Троицкая церковь в усадьбе Троицкое-Лыково
Западное Подмосковье украшает цепочка великолепных памятников
архитектуры XVII века. Три церкви в стиле «Нарышкинского барокко»
расположились вдоль верхнего течения Москвы-реки – это Церкви в Филях, в
Троицкое-Лыково и в Уборах. Особенностью данного стиля является его
тесная связь с уже существовавшими русскими традициями, стремление к
узорочью, живописности и нарядности. Это своеобразное связующее звено
между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.
Впервые я увидел этот шедевр с противоположного берега Москва-реки, с
пляжа в Серебряном бору, в шестидесятые годы. И вскоре приехал в
Троицкое-Лыково, приехал, что бы посмотреть церковь и насладиться
созерцанием её архитектуры. И, конечно, взял с собой этюдник. Изучение
архитектуры, познание здания, его пропорций и деталей отделки, лучше
всего это все делается в процессе рисования. Никакой фотоаппарат не
может заменить человеческий глаз, внимательный и познающий. И хотя на
территории в те года располагалось музыкальное Суворовское училище, но я
все-таки пробрался к церкви и увидел ее вблизи.
Вид на церковь и парк Троицкое-Лыково с противоположного берега Москва-реки,
со стороны Серебряного бора. Фото pastvu.com, 1968 г.
В
1910 году вышло в свет капитальное издание по истории русской
архитектуры, подготовленное группой авторов под руководством И.Э.
Грабаря. И, наверное, впервые наше общество узнало о замечательных
произведениях отечественной архитектуры рубежа XVII – XVIII веков, об
архитектуре Нарышкинского барокко.
«Вполне законченный и совершенный тип простого «троечастия» со звонницей и круговой террасой дает стройный и изящный храм Живоначальной Троицы в подмосковном селе Троицком Лыкове. Этот замечательный храм обладает всеми развитыми формами и декорациями Московкого барокко, вполне усвоенных русскими мастерами, прекрасно распоряжавшимися массами и силуэтом при полном знании художественных пятен. Обилие «ажурной рези», сплошь покрывающей колонны и кронштейны восьмерика и все тимпаны и колонны окон, не высматриваются излишним. Излюбленность «петушиных гребешков» курьезно подчеркнута в изображениях профильных головок петухов, введенных как орнамент в декорацию тимпанов нижних окон и порталов, обладающих нововведением в виде лишнего «разорванного фронтончика», то есть тех же «гребешков» над каждою колонкой (!) окон и порталов».
Вот приблизительно так звучат восторженные слова Игоря Грабаря, переведенные с дореволюционного на современный русский язык.
В
сороковые годы Академия архитектуры организовала обмеры и фиксацию
лучших памятников русского зодчества в Подмосковье. В Троицкое-Лыково
работу проводил В.Н. Подключников. На основе этой работы была выпущена
статья «Три памятника XVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах,
Церковь в Троицком», вышедшая в свет в 1945 г.
Это предыстория исследований.
И небольшие уточнения.
1. Термины Московское барокко или Нарышкинское барокко идентичны, но мне больше нравится второе определение, которое указывает на конкретное время в истории нашей страны. Конец XVII века, время царя Федора, властолюбивой царевны Софьи, юных Ивана и Петра и набирающего силу семейства Нарышкиных.
2. Название села именно Троицкое-Лыково принято в соответствии с литературными источниками, указанными в конце статьи. Существуют и другие версии названия села - Троицкое, Троице-Лыково, и пр.
Но основные работы по исследованию и реставрации начались только в 1960-е годы.
Церковь Троицы построена из кирпича по заказу стольника М.К. Нарышкина в
период 1690 г. по 1695 г. Многие исследователи считают, что зодчим был Яков Бухвостов. К середине 1695 года основные работы,
включая белокаменные резные детали фасадов, были закончены. Золочение
крестов, окраска железных кровель и роспись наружных стен под мрамор
выполнены в 1695 году «золотарями» Оружейной палаты. Церковь является
одним из лучших памятников Нарышкинского барокко.
Общий характер архитектуры здания был светлым, и этим церковь в Троицкое-Лыково отличается от всех остальных построек Нарышкинского барокко с характерными краснокирпичными стенами и белокаменными деталями отделки.
Фото pastvu.com, 1970-78 гг.
Интерьеры церкви в Троицкое-Лыково тоже необычные. Внутреннее пространство высокого и светлого характера контрастирует с пониженными помещениями апсиды и западного притвора. Ступенчатые тромпы перехода от четверика к восьмерику еще сильнее подчеркивают вертикальность внутреннего пространства.
И еще одна особенность есть у этого памятника архитектуры. Внутри стен созданы галереи, которые опоясывают пространство церкви и открыты в интерьер арочными проемами. Две также внутристенные белокаменные лестницы ведут из притвора на нижнюю галерею. И с нее можно войти в царскую ложу. А верхняя галерея соединяется лестницей с ярусом звона.
Разрез Троицкой церкви - чертеж
Интерьер, вид на иконостас. Фото приблизительно 1960-х годов, когда проводилось обследование здания
Реставрация 1960-х годов
Обнаруженная в архивах
челобитная М.К. Нарышкина позволила по-новому представить себе
первоначальный внешний облик церкви Троицы в Троицком-Лыкове и изменить
уже укоренившееся в литературе представление о ней, как о двухцветном
памятнике с красными стенами и белыми деталями. Теперь наружный облик
памятника представился очень светлым. Гладкие части стен были расписаны
аспидом по белому фону под серый мрамор. Блестела позолота луковичных
глав с прорезными по краю полицами, подзорами и ажурными коваными
крестами. Крыши и оконные решетки были выкрашены зеленью. Кованые двери и
ставни имели луженые репья и были расписаны снаружи по белому фону
травами и цветами, а изнутри— под мрамор аспидом. Белокаменная резьба
оставалась белой. Большое внимание было уделено воссозданию
первоначальных «округлых», или точнее девятигранных лестниц.
Исследования показали размеры лестниц и их расположение. Белокаменные
лестницы были возрождены с трех сторон церкви. Высота лестниц разная, но в среднем это восемь
крупноразмерных ступеней.
Исторические исследования позволили уточнить и время строительства церкви. Обычно считалось, что она построена в 1704 году. Но новые архивные данные определили, что церковь немного старше. Она построена в период между 1690 и 1695 годами. К середине 1695 г. основные строительные работы, включая белокаменную резьбу фасадов, были завершены. И, таким образом, церковь Троицы является произведениям именно XVII века.
Реставрация такого сложного объекта
проходила долго. По сведениям старожилов очень часто строительные работы
надолго приостанавливались, потом снова возобновлялись. Мне встречались
сведения, что в Троицкой церкви предполагалось устроить филиал
Государственного музея древнерусской живописи имени Андрея Рублева (так
же как в храме Покрова в Филях). Но реализовать эту прекрасную идею не
удалось. К сожалению, недостаток финансирования не позволил выполнить
все отделочные работы внутри здания, и осмотреть Троицкую церковь в те
годы можно было только снаружи. Реставрация восхищала своей исторической и художественной достоверностью. Ты смотришь на эти стены, эти белокаменные колонки и капители, эти ракушки и петушки и веришь, что перед тобой произведение искусства XVII века, а не современная реставрация. Что вот так все и было несколько веков назад. Металлические ставни, тонкие и изящные колонки с резьбой, и сотни резных деталей отделки, которые и сосчитать невозможно.
Центральная часть южного фасада крупным планом. Фото 1980-х гг.
Вид с запада. Фото 1984 года
И церковь Троицы продолжала стоять в центре старинного парка с разросшимися деревьями. Они были так созвучны друг другу – парк и церковь. Было приятно гулять по этому парку с остатками деревянных построек бывшей усадьбы. Вблизи церкви часто можно было увидеть художника с мольбертом, а многочисленные ценители архитектуры приезжали сюда со всей страны. И я, как архитектор и как патриот русской культуры, тоже довольно часто бывал здесь. Художники и архитекторы рисовали церковь в парке, большинство посетителей приезжало с фотоаппаратами. Появившаяся в те годы асфальтированная дорога от МКАДа приводила как раз к территории села Троицкое-Лыково. И проехав через село можно было легко попасть к парку со знаменитой церковью. Она была видна еще издали и как маяк манила к себе знатоков.
Южная лестница входа в Троицкую церковь. Фото автора, 1995 г.
Этим мечтаниям не суждено было сбыться. Впереди были новые времена и
новые «рыночные» отношения. Понятие «памятник архитектуры» стало
исчезать, все чаще подменяясь упрощенным толкованием как «церковь».
Двадцать первый век
внес большие изменения в старинную усадьбу Троицкое-Лыково и в облик и в
восприятие Троицкой церкви. Долгие годы со времени выезда музыкального
Суворовского училища Троицкий храм был архитектурной жемчужиной в центре
большого старого парка. То есть главным и чуть ли не единственным
сооружением, достойным внимания на этой территории. Но теперь все
изменилось «до наоборот». Весь парк со всеми постройками отдали под
патронат РПЦ и спешно отремонтировали Успенскую церковь, малоинтересное
сооружение в духе эклектики.
И вот, на одной из встреч в Союзе архитекторов известные реставраторы рассказали, что в Троицкое-Лыкове ломают и перестраивают лестницы. Я тогда не мог понять – как же эти шикарные лестницы можно перестраивать. Это же украшение сооружения, это же воссоздано нашими советскими реставраторами, часто на голом энтузиазме, в тяжелейших условиях копеечного финансирования. Это подвиг во имя истории, во имя архитектуры.
Чтобы самому убедиться в правоте этих сведений, в мае 2010 года я приехал в село Троицкое, чтобы посмотреть реставрационные работы на Троицкой церкви. Войти оказалось возможным только на небольшой кусочек асфальтированного пространства вокруг Успенской церкви. Далее охрана не пустила и предупредила, что вся территория охраняется собаками. Территория стала закрытой для людей, под усиленной охраной, и пройти к памятнику архитектуры стало невозможным. Уже эта повышенная секретность заставляла задуматься о делах, которые там творятся.
Через
голову охранника я рассмотрел вдали куполок Троицкой церкви, собак,
правда, не увидел, но от попыток найти потайной путь на территорию
все-таки отказался. И возраст уже не юный и времена настали совсем
другие.
И когда, наконец, закончилась эта эпопея и первые посетители смогли увидеть «повторно реставрируемую» Троицкую церковь, то очень удивились. Эта новейшая перестройка памятника архитектуры в действующую церковь поразила своей грубой бестактностью. Огромная работа советских реставраторов по возрождению памятника архитектуры в 1960-е годы теперь была фактически уничтожена. Шикарные парадные белокаменные полукруглые входные лестницы с трех сторон церкви были сломаны. И сам статус памятника архитектуры понизили до состояния «одной из церквей». Организовали вход на территорию усадьбы Троицкое-Лыково прямо напротив малоинтересного эклектичного сооружения, Успенской церкви, каких много настроено было во второй половине XIX века. И этим как бы сказали – это здесь самое главное. Затем добавили еще одно административное решение, объявили всю территорию старинной усадьбы Троицкое-Лыково «подворьем» некоего монастыря. И памятник архитектуры превратили во второстепенное сооружение на территории «подворья».
И вот, на одной из встреч в Союзе архитекторов известные реставраторы рассказали, что в Троицкое-Лыкове ломают и перестраивают лестницы. Я тогда не мог понять – как же эти шикарные лестницы можно перестраивать. Это же украшение сооружения, это же воссоздано нашими советскими реставраторами, часто на голом энтузиазме, в тяжелейших условиях копеечного финансирования. Это подвиг во имя истории, во имя архитектуры.
Чтобы самому убедиться в правоте этих сведений, в мае 2010 года я приехал в село Троицкое, чтобы посмотреть реставрационные работы на Троицкой церкви. Войти оказалось возможным только на небольшой кусочек асфальтированного пространства вокруг Успенской церкви. Далее охрана не пустила и предупредила, что вся территория охраняется собаками. Территория стала закрытой для людей, под усиленной охраной, и пройти к памятнику архитектуры стало невозможным. Уже эта повышенная секретность заставляла задуматься о делах, которые там творятся.
У входа на территорию | К Троицкой церкви дорога закрыта ... |
И когда, наконец, закончилась эта эпопея и первые посетители смогли увидеть «повторно реставрируемую» Троицкую церковь, то очень удивились. Эта новейшая перестройка памятника архитектуры в действующую церковь поразила своей грубой бестактностью. Огромная работа советских реставраторов по возрождению памятника архитектуры в 1960-е годы теперь была фактически уничтожена. Шикарные парадные белокаменные полукруглые входные лестницы с трех сторон церкви были сломаны. И сам статус памятника архитектуры понизили до состояния «одной из церквей». Организовали вход на территорию усадьбы Троицкое-Лыково прямо напротив малоинтересного эклектичного сооружения, Успенской церкви, каких много настроено было во второй половине XIX века. И этим как бы сказали – это здесь самое главное. Затем добавили еще одно административное решение, объявили всю территорию старинной усадьбы Троицкое-Лыково «подворьем» некоего монастыря. И памятник архитектуры превратили во второстепенное сооружение на территории «подворья».
Вот в таком состоянии предстает Троицкая церковь в наши дни.
Вид с запада
Спросить было не у кого, но и так становилось ясным –
качество реставрационных работ постсоветских лет
оказались не на высоком уровне.
Детали отделки фасада крупным планом
Если подойти поближе, то мы увидим на фасадах множество железных деталей. Это своего рода «кровельки», которыми авторы последней реставрации накрыли все белокаменные детали стен. В принципе, идея защитить их от влаги правильная, но вот исполнение весьма неудачное. Количество этого железа очень большое, и оно начинает давить, зрительно забивая саму белокаменную отделку. Сегодня такой прием называется «новоделом» - на историческом фасаде памятника архитектуры привнесены металлические детали, которых за триста лет существования здания никогда не было.
А уж накрывать «кровельками» капители колонн совсем излишне. Ведь они и так спрятаны под карнизами
И еще одна важная деталь - окна лишились своих ставней. Металлические кованые ставни были не только украшением фасадов. Это еще и элементы истории, мощные ставни окон, которые говорят о давних неспокойных временах. Когда церковь была чуть ли не единственным каменным зданием в селе и в ней жители могли спастись от беды. Сегодня окна оголены, и это нарушает «историзм» восприятия памятника архитектуры.
Сейчас, после последней реставрации, все наружные поверхности стен окрашены белой краской. Побелены даже белокаменные детали отделки – колонны, капители и другие резные изделия. Что само по себе уже является дурным тоном в реставрационном деле. Ведь отделка стен резными деталями из натурального белого камня - это уже окончательная отделка, Но авторы, а может быть, подрядчики, явно этого не знают. Окрашенные резные колонки потеряли свою живость и натуральность, слились с плоскостью стен.
Это огромный минус «реставрации», проведенной в XXI веке, если эти работы вообще можно назвать высоким словом реставрация.
Окно и окрашенные белой краской белокаменные колонки обрамления
Очень не хочется показывать такие снимки, но из песни слова не выкинуть.
Обмазка или штукатурка отваливается пластами,
налицо применение некачественных материалов и ошибки в ходе строительных работ
И сегодня новые ремонтные работы ведут не профессиональные строители, а
приезжие из южных республик. А ведь в советские времена к подготовке
строителей относились серьезно. Молодой человек вначале учился в
строительном училище, затем работал на стройке помощником у опытного
мастера, и только потом ему присваивался строительный разряд. В
постсоветские годы все сильно упростили, и результат виден воочию.
И, конечно, с белокаменных блоков парапета побелка тоже отслаивается.
Это вполне объяснимо, и можно было изначально оставить
белокаменные блоки в их естественном состоянии
Интерьеры
Как и
архитектура, интерьеры церкви являются уникальными. Они связаны с общим
архитектурным решением здания, с его ярусной композицией. Такие высокие
иконостасы есть в основном только в памятниках архитектуры
Нарышкинского барокко – в Филях, в Троицкое-Лыково и в Уборах. Иконостас
занимает пространство не только четверика самой церкви, но и поднимается
выше, в пространство восьмерика, до самого верха. Рисунок иконостаса
настолько сложный и прихотливый, что подсчитать количество ярусов не
так-то просто. Наверное, все-таки - семиярусный иконостас, и он
поднимается по восточной стене четверика церкви, проходит под тромпами и
устремляется ввысь.
Вид на иконостас. Фото Vladivirdar, 2023 г.
открытые в пространство интерьера
Царская ложа, вид снизу
Царская ложа и нижняя галерея, вид с высоты обходной галереи.
Арочные
проемы нижней галереи окружают церковь со всех сторон.
А снаружи
находятся восьмигранные окна, которые освещают и галерею, и саму церковь
Вид на церковь и парк Троицкое-Лыково с противоположного берега Москва-реки,
со стороны Серебряного бора. Современная фотография - 2021 год
Если сравнить современную фотографию с исторической, сделанной в 1968 году, то изменений, конечно, много. Крутой берег Москва-реки зарос деревьями, вдоль воды появилась набережная с оградой.
А о самой церкви Троицы можно рассказывать долго. Каждая деталь этого
сооружения может поведать много интересного. Созданная русскими
мастерами великолепная церковь Троицы в усадьбе Троицкое-Лыково в
течение более трехсот лет, с конца XVII века, незыблемо стоит на высоком
берегу Москва-реки.
- И.Э. Грабарь. История русского искусства. Том 2. Архитектура. До-Петровская эпоха. Издание Кнебель. М.: 1910 г.
- В.Н. Подключников. "Три памятника XVII столетия". В книге Памятники русской архитектуры, Выпуск V, М.: Академия архитектуры СССР, 1945 г.
- Н.Я. Тихомиров. Архитектура подмосковных усадеб. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955 г.
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956 г.
- И.В. Ильенко. Новые архивные данные о датировке церкви Троицы в Троицком-Лыкове. В книге: Реставрация и исследования памятников культуры. Выпуск II. М.: Стройиздат, 1982 г.
- И.В. Ильенко. Отчет об историко-архивных исследованиях церкви Троицы в Троицком-Лыкове. М.: Архив ЦНРПМ, 1984 г.
- Памятники архитектуры Москвы. Том 7. Окрестности старой Москвы. - М.:«Искусство - XXI век», 2004 г.
- Старые фотографии привлечены с сайта - pastvu.com/
Литература и информация:
- В.Н. Подключников. "Три памятника XVII столетия". В книге Памятники русской архитектуры, Выпуск V, М.: Академия архитектуры СССР, 1945 г.
- Н.Я. Тихомиров. Архитектура подмосковных усадеб. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955 г.
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956 г.
- И.В. Ильенко. Новые архивные данные о датировке церкви Троицы в Троицком-Лыкове. В книге: Реставрация и исследования памятников культуры. Выпуск II. М.: Стройиздат, 1982 г.
- И.В. Ильенко. Отчет об историко-архивных исследованиях церкви Троицы в Троицком-Лыкове. М.: Архив ЦНРПМ, 1984 г.
- Памятники архитектуры Москвы. Том 7. Окрестности старой Москвы. - М.:«Искусство - XXI век», 2004 г.
- Старые фотографии привлечены с сайта - pastvu.com/
- Современные фото выполнены автором статьи
- Чертежи выполнены автором по материалам литературных источников
- Фотографии интерьеров привлечены из свободной сети интернета- Авторские фото указаны в тексте
Москва, село Троицкое-Лыково, сентябрь 2024 г