Четверг, 21.11.2024, 09:20
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Иконостас храма - 2 стр.

Иконостас в структуре храма
(продолжение)



       Многие, наверное, удивятся самой постановке вопроса – как это храм без апсиды? Но при внимательном обзоре становится понятно, что многие сооружения построены именно по принципу создания единого общего объема. Все канонические требования при этом соблюдены, но алтарь размещается внутри основного храма. Здание получается без пристроенной апсиды, целостным сооружением. Вариаций на тему «безапсидного» храма, как и всегда в Русской архитектуре, весьма много. В данном исследовании акцентировано внимание на кубическом храме без апсиды и храме с планом крестообразной формы без апсиды. Типологически эти здания очень похожи, просто во втором случае отсутствуют (как бы вырезаны) закрестовья. И, конечно, рассмотрены круглые в плане храмы-ротонды.
 
III вариант. Храмы кубические с иконостасом на восточных пилонах
 
       5 . Церковь Климента папы Римского.  Построена в 1770-х гг. и выделяется в Замоскворечье своими монументальными размерами. Климентовский храм представляет собой произведение позднего барокко и не имеет аналогий в московской архитектуре. И в этом крупном барочном храме тем не менее абсида не предусмотрена. Иконостас размещен на восточных столпах-пилонах и только пространство восточного нефа определено для размещения алтаря.



План Вид с восточной стороны


Иконостас церкви Климента Папы Римского в Замоскворечье.
Центральная часть иконостаса  (Фото: А.Н.Яковлев, 2008 г.)

 



Фото из альбома Найденова,
1880-е гг.
Фото с той же точки, но уже в 2010 г.Вид с Климентовского переулка
                                                             
       6 . Церковь Богоявления в Елохове  возводилась на протяжении полувека. Самая старая часть – трапезная - построена в 1793 году, колокольня появилась позднее. Собственно храм создавался в первой половине XIX в., строительство и отделка закончены в 1853 г. Церковь многие годы была главным храмом Патриархии, да и сегодня более известна под названием Елоховского собора. Грандиозное для Москвы кубическое здание украшено огромным иконостасом, который протянулся на всю ширину храма - на 26 метров. Расположение иконостаса традиционное, на линии восточных пилонов. Иконостас полностью отгораживает восточную часть храма, где и размещается алтарь. Здание не имеет апсиды, но при реконструкции в 1980-х гг. пристроен прямоугольный объем на всю высоту здания с восточной стороны.



ПланВид с юго-восточной стороны

          
Иконостас церкви Богоявления в Елохове.
Интерьер с видом на центральную часть иконостаса




Общий вид иконостасаВид на Елоховский соборФото из альбома Найденова,
1880-е гг.
                                           
       И два слова в заключение рассмотрения  III варианта. Так же как и в ранее рассмотренном  I варианте  это четырехстолпные храмы, но с ярко выделенным центральным пространством, увенчанным куполом со световым барабаном большого размера, опирающегося на четыре массивных столпа-пилона сложной формы. В храмах общая линия иконостасов полностью закрывает восточные пилоны и, находясь в интерьере, можно увидеть только два западных пилона. Эта особенность архитектурно - планировочного решения в древнерусском храмовом зодчестве перешла почти ко всем четырехстолпным храмам и XVIII - XIX вв.
       Необходимо так же отметить, что, несмотря на свои крупные габариты (церковь Климента имеет внутренние размеры приблизительно 23 х 23 метра, а церковь Богоявления 26 х 26 метров), внутри пространство не кажется большим. И только внимательно изучив планировку, становится понятным, в чем причина. Ведь иконостас отгораживает от собственно храма третью часть общей площади!  В церкви Богоявления еще и вся центральная зона под главным куполом занята под солею и огромный снаружи кубический храм внутри оказывается и довольно тесным и полутемным, так как восточные световые барабаны закрыты стеной иконостаса от основного интерьера и только подкупольная зона является хорошо освещенным пространством.


IV вариант. Храмы крестообразные с иконостасом на восточной стене центрального объема
 
       Крестообразные храмы глубоко символичны в своей структуре. Планировка их, с расположенным в восточной части планировочного креста алтарем, предельно лаконична. И если смотреть только на план здания, то можно было бы отнести их к храмам, имеющим прямоугольную апсиду, в которой находится алтарь. Но для изучения структуры необходимо посмотреть на весь храм в целом. И объемное решения здания и характер фасадов, с ярко выраженным центричным решением, без выделения каких либо признаков апсиды – все это дает основание выделить крестообразные храмы в отдельный вариант.

       7 . Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами, монументальное здание, строительство которого растянулось с 1706 по 1762 гг. Церковь двухъярусная, крестообразный объем верхней церкви окружен гульбищем и завершен восьмериком с высоким сомкнутым сводом. Церковь очень высокая, и даже в окружении сегодняшней многоэтажной застройки ее вертикаль видна со всей округи. Верхняя церковь не имеет апсиды, алтарь размещен в восточной части планировочного креста. Иконостас в барочном стиле размещается на восточной стене основного четверика, ширина иконостаса около 10 метров. В храме с трех сторон имеются балконы (хоры). Благодаря огромным окнам храм наполнен светом весь день.



План храма (без восстановленной колокольни)
Вид с южной стороны


Иконостас церкви Вознесения за Серпуховскими воротами
 



Верх иконостаса. Слева виден балкон (хоры)Вид со стороны колокольниФото из альбома Найденова,
1880-е гг.

       8 . Церковь Варвары на Варварке. Построена в 1796 – 1804 гг. Крестообразный храм с портиками коринфского ордера. Прекрасный пример зрелого московского классицизма. Круглый купол над световым барабаном подчеркивает центричный характер компоновки здания. Внутреннее пространство церкви перестроено в XX в.- двухсветный объем разделен перекрытием и добавлена лестница на второй этаж. Сегодня собственно храмом является именно помещение на втором этаже, украшенное куполом с кессонами. Такая урезанная по высоте церковь, тем не менее, производит очень хорошее впечатление. Интерьер камерный и купол с росписями доступен для обзора. Иконостас новый, выполнен в близких к модерну формах, ширина его небольшая, около семи метров.
 


ПланВид с юго-восточной стороны



Иконостас церкви Варвары на Варварке
Интерьер храма на втором этаже и вид иконостаса, решенного в формах, стилистически близких модерну
 



Вид с ул. ВарваркаИнтерьер юго-восточной части церквиСветовой барабан и купол с кессонами

 
V вариант. Храмы – ротонды с иконостасом в объеме храма

       9. Прекрасно иллюстрирует этот вариант очень известная в Москве церковь  Всех скорбящих радости  на Ордынке. Трапезная и колокольня построены в 1783 – 1791 гг. по проекту В.И. Баженова, церковь – в 1828 – 1833 гг. по проекту О.И. Бове. Барабан купола опирается на двенадцать колонн и скромный по размерам иконостас установлен в ряду колоннады, выделяя небольшую алтарную часть. Архитектура иконостаса решена в виде нарядной триумфальной арки с небольшими ионическими колонками, которые подчеркивают мощь большого ордера самого храма – ротонды.



План Вид с востока, со двора усадьбы Долговых


Иконостас церкви Всех скорбящих радости на Ордынке.
Интерьер храма-ротонды с круговой колоннадой и вид на иконостас
 



Интерьер храма - ротондыВид с ОрдынкиВид южного фасада.
Вдали усадьба Долговых

       10 . В церкви  Вознесения на Гороховом поле  круглая планировка выявлена, пожалуй, еще более ярко. Церковь построена в 1788 – 1793 гг. Очень выразительна колоннада, окружающая ротонду. В здании привлекает абсолютная цельность цилиндрического внутреннего пространства ротонды. В настоящее время в церкви создается новый иконостас в виде элегантной триумфальной арки. Изящный иконостас только отделяет некоторую часть круглого в плане помещения. Иконостас не только не разделяет общего объема храма на две части, а скорее - объединяет!  И, конечно, интерьер поражает наполненностью помещения светом через огромные окна по всему периметру храма – ротонды.



План
Вид с востока на ротонду
 

Иконостас церкви Вознесенияна Гороховом поле.
Возведение иконостаса в храме - ротонде. Центральная часть иконостаса





Левая часть иконостасаОбщий вид со стороны ул. КазаковаВид с восточной стороны
                                 
       Этот краткий обзор, конечно, не может охватить все варианты размещения иконостасов в различных объемно-планировочных решениях. Тысячелетнее развитие Русской архитектуры выработало такое разнообразие приемов, что нужно рассмотреть не десятки, а сотни храмов, чтобы составить полное представление об этом. Данная работа скорее является обозначением темы, на сегодня весьма актуальной, которая еще ждет глубокого историко-архитектурного исследования.

       В качестве заключения статьи мне хочется показать вместе по одному плану от каждого из пяти вариантов расположения иконостаса в общей архитектурно-планировочной структуре храма. В этом простом сравнении пяти планировок прекрасно видны и своеобразие каждого решения, и красота и великолепие Русской архитектуры.

I вариантII вариантIII вариантIV вариантV вариант





Четырехстолпный
 храм
Бесстолпный
 храм
Кубический
без апсиды
Крестообразный храмХрам - ротонда


........................................................................................................
Все фотографии выполнены автором в 2010 – 2011 годах.
Автор выражает признательность А.Н.Яковлеву за предоставление фотографии иконостаса в Климентовской церкви.
Черно-белые фотографии из альбома: Н.А.Найденов – Москва. Соборы, монастыри и церкви. В 5-ти томах (7-ми книгах), 1882-1888.

        Литература:
1. История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
2. Памятники архитектуры Москвы. В 8-и томах. – М.: Искусство, 1983 - 2007.
3. Корнилович К. В. Окно в минувшее. - Л.: Искусство, 1968.
4. Гуляницкий Н.Ф. О формирующих основах внутреннего пространства храмов xv—середины xvi вв. (функция, структура, иконостас). В кн.: Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 236-264. Размещение в электронной научной библиотеке "РусАрх": 2007 г.
 
 Исследование выполнено в 2010 - 2011 гг.

Новости сайта
- 08 сентября 2024 г.
Исследование посвящено церкви в усадьбе Троицкое-Лыково, памятнику архитектуры конца XVII века. У него сложная судьба - проведенная в 1960-е годы реставрация здания была грубо искажена в XXI веке.
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.