Ансамбль на Ордынке
Проходя по Ордынке, этот скромный ансамбль классических зданий XIX века можно и не заметить вообще. И я тоже десятки раз проходил по Ордынке и, как говорится, в упор не замечал его. А несколько зданий в этом месте так явно тянутся друг к другу, даже разделенные улицей, что не заметить этого кажется невозможным. Но недавно я их все-таки увидел, рассмотрел, и могу рассказать об этом простом и красивом ансамбле более подробно.Находится он недалеко от пересечения Ордынки с Климентовским переулком. Многие десятилетия про этот переулок вряд ли кто знал, но с постройкой новой линии метро и станции Третьяковская, переулок превратился в известный и оживленный. Он быстро потерял свою старомосковскую патриархальность и стал меняться на глазах. А уж совсем недавно переулок стал еще и пешеходным, а коренные москвичи знают, что такое изменение статуса улицы говорит о многом.
И превратившись в чуть ли не главную улицу этого кусочка Москвы, Климентовский переулок как бы потянул одеяло на себя, и все окружающие улицы немного потускнели вблизи этого новоявленного пешеходного чуда. А в домах разместилось такое количество ресторанов, что кухонные запахи, особенно в летнюю жару, буквально наполняют его. Вторым по значимости стало здание церкви Климента, по которому и назван переулок. Церковь ремонтируют и реставрируют лет пять подряд. Ну - а главным сооружением является выход из метро Третьяковская, то есть дыра со ступенями в асфальте (теперь, разумеется – в плитке). На фоне такого разнообразия разглядеть окружающую застройку стало проблематично.
Фото 1 - Фрагмент яндекс-плана Москвы, на котором можно увидеть всю планировку района
И повернув с переулка на Ордынку, нужно немного приостановиться и оглядеться. Здесь внимание пешехода сразу переключается на видимую вдали еще одну церковь. И надо действительно остановиться, что бы осознать, что ты попал в новую городскую среду, в которой уже нет ничего общего с крикливым переулком, который ты только что покинул. Вот такие метаморфозы произошли на старой тихой Ордынке, которая, хотя и идет от Кремля точно на юг (единственная такая в Москве улица), но никогда не была и уже не будет магистральной.
Сегодняшняя Ордынка (или Большая Ордынка) в воскресный день совершенно безлюдная улица. Жилых домов на ней осталось немного, ресторанного бизнеса здесь тоже мало, магазинов тем более нет. И каких либо архитектурных шедевров тоже не наблюдается. Но все- таки один интереснейший архитектурный ансамбль поджидает внимательного исследователя буквально за углом, где мы только что повернули на Ордынку.
Фото 2 - Угол Климентовского переулка и Ордынки.
На первом плане двухэтажный «новодел» на месте уничтоженного дома притча церкви.
Вдали видна колокольня Скорбященской церкви
На первом плане двухэтажный «новодел» на месте уничтоженного дома притча церкви.
Вдали видна колокольня Скорбященской церкви
Церковь всегда была одной из самых известных в Москве. И своими необычными округлыми формами и своим необычным названием. Её ротонда выступает на красную линию улицы и поэтому здание заметно даже издалека.
Фото 3 - Вид Б.Ордынки в сторону Кремля
Фото 4 - Слева ротонда церкви, а справа ограда с пропилеями ворот дома Долгова.
А уж совсем справа – декоративный «фасад» флигеля усадьбы,
который реставрируется много лет
Фото 5 - Детали ионического ордера скорбященской церкви
Фото 6 - Вид от центра на Б.Ордынку и Церковь «Всех скобящих радости».
Обычно прохожий отмечает для себя только это сооружение. О том, что оно является только составной часть большого ансамбля - мало кто знает. Основные здания усадьбы купца Долгова находятся по другую сторону улицы. Именно это обстоятельство мешает сегодняшнему прохожему связать воедино хорошо видимую с улицы церковь и спрятанные за забором усадебные сооружения. И поэтому я начинаю рассказ об Архитектурном комплексе на Ордынке с описания комплекса усадебных построек.
Весь ансамбль создавался на рубеже XVIII – XIX веков несколькими поколениями зодчих.
Фото 7 - На карте 1937 года хорошо видна вся территория вокруг усадьбы и окружающая застройка.
Парадный двор, флигели и Главный дом дошли до наших дней почти без изменения.
Видно, что за домом в те годы еще сохранялся усадебный парк
Парадный двор, флигели и Главный дом дошли до наших дней почти без изменения.
Видно, что за домом в те годы еще сохранялся усадебный парк
Фото 8 - До всех последних изменений и церковь и усадьба смотрелись более взаимосвязано.
На фотографии середины 70-х годов пространство открыто,
и южный флигель (на фото он с правой стороны) еще сохранялся в своем простом виде
На фотографии середины 70-х годов пространство открыто,
и южный флигель (на фото он с правой стороны) еще сохранялся в своем простом виде
Фото 9 – выполнено в 2010 году и показывает тоже взаимосвязанный комплекс
Фото 10 - В наши дни произошли небольшие изменения – решетчатая ограда усадьбы
закрыта оранжевыми щитами, скрывающими здание от улицы.
Южный флигель продолжает находиться в состоянии бесконечной реконструкции,
которая продолжается много лет.
закрыта оранжевыми щитами, скрывающими здание от улицы.
Южный флигель продолжает находиться в состоянии бесконечной реконструкции,
которая продолжается много лет.
Церковь Всех скорбящих имеет сложный план и состоит, как и положено, из трех частей. Это ротонда основной церкви, более низкая трапезная и колокольня. На плане все выглядит очень красиво и логично. Обычно в своих работах по исследованию храмового зодчества я пишу про эту церковь в возвышенных тонах. Но вот в этот раз я позволил себе посмотреть на здание взглядом простого человека, который никогда не видел ее планировку. И судит только по тому, что видит в натуре. Что же он видит? Я бы сказал, что видит весьма тяжеловесный объем с довольно непонятными закругленными частями, и случайно прилепленными к фасаду портиками с колоннами и входами, которые всегда заперты. То есть у здания запроектированы множество торжественных входов, которые никогда не используются. А реальный вход и не найти сразу, для этого нужно обогнуть здание и подойти к простеньким дверям под колокольней. Вот такая нелогичность. Но постоянный прихожанин вход найдет, это понятно. А самым главным прихожанином у церкви с самого начала был ее заказчик, богатый купец А.И.Долгов.
Фото 11 - План Церкви всех скорбящих
Трапезная и колокольня Скорбященской церкви выстроены в 1783-1791 гг. по проекту В.И.Баженова в формах классицизма и примыкали эти сооружения первоначально к небольшой церкви XVII века.
Существующая «круглая» церковь построена уже значительно позднее, в 1828-1833 годах по проекту О.И.Бове в стилистических формах позднего ампира. И хотя две части здания строились в разное время (а разница в 40 лет весьма существенна), и разными зодчими, но традиции классической архитектуры объединили их в единое здание. Ионический ордер на всех частях храма также является объединяющим началом. И мы сегодня чаще всего и представить себе не можем, что в этом одном здании собрались воедино творения двух наших мастеров - В.И.Баженова и О.И.Бове.
Фото 12 - Внутри церкви наиболее интересная часть - ротонда, окруженная колоннадой.
Вдали можно увидеть и алтарную стенку в виде своеобразной триумфальной арки.
К сожалению вход в ротонду всегда закрыт и посмотреть детали мне не удалось
В истории упоминается, что родственником жены Долгова был архитектор В.И.Баженов и соответственно связывают постройку и Главного дома усадьбы с фамилией зодчего. Но документальных свидетельств об этом не сохранилось.
Фото 13 - Схема генерального плана усадьбы
Главный дом смотрится с улицы как очень скромный особняк, но со всеми полагающимися ему составляющими частями - красивая ограда, двухэтажный дом с флигелями, просторный двор и круглая клумба посередине.
Фото 14 – Вид на пропилеи и усадебный дом в глубине парадного двора
Фото 15 - Эта фотография сделана в 1900-х годах, уже в начале XX века.
В середине XIX столетия усадьбу Долгова купил купец Жемочкин,
а позднее в Главном доме разместилась женская гимназия.....
Глядя на эту фотографию и учитывая «интенсивность движения» на Ордынке в начале XIX века -
несложно представить себе важную и неторопливую прогулку семейства Долговых из дома к церковной службе....
Фото 15 - Эта фотография сделана в 1900-х годах, уже в начале XX века.
В середине XIX столетия усадьбу Долгова купил купец Жемочкин,
а позднее в Главном доме разместилась женская гимназия.....
Глядя на эту фотографию и учитывая «интенсивность движения» на Ордынке в начале XIX века -
несложно представить себе важную и неторопливую прогулку семейства Долговых из дома к церковной службе....
В солнечный день усадьба смотрится особенно красиво, в обрамлении ветвей старых деревьев, и с тенями, подчеркивающими портик и лепнину на пропилеях ворот и на Главном доме усадьбы.
Фото 16 – въезд в ворота с Ордынки
Главный дом построен в глубине парадного двора на сводчатом подклете палат XVII – XVIII веков. Дом выстроен в 1770-х годах в стиле раннего классицизма. Приблизительно в то же время были построены и оба флигеля, северный для конюшни и южный - для сдачи в наем. После пожара 1812 года дом был восстановлен, но в 1817-1822 гг. вновь перестроен. Теперь дом стал типичным ампирным зданием. Главный фасад получил ионический пилястровый портик с лепным декором.
Фото 17 - План первого этажа дома Долгова на Б.Ордынке
Фото 18 - Левая часть дома и крыльцо входа с навесом
Если зайти в парадный двор усадьбы, то можно увидеть отделку фасада вблизи. Крупные пилястры ионического ордера выглядят солидно, между их базами, под окнами первого этажа выполнены декоративные балясинки. Сверху над окнами размещены лепные украшения фасада.
Богато украшена и фризовая часть портика и тимпан фронтона.
Фото 19 - Лепные украшения фасада
С западного, дворового фасада в годы последних перестроек дома, то есть в 1820-х годах, были пристроены два ризалита, - на плане этажа ризалиты выделены наклонной штриховкой. Между ними организована полукруглая белокаменная открытая терраса с лестницами выхода в сад.
Фото 20 - Дворовый фасад дома Долгова с ризалитами, с полукруглой террасой и лестницами
Фото 21 - Фрагмент ризалита дворового фасада дома Долгова
Фото 22 - Арка, пилястры и детали отделки ризалита
Фото 23 и 24 - Белокаменная лестница выхода из дома в сад
Все помещения со стороны двора сегодня сданы под «общепит» и на полукруглой террасе тоже размещены ресторанные столы. Смотрится такой вариант использования памятника архитектуры вполне приемлемо, он живет живой жизнью, и наверное - это самое главное.
А вот территория сада в наши дни находится за высоким забором, и осмотреть ее невозможно.
Архитектурный ансамбль дома Долгова был изучен и грамотно реставрирован в 1960-е годы.
Проведенные в то время работы по возрождению здание из поздних переделок и перестроек, с восстановлением его фасадов на начало XIX века, дают нам возможность увидеть памятник архитектуры в его как бы первозданном виде.
Позднее, 1990-е годы, очень сильно пострадала окружающая застройка. Угловая часть правого флигеля усадьбы Долгова в годы «перестройки» был уничтожена и заменена «новоделом» в формах, напоминающих оригинал. А вот дом притча церкви был буквально стерт до основания и на его месте построено совершенно новое здание в весьма агрессивных формах, не имеющих ничего общего с архитектурой Замоскворечья.
Фото 25 - Пересечение Климентовского пер. и Ордынки.
На фото 1982 года запечатлен снос флигеля усадьбы Долгова.
На другой стороне Ордынки еще виден дом притча церкви, который вскоре тоже был снесен
Фото 26 - Проект реконструкции южного флигеля усадьбы Долгова.
Сегодня это самая «проблемная» часть ансамбля.
Правая сторона корпуса была перестроена в 1980-е годы.
Левая сторона находится в стадии «вялотекущей реставрации»,
которая продолжается много лет без видимых успехов
Главный дом усадьбы Долгова можно назвать традиционным для дворянской Москвы рубежа XVIII – XIX вв. Очень важно отметить, что это не дворянская, а купеческая усадьба, которая находится в Замоскворечье, в историческом купеческом районе города.
И в историческом контексте строительство усадьбы характеризует наступление «нового времени», времени возвышения купцов и промышленников. И то обстоятельство, что дом построен для купеческого сословия ничего не меняет, ведь разбогатевшее купечество стремилось во всем следовать за дворянством. И в манерах и в одежде и в домашней обстановке.
Приложение:
Материалы исследований комплекса, выполненные мастерской №13 Моспроекта.
Я много раз повторял фразу, что это единый комплекс, что здания по обе стороны Ордынки взаимосвязаны между собой. И вот одна фотография из серии моих снимков 2010 года, которая хорошо иллюстрирует эти слова. Но это сфотографировано семь лет назад.
Фото 27 - Вид со двора дома Долгова на улицу и церковь.
Недавно подрезанные деревья и зимнее время года позволили увидеть
взаимосвязанный архитектурный ансамбль
Фото 28 – совсем свежий снимок, лето 2017 года.
И как бы в качестве эпилога хочу показать сегодняшний вид с парадного двора усадьбы на Ордынку. Между пилонами ворот можно увидеть только небольшой фрагмент церкви, но все равно - взаимосвязь архитектурных объектов видна даже на таком небольшом фрагменте.
Источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 4. Замоскворечье. – М.: Искусство, 1994.
- Кульчинский Д.Н. Дом Долгова на Большой Ордынке: Исследования и реставрация // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1982. С. 89 - 93.
- Сайт Retromap – Старые карты Москвы и Подмосковья
- Сайт Pastvu - Фотографии прошлого
Основные фотографии и сканирование исторических материалов и чертежей выполнены автором
Москва. Большая Ордынка. Июль 2017 г.