Воскресенье, 13.10.2024, 05:07
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Русская архитектура - ч.2

История русской архитектуры и сводная таблица исторических периодов и стилей
(опыт исторического исследования)
Часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.

С этого рубежа начинается понятие «Архитектурный стиль»,
то есть в истории России стили начинаются с XVIII века, со стиля Барокко.

Сводная таблица исторических периодов и стилей

Стиль Барокко, стиль Классицизм, недолгий «Национально-романтический этап» и стиль Ампир.
Об этом времени писать уже значительно проще, чем о Древнерусской архитектуре. Есть огромное количество исследовательских материалов, есть имена архитекторов и даты построек, сохранились и авторские чертежи. Общий объем этих материалов, конечно, не европейского уровня, белых пятен все равно многовато. Но по сравнению с древнерусскими временами здесь мы имеем просто энциклопедический объем знаний.

3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
       Основание Санкт-Петербурга  дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко - петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
       Позднее в России получает развитие новое направление - елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.

Меншиковский дворец в Петербурге, 1710 г. Возможно, что это первое каменное здание в новой столице.

Петропавловская крепость в Петербурге, и Петропавловский собор, 1712 - 1733 гг. Арх. Д.Трезини.
Мощная вертикаль колокольни собора как бы объединила разбросанные вдоль низких берегов здания
и задала будущий грандиозный масштаб новой российской столицы

Летний дворец Петра Первого, 1710 - 1714 гг. Арх. Трезини.
Петр въехал в частично отделанный дворец в 1712 г., и жил там каждое лето

Церковь архангела Гавриила - "Меншикова башня" в Москве на Чистых прудах, 1701 - 1707 гг.
Арх. И.П.Зарудный

Очень высокое, и с обходными галереями, внутреннее пространство "Меншиковой башни"

И еще пример петровского барокко. Кикины палаты в Петербурге, 1714 - 1720 гг.

Центральная часть первого каменного здания Адмиралтейства (возведенного взамен деревянного).
Башня Адмиралтейства, 1734 - 1738 гг. Арх. И.К.Коробов.
Современная графическая реконструкция

Нижне-Никольская церковь в Смоленске, 1743 - 1748 гг.
Один из лучших памятников эпохи барокко в городе

Церковь Симеона и Анны в Петербурге, 1729 - 1736 гг. Арх. М.Г.Земцов.
Одно из немногих сохранившихся зданий, построенных в недолгий период Анненского барокко.
Церковь много раз перестраивалась,
но на историческом чертеже 1740-х гг. можно увидеть и первоначальную архитектуру

Вид церкви в наши дни, многое изменилось за годы, но здание все равно узнаваемо

       Дворцы петровского времени ни по своим размерам, ни по характеру архитектуры уже не удовлетворяли вкусам Елизаветинского двора. В архитектуре середины XVIII века появляются новые сооружения с невиданной прежде роскошью. Дворцово - парковые ансамбли теперь наполнились пышными и полными декоративного разнообразия формами. Эпоха Елизаветинского барокко ознаменована и высокими творческими достижениями. Этот важный этап в развитии русской архитектуры характеризуется работами В.В.Растрелли, Д.В.Ухтомского, С.И. Чевакинского и других зодчих.


Дворцово - парковый ансамбль Царского села

Дворцово - парковый ансамбль Царского села воплотил в себе все характерные черты дворцовой архитектуры середины XVIII века. Это и огромные размеры, шикарный симметричный парк, ряды подстриженных деревьев, геометрически четкое построение газонов и площадок. Парковая территория имеет такие большие размеры, что расположенный справа от дворца знаменитый Царскосельский лицей кажется маленьким зданием. Среди вот этих лицейских садов и расцветал талант юного Пушкина.


Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли.
Это фрагмент его протяженного 300-метрового фасада

Зимний дворец в Петербурге, 1754 - 1762 гг. арх. В.В.Растрелли

Здания эпохи Елизаветинского барокко настолько масштабные,
что в наши дни увидеть их целиком весьма проблематично.
Но у нас есть возможность взлететь под небеса и увидеть Зимний дворец сверху.
И осмотреть весь ансамбль центральных сооружений Петербурга

Зимний пейзаж. Смольный монастырь в Петербурге, 1748 - 1764 гг. Арх.В.В.Растрелли

4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.

       Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм - стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к "европеизации" России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.

Дворец в подмосковной усадьбе Кусково, 1769 - 1775 гг. Образец ранней русской классики

Улица зодчего Росси в Петербурге, 1828 - 1832 гг. Арх. К.И.Росси

Городская усадьба Золотаревых-Кологривовых в Калуге, 1805 - 1808 гг.
Весь комплекс усадьбы с воротами и чугунными решетками решен как единый ансамбль.
Многие годы в усадьбе размещается Калужский краеведческий музей

Таврический дворец в Петербурге, 1783 - 1789 гг. Арх. И.Е.Старов
В глубине двора расположен главный вход с дорическим портиком.
Дворец построен для Потемкина - князя Таврического, в честь присоединения Крыма к Российской империи

Усадебный парк и дворец в Архангельском в Подмосковье строился в 1780-х годах.
Дворец строился по проекту де-Герна крепостными архитекторами


Парадный двор усадьбы Архангельское в Подмосковье. Вторая половина XVIII века.

Академия художеств в Петербурге, 1764-1788 гг. Арх.А.Ф.Кокоринов и Валлен-Деламот.
С высоты птичьего полета виден и геометрически правильный план здания
с круглым парадным двором в центре

Здание Сената в Московском Кремле, 1776 - 1787 гг. Арх. М.Ф.Казаков

Сенат - одно из крупнейших общественных зданий Москвы, предназначенное для размещения главных правительственных учреждений. Здание имеет треугольную форму плана, а главный акцент - купол круглого зала, размещен на оси Сенатской башни Кремля. Включение купола в ансамбль Красной площади Москвы дополнило древнеруссккий ансамбль и Кремля и Красной площади новым элементом классической ордерной архитектуры второй половины XVIII века. В историческом плане здание Сената как бы компенсировало неудачу со строительством Большого Кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова, предполагавшего глобальную перестройку всего Кремля.

Дом Пашкова  в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?). Фото 1880 гг.
В основу архитектурной композиции положены градостроительные задачи -
здание построено на высоком холме, напротив Кремля.
Это трехэтажный главный корпус с бельведером и двухэтажные флигели, соединенные с ним галереями

Дом Демидова в Москве в Гороховском пер., 1789 - 1791 гг. Арх. М.Ф.Казаков

Дворец и парк в Павловске, 1782 - 1786 гг. Арх. Ч.Камерон

5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.


Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков


6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
Ампир является завершающим этапом классицизма. С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики. Название «Ампир» привнесено из Франции, но в России приобрело новое значение. Это монументальные градостроительные ансамбли, это путь утверждения реализма в архитектуре. Расцвет архитектуры в первой трети XIX века был завершающим в развитии русской классической архитектуры XVIII - XIX вв.

К началу XIX века старое здание Адмиралтейства уже не соответствовало статусу центрального здания Петербурга, на которое ориентированы три главных магистрали. Строительство Главного адмиралтейства по проекту А.Д.Захарова, а точнее капитальная реконструкция старого здания, создало еще один протяженный корпус в столице Российской империи. В наши дни разросшиеся деревья в парке почти полностью закрывают боковые крылья, открытой остается только небольшая центральная часть здания, с воспетым в стихах Адмиралтейским шпилем-иглой.

Центральная часть здания Адмиралтейства в Петербурге, 1806 - 1823 гг. Арх. А.Д.Захаров

Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси.
На площади, напротив Зимнего дворца, создан грандиозный ансамбль центра Петербурга

Вид с птичьего полета на Дворцовую площадь и окружающие здания

Вид Дворцовой площади, Александровской колонны и Главного штаба

Вид стрелки Васильевского острова в Петербурге.
Биржа, 1804 - 1810 гг. Арх. Тома де Томон.
Успехи создания ансамбля были предопределены активным участием архитекторов Воронихина и Захарова

Городская усадьба Хрущевых на Пречистенке в Москве, !815 г. Арх. А.Г.Григорьев.
Деревянный дом с мезонином на каменном цокольном этаже.
Один из самых интересных ампирных домов Москвы первой половины XIX века.

Московский и провинциальный ампир значительно более скромные, более камерные. Только столица в первой половине XIX  века продолжает строить грандиозные здания. Но уже не огромные комплексы, как ранее - а отдельные сооружения. Казанский собор и Горный институт по проекту А.Н.Воронихина, Михайловский дворец по проекту К.И.Росси и многие другие.

Исаакиевский собор в морозный день, 1891 год. С картины И.Айвазовского

       Длительная эпопея создания Исаакиевского собора в Петербурге, 1818 - 1858 гг. Арх.А.Монферран - как бы подвела черту в развитии классического периода, основанного на применении ордерных начал в архитектуре. За сорок лет строительства собора Стасов, Росси и Михайлов значительно переделали проект и довели строительство до завершения.
       Но классическая архитектурная школа к середине XIX века уже закончилась. Закончилась и эпоха длиною в сто пятьдесят лет, время строительства зданий преимущественного для дворянского сословия.

6.1 - Деревянный Ампир
       Фактически этот термин изобретен мною при составлении общего списка периодов и стилей. Для такого решения было много причин. Начало XIX века, и особенно ситуация в России после наполеоновского нашествия, дала импульс к строительству деревянных домов самого разного назначения. Среди них одноэтажные особняки, да к тому же и с мезонинами, особенно красивы в своей простой деревянной отделке. Деревянная русская архитектура пополнилась в эпоху Ампира действительно уникальными сооружениями. И эти простые и недорогие деревянные ампирные особняки продолжали строить многие годы, даже во второй половине XIX века. Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, чтобы почувствовать себя ровней с дворянами.

Вологда. Деревянный усадебный дом городского главы Волкова, 1814 г.
Сейчас в доме размещается музыкальная школа

Деревянный усадебный дом в Новоспасском, 1813 г.
 Восстановлен в 1970 гг.
Музей композитора М.И.Глинки.

И работая над темой ампира, я много раз задавал себе вопрос – а как же получилось, что такая великолепная архитектура вдруг чуть ли не в одночасье ушла в прошлое, уступив место эклектике. История смены архитектурного стиля на всей территории Российской империи как-то не укладывается в обычные рамки. Ну – не по всей России, конечно, но обе столицы «поменяли ориентацию» очень быстро. Эклектика пришла на смену классицизму в 1830-1840-х гг. и господствовала в России более полувека, до 1890-х годов. Писать об эклектике и просто, и очень сложно.
Но об этом времени мы поговорим уже в третьей части статьи ...


Литература:
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.

Фотографии по большей части приведены из интернет-журнала Архитектурный стиль.
Авторы: Наталия Чиляева, Лидия Басманова, Галина Борисова, Ксения Чернова, Мария Долгих, Александр Липилин, Александр Ильин и др.
Фотографии безлюдного карантинного Петербурга в 2020 г: Влад Сорокин

Фотографии «с высоты птичьего полета» в основном выполнены мною по материалам ПАНОРАМ сервиса Яндекс-карты. Они дают объемное представление о здании и окружающей территории и часто бывают более информативны, чем классический чертеж Генерального плана


Москва, 7 марта 2021 г.


Новости сайта
- 08 сентября 2024 г.
Исследование посвящено церкви в усадьбе Троицкое-Лыково, памятнику архитектуры конца XVII века. У него сложная судьба - проведенная в 1960-е годы реставрация здания была грубо искажена в XXI веке.
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.