Иконостас в структуре храма
(продолжение)
(продолжение)
Многие, наверное, удивятся самой постановке вопроса – как это храм без апсиды? Но при внимательном обзоре становится понятно, что многие сооружения построены именно по принципу создания единого общего объема. Все канонические требования при этом соблюдены, но алтарь размещается внутри основного храма. Здание получается без пристроенной апсиды, целостным сооружением. Вариаций на тему «безапсидного» храма, как и всегда в Русской архитектуре, весьма много. В данном исследовании акцентировано внимание на кубическом храме без апсиды и храме с планом крестообразной формы без апсиды. Типологически эти здания очень похожи, просто во втором случае отсутствуют (как бы вырезаны) закрестовья. И, конечно, рассмотрены круглые в плане храмы-ротонды.
III вариант. Храмы кубические с иконостасом на восточных пилонах
5 . Церковь Климента папы Римского.
Построена в 1770-х гг. и выделяется в Замоскворечье своими
монументальными размерами. Климентовский храм представляет собой
произведение позднего барокко и не имеет аналогий в московской
архитектуре. И в этом крупном барочном храме тем не менее абсида не
предусмотрена. Иконостас размещен на восточных столпах-пилонах и только
пространство восточного нефа определено для размещения алтаря.
План | Вид с восточной стороны |
Иконостас церкви Климента Папы Римского в Замоскворечье.
Центральная часть иконостаса (Фото: А.Н.Яковлев, 2008 г.)
Центральная часть иконостаса (Фото: А.Н.Яковлев, 2008 г.)
Фото из альбома Найденова, 1880-е гг. | Фото с той же точки, но уже в 2010 г. | Вид с Климентовского переулка |
6 . Церковь Богоявления в Елохове возводилась
на протяжении полувека. Самая старая часть – трапезная - построена в
1793 году, колокольня появилась позднее. Собственно храм создавался в
первой половине XIX в., строительство и отделка закончены в 1853 г.
Церковь многие годы была главным храмом Патриархии, да и сегодня более
известна под названием Елоховского собора. Грандиозное для Москвы
кубическое здание украшено огромным иконостасом, который протянулся на
всю ширину храма - на 26 метров. Расположение иконостаса традиционное,
на линии восточных пилонов. Иконостас полностью отгораживает восточную
часть храма, где и размещается алтарь. Здание не имеет апсиды, но при
реконструкции в 1980-х гг. пристроен прямоугольный объем на всю высоту
здания с восточной стороны.
План | Вид с юго-восточной стороны |
Иконостас церкви Богоявления в Елохове.
Интерьер с видом на центральную часть иконостаса
Интерьер с видом на центральную часть иконостаса
Общий вид иконостаса | Вид на Елоховский собор | Фото из альбома Найденова, 1880-е гг. |
И два слова в заключение рассмотрения III варианта. Так же как и в ранее рассмотренном I варианте это четырехстолпные храмы, но с ярко выделенным центральным пространством, увенчанным куполом со световым барабаном большого размера, опирающегося на четыре массивных столпа-пилона сложной формы. В храмах общая линия иконостасов полностью закрывает восточные пилоны и, находясь в интерьере, можно увидеть только два западных пилона. Эта особенность архитектурно - планировочного решения в древнерусском храмовом зодчестве перешла почти ко всем четырехстолпным храмам и XVIII - XIX вв.
Необходимо так же отметить, что, несмотря на свои крупные габариты
(церковь Климента имеет внутренние размеры приблизительно 23 х 23 метра,
а церковь Богоявления 26 х 26 метров), внутри пространство не кажется
большим. И только внимательно изучив планировку, становится понятным, в
чем причина. Ведь иконостас отгораживает от собственно храма третью
часть общей площади! В церкви Богоявления еще и вся центральная зона
под главным куполом занята под солею и огромный снаружи кубический храм
внутри оказывается и довольно тесным и полутемным, так как восточные
световые барабаны закрыты стеной иконостаса от основного интерьера и
только подкупольная зона является хорошо освещенным пространством.
IV вариант. Храмы крестообразные с иконостасом на восточной стене центрального объема
Крестообразные храмы глубоко символичны в своей структуре. Планировка их, с расположенным в восточной части планировочного креста алтарем, предельно лаконична. И если смотреть только на план здания, то можно было бы отнести их к храмам, имеющим прямоугольную апсиду, в которой находится алтарь. Но для изучения структуры необходимо посмотреть на весь храм в целом. И объемное решения здания и характер фасадов, с ярко выраженным центричным решением, без выделения каких либо признаков апсиды – все это дает основание выделить крестообразные храмы в отдельный вариант.
7 . Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами,
монументальное здание, строительство которого растянулось с 1706 по
1762 гг. Церковь двухъярусная, крестообразный объем верхней церкви
окружен гульбищем и завершен восьмериком с высоким сомкнутым сводом.
Церковь очень высокая, и даже в окружении сегодняшней многоэтажной
застройки ее вертикаль видна со всей округи. Верхняя церковь не имеет
апсиды, алтарь размещен в восточной части планировочного креста.
Иконостас в барочном стиле размещается на восточной стене основного
четверика, ширина иконостаса около 10 метров. В храме с трех сторон
имеются балконы (хоры). Благодаря огромным окнам храм наполнен светом
весь день.
План храма (без восстановленной колокольни) | Вид с южной стороны |
Иконостас церкви Вознесения за Серпуховскими воротами
Верх иконостаса. Слева виден балкон (хоры) | Вид со стороны колокольни | Фото из альбома Найденова, 1880-е гг. |
8 . Церковь Варвары на Варварке.
Построена в 1796 – 1804 гг. Крестообразный храм с портиками коринфского
ордера. Прекрасный пример зрелого московского классицизма. Круглый
купол над световым барабаном подчеркивает центричный характер компоновки
здания. Внутреннее пространство церкви перестроено в XX в.- двухсветный
объем разделен перекрытием и добавлена лестница на второй этаж. Сегодня
собственно храмом является именно помещение на втором этаже, украшенное
куполом с кессонами. Такая урезанная по высоте церковь, тем не менее,
производит очень хорошее впечатление. Интерьер камерный и купол с
росписями доступен для обзора. Иконостас новый, выполнен в близких к
модерну формах, ширина его небольшая, около семи метров.
План | Вид с юго-восточной стороны |
Иконостас церкви Варвары на Варварке
Интерьер храма на втором этаже и вид иконостаса, решенного в формах, стилистически близких модерну
Вид с ул. Варварка | Интерьер юго-восточной части церкви | Световой барабан и купол с кессонами |
V вариант. Храмы – ротонды с иконостасом в объеме храма
9. Прекрасно иллюстрирует этот вариант очень известная в Москве церковь Всех скорбящих радости
на Ордынке. Трапезная и колокольня построены в 1783 – 1791 гг. по
проекту В.И. Баженова, церковь – в 1828 – 1833 гг. по проекту О.И. Бове.
Барабан купола опирается на двенадцать колонн и скромный по размерам
иконостас установлен в ряду колоннады, выделяя небольшую алтарную часть.
Архитектура иконостаса решена в виде нарядной триумфальной арки с
небольшими ионическими колонками, которые подчеркивают мощь большого
ордера самого храма – ротонды.
План | Вид с востока, со двора усадьбы Долговых |
Иконостас церкви Всех скорбящих радости на Ордынке.
Интерьер храма-ротонды с круговой колоннадой и вид на иконостас
10 . В церкви Вознесения на Гороховом поле
круглая планировка выявлена, пожалуй, еще более ярко. Церковь построена
в 1788 – 1793 гг. Очень выразительна колоннада, окружающая ротонду. В
здании привлекает абсолютная цельность цилиндрического внутреннего
пространства ротонды. В настоящее время в церкви создается новый
иконостас в виде элегантной триумфальной арки. Изящный иконостас только
отделяет некоторую часть круглого в плане помещения. Иконостас не только
не разделяет общего объема храма на две части, а скорее - объединяет!
И, конечно, интерьер поражает наполненностью помещения светом через
огромные окна по всему периметру храма – ротонды.
Иконостас церкви Вознесенияна Гороховом поле.
Возведение иконостаса в храме - ротонде. Центральная часть иконостаса
Возведение иконостаса в храме - ротонде. Центральная часть иконостаса
Левая часть иконостаса | Общий вид со стороны ул. Казакова | Вид с восточной стороны |
Этот краткий обзор, конечно, не может охватить все варианты размещения иконостасов в различных объемно-планировочных решениях. Тысячелетнее развитие Русской архитектуры выработало такое разнообразие приемов, что нужно рассмотреть не десятки, а сотни храмов, чтобы составить полное представление об этом. Данная работа скорее является обозначением темы, на сегодня весьма актуальной, которая еще ждет глубокого историко-архитектурного исследования.
В качестве заключения статьи мне хочется показать вместе по одному плану от каждого из пяти вариантов расположения иконостаса в общей архитектурно-планировочной структуре храма. В этом простом сравнении пяти планировок прекрасно видны и своеобразие каждого решения, и красота и великолепие Русской архитектуры.
I вариант | II вариант | III вариант | IV вариант | V вариант |
Четырехстолпный храм | Бесстолпный храм | Кубический без апсиды | Крестообразный храм | Храм - ротонда |
........................................................................................................
Все фотографии выполнены автором в 2010 – 2011 годах.
Автор выражает признательность А.Н.Яковлеву за предоставление фотографии иконостаса в Климентовской церкви.
Черно-белые фотографии из альбома: Н.А.Найденов – Москва. Соборы, монастыри и церкви. В 5-ти томах (7-ми книгах), 1882-1888.
Автор выражает признательность А.Н.Яковлеву за предоставление фотографии иконостаса в Климентовской церкви.
Черно-белые фотографии из альбома: Н.А.Найденов – Москва. Соборы, монастыри и церкви. В 5-ти томах (7-ми книгах), 1882-1888.
Литература:
1. История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
2. Памятники архитектуры Москвы. В 8-и томах. – М.: Искусство, 1983 - 2007.
3. Корнилович К. В. Окно в минувшее. - Л.: Искусство, 1968.
4. Гуляницкий Н.Ф. О формирующих основах внутреннего пространства храмов xv—середины xvi вв. (функция, структура, иконостас). В кн.: Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 236-264. Размещение в электронной научной библиотеке "РусАрх": 2007 г.
Исследование выполнено в 2010 - 2011 гг.