Четверг, 21.11.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Троицкое-Лыково

Троицкая церковь в усадьбе Троицкое-Лыково

       Западное Подмосковье украшает цепочка великолепных памятников архитектуры XVII века. Три церкви в стиле «Нарышкинского барокко» расположились вдоль верхнего течения Москвы-реки – это Церкви в Филях, в Троицкое-Лыково и в Уборах. Особенностью данного стиля является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями, стремление к узорочью, живописности и нарядности. Это своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.
       Впервые я увидел этот шедевр с противоположного берега Москва-реки, с пляжа в Серебряном бору, в шестидесятые годы. И вскоре приехал в Троицкое-Лыково, приехал, что бы посмотреть церковь и насладиться созерцанием её архитектуры. И, конечно, взял с собой этюдник. Изучение архитектуры, познание здания, его пропорций и деталей отделки, лучше всего это все делается в процессе рисования. Никакой фотоаппарат не может заменить человеческий глаз, внимательный и познающий. И хотя на территории в те года располагалось музыкальное Суворовское училище, но я все-таки пробрался к церкви и увидел ее вблизи.

 
Вид на церковь и парк Троицкое-Лыково с противоположного берега Москва-реки,
со стороны Серебряного бора.  Фото pastvu.com, 1968 г.

       В 1910 году вышло в свет капитальное издание по истории русской архитектуры, подготовленное группой авторов под руководством И.Э. Грабаря. И, наверное, впервые наше общество узнало о замечательных произведениях отечественной архитектуры рубежа XVII – XVIII веков, об архитектуре Нарышкинского барокко.
       «Вполне законченный и совершенный тип простого «троечастия» со звонницей и круговой террасой дает стройный и изящный храм Живоначальной Троицы в подмосковном селе Троицком Лыкове. Этот замечательный храм обладает всеми развитыми формами и декорациями Московкого барокко, вполне усвоенных русскими мастерами, прекрасно распоряжавшимися массами и силуэтом при полном знании художественных пятен. Обилие «ажурной рези», сплошь покрывающей колонны и кронштейны восьмерика и все тимпаны и колонны окон, не высматриваются излишним. Излюбленность «петушиных гребешков» курьезно подчеркнута в изображениях профильных головок петухов, введенных как орнамент в декорацию тимпанов нижних окон и порталов, обладающих нововведением в виде лишнего «разорванного фронтончика», то есть тех же «гребешков» над каждою колонкой (!) окон и порталов».
Вот приблизительно так звучат восторженные слова  Игоря Грабаря, переведенные с дореволюционного на современный русский язык.
       В сороковые годы Академия архитектуры организовала обмеры и фиксацию лучших памятников русского зодчества в Подмосковье. В Троицкое-Лыково работу проводил  В.Н. Подключников. На основе этой работы была выпущена статья «Три памятника XVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах, Церковь в Троицком», вышедшая в свет в 1945 г.
       Это предыстория исследований.
И небольшие уточнения.
1. Термины Московское барокко или Нарышкинское барокко идентичны, но мне больше нравится второе определение, которое указывает на конкретное время в истории нашей страны. Конец XVII века, время царя Федора, властолюбивой царевны Софьи, юных Ивана и Петра и набирающего силу семейства Нарышкиных.
2. Название села именно Троицкое-Лыково принято в соответствии с литературными источниками, указанными в конце статьи. Существуют и другие версии названия села - Троицкое, Троице-Лыково, и пр.


       Но основные работы по исследованию и реставрации начались только в 1960-е годы.
Церковь Троицы построена из кирпича по заказу стольника М.К. Нарышкина в период 1690 г. по 1695 г. Многие исследователи считают, что зодчим был Яков Бухвостов. К середине 1695 года основные работы, включая белокаменные резные детали фасадов, были закончены. Золочение крестов, окраска железных кровель и роспись наружных стен под мрамор выполнены в 1695 году «золотарями» Оружейной палаты. Церковь является одним из лучших памятников Нарышкинского барокко.

       По своей компоновке это ярусная церковь «иже под колоколы». Двухсветный четверик церкви несет два убывающих вверх восьмерика и купол на восьмигранном барабане. Фланкирующие центральный объем полукруглая апсида и западный притвор увенчаны одноярусными восьмигранными объемами и куполами на восьмигранных барабанах. В основании здания лежит подклет-гульбище, на котором и стоит эта трехглавая церковь. На гульбище с уровни земли поднимаются три многогранные в плане открытые лестницы. Восстановленные при реставрации эти три барочные по своему характеру девятигранные лестницы придали объекту парадный, можно сказать, царственный масштаб. Архитектурное убранство фасадов включает резные белокаменные колонки на углах  здания и в наличниках окон. Фигурные фронтоны над оконными проемами и гребни вверху каждого яруса – это тоже типичные элементы Нарышкинского барокко. Есть на стенах и пилястры, подчеркивающие угловые части здания в местах расположения колонок. Реставрационные исследования выявили, что первоначально стены были в светлых тонах, окрашены под мрамор. Слова «по кирпичу прописать аспидом» указывают на то, что роспись производилась по кирпичным стенам, кроме белокаменных деталей.
       Общий характер архитектуры здания был светлым, и этим церковь в Троицкое-Лыково отличается от всех остальных построек Нарышкинского барокко с характерными краснокирпичными стенами и белокаменными деталями отделки.  

 
Церковь Троицы в Троицкое-Лыково, вид с южной стороны.
Фото pastvu.com, 1970-78 гг.

План Троицкой церкви – чертеж

       Интерьеры церкви в Троицкое-Лыково тоже необычные. Внутреннее пространство высокого и светлого характера контрастирует с пониженными помещениями апсиды и западного притвора. Ступенчатые тромпы перехода от четверика к восьмерику еще сильнее подчеркивают вертикальность внутреннего пространства.
       И еще одна особенность есть у этого памятника архитектуры. Внутри стен созданы галереи, которые опоясывают пространство церкви и открыты в интерьер арочными проемами. Две также внутристенные белокаменные лестницы ведут из притвора на нижнюю галерею. И с нее можно войти в царскую ложу. А верхняя галерея соединяется лестницей с ярусом звона.  

 
Разрез Троицкой церкви - чертеж

На разрезе здания можно увидеть расположение галерей в стенах. Нижняя галерея проходит на высоте восьмигранных окон четверика. Верхняя галерея расположена внутри восьмерика, у нее огромные высокие окна.

 
Интерьер, вид на иконостас. Фото приблизительно 1960-х годов, когда проводилось обследование здания


Реставрация  1960-х годов

       В 1960-е 1970-е  годы была проведена огромная, поистине титаническая работа по научной реставрации этого памятника архитектуры. Более десяти лет вела здесь работы архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) Министерства культуры СССР Ирина Валентиновна Ильенко, специалист по архитектуре конца XVII века. Были проведены историко-архивные исследования церкви, которые дали большое количество новых сведений о первоначальном состоянии здания.
       Обнаруженная в архивах челобитная М.К. Нарышкина позволила по-новому представить себе первоначальный внешний облик церкви Троицы в Троицком-Лыкове и изменить уже укоренившееся в литературе представление о ней, как о двухцветном памятнике с красными стенами и белыми деталями. Теперь наружный облик памятника представился очень светлым. Гладкие части стен были расписаны аспидом по белому фону под серый мрамор. Блестела позолота луковичных глав с прорезными по краю полицами, подзорами и ажурными коваными крестами. Крыши и оконные решетки были выкрашены зеленью. Кованые двери и ставни имели луженые репья и были расписаны снаружи по белому фону травами и цветами, а изнутри— под мрамор аспидом. Белокаменная резьба оставалась белой. Большое внимание было уделено воссозданию первоначальных «округлых», или точнее девятигранных лестниц. Исследования показали размеры лестниц и их расположение. Белокаменные лестницы были возрождены с трех сторон церкви. Высота лестниц разная, но в среднем это восемь крупноразмерных ступеней.
       Исторические исследования позволили уточнить и время строительства церкви. Обычно считалось, что она построена в 1704 году. Но новые архивные данные определили, что церковь немного старше. Она построена в период между 1690 и 1695 годами. К середине 1695 г. основные строительные работы, включая белокаменную резьбу фасадов, были завершены. И, таким образом, церковь Троицы является произведениям именно XVII века.
       Реставрация такого сложного объекта проходила долго. По сведениям старожилов очень часто строительные работы надолго приостанавливались, потом снова возобновлялись. Мне встречались сведения, что в Троицкой церкви предполагалось устроить филиал Государственного музея древнерусской живописи имени Андрея Рублева (так же как в храме Покрова в Филях). Но реализовать эту прекрасную идею не удалось.  К сожалению, недостаток финансирования не позволил выполнить все отделочные работы внутри здания, и осмотреть Троицкую церковь в те годы  можно было только снаружи.

 
Фрагмент южного фасада, хорошо видна широкая полукруглая лестница. Фото 1978 года

Реставрация восхищала своей исторической и художественной достоверностью. Ты смотришь на эти стены, эти белокаменные колонки и капители, эти ракушки и петушки и веришь, что перед тобой произведение искусства XVII века, а не современная реставрация. Что вот так все и было несколько веков назад. Металлические ставни, тонкие и изящные колонки с резьбой, и сотни резных деталей отделки, которые и сосчитать невозможно.

Центральная часть южного фасада крупным планом. Фото 1980-х гг.

 
Вид с запада. Фото 1984 года

       Отреставрированная Троицкая церковь  стала известным сооружением, и в печати появились фотоальбомы, книги и фотографии, рассказывающие про этот памятник архитектуры мирового уровня. В 2004 году вышел в свет очередной, седьмой том солидной монографии «Памятники архитектуры Москвы». В нем описываются окрестности старой Москвы и под № 602 дана статья об усадьбе Троицкое-Лыково с описанием, фотографиями и чертежами и, кроме того, приводится внушительный список источников.
       И церковь Троицы продолжала стоять в центре старинного парка с разросшимися деревьями. Они были так созвучны друг другу – парк и церковь. Было приятно гулять по этому парку с остатками деревянных построек бывшей усадьбы. Вблизи церкви часто можно было увидеть художника с мольбертом, а многочисленные ценители архитектуры приезжали сюда со всей страны.  И я, как архитектор и как патриот русской культуры, тоже довольно часто бывал здесь. Художники и архитекторы рисовали церковь в парке, большинство посетителей приезжало с фотоаппаратами. Появившаяся в те годы асфальтированная дорога от МКАДа приводила как раз к территории села Троицкое-Лыково. И проехав через село можно было легко попасть к парку со знаменитой церковью. Она была видна еще издали и как маяк манила к себе знатоков.

Южная лестница входа в Троицкую церковь. Фото автора, 1995 г.

       Осенью 1995 года мы еще раз приехали в Троицкое-Лыково. Погуляли по парку, любуясь на красоту архитектуры, и сфотографировали друг друга на память, благо был с собой фотоаппарат. И теперь по прошествии многих лет, можно вспомнить и ту поездку, и то впечатление. Особенно восхитили вот эти высокие открытые лестницы. Поднявшись на высоту площадки, ты как бы ощущал себя на огромной сцене. Церковь сияла своими древнерусскими формами, своими кружевами отделки, витыми колонками, экзотическими капителями колонн. Произведение недолгого периода Нарышкинского барокко, которое еще называют Московское барокко. А вокруг был парк, золотая осень в самом разгаре. И, погуляв вокруг церкви, мы пошли в дальнюю часть парка. Здесь мы были одни, заросший парк можно было бы назвать лесопарком, центральная аллея тянулась бесконечно, и до конца парка мы так и не дошли. Уже в наши новые времена, когда в интернете появились карты, я посмотрел – а какой путь мы тогда прошли? Оказалось, что не такой уж большой, меньше километра, это от Троицкой церкви и до конца парковой аллеи. Потом неторопливо вернулись назад. В конце нашей прогулки мы еще раз обошли со всех сторон церковь и попрощались с нею, думая, что ненадолго. Полностью уверенные, что стоять ей в таком виде многие века. И что вскоре будет реставрация интерьеров и фресок, и откроется еще один филиал Музея им. Андрея Рублева.  
       Этим мечтаниям не суждено было сбыться. Впереди были новые времена и новые «рыночные» отношения. Понятие «памятник архитектуры» стало исчезать, все чаще подменяясь упрощенным толкованием как «церковь».


       Двадцать первый век внес большие изменения в старинную усадьбу Троицкое-Лыково и в облик и в восприятие Троицкой церкви. Долгие годы со времени выезда музыкального Суворовского училища Троицкий храм был архитектурной жемчужиной в центре большого старого парка. То есть главным и чуть ли не единственным сооружением, достойным внимания на этой территории. Но теперь все изменилось «до наоборот». Весь парк со всеми постройками отдали  под патронат РПЦ и спешно отремонтировали Успенскую церковь, малоинтересное сооружение в духе эклектики.
       И вот, на одной из встреч в Союзе архитекторов известные реставраторы рассказали, что в Троицкое-Лыкове ломают и перестраивают лестницы. Я тогда не мог понять – как же эти шикарные лестницы можно перестраивать. Это же украшение сооружения, это же воссоздано нашими советскими реставраторами, часто на голом энтузиазме, в тяжелейших условиях копеечного финансирования. Это подвиг во имя истории, во имя архитектуры.
       Чтобы самому убедиться в правоте этих сведений, в мае 2010 года я приехал в село Троицкое, чтобы посмотреть реставрационные работы на Троицкой церкви. Войти оказалось возможным только на небольшой кусочек асфальтированного пространства вокруг Успенской церкви. Далее охрана не пустила и предупредила, что вся территория охраняется собаками. Территория стала закрытой для людей, под усиленной охраной, и пройти к памятнику архитектуры стало невозможным. Уже эта повышенная секретность заставляла задуматься о делах, которые там творятся.
 


У входа на территориюК Троицкой церкви дорога закрыта ...

Через голову охранника я рассмотрел вдали куполок Троицкой церкви, собак, правда, не увидел, но от попыток найти потайной путь на территорию все-таки отказался. И возраст уже не юный и времена настали совсем другие.

       И когда, наконец, закончилась эта эпопея и первые посетители смогли увидеть «повторно реставрируемую» Троицкую церковь, то очень удивились. Эта новейшая перестройка памятника архитектуры в действующую церковь поразила своей грубой бестактностью. Огромная работа советских реставраторов по возрождению памятника архитектуры в 1960-е годы теперь была фактически уничтожена. Шикарные парадные белокаменные полукруглые входные лестницы с трех сторон церкви были сломаны. И сам статус памятника архитектуры понизили до состояния «одной из церквей». Организовали вход на территорию усадьбы Троицкое-Лыково прямо напротив малоинтересного эклектичного сооружения, Успенской церкви, каких много настроено было во второй половине XIX века. И этим как бы сказали – это здесь самое главное. Затем добавили еще одно административное решение, объявили всю территорию старинной усадьбы Троицкое-Лыково «подворьем» некоего монастыря. И памятник архитектуры превратили во второстепенное сооружение на территории «подворья».


Вот в таком состоянии предстает Троицкая церковь в наши дни.

  Вид с юга. Фото Vladivirdar, 2023 г.
 

Вид  с запада

Вид с юго-западной стороны

 
В августе 2024 года я застал церковь в стадии начинающегося ремонта.
Спросить было не у кого, но и так становилось ясным –
качество реставрационных работ постсоветских лет
оказались не на высоком уровне.



Детали отделки фасада крупным планом

       Если подойти поближе, то мы увидим на фасадах множество железных деталей. Это своего рода «кровельки», которыми авторы последней реставрации накрыли все белокаменные детали стен. В принципе, идея защитить их от влаги правильная, но вот исполнение весьма неудачное. Количество этого железа очень большое, и оно начинает давить, зрительно забивая саму белокаменную отделку. Сегодня такой прием называется «новоделом» - на историческом фасаде памятника архитектуры привнесены металлические детали, которых за триста лет существования здания никогда не было.

 А уж накрывать «кровельками» капители колонн совсем излишне. Ведь они и так спрятаны под карнизами


       И еще одна важная деталь - окна лишились своих ставней. Металлические кованые ставни были не только украшением фасадов. Это еще и элементы истории, мощные ставни окон, которые говорят о давних неспокойных временах. Когда церковь была чуть ли не единственным каменным зданием в селе и в ней жители могли спастись от беды. Сегодня окна оголены, и это нарушает «историзм» восприятия памятника архитектуры.

       Сейчас, после последней реставрации, все наружные поверхности стен окрашены белой краской. Побелены даже белокаменные детали отделки – колонны, капители и другие резные изделия. Что само по себе уже является дурным тоном в реставрационном деле. Ведь отделка стен резными деталями из натурального белого камня - это уже окончательная отделка, Но авторы, а может быть, подрядчики, явно этого не знают. Окрашенные резные колонки потеряли свою живость и натуральность, слились с плоскостью стен.    
Это огромный минус «реставрации», проведенной в XXI веке, если эти работы вообще можно назвать высоким словом реставрация.

Окно и окрашенные белой краской белокаменные колонки обрамления

 
Очень не хочется показывать такие снимки, но из песни слова не выкинуть.
Обмазка или штукатурка отваливается пластами,
налицо применение некачественных материалов и ошибки в ходе строительных работ

       И сегодня новые ремонтные работы ведут не профессиональные строители, а приезжие из южных республик. А ведь в советские времена к подготовке строителей относились серьезно. Молодой человек вначале учился в строительном училище, затем работал на стройке помощником у опытного мастера, и только потом ему присваивался строительный разряд. В постсоветские годы  все сильно упростили, и результат виден воочию.

 
И, конечно, с белокаменных блоков парапета побелка тоже отслаивается.
Это вполне объяснимо, и можно было изначально оставить
белокаменные блоки в их естественном состоянии

Интерьеры

       Внутренность церкви – это отдельная большая тема. В советские годы реставраторы не имели возможности полностью привести в порядок интерьеры, и мы могли только догадываться об их красоте и величии. Повторная реставрация церкви в  2010-е годы, когда объект уже был передан в РПЦ, позволила выполнить все отделочные работы внутри здания.  
       Как и архитектура, интерьеры церкви являются уникальными. Они связаны с общим архитектурным  решением здания, с его ярусной композицией. Такие высокие иконостасы есть в основном только в памятниках архитектуры Нарышкинского барокко – в Филях, в Троицкое-Лыково и в Уборах. Иконостас занимает пространство не только четверика самой церкви, но и поднимается выше, в пространство восьмерика, до самого верха. Рисунок иконостаса настолько сложный и прихотливый, что подсчитать количество ярусов не так-то просто. Наверное, все-таки -  семиярусный иконостас, и он поднимается по восточной стене четверика  церкви, проходит под тромпами и устремляется ввысь.


Вид на иконостас. Фото Vladivirdar, 2023 г.
 
Можно увидеть и арочные проемы галерей нижнего и верхнего уровня,
открытые в пространство интерьера

 
Царская ложа, вид снизу

На уровне нижней галереи находится еще один запоминающийся элемент отделки здания. Это так называемая «Царская ложа»», своеобразный балкон для первых лиц. Она опирается на резные кронштейны и вся покрыта резными деталями. Подобная ложа есть и в церкви Покрова в Филях, но там в нее попадаешь из узкой темной лестницы. Здесь же есть светлая галерея с выходом в ложу.

 
Царская ложа и нижняя галерея, вид с высоты обходной галереи.
Арочные проемы нижней галереи окружают церковь со всех сторон.
А снаружи находятся восьмигранные окна, которые освещают и галерею, и саму церковь

Вид на церковь и парк Троицкое-Лыково с противоположного берега Москва-реки,
со стороны Серебряного бора. Современная фотография - 2021 год

       Если сравнить современную фотографию с исторической, сделанной в 1968 году, то изменений, конечно, много. Крутой берег Москва-реки зарос деревьями, вдоль воды появилась набережная с оградой.
       А о самой церкви Троицы можно рассказывать долго. Каждая деталь этого сооружения может поведать много интересного. Созданная русскими мастерами великолепная церковь Троицы в усадьбе Троицкое-Лыково в течение более трехсот лет, с конца XVII века, незыблемо стоит на высоком берегу Москва-реки.


Литература и информация:

- И.Э. Грабарь. История русского искусства. Том 2. Архитектура. До-Петровская эпоха. Издание Кнебель. М.: 1910 г.
- В.Н. Подключников. "Три памятника XVII столетия". В книге Памятники русской архитектуры, Выпуск V, М.: Академия архитектуры СССР, 1945 г.
- Н.Я. Тихомиров. Архитектура подмосковных усадеб. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955 г.  
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956 г.
- И.В. Ильенко. Новые архивные данные о датировке церкви Троицы в Троицком-Лыкове. В книге: Реставрация и исследования памятников культуры. Выпуск II. М.: Стройиздат, 1982 г.
- И.В. Ильенко. Отчет об историко-архивных исследованиях церкви Троицы в Троицком-Лыкове. М.: Архив ЦНРПМ, 1984 г.
- Памятники архитектуры Москвы. Том 7. Окрестности старой Москвы. - М.:«Искусство - XXI век», 2004 г.


- Старые фотографии привлечены с сайта - pastvu.com/
- Современные фото выполнены автором статьи
- Чертежи выполнены автором по материалам литературных источников
- Фотографии интерьеров привлечены из свободной сети интернета
- Авторские фото указаны в тексте


Москва, село Троицкое-Лыково, сентябрь 2024 г


Новости сайта
- 08 сентября 2024 г.
Исследование посвящено церкви в усадьбе Троицкое-Лыково, памятнику архитектуры конца XVII века. У него сложная судьба - проведенная в 1960-е годы реставрация здания была грубо искажена в XXI веке.
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.