В середине 1960-х годов, впервые узнав о строительстве огромного храма на Воробьевых горах, посвященного победе в Отечественной войне 1812 года, я заинтересовался подробностями. Вся эпопея сооружения этого самого первого Храма Христа Спасителя сегодня общеизвестна, и повторяться не буду. Но в одной из книг встретилось мне упоминание о том, что архитектор Карл (Александр) Лаврентьевич Витберг, уже после прекращения строительства Храма сосланный в Вятку, запроектировал еще несколько зданий. Некоторые из них были построены. И в том числе рассказывалось, что Витбергу приписывалось авторство сооружения храма в Малоярославце, в Черноостровском монастыре.
И я поехал в Малоярославец. В каком году состоялась эта моя первая поездка, сегодня вспомнить сложно, может быть в 1968-69 годах. От электрички до центральной части города расстояние оказалось неблизким (1,5 км). И я обошел весь город, выспрашивая такое название, но никто ничего о существовании Черноостровского монастыря сказать мне не смог. Была зима и морозец знатный, и я уже собирался закончить поиски. Наконец, кто-то указал направление, и что там, мол, есть какой-то старый монастырь. Поиски Черноостровского монастыря затянулись, и нашел я его уже во второй половине дня. Вот так я открыл это место, славное знаменитыми сражениями с Наполеоновскими захватчиками. Все было весьма запущено и заброшено. Но за то – такая экзотика! Это было мое первое знакомство с городом Малоярославцем.
Две фотографии из книги: Е.В.Николаев. По Калужской земле. Маленькая желтая книжка из серии "Дороги к прекрасному" - 1970 г. 1. Общий вид монастыря со стороны главного входа. 2. Вид монастыря с юго - восточной стороны. Фотографии выполнены в конце 1960-х гг. и на них прекрасно виден и Черноостровский монастырь и собор, возможным автором которого был опальный архитектор А.Витберг. |
В следующий раз в 1985 году, я уже со своей семьей поехал в Калугу, и по пути снова побывал и в Малоярославце и в Черноостровском монастыре. Направление от центральной площади я запомнил, но опять немного поплутал по улочкам, прежде чем нашел монастырь. Все сооружения находились в стадии реставрации. Но, как и положено, эта работа тянулась неспешно. При очень внимательном взгляде на фотографии можно разглядеть, что реставрации все-таки идет - сплошной ремонт, доски, стройматериалы и все такое.....
Фото 1. Общий вид Черноостровского монастыря в Малоярославце в 1985 году
Свои впечатления от этой поездки я записал, и эти записи сохранились:
"Черноостровский монастырь – своего рода чудо. Он поставлен на окраине города на крутом склоне, причем вход с верхней террасы и сам монастырь находится как бы в низине. Пространство раскрывается постепенно, по мере перехода с одной террасы на нижележащую. Собор виден все время фрагментами.
Территория очень узкая, монастырь зажат с двух сторон. Каждая терраса фланкируется второстепенными зданиями. Когда-то во всех них были жилые помещения, совсем недавно жильцов выселили, здания и весь комплекс монастыря явно готовится к реставрации. Это, конечно, очень хорошо. Но пока все стены сияют выбитыми окнами и впечатление несколько жутковатое. Огромный архитектурный комплекс, всеми покинутый – и тишина, и ясное небо......
Главный собор – действительно мистическое создание, все отдельные части ординарны, а все вместе создает образ грандиозный и неповторимый. Неповторимый - это уж точно, другого наверное, похожего на него нет. Хочется верить в авторство А.Витберга, творца самого первого собора Христа Спасителя на Воробьевых горах".
Фото 2. У входа – слева основание колокольни, справа угловая башня монастыря
Теперь продолжаю о А.Л.Витберге, возможном авторе проекта этого храма. Обвиненный в злоупотреблениях и еще в тысячи грехах, Витберг и в Вятке продолжал десять лет работать над проектом Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Он просто не мог поверить в то, что его храм не буду строить! Пропадал в бедности и лишениях...... В Вятке с ним и познакомился Александр Герцен, которого тоже сослали, но уже по другим пунктам. Позднее, в своем капитальном труде «Былое и думы» Герцен посвящает Витбергу целую главу, рассказывая и его проекте и всей жизни художника.
Фото 3. Вид с нижней террасы. Слева собор и лестница на верхний уровень.
В центре снимка – основание колокольни. Очень живописный дом виден справа.
Каменный с бревенчатым верхним этажём -
даже в таком заброшенном состоянии он смотрелся нарядно
Фото 4. Двор монастыря. Вид нижней террасы. Апсида собора потрясает своими размерами.
Сфотографировать весь собор с нижней террасы невозможно, он "не вписывается" в кадр фотоаппарата.
Невольно хочется сказать о том, что - это масштаб Витберга,
масштаб неосуществленного проекта на Воробьевых горах в Москве.
Сфотографировать весь собор с нижней террасы невозможно, он "не вписывается" в кадр фотоаппарата.
Невольно хочется сказать о том, что - это масштаб Витберга,
масштаб неосуществленного проекта на Воробьевых горах в Москве.
Фото 5. Апсида храма. Масштаб Витберга……?
Карта окраины Малоярославца. В центре – Черноостровский монастырь.
В северо-западной части карты долина реки Лужи, откуда наступали войска Наполеона в 1812 году.
Красным цветом выделен собор
В северо-западной части карты долина реки Лужи, откуда наступали войска Наполеона в 1812 году.
Красным цветом выделен собор
Некоторые неожиданные подробности сразу бросаются в глаза. Во-первых, ориентация собора. Продольная ось не только не направлена на восток, или несколько отклонена от канонического направления, что случается на просторах Руси. Нет – собор стоит как бы поперек, и апсида направлена на север. Да, точно на север!...... Вот такого я еще не встречал. Сразу становится ясно, что для автора главным было именно архитектурно - пространственное решение, а не следование церковным требованиям. И это тоже является определенным доказательством того, что к проектированию был причастен независимый архитектор, весьма далекий от церковных догм. Витберг как раз подходит под такое определение.
Впрочем, нам сегодня судить о работах Витберга весьма сложно, а о его творческом кредо – тем более. В музее архитектуры сохранились несколько вариантов проекта. Но какой из десятков вариантов Храма Христа Спасителя строили несколько лет на обрыве Воробьевых гор – неизвестно. (А строили долго – в 1821 г. начаты земляные работы, в 1835 году все строительство прекращено и Витберг сослан в Вятку).
Фото 6. Панорама монастыря со стороны площади. 1990-е годы.
Фото 7. Зимний пейзаж в 1990-х годах
Фото 8. Ценная историческая фотография, выполнена в период реставрации – в 1970 -1980-е гг.
Видна вся панорама монастыря с северной стороны. Монастырь на горе.
На первом плане большой трехэтажный дом, за ним на самой высокой точке – собор и его апсида,
ориентированная на север
Видна вся панорама монастыря с северной стороны. Монастырь на горе.
На первом плане большой трехэтажный дом, за ним на самой высокой точке – собор и его апсида,
ориентированная на север
Фото 9. Вид с северо-западной стороны, приблизительно 1990 г. (фото с сайта Храмы России).
Очень хорошо виден собор от реки в период восстановления ансамбля
Фото 10. Вид из-за ограды на верхнюю часть собора.
Хорошо читается плоский портик на боковой стене и четыре декоративные глухие главки,
поставленные на основном кубическом объеме собора, почти вплотную к барабану
поставленные на основном кубическом объеме собора, почти вплотную к барабану
Исследователь творчества Витберга - В.Л.Снегирев - пишет в своей книге:
«Особо стоит вопрос об участие Витберга в строительстве соборной церкви в Малоярославском Черноостровском монастыре. Эта церковь была заложена еще в 1812 году, постройка продолжалась до 1822 года, когда обнаружились трещины в сводах, и тогда же была сломана до основания. На том же месте в 1825 г. церковь была заложена снова, по новому плану. Дата ее постройки - 1849 г.
В начале 20-х годов ХХ века С.В.Бессонов получил устное сообщение о том, что в церковных книгах монастыря существовала запись, удостоверяющая авторство Витберга в отношении второго проекта, по которому и был выстроен существующий ныне храм. Многое говорит за достоверность такого сообщения. Здесь прежде всего следует отметить, что названная постройка является трехчастным храмом, т.е. исполнена в соответствии с идеей храма-памятника на Воробьевых горах. Такая конструкция культового сооружения исключительна в русском церковном строительстве.
Нижнее помещение храма, подземное, временно служило для погребения, но там ранее предполагали устроить церковь. Верхний храм в куполе, как и в храме-памятнике, был посвящен празднику преображения (Витберговский храм духа). Купол полусферической формы покоится на цилиндрическом барабане. Два ротондальных полукружия среднего храма характерны для Витберга. Декорация купольного барабана пилястрами в междуоконных пространствах и русты над окнами являются принадлежностью ампира. Такой же принадлежностью этого стиля являются и фронтоны снаружи храма, помещенные по его плоским сторонам, поддерживаемые каждый двумя колоннами коринфского ордера.
К этому следует прибавить ту интересную подробность, что вся постройка расположена на уступах горы - аналогия косогору Воробьевых гор.
Можно сделать такое предположение: или Витберг действительно составил сам проект, или кто-то другой, но по его непосредственным указаниям, спроектировал названную постройку».
Конечно, в русской архитектуре большинство церквей имеет трехчастный план: трапезная, храм, апсида...... Но здесь Снегирев говорит о другой "трехчастности" - о развитии идеи по вертикали. От нижней церкви к верхней. Но, к сожалению, у меня нет чертежей Черноостровского храма, а не имея плана и разреза здания - рассуждать просто беспредметно. Наверняка - при последних реставрациях в 2000-х гг. были сделаны обмеры, и значит - чертежи существуют. Надо найти чертежи, и тогда многое станет ясным. И на вопрос об авторстве А.Л.Витберга можно будет, наконец-то, дать обоснованный ответ. Данная моя статья призвана еще раз заострить внимание молодых исследователей на этом незаурядном сооружении.
Прошло с той поры много лет....
Теперь здесь действующий монастырь, читал в интернете - что фотографировать на территории не разрешают. Некоторые виды монастыря можно посмотреть на Яндекс-панорамах. Все отремонтировано и ухожено, цветочки и благолепие по полной программе…. Но все так прилизано и приглажено, что пропадает экзотика и романтика, которая так поражала в прошлые годы......
Фотографии:
- Из личного архива, выполнены в 1985 г.
- Фотографии из интернета, и по материалам сайтов: Храмы России и Соборы.ру.
Литература:
- В.Л.Снегирев, Архитектор А. Л. Витберг, изд. Акад. Архитектуры, М.-Л. 1939
- Е.В.Николаев. По Калужской земле. М. Искусство, 1970
Москва - Малоярославец - 1968-69 гг. - 1985 г. - 1990-е гг.
Статья опубликована 15 ноября 2014 г.