Суббота, 16.10.2021, 08:57
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Ансамбль на Ордынке

       Проходя по Ордынке, этот скромный ансамбль классических зданий XIX века можно и не заметить вообще. И я тоже десятки раз проходил по Ордынке и, как говорится, в упор не замечал его. А несколько зданий в этом месте так явно тянутся друг к другу, даже разделенные улицей, что не заметить этого кажется невозможным. Но недавно я их все-таки увидел, рассмотрел, и могу рассказать об этом простом и красивом ансамбле более подробно.
       Находится он недалеко от пересечения Ордынки с Климентовским переулком. Многие десятилетия про этот переулок вряд ли кто знал, но с постройкой новой линии метро и станции Третьяковская, переулок превратился в известный и оживленный. Он быстро потерял свою старомосковскую патриархальность и стал меняться на глазах. А уж совсем недавно переулок стал еще и пешеходным, а коренные москвичи знают, что такое изменение статуса улицы говорит о многом.
       И превратившись в чуть ли не главную улицу этого кусочка Москвы, Климентовский переулок как бы потянул одеяло на себя, и все окружающие улицы немного потускнели вблизи этого новоявленного пешеходного чуда. А в домах разместилось такое количество ресторанов, что кухонные запахи, особенно в летнюю жару, буквально наполняют его. Вторым по значимости стало здание церкви Климента, по которому и назван переулок. Церковь ремонтируют и реставрируют лет пять подряд. Ну - а главным сооружением является выход из метро Третьяковская, то есть дыра со ступенями в асфальте (теперь, разумеется – в плитке). На фоне такого разнообразия разглядеть окружающую застройку стало проблематично.

 
Фото 1 - Фрагмент яндекс-плана Москвы, на котором можно увидеть всю планировку района

       И повернув с переулка на Ордынку, нужно немного приостановиться и оглядеться. Здесь внимание пешехода сразу переключается на видимую вдали еще одну церковь. И надо действительно остановиться, что бы осознать, что ты попал в новую городскую среду, в которой уже нет ничего общего с крикливым переулком, который ты только что покинул. Вот такие метаморфозы произошли на старой тихой Ордынке, которая, хотя и идет от Кремля точно на юг (единственная такая в Москве улица), но никогда не была и уже не будет магистральной.
       Сегодняшняя Ордынка (или Большая Ордынка) в воскресный день совершенно безлюдная улица. Жилых домов на ней осталось немного, ресторанного бизнеса здесь тоже мало, магазинов тем более нет. И каких либо архитектурных шедевров тоже не наблюдается. Но все- таки один интереснейший архитектурный ансамбль поджидает внимательного исследователя буквально за углом, где мы только что повернули на Ордынку.

 
Фото 2 - Угол Климентовского переулка и Ордынки.
На первом плане двухэтажный «новодел» на месте уничтоженного дома притча церкви.
Вдали видна колокольня Скорбященской церкви

Церковь всегда была одной из самых известных в Москве. И своими необычными округлыми формами и своим необычным названием. Её ротонда выступает на красную линию улицы и поэтому здание заметно даже издалека.


Фото 3 - Вид Б.Ордынки в сторону Кремля


Фото 4 - Слева ротонда церкви, а справа ограда с пропилеями ворот дома Долгова.

А уж совсем справа – декоративный «фасад» флигеля усадьбы,
который реставрируется много лет


Фото 5 -  Детали ионического ордера скорбященской церкви


 
Фото 6 - Вид от центра на Б.Ордынку и Церковь «Всех скобящих радости».

       Обычно прохожий отмечает для себя только это сооружение. О том, что оно является только составной часть большого ансамбля - мало кто знает. Основные здания усадьбы купца Долгова находятся по другую сторону улицы. Именно это обстоятельство мешает сегодняшнему прохожему связать воедино хорошо видимую с улицы церковь и спрятанные за забором усадебные сооружения. И поэтому я начинаю рассказ об Архитектурном комплексе на Ордынке с описания комплекса усадебных построек.
Весь ансамбль создавался на рубеже XVIII – XIX веков несколькими поколениями зодчих.

 
Фото 7 - На карте 1937 года хорошо видна вся территория вокруг усадьбы и окружающая застройка.
Парадный двор, флигели и Главный дом дошли до наших дней почти без изменения.

Видно, что за домом в те годы еще сохранялся усадебный парк


 
Фото 8 - До всех последних изменений и церковь и усадьба смотрелись более взаимосвязано.
На фотографии середины 70-х годов пространство открыто,
и южный флигель (на фото он с правой стороны) еще сохранялся в своем простом виде


Фото 9 – выполнено в 2010 году и показывает тоже взаимосвязанный комплекс


Фото 10 - В наши дни произошли небольшие изменения – решетчатая ограда усадьбы
закрыта оранжевыми щитами, скрывающими здание от улицы.
Южный флигель продолжает находиться в состоянии бесконечной реконструкции,
которая продолжается много лет.


       Церковь Всех скорбящих имеет сложный план и состоит, как и положено, из трех частей. Это ротонда основной церкви, более низкая трапезная и колокольня. На плане все выглядит очень красиво и логично. Обычно в своих работах по исследованию храмового зодчества я пишу про эту церковь в возвышенных тонах. Но вот в этот раз я позволил себе посмотреть на здание взглядом простого человека, который никогда не видел ее планировку. И судит только по тому, что видит в натуре. Что же он видит? Я бы сказал, что видит весьма тяжеловесный объем с довольно непонятными закругленными частями, и случайно прилепленными к фасаду портиками с колоннами и входами, которые всегда заперты. То есть у здания запроектированы множество торжественных входов, которые никогда не используются. А реальный вход и не найти сразу, для этого нужно обогнуть здание и подойти к простеньким дверям под колокольней. Вот такая нелогичность. Но постоянный прихожанин вход найдет, это понятно. А самым главным прихожанином у церкви с самого начала был ее заказчик, богатый купец А.И.Долгов.

 
Фото 11 - План Церкви всех скорбящих


       Трапезная и колокольня Скорбященской церкви выстроены в 1783-1791 гг. по проекту В.И.Баженова в формах классицизма и примыкали эти сооружения первоначально к небольшой церкви XVII века.
Существующая «круглая» церковь построена уже значительно позднее, в 1828-1833 годах по проекту О.И.Бове в стилистических формах позднего ампира. И хотя две части здания строились в разное время (а разница в 40 лет весьма существенна), и разными зодчими, но традиции классической архитектуры объединили их в единое здание. Ионический ордер на всех частях храма также является объединяющим началом. И мы сегодня чаще всего и представить себе не можем, что в этом одном здании собрались воедино творения двух наших мастеров - В.И.Баженова и О.И.Бове.


Фото 12 - Внутри церкви наиболее интересная часть - ротонда, окруженная колоннадой.
Вдали можно увидеть и алтарную стенку в виде своеобразной триумфальной арки.
К сожалению вход в ротонду всегда закрыт и посмотреть детали мне не удалось



В истории упоминается, что родственником жены Долгова был архитектор В.И.Баженов и соответственно связывают постройку и Главного дома усадьбы с фамилией зодчего. Но документальных свидетельств об этом не сохранилось.

 
Фото 13 - Схема генерального плана усадьбы


Главный дом смотрится с улицы как очень скромный особняк, но со всеми полагающимися ему составляющими частями -  красивая ограда, двухэтажный  дом  с флигелями, просторный двор и круглая клумба посередине.


Фото 14 – Вид на пропилеи и усадебный дом в глубине парадного двора


Фото 15 - Эта фотография
сделана в 1900-х годах, уже в начале XX века.
В середине XIX столетия усадьбу Долгова купил купец Жемочкин,
а позднее в Главном доме разместилась женская гимназия.....

Глядя на эту фотографию и учитывая «интенсивность движения» на Ордынке в начале XIX века -
несложно представить себе важную и неторопливую прогулку семейства Долговых из дома к церковной службе....



В солнечный день усадьба смотрится особенно красиво, в обрамлении ветвей старых деревьев, и с тенями, подчеркивающими портик и лепнину на пропилеях ворот и на Главном доме усадьбы.

 
Фото 16 – въезд в ворота с Ордынки


       Главный дом построен в глубине парадного двора на сводчатом подклете палат XVII – XVIII веков. Дом выстроен в 1770-х годах в стиле раннего классицизма. Приблизительно в то же время были построены и оба флигеля, северный для конюшни и южный - для сдачи в наем. После пожара 1812 года дом был восстановлен, но в 1817-1822 гг. вновь перестроен. Теперь дом стал типичным ампирным зданием. Главный фасад получил ионический пилястровый портик с лепным декором.


 
Фото 17 - План первого этажа дома Долгова на Б.Ордынке


 
Фото 18 - Левая часть дома и крыльцо входа с навесом


       Если зайти в парадный двор усадьбы, то можно увидеть отделку фасада вблизи. Крупные пилястры ионического ордера выглядят солидно, между их базами, под окнами первого этажа выполнены декоративные балясинки. Сверху над окнами размещены лепные украшения фасада.
Богато украшена и фризовая часть портика и тимпан фронтона.

 
Фото 19 - Лепные украшения фасада


       С западного, дворового фасада в годы последних перестроек дома, то есть в 1820-х годах, были пристроены два ризалита, - на плане этажа ризалиты выделены наклонной штриховкой. Между ними организована полукруглая белокаменная открытая терраса с лестницами выхода в сад.


Фото 20 - Дворовый фасад дома Долгова с ризалитами, с полукруглой террасой и лестницами


 
Фото 21 - Фрагмент ризалита дворового фасада дома Долгова



 
Фото 22 - Арка, пилястры и детали отделки ризалита


 
Фото 23 и 24 - Белокаменная лестница выхода из дома в сад



       Все помещения со стороны двора сегодня сданы под «общепит» и на полукруглой террасе тоже размещены ресторанные столы. Смотрится такой вариант использования памятника архитектуры вполне приемлемо, он живет живой жизнью, и наверное - это самое главное.
А вот территория сада в наши дни находится за высоким забором, и осмотреть ее невозможно.


       Архитектурный ансамбль дома Долгова был изучен и грамотно реставрирован в 1960-е годы.
Проведенные в то время работы по возрождению  здание из поздних переделок и перестроек, с восстановлением его фасадов на начало XIX века, дают нам возможность увидеть памятник архитектуры в его как бы первозданном виде.

       Позднее, 1990-е годы, очень сильно пострадала окружающая застройка. Угловая часть правого флигеля усадьбы Долгова в годы «перестройки» был уничтожена и заменена «новоделом» в формах, напоминающих оригинал. А вот дом притча церкви был буквально стерт до основания и на его месте построено совершенно новое здание в весьма агрессивных формах, не имеющих ничего общего с архитектурой Замоскворечья.
 
 
Фото 25 - Пересечение Климентовского пер. и Ордынки.
На фото 1982 года запечатлен снос флигеля усадьбы Долгова.
На другой стороне Ордынки еще виден дом притча церкви, который вскоре тоже был снесен


 
Фото 26 - Проект реконструкции южного флигеля усадьбы Долгова.
Сегодня это самая «проблемная» часть ансамбля.
Правая сторона корпуса была перестроена в 1980-е годы.
Левая сторона находится в стадии «вялотекущей реставрации»,
которая продолжается много лет без видимых успехов


       Главный дом усадьбы Долгова можно назвать традиционным для дворянской Москвы рубежа XVIII – XIX вв. Очень важно отметить, что это не дворянская, а купеческая усадьба, которая находится в Замоскворечье, в историческом купеческом районе города.
И в историческом контексте строительство усадьбы характеризует наступление «нового времени», времени возвышения купцов и промышленников. И то обстоятельство, что дом построен для купеческого сословия ничего не меняет, ведь разбогатевшее купечество стремилось во всем следовать за дворянством. И в манерах и в одежде и в домашней обстановке.  

Приложение:
Материалы исследований комплекса, выполненные  мастерской №13 Моспроекта.

 
Я много раз повторял фразу, что это единый комплекс, что здания по обе стороны Ордынки взаимосвязаны между собой. И вот одна фотография из серии моих снимков 2010 года, которая хорошо иллюстрирует эти слова. Но это сфотографировано семь лет назад.



Фото 27 - Вид со двора дома Долгова на улицу и церковь.
Недавно подрезанные деревья и зимнее время года позволили увидеть
взаимосвязанный архитектурный ансамбль



Фото 28 – совсем свежий снимок, лето 2017 года.

И как бы в качестве эпилога хочу показать сегодняшний вид с парадного двора усадьбы на Ордынку. Между пилонами ворот можно увидеть только небольшой фрагмент церкви, но все равно - взаимосвязь архитектурных объектов видна даже на таком небольшом фрагменте.

Источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 4. Замоскворечье. – М.: Искусство, 1994.
- Кульчинский Д.Н.  Дом Долгова на Большой Ордынке: Исследования и реставрация // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1982. С. 89 - 93.
- Сайт Retromap – Старые карты Москвы и Подмосковья
- Сайт Pastvu - Фотографии прошлого

Основные фотографии и сканирование исторических материалов и чертежей выполнены автором

Москва. Большая Ордынка. Июль 2017 г.

Новости сайта
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.
- 5 апреля 2020 г.
Небольшая статья о доме и усадьбе в Потаповском переулке. Место красивое, давно знакомое - переулки старой Москвы, и я обрабатывал фотографии и графику с большим удовольствием.
- 14 марта 2020 г.
Скорректировал Главную страницу. Впереди вновь поставлены разделы по исследованиям Древнерусской архитектуры, которыми я занимаюсь уже более десяти лет.
- 11 января 2020 г.
Сегодня у моего Творческого сайта юбилейная дата, ему исполняется 10 лет :))
- 21 ноября 2019 г.
Сегодня на сайт добавлен раздел Яндекс-метрика - в левой колонке внизу. При клике раскрывается таблица с детальной статистикой.
- 15 ноября 2019 г.
В новом отдельном разделе «Проектные работы» открыта статья Проекты: 1968 - 2008 гг.
- 7 ноября 2019 г.
Недавно решил поменять доменное имя сайта на более короткое и четкое. И сегодня мой сайт появился в интернете с новым доменом - odintsof.ru - некоторая вольность перевода с русского языка на компьютерный вполне понятна.
- 10 октября 2019 г.
Подготовка материалов для Альбома моих авторских работ подходит к завершению. Описание проекта, фотографии чертежей и построенных зданий, небольшой обзор истории проектирования и строительства каждого объекта. Солидный список получается.

- 25 августа 2019 г.

Добавил в раздел Приложения к сайту ссылку на Старые фотографии Pastvu - несколько лет назад это был мой основной сайт.  

- 15 июня 2019 г.
Из Союза Архитекторов пришло письмо с напоминанием, что у меня в этом году юбилей ... 75 :)) И к торжественному заседанию необходимо подготовить ЮБИЛЕЙНЫЙ АЛЬБОМ о своей творческой деятельности. Теперь я занят новой работой - подготовкой Альбома. Нахожу в домашнем архиве чертежи, фотографии, надо будет сфотографировать и свои московские постройки. Объектов очень много, выбираю наиболее интересные - и проекты, и построенные здания. В общем - впереди большая работа.


- 1 июня 2019 г.
Система настойчиво предлагала создать "Визитку сайта", и я наконец-то решил её оформить. Хотя реклама мне не нужна, но у визитки оказались и другие функции, весьма нужные.

- 12 мая 2019 г.
Начал писать воспоминания о Суздале, в котором бывал много раз. От первых встреч с тогда еще тихим, уютным и совсем не туристическим городком. И до Суздаля с отелями, мотелями, и асфальтированными улицами. Я рисовал Суздаль в течении почти сорока лет. Сегодня нахожу эти работы в пожелтевших папках, фотографирую или сканирую листы. Получается конечно не настоящая акварель, но зато можно показать на компьютере.
- 10 мая 2019 г.
На лист Невыдуманные рассказы добавлены акварели, сделанные в Каневе в 1966 году - виды Днепра и заднепровских далей. И рассказ оживает на глазах!
- 27 апреля 2019 г.
На окраине Владимира в 1960-е годы было удивительное место, до которого и добраться было непросто. Всемирно известный храм "Покрова на Нерли" адреса не имел, а место называлось - "урочище". Вчера вспоминал Путь к Покрова на Нерли...
- 21 апреля 2019 г.
И вот новая работа о Боровске, городе, где почти нет высокой архитектуры, но интересном и живописном.
- 14 апреля 2019 г.
Подготавливая статью о дворе дома в Лаврушинском переулке, вдруг увидел, что тему «Замоскворечье» - уже можно выделить в самостоятельный раздел. Сделано :))
- 1 апреля 2019 г.
Первое апреля, уже настоящая весна, нешуточная. Подготовил рассказ-воспоминание о старом Лаврушинском переулке, и об Усадьбе с кружевными воротами.
- 24 марта 2019г.
Новая статья посвящена поискам церкви в Пафнутьев-Боровском м-ре, сломанной в 1836 г.
- 10 марта 2019 г.
Добавлена правая колонка - Новости сайта. Изменить общий дизайн страницы и добавить колонку оказалось непросто. Но с помощью консультанта uCoz - все получилось!