История русской архитектуры и сводная таблица исторических периодов и стилей
(опыт исторического исследования)
(опыт исторического исследования)
Часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
С этого рубежа начинается понятие «Архитектурный стиль»,
то есть в
истории России стили начинаются с XVIII века, со стиля Барокко.
Сводная таблица исторических периодов и стилей
Стиль Барокко, стиль
Классицизм, недолгий «Национально-романтический этап» и стиль Ампир.
Об этом времени писать уже значительно проще, чем о Древнерусской архитектуре. Есть огромное количество исследовательских материалов, есть имена
архитекторов и даты построек, сохранились и авторские чертежи. Общий объем этих материалов, конечно, не
европейского уровня, белых пятен все равно многовато. Но по сравнению с
древнерусскими временами здесь мы имеем просто энциклопедический объем
знаний.
3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко - петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко - петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
Позднее в России
получает развитие новое направление - елизаветинское барокко. Его
появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора
Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной
связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал
величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях -
Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны
исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка
фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер
архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство
середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко
представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во
главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота,
торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.
Меншиковский дворец в Петербурге, 1710 г. Возможно, что это первое каменное здание в новой столице.
Петропавловская крепость в Петербурге, и Петропавловский собор, 1712 - 1733 гг. Арх. Д.Трезини.
Мощная вертикаль колокольни собора как бы объединила разбросанные вдоль низких берегов здания
и задала будущий грандиозный масштаб новой российской столицы
Летний дворец Петра Первого, 1710 - 1714 гг. Арх. Трезини.
Петр въехал в частично отделанный дворец в 1712 г., и жил там каждое лето
Церковь архангела Гавриила - "Меншикова башня" в Москве на Чистых прудах, 1701 - 1707 гг.
Арх. И.П.Зарудный
Очень высокое, и с обходными галереями, внутреннее пространство "Меншиковой башни"
Центральная часть первого каменного здания Адмиралтейства (возведенного взамен деревянного).
Башня Адмиралтейства, 1734 - 1738 гг. Арх. И.К.Коробов.
Современная графическая реконструкция
Нижне-Никольская церковь в Смоленске, 1743 - 1748 гг.
Один из лучших памятников эпохи барокко в городе
Церковь Симеона и Анны в Петербурге, 1729 - 1736 гг. Арх. М.Г.Земцов.
Одно из немногих сохранившихся зданий, построенных в недолгий период Анненского барокко.
Церковь много раз перестраивалась,
но на историческом чертеже 1740-х гг. можно увидеть и первоначальную архитектуру
Вид церкви в наши дни, многое изменилось за годы, но здание все равно узнаваемо
Дворцы петровского времени ни по своим размерам, ни по характеру архитектуры уже не удовлетворяли вкусам Елизаветинского двора. В архитектуре середины XVIII века появляются новые сооружения с невиданной прежде роскошью. Дворцово - парковые ансамбли теперь наполнились пышными и полными декоративного разнообразия формами. Эпоха Елизаветинского барокко ознаменована и высокими творческими достижениями. Этот важный этап в развитии русской архитектуры характеризуется работами В.В.Растрелли, Д.В.Ухтомского, С.И. Чевакинского и других зодчих.
Дворцово - парковый ансамбль Царского села
Дворцово - парковый ансамбль Царского села воплотил в себе все характерные черты дворцовой архитектуры середины XVIII века. Это и огромные размеры, шикарный симметричный парк, ряды подстриженных деревьев, геометрически четкое построение газонов и площадок. Парковая территория имеет такие большие размеры, что расположенный справа от дворца знаменитый Царскосельский лицей кажется маленьким зданием. Среди вот этих лицейских садов и расцветал талант юного Пушкина.
Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли.
Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли.
Это фрагмент его протяженного 300-метрового фасада
Здания эпохи Елизаветинского барокко настолько масштабные,
что в наши дни увидеть их целиком весьма проблематично.
Но у нас есть возможность взлететь под небеса и увидеть Зимний дворец сверху.
И осмотреть весь ансамбль центральных сооружений Петербурга
Зимний пейзаж. Смольный монастырь в Петербурге, 1748 - 1764 гг. Арх.В.В.Растрелли
4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.
Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм - стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к "европеизации" России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.
Дворец в подмосковной усадьбе Кусково, 1769 - 1775 гг. Образец ранней русской классики
Улица зодчего Росси в Петербурге, 1828 - 1832 гг. Арх. К.И.Росси
Городская усадьба Золотаревых-Кологривовых в Калуге, 1805 - 1808 гг.
Весь комплекс усадьбы с воротами и чугунными решетками решен как единый ансамбль.
Многие годы в усадьбе размещается Калужский краеведческий музей
Таврический дворец в Петербурге, 1783 - 1789 гг. Арх. И.Е.Старов
В глубине двора расположен главный вход с дорическим портиком.
Дворец построен для Потемкина - князя Таврического, в честь присоединения Крыма к Российской империи
Усадебный парк и дворец в Архангельском в Подмосковье строился в 1780-х годах.
Дворец строился по проекту де-Герна крепостными архитекторами
Парадный двор усадьбы Архангельское в Подмосковье. Вторая половина XVIII века.
Академия художеств в Петербурге, 1764-1788 гг. Арх.А.Ф.Кокоринов и Валлен-Деламот.
С высоты птичьего полета виден и геометрически правильный план здания
с круглым парадным двором в центре
Здание Сената в Московском Кремле, 1776 - 1787 гг. Арх. М.Ф.Казаков
Сенат - одно из крупнейших общественных зданий Москвы, предназначенное для размещения главных правительственных учреждений. Здание имеет треугольную форму плана, а главный акцент - купол круглого зала, размещен на оси Сенатской башни Кремля. Включение купола в ансамбль Красной площади Москвы дополнило древнеруссккий ансамбль и Кремля и Красной площади новым элементом классической ордерной архитектуры второй половины XVIII века. В историческом плане здание Сената как бы компенсировало неудачу со строительством Большого Кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова, предполагавшего глобальную перестройку всего Кремля.
Дом Пашкова в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?). Фото 1880 гг.
В основу архитектурной композиции положены градостроительные задачи -
здание построено на высоком холме, напротив Кремля.
Это трехэтажный главный корпус с бельведером и двухэтажные флигели, соединенные с ним галереями
Дом Демидова в Москве в Гороховском пер., 1789 - 1791 гг. Арх. М.Ф.Казаков
Дворец и парк в Павловске, 1782 - 1786 гг. Арх. Ч.Камерон
5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.
Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков
6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
Ампир является завершающим этапом классицизма. С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики. Название «Ампир» привнесено из Франции, но в России приобрело новое значение. Это монументальные градостроительные ансамбли, это путь утверждения реализма в архитектуре. Расцвет архитектуры в первой трети XIX века был завершающим в развитии русской классической архитектуры XVIII - XIX вв.
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.
Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков
6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
Ампир является завершающим этапом классицизма. С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики. Название «Ампир» привнесено из Франции, но в России приобрело новое значение. Это монументальные градостроительные ансамбли, это путь утверждения реализма в архитектуре. Расцвет архитектуры в первой трети XIX века был завершающим в развитии русской классической архитектуры XVIII - XIX вв.
К началу XIX века старое здание Адмиралтейства уже не соответствовало статусу центрального здания Петербурга, на которое ориентированы три главных магистрали. Строительство Главного адмиралтейства по проекту А.Д.Захарова, а точнее капитальная реконструкция старого здания, создало еще один протяженный корпус в столице Российской империи. В наши дни разросшиеся деревья в парке почти полностью закрывают боковые крылья, открытой остается только небольшая центральная часть здания, с воспетым в стихах Адмиралтейским шпилем-иглой.
Центральная часть здания Адмиралтейства в Петербурге, 1806 - 1823 гг. Арх. А.Д.Захаров
Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси.
На площади, напротив Зимнего дворца, создан грандиозный ансамбль центра Петербурга
Вид с птичьего полета на Дворцовую площадь и окружающие здания
Вид Дворцовой площади, Александровской колонны и Главного штаба
Вид стрелки Васильевского острова в Петербурге.
Биржа, 1804 - 1810 гг. Арх. Тома де Томон.
Успехи создания ансамбля были предопределены активным участием архитекторов Воронихина и Захарова
Городская усадьба Хрущевых на Пречистенке в Москве, !815 г. Арх. А.Г.Григорьев.
Деревянный дом с мезонином на каменном цокольном этаже.
Один из самых интересных ампирных домов Москвы первой половины XIX века.
Московский и провинциальный ампир значительно более скромные, более камерные. Только столица в первой половине XIX века продолжает строить грандиозные здания. Но уже не огромные комплексы, как ранее - а отдельные сооружения. Казанский собор и Горный институт по проекту А.Н.Воронихина, Михайловский дворец по проекту К.И.Росси и многие другие.
Исаакиевский собор в морозный день, 1891 год. С картины И.Айвазовского
Длительная эпопея создания Исаакиевского собора в Петербурге, 1818 - 1858 гг. Арх.А.Монферран - как бы подвела черту в развитии классического периода, основанного на применении ордерных начал в архитектуре. За сорок лет строительства собора Стасов, Росси и Михайлов значительно переделали проект и довели строительство до завершения.
Но классическая архитектурная школа к середине XIX века уже закончилась. Закончилась и эпоха длиною в сто пятьдесят лет, время строительства зданий преимущественного для дворянского сословия.
6.1 - Деревянный Ампир
Фактически
этот термин изобретен мною при составлении общего списка периодов и
стилей. Для такого решения было много причин. Начало XIX века, и
особенно ситуация в России после наполеоновского нашествия, дала импульс
к строительству деревянных домов самого разного назначения. Среди них
одноэтажные особняки, да к тому же и с мезонинами, особенно красивы в
своей простой деревянной отделке. Деревянная русская архитектура
пополнилась в эпоху Ампира действительно уникальными сооружениями. И эти
простые и недорогие деревянные ампирные особняки продолжали строить
многие годы, даже во второй половине XIX века. Традиционный «барский
дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего
общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили
для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, чтобы почувствовать себя
ровней с дворянами.
Вологда. Деревянный усадебный дом городского главы Волкова, 1814 г.
Сейчас в доме размещается музыкальная школа
Деревянный усадебный дом в Новоспасском, 1813 г.
Восстановлен в 1970 гг.
Музей композитора М.И.Глинки.
Музей композитора М.И.Глинки.
И
работая над темой ампира, я много раз задавал себе вопрос – а как же
получилось, что такая великолепная архитектура вдруг чуть ли не в
одночасье ушла в прошлое, уступив место эклектике. История смены
архитектурного стиля на всей территории Российской империи как-то не
укладывается в обычные рамки. Ну – не по всей России, конечно, но обе
столицы «поменяли ориентацию» очень быстро. Эклектика пришла на смену классицизму в 1830-1840-х гг. и господствовала в России более полувека, до 1890-х годов. Писать об эклектике и просто, и очень сложно.
Но об этом времени мы поговорим уже в третьей части статьи ...
Литература:
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
Фотографии по большей части приведены из интернет-журнала Архитектурный стиль.
Авторы: Наталия Чиляева, Лидия Басманова, Галина Борисова, Ксения Чернова, Мария Долгих, Александр Липилин, Александр Ильин и др.
Фотографии безлюдного карантинного Петербурга в 2020 г: Влад Сорокин
Фотографии «с высоты птичьего полета» в основном выполнены мною по материалам ПАНОРАМ сервиса Яндекс-карты. Они дают объемное представление о здании и окружающей территории и часто бывают более информативны, чем классический чертеж Генерального плана
Москва, 7 марта 2021 г.