2 этажа, план 3 этажа
Широкая винтовая лестница в стеклянном цилиндре объединяет открытые пространства. И другие лестницы первоначально тоже были открытыми. И двухсветный вестибюль имел открытый балкон на уровне антресольного этажа.
План клуба им. Зуева, но уже в современном состоянии.
Но балкон здесь все-таки показан,
Но балкон здесь все-таки показан,
наверное - у чертежника рука не поднялась готовить план со срубленным балконом.
Это чертеж из 9 тома «Памятники архитектуры Москвы»
И угловые лестничные клетки, которые по требованию современных пожарных норм теперь закрыты глухими стенами, тоже четко видны на плане.
На этой фотографии балконы еще присутствуют, но витраж зрительного зала уже демонтирован.
Фото датируется: 1958 – 1965 годами
Что же случилось в эти годы? Почему вдруг демонтировали витражи? Я не склонен винить в этом какого-то безграмотного директора клуба или театра, эдакого злобного Карабаса-Барабаса. Скорее всего дело в другом - изменилась функция зала. Из универсального зала для собраний и конференций зал превратился в основном в зал для показа кино. Превратившись в кинотеатр зал действительно перестал нуждаться в естественном освещении. Возможно что и сами витражи за прошедшие годы пришли в не очень хорошее состояние, может быть уличный шум проникал в зал. И наверное в списках Памятников архитектуры здание в те годы не значилось. Хотя на сегодняшний день и Памятники архитектуры у нас практически никак не защищены.
Плоская глухая стена на месте первоначальных балконов с витражами – пожалуй, главная потеря в архитектуре здания
Большой зрительный зал на 950 мест располагается на третьем –
четвертом этажах. В дальней части здания по Миусскому переулку,
отделенные вертикалью лестницы, расположен малый зал и клубные комнаты.
Плоская кровля первоначально была эксплуатируемой, использовалась как
солярий и даже как спортивная площадка.
Большой интерес представляет винтовая лестница - и в архитектурном и в конструктивном отношении.
Начало винтовой лестницы – одного из главных акцентов в объемно планировочном решении здания
Монолитное перекрытие лестницы, с центральным кругом и расходящимися от него балками
В 1980 - 90 годы здание было окрашено в светло-серый цвет:
Фотографии 1980-90-х гг.
Светло-серый цвет стен, на мой взгляд, более соответствует
первоначальному архитектурному замыслу автора
первоначальному архитектурному замыслу автора
Эффектный угол!
Поэтичная ночная фотография - освещенная изнутри круглая лестница как бы приглашает зайти,
и посмотреть как тут все интересно и необычно, посмотреть конструктивизм
И - сегодняшнее цветовое решение фасадов:
Сегодняшнее состояние здания вызывает двойственные чувства. С одной стороны дом живет и функционирует. С другой – видно, что архитектура изменена очень сильно. А уж розовый цвет окраски внушает чувство недоумения.
Конечно, зданию нужна грамотная научная реставрация. Вот ведь какие чудеса происходят у нас – реставрировать и воссоздавать первоначальный архитектурный облик нужно не какого-то там старинного здание давно прошедших веков – а памятника архитектуры, построенного нашими современниками.
Сегодня здание украшает традиционная доска с надписью «охраняется государством»,
но от переделок в дурном вкусе она не защищает
Мой рисунок клуба им. Зуева. Серая бумага, самодельный фломастер. 1964-65 гг.
Во время учебы в институте, я часто рисовал «на пленере». Это было своего рода продолжение занятий классическим рисунком в институте, и более глубокое знакомство с архитектурой. Чаще всего рисовал самым обычным карандашом, но и самодельный фломастер тоже был у меня. И стеклянный цилиндр лестницы, наверное - поразил меня тогда своей лаконичностью.
И в качестве эпилога мы снова возвращаемся в легендарные двадцатые годы. Молодая Страна Советов совсем недавно отметила свое десятилетие. Бурно развивается промышленность, строятся заводы. На рабфаках рабочие готовятся к поступлению в ВУЗы. Сотни ВУЗов и техникумов формируют новую советскую интеллигенцию. Развиваются наука и культура, кинематограф и новые театры, литература и искусство. В градостроительстве жилые кварталы для рабочих становятся нормой жизни.
Новая архитектура уверенно прокладывает дорогу в будущее, которое - ну, как же иначе?! - будет светлым будущим!
Клубы и дворцы культуры становятся как бы знаменосцами этой новой жизни. Старые домики двухэтажной Москвы скромно затихают рядом с бетонными стенами и огромными стеклянными витражами новой Социалистической Москвы… :))
Источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 9. – М.: Искусство-XXI век, 2012
- Арх. Илья Голосов в кн.: «Клубы, построенные по программе профсоюзов 1927 – 1930» с.111 (1927).
- Н. Лухманов. Архитектура клуба. Теакинопечать, 1930.
- Исторические фото - Сайт фотографии прошлого – Pastvu.com.
- Исторические фото - Сайт фотографии прошлого – Pastvu.com.
- Большинство фотографии привлечены из свободной сети интернета и только для иллюстрации материала.