Воскресенье, 14.07.2024, 06:53
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Витберг в Малоярославце

Малоярославец – Черноостровский монастырь – Собор по проекту А.Витберга (?)

       В середине 1960-х годов, впервые узнав о строительстве огромного храма на Воробьевых горах, посвященного победе в Отечественной войне 1812 года, я заинтересовался подробностями. Вся эпопея сооружения этого самого первого Храма Христа Спасителя сегодня общеизвестна, и повторяться не буду. Но в одной из книг встретилось мне упоминание о том, что архитектор Карл (Александр) Лаврентьевич Витберг, уже после прекращения строительства Храма сосланный в Вятку, запроектировал еще несколько зданий. Некоторые из них были построены. И в том числе рассказывалось, что Витбергу приписывалось авторство сооружения храма в Малоярославце, в Черноостровском монастыре.

       И я поехал в Малоярославец. В каком году состоялась эта моя первая поездка, сегодня вспомнить сложно, может быть в 1968-69 годах. От электрички до центральной части города расстояние оказалось неблизким (1,5 км). И я обошел весь город, выспрашивая такое название, но никто ничего о существовании Черноостровского монастыря сказать мне не смог. Была зима и морозец знатный, и я уже собирался закончить поиски. Наконец, кто-то указал направление, и что там, мол, есть какой-то старый монастырь. Поиски Черноостровского монастыря затянулись, и нашел я его уже во второй половине дня. Вот так я открыл это место, славное знаменитыми сражениями с Наполеоновскими захватчиками. Все было весьма запущено и заброшено. Но за то – такая экзотика! Это было мое первое знакомство с городом Малоярославцем.

 

       Две фотографии из книги:
Е.В.Николаев. По Калужской земле.
Маленькая желтая книжка из серии "Дороги к прекрасному" - 1970 г.

1. Общий вид монастыря со стороны главного входа.

2. Вид монастыря с юго - восточной стороны.


Фотографии выполнены в конце 1960-х гг. и на них прекрасно виден и Черноостровский монастырь и собор, возможным автором которого был опальный архитектор А.Витберг.

 
       В следующий раз  в 1985 году, я уже со своей семьей поехал в Калугу, и по пути снова побывал и в Малоярославце и в Черноостровском монастыре. Направление от центральной площади я запомнил, но опять немного поплутал по улочкам, прежде чем нашел монастырь. Все сооружения находились в стадии реставрации. Но, как и положено, эта работа тянулась неспешно. При очень внимательном взгляде на фотографии можно разглядеть, что реставрации все-таки идет - сплошной ремонт, доски, стройматериалы и все такое.....


 Фото 1. Общий вид Черноостровского монастыря в Малоярославце в 1985 году

       Свои впечатления от этой поездки я записал, и эти записи сохранились:  
       "Черноостровский монастырь – своего рода чудо. Он поставлен на окраине города на крутом склоне, причем вход с верхней террасы и сам монастырь находится как бы в низине. Пространство раскрывается постепенно, по мере перехода с одной террасы на нижележащую. Собор виден все время фрагментами.
       Территория очень узкая, монастырь зажат с двух сторон. Каждая терраса фланкируется второстепенными зданиями. Когда-то во всех них были жилые помещения, совсем недавно жильцов выселили, здания и весь комплекс монастыря явно готовится к реставрации. Это, конечно, очень хорошо. Но пока все стены сияют выбитыми окнами и впечатление несколько жутковатое. Огромный архитектурный комплекс, всеми покинутый – и тишина, и ясное небо......
       Главный собор – действительно мистическое создание, все отдельные части ординарны, а все вместе создает образ грандиозный и неповторимый. Неповторимый - это уж точно, другого наверное, похожего на него нет. Хочется верить в авторство А.Витберга, творца самого первого собора Христа Спасителя на Воробьевых горах".



 Фото 2. У входа – слева основание колокольни, справа угловая башня монастыря

Теперь продолжаю о А.Л.Витберге, возможном авторе проекта этого храма. Обвиненный в злоупотреблениях и еще в тысячи грехах, Витберг и в Вятке продолжал десять лет работать над проектом Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Он просто не мог поверить в то, что его храм не буду строить! Пропадал в бедности и лишениях...... В Вятке с ним и познакомился Александр Герцен, которого тоже сослали, но уже по другим пунктам. Позднее, в своем капитальном труде «Былое и думы» Герцен посвящает Витбергу целую главу, рассказывая и его проекте и всей жизни художника.

Фото 3. Вид с нижней террасы. Слева собор и лестница на верхний уровень.
В центре снимка – основание колокольни. Очень живописный дом виден справа.
Каменный с бревенчатым верхним этажём -
даже в таком заброшенном состоянии он смотрелся нарядно

 
Фото 4. Двор монастыря. Вид нижней террасы. Апсида собора потрясает своими размерами.
Сфотографировать весь собор с нижней террасы невозможно, он
"не вписывается" в кадр фотоаппарата.
Невольно хочется сказать о том, что - это масштаб Витберга,
масштаб неосуществленного проекта на Воробьевых горах в Москве.



 Фото 5. Апсида храма. Масштаб Витберга……?


 
Карта окраины Малоярославца. В центре – Черноостровский монастырь.
В северо-западной части карты долина реки Лужи, откуда наступали войска Наполеона в 1812 году.
Красным цветом выделен собор


Некоторые неожиданные подробности сразу бросаются в глаза. Во-первых, ориентация собора. Продольная ось не только не направлена на восток, или несколько отклонена от канонического направления, что случается на просторах Руси. Нет – собор стоит как бы поперек, и апсида направлена на север. Да, точно на север!...... Вот такого я еще не встречал. Сразу становится ясно, что для автора главным было именно архитектурно - пространственное решение, а не следование церковным требованиям. И это тоже является определенным доказательством того, что к проектированию был причастен независимый архитектор, весьма далекий от церковных догм. Витберг как раз подходит под такое определение.
 
Впрочем, нам сегодня судить о работах Витберга весьма сложно, а о его творческом кредо – тем более. В музее архитектуры сохранились несколько вариантов проекта. Но какой из десятков вариантов Храма Христа Спасителя строили несколько лет на обрыве Воробьевых гор – неизвестно. (А строили долго – в 1821 г. начаты земляные работы, в 1835 году все строительство прекращено и Витберг сослан в Вятку).  


Фото 6. Панорама монастыря со стороны площади. 1990-е годы.


  Фото 7. Зимний пейзаж в 1990-х годах


Фото 8. Ценная историческая фотография, выполнена в период реставрации – в 1970 -1980-е гг.
Видна вся  панорама монастыря с северной стороны. Монастырь на горе.
На первом плане большой трехэтажный дом, за ним на самой высокой точке – собор и его апсида,
ориентированная на север



 Фото 9.  Вид с северо-западной стороны, приблизительно 1990 г.  (фото с сайта Храмы России).
Очень хорошо виден собор от реки в период восстановления ансамбля



Фото 10. Вид из-за ограды на верхнюю часть собора.
Хорошо читается плоский портик на боковой стене и четыре декоративные глухие главки,
поставленные
на основном кубическом объеме собора, почти вплотную к барабану

Теперь необходимо вернуться к первоисточнику -

       Исследователь творчества Витберга - В.Л.Снегирев - пишет в своей книге:
«Особо стоит вопрос об участие Витберга в строительстве соборной церкви в Малоярославском Черноостровском монастыре. Эта церковь была заложена еще в 1812 году, постройка продолжалась до 1822 года, когда обнаружились трещины в сводах, и тогда же была сломана до основания. На том же месте в 1825 г. церковь была заложена снова, по новому плану. Дата ее постройки - 1849 г.
В начале 20-х годов ХХ века С.В.Бессонов получил устное сообщение о том, что в церковных книгах монастыря существовала запись, удостоверяющая авторство Витберга в отношении второго проекта, по которому и был выстроен существующий ныне храм. Многое говорит за достоверность такого сообщения. Здесь прежде всего следует отметить, что названная постройка является трехчастным храмом, т.е. исполнена в соответствии с идеей храма-памятника на Воробьевых горах. Такая конструкция культового сооружения исключительна в русском церковном строительстве.
Нижнее помещение храма, подземное, временно служило для погребения, но там ранее предполагали устроить церковь. Верхний храм в куполе, как и в храме-памятнике, был посвящен празднику преображения (Витберговский храм духа). Купол полусферической формы покоится на цилиндрическом барабане. Два ротондальных полукружия среднего храма характерны для Витберга. Декорация купольного барабана пилястрами в междуоконных пространствах и русты над окнами являются принадлежностью ампира. Такой же принадлежностью этого стиля являются и фронтоны снаружи храма, помещенные по его плоским сторонам, поддерживаемые каждый двумя колоннами коринфского ордера.
К этому следует прибавить ту интересную подробность, что вся постройка расположена на уступах горы - аналогия косогору Воробьевых гор.
Можно сделать такое предположение: или Витберг действительно составил сам проект, или кто-то другой, но по его непосредственным указаниям, спроектировал названную постройку».


       Конечно, в русской архитектуре большинство церквей имеет трехчастный план: трапезная, храм, апсида...... Но здесь Снегирев говорит о другой "трехчастности" - о развитии идеи по вертикали. От нижней церкви к верхней. Но, к сожалению, у меня нет чертежей Черноостровского храма, а не имея плана и разреза здания - рассуждать просто беспредметно. Наверняка - при последних реставрациях в 2000-х гг. были сделаны обмеры, и значит - чертежи существуют. Надо найти чертежи, и тогда многое станет ясным. И на вопрос об авторстве А.Л.Витберга можно будет, наконец-то, дать обоснованный ответ. Данная моя статья призвана еще раз заострить внимание молодых исследователей на этом незаурядном сооружении.


       Прошло с той поры много лет....
Теперь здесь действующий монастырь, читал в интернете - что фотографировать на территории не разрешают.  Некоторые виды монастыря можно посмотреть на Яндекс-панорамах. Все отремонтировано и ухожено, цветочки и  благолепие по полной программе…. Но все так прилизано и приглажено, что пропадает экзотика и романтика, которая так поражала в прошлые годы......

Фотографии:
- Из личного архива, выполнены в 1985 г.
- Фотографии из интернета, и по материалам сайтов: Храмы России и Соборы.ру.
 
Литература:
- В.Л.Снегирев, Архитектор А. Л. Витберг, изд. Акад. Архитектуры, М.-Л. 1939
- Е.В.Николаев. По Калужской земле. М. Искусство, 1970


                                             Москва -  Малоярославец - 1968-69 гг. - 1985 г. - 1990-е гг.
                                             Статья опубликована 15 ноября 2014 г.

Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.