Прогулка в подмосковную усадьбу Люблино
Среди подмосковных усадеб конца XVIII – первой половине XIX столетия, усадьба Люблино занимает особое место. Когда-то до этой подмосковной добраться было непросто, а теперь уже много лет усадьба является столичной достопримечательностью. Но, тем не менее, и я и большинство моих друзей - участников этой прогулки, здесь побывали впервые.
На пути от метро нас встречает зеркало огромного пруда.
Усадьба отсюда не видна, она скрывается среди деревьев на высоком берегу
Чаще всего усадьбу называют по имени её владельца, Николая Алексеевича Дурасова. Свое огромное состояние он получил от матери – наследницы уральских заводчиков, и был одним из богатейших людей своего времени, владел несколькими имениями.
Имея опыт усадебной жизни, Н.А.Дурасов получил возможность возвести приобретенную «подмосковную» с нуля и устроить её по своему вкусу. Она задумывалась как модная по тому времени подмосковная увеселительная усадьба. Во времена ее создания особое значение придавали и архитектуре и ландшафтному устройству.
Аллея, ведущая к Главному дому усадьбы
Архитектура и художественное убранство дворца, вдохновленные великими образцами античного искусства, отвечают изысканному вкусу московского ампира эпохи Александра I. Об этом говорят четкие и соразмерные очертания здания, а также обилие античных сюжетов его барельефов и росписей интерьеров парадных залов.
О богатстве и хлебосольстве Н.А.Дурасова говорила вся Москва.
Усадьбе повезло и в 1812 году, когда пожары и разорение затронули не только Москву, но и большинство подмосковных дворянских усадеб. К усадьбе Люблино французы оказались милостивы. При отступлении осенью 1812г. наполеоновские войска не посягнули на ее изысканный архитектурный ансамбль. Поскольку люблинские дворец и усадьба не были разрушены войной, хозяин достаточно быстро возобновил свои замечательные приемы и театральные спектакли. Молва об этом, а также о замечательном оранжерейном хозяйстве в усадьбе Н.А.Дурасова долетела до северной столицы. Вдовствующая императрица Мария Федоровна почтила своим вниманием Люблино 23 мая 1818г. Неутомимый хозяин с воодушевлением организовал торжественный прием в честь высочайшей гостьи. Императрица была восхищена дворцом, театром и выступлением артистов, а также великолепной оранжереей. Вот, в общих чертах, такая красивая история
При подходе к Главному дому стоят многочисленные здания общего архитектурного комплекса. Театральная школа, жилой дом, театр, конный двор, и одно из главных сооружений – восстановленный флигель оранжереи. Они как бы подготавливают зрителя к восприятию самого Дворца.
Генплан комплекса: 1 – Главный дом, 2 – Здание театральной школы и дома для актеров,
3 – Здание театра, 4 – Флигель театральной школы, 5 – Жилой корпус, 6 - Корпуса конного двора,
7 – Восстановленный флигель оранжереи, 8 - Поздние постройки
Дворец не велик по своим размерам. По сравнению с огромными усадебными дворцами Подмосковья и тем более Петербурга, он производит камерное впечатление. Но за то - какая изысканность планировки, какая геометрическая четкость объемов. Крестообразный объем здания непосредственно выражает его внутреннюю планировку, но открытые галереи с колоннами несколько маскируют этот крест и придают зданию округлую форму. Полукруглые галереи с колоннами композитного ордера смотрятся в контрасте с простыми стенами самого здания, украшенного только тройными окнами и рельефами над ними.
Главная полукруглая лестница обращена на север, в сторону пруда,
откуда по мосту приезжали к Дурасову гости из Москвы
Аллея и сегодня спускается к пруду
Сегодня Дом-дворец Н.А.Дурасова является, на мой взгляд, одним из лучших музеев города.
Погуляв по парку и осмотрев весь комплекс зданий усадьбы, мы и направились в музей.
Здесь нас приняли радушно и гостеприимно. Очаровательная ведущая, в белом платье в стиле начала XIX века, провела для нас прекрасную экскурсию. Мы осмотрели все залы первого этажа и комнаты на втором этаже. Послушали небольшой концерт из фрагментов произведений, наверное - Моцарта, а может я и ошибаюсь. Но музыка лилась из белого рояля и наполняла залы таким неземным очарованием веков минувших, что захотелось вот так сидеть в кресле и слушать, слушать …… Интерьеры дворца поистине замечательные. Огромная работа по реставрации здания сегодня поражает своей логической законченностью.
Все стены и потолок круглого зала покрыты росписями в технике "гризайль",
имитирующие скульптурное оформление
Мраморный зал. Все стены и пилястры зала выполнены из искусственного мрамора,
который в те годы ценился выше натурального камня
Нашей группе повезло с экскурсоводом - девушка в наряде XIX века и рассказывала интересно и создавала образ, дающий возможность погружения в атмосферу прошедших веков.
Экскурсия получилась весьма романтическая
Один из четырех залов - музыкальный зал. Наш очаровательный экскурсовод рассказала об истории и отделке.
А тем временем пианистка села за белый рояль и зазвучала музыка
О - эти великолепные паркетные полы. Уже только о них можно написать целую поэму!
Деревянная лестница ведет на второй этаж
Музейные залы на втором этаже.
Помещения здесь пониже, но сами комнаты насыщены множеством интереснейших экспонатов ....
Помещения здесь пониже, но сами комнаты насыщены множеством интереснейших экспонатов ....
Мебель
Часы самой причудливой конфигурации можно увидеть почти в каждом зале
Но это еще не все. В музее можно сфотографироваться в исторических нарядах. И конечно дамы из нашей группы воспользовались такой возможностью и сделали фотографии в костюмах прошедшей эпохи. Получилось очень романтично. Вот они на театральной сцене, воссозданной специалистами музея в одной из комнат второго этажа. Настоящее здание театра в наши дни еще не входит в состав музея.
"Крепостные актрисы"
Наши дамы в нарядах XIX века на сцене музейного театра
Наши дамы в нарядах XIX века на сцене музейного театра
............................................
О парке и тем более о всех сооружениях Люблино можно рассказывать до бесконечности. Но у нас с друзьями была просто прогулка, встреча после весьма долгого зимнего периода. Мы с удовольствием гуляли, смотрели архитектуру, и беседовали.
И еще несколько более детальных видов Главного дома усадьбы Люблино. Дом окружают четыре колоннады, на которые предусмотрены выходы из залов. Таким образом, во дворце создана еще одна планировочная ось, но только «круговая». Пластика колоннад с довольно редкими для Москвы композитными капителями является важным звеном в общей композиции Главного дома. И если посмотреть внимательно, то под колоннадами можно увидеть очень интересные конструкции цокольной части.
Цокольная часть дома. Видны входы в подвал. А в подвале были расположены специальные калориферы для отопления. И таким образом удалось построить в доме залы без печей, что для начала XIX века было большой редкостью
На этом снимке виден и фрагмент как бы «внутреннего дворика» между самим домом и галереей
Показывая эти фотографии, хочется еще раз сказать, что в доме - дворце много интересных деталей. Много интересных уголков, и не только в парадных залах, но и вот таких «камерных» закоулков, на которые посетители обычно не обращают внимания.
Прогулка-экскурсия состоялась 18 апреля 2015 г.
В прогулке приняли участие 10 человек, моих давних друзей по Сайту "Фотографии старой Москвы", теперь - https://pastvu.com/
Фотографии сделаны всеми участниками прогулки.
Фотографии интерьеров Главного дома выполнил Игорь Нагайцев.Литература:
Памятники архитектуры Москвы. Том 8. Окрестности старой Москвы. – М.: Искусство-XXI век, 2007г.
Статья откорректирована и опубликована 11 июня 2021 г.