Древнерусская живопись церкви Троицы в Никитниках
Фресковые росписи стен
Это место находится в самом центре Москвы. Но хорошо спрятано от любопытных взглядов. Найти Никитников переулок практически невозможно. В наши дни и все подходы огорожены. Небольшая площадь с церковью уже к концу XIX века была обстроена высокими домами. В ХХ веке окружающая застройка еще более уплотнилась.
Начало Никитникова переулка
Начало Никитникова переулка зажато с двух сторон огромными зданиями начала ХХ века, построенными в стиле модерн. Особенно давит справа чудовищное по своим пропорциям здание под названием «Боярский двор», построенное по проекту Ф.Шехтеля, которое окружило церковь в Никитниках и закрыло её от площади. Одна только двухсветная арка хозяйственного въезда во двор этого «Двора» выше здания церкви и подавляет замечательный памятник архитектуры XVII века. Этот далеко не единственный пример варварского отношения к отечественной истории со стороны финансовых воротил дореволюционной России.
А здесь церковь смотрится на фоне советской архитектуры 1970-х гг.
Но и пробравшись вдоль бесконечной вереницы машин, попадаешь на небольшую площадь, где церковь стоит несколько посвободнее, но зато появляется фоновая застройка зданиями ЦК КПСС, построенными здесь в 1970-е годы. Поистине – храм зажат со всех сторон постройками всех веков.
Архитектура церкви хорошо изучена. Церковь Троицы в Никитниках построена в середине XVII века. Это замечательное по красоте архитектурное сооружение строилось в течение 1635—1653 годов на средства купца Г.Никитникова, выходца из Ярославля. Он был так богат, что даже московские цари обращались к нему за помощью.....
Главное достоинство церкви в Никитниках в том, что здесь мы встречаем Синтез Искусств.
Она принадлежит к очень немногим хорошо сохранившимся памятникам русской истории, где объединены в единый синтез искусств и архитектура, и живопись, и резьба по дереву и камню.
Памятник архитектуры с его великолепной белокаменной резьбой наличников и порталов, первоклассными иконами и росписями стен предстал после реставрации в своем подлинном виде. Открыта уникальная стенная роспись 1652 – 1653 гг.
И моя статья посвящена в основном некоторым вопросам древнерусской живописи. Фресковые росписи в этом сооружении покрывают все стены, их настолько много, что они представляют собой бесконечную картину переплетающихся сюжетов.
Двухсветное пространство основного главного четверика сплошь покрыто живописным ковром. Стены, сомкнутый свод и даже оконные откосы, как огромная иллюстрированная книга, рядами в строгой последовательности представляют Библейские и Евангельские сюжеты и притчи. Но фрески на религиозные темы написаны как жизнерадостные и красочные картины, перенесенные в обстановку русского быта XVII века.
Общий вид северной стены
Иконостас
Фрески поднимаются до верха стен и переходят на своды
Нужно быть великим знатоком Древнерусской живописи, что бы разобраться во всех этих сюжетах и тем более их понять. Оставляю этот вопрос для специалистов, а покажу я детально только два фрагмент, в которых постарался разобраться.
Поднимаюсь по входной лестнице, как и положено – весьма крутой, и вхожу в небольшой вытянутый в длину объем западной галереи. С галереи несколько входов в отдельные помещения храма. Войдя в любое помещение, и переходя в следующее, ты вскоре теряешь ориентацию в пространстве. Ты попадаешь в лабиринт, в котором одно пространство переходит в следующее и так до бесконечности. Так было многие годы, пока церковь была музеем.
План церкви Троицы в Никитниках
Надо сказать, что многие десятилетия здание церкви Троицы в Никитниках было филиалом Исторического музея. С1963 года - музей древнерусской живописи. И это был один из самых камерных московских музеев, куда приходили только знатоки и любители русской архитектуры. Ведь в этих стенах музеем было само здание, никаких других «экспонатов» не было.
В музее так же устраивали концерты ранней музыки, и русской и европейской. В зале ставили деревянные скамьи, простые и тяжелые, как в древнерусских палатах. И приходило много людей.
Мы с супругой тоже были там на концерте. Маленьком камерном концерте, где звучала старинная скрипка и виолончель. А на старинном клавесине играл Иван Монигетти (такое необычное имя запомнилось!). Вот только когда, в каком году это могло быть? Наверное - в семидесятых.
Это были запоминающиеся концерты, ведь музыка звучала в великолепном по акустике зале. И вся обстановка, специфическое звучание старинных инструментов и как бы оживающие фрески на стенах. И интерьер древнерусского зала, который помнит века.
Повторяю, что фресковая живопись покрывает ковром все стены
Я выбрал для себя два фрагмента, что бы показать их крупным планом и с необходимыми пояснениями.
1 - Так, в центре западной стены, над аркой входа в основной четверик церкви, располагается сюжет на тему притчи «О разумных и неразумных девах».
Справа и слева по дуге арки расположены ступени лестницы, по которым поднимаются к дверям рая девы, по пять штук с каждой стороны. А наверху их встречает сам Христос с ангелами. Во первых все девы одеты в русские костюмы XVII века. Слева разумные девы в простых одеждах, и с высоко засученными рукавами, сразу после работы. А вот справа совсем другие девушки – из богатого купечества, очевидно. Они разодеты в яркие сарафаны и оживленно жестикулируют, продолжая веселую беседу. Но - двери рая перед ними оказались закрытыми! Стучи - не стучи, дверь закрыта. Так простой художник из народа передал свое отношение к трудовому народу и к богатым. Древняя притча на картине древнерусского художника приобрела яркое и явно мирское звучание.
Такая яркая картина открывается на западной стене церкви Троицы в Никитниках. Требуемого по канонам «Страшного суда» здесь нет. Вместо этого русского человека приветствует притча о разумных и неразумных девушках. Слева, труженицы, в простых одеждах и с засученными рукавами – они в рай попадут. Справа бездельницы, хохотушки и говорушки – для них рай закрыт. Вот такие дела, проверить сложно....
2 - И среди всего этого колоссального объема художественной информации я покажу еще один фрагмент. Этот сюжет обычно в научно-исследовательской литературе называется – «Притча о сучке и бревне». Или притча о богаче и бедняке - сюжет, древний, как сам мир. Расположена фреска на северной стены основного четверика церкви, в правой части.
Вот эта фреска, почти в центре кадра
На фреске изображен справа богатый купец в узорчатом кафтане и даже с меховым воротником.
Он обращается с наставлением к сидящему слева бедняку с покорно скрещенными руками, указывая ему на «сучек в его глазу». Далее на фрагменте все видно более четко:
На фреске изображен справа богатый купец в узорчатом кафтане
Он указывает сидящему слева бедняку на «сучек в его глазу».
И, разумеется - в упор не замечает
Он указывает сидящему слева бедняку на «сучек в его глазу».
И, разумеется - в упор не замечает
«бревна в своем глазу».
Мораль сей притчи всем известна – не осуждай ближнего!
Текст над головами героев сюжета гласит:
«Не судите да не судими будете что же видинии сучец иже во очце брата твоего, бревно же еже есть во оце твоем не чуеши».
Комментарии, как говорится – будут излишними.
Вечная тема, и в каждой эпохе все повторяется и повторяется – как в этой самой притче!
И всегда и везде простой человек бывает во всем виноват, и весь-то он в грехах и пороках. А вот сытенькие и богатенькие ни в чем никогда не виноваты. И ничего плохого в своих действиях никогда не видят. Не видят бревна в своем глазу.
Литература:
Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. – М.: Искусство, 1970.
……………………………………..
P.S. - продолжаю тему дальше:
В начале «нулевых» годов церковь причислили к РПЦ. Событие несколько несуразное, поскольку церковь расположена в деловом квартале, никаких жилых домов вблизи не существует, и прихожанам здесь попросту неоткуда взяться. Если только сотрудники из ближайших огромных корпусов, напомню – ранее здесь располагалось ЦК КПСС, а теперь Администрация президента – зайдут грехи замолить (ну, принятие закона о повышении пенсионного возраста, например)..... Но – вряд ли!
Недавно я приехал посмотреть, в каком виде сегодня находится этот всемирно известный памятник архитектуры и искусства. И увидел, что внутреннему пространству церкви уже нанесен ущерб. В основном объеме с фресками XVII века - уже добавлены «новодельные сооружения», закрывающие проходы, загромождающие интерьер и закрывающие белокаменную резьбу и живопись. Абсолютно неуместное в памятнике архитектуры XVII века добавление, к тому же выполненное в дурном вкусе.
Я недолго смотрел интерьеры, минут 30 не более. И за это время посетитель я был единственный.
При входе, конечно же, висит надпись о запрете фотографировать. И пускай висит, может быть и не нужно всем приходящим щелкать аппаратом. Но у меня особый статус, я не фотограф, я - архитектор и исследователь. Поэтому не торопясь и спокойно я все осмотрел в двадцатый или сороковой раз, все стены, все фрески, и конечно сфотографировал все, что посчитал для себя нужным. Сфотографировал с руки и отключив вспышку, как и принято фотографировать во всех наших музеях. Никто ко мне не цеплялся, так что и «читать лекцию» о «всенародном достоянии национального искусства» никому не прошлось.
К сожалению, в интерьере понаставлены «киоты»,
не имеющие никакого отношения к истории, к архитектуре, и живописи XVII века
Примитивные «новоделы», закрывающие переходы из одной части здания в другую – грубое и неуместное своеволие РПЦ. Ни в коей мере не обижая служителей церкви (у них свои, специфические задачи), надо честно сказать, что обслуживание памятника искусства такого уровня не может быть компетенцией данного уважаемого учреждения.
Выводы:
Конечно, передачу церкви в Никитниках в ведение РПЦ надо признать ошибкой.
Данный памятник архитектуры должен быть музеем. И должен принадлежать ведомству, профессионально владеющему вопросами содержания, охраны и обслуживания исторической живописи и архитектуры XVII века. Историческому музею, или Третьяковской галерее, или музею им. Андрея Рублева, то есть организации, которая способна организовать и сохранение архитектуры и фресковой живописи, и их музейный показ. В такой музей должны приходить люди, должны проводиться и организованные экскурсии. Грамотные историки и искусствоведы должны рассказывать нашему современнику содержание древних сюжетов, и показывать архитектуру и живопись. Нужно проводить и концерты старинной хоровой и инструментальной музыки.
Церковь Троицы в Никитниках должна стать настоящим Музеем в центре Москвы.
Культурным центром, в котором на первом месте будут общечеловеческие культурные ценности.
Москва - 26 октября 2018 г.