Вторник, 19.03.2024, 12:24
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Новодевичий и его тайны

Новодевичий монастырь в Москве - памятник архитектуры, где много зданий построено в стиле «Нарышкинского барокко», и памятник истории, где каждое сооружение хранит свои тайны ...

        Много лет назад, еще в школьные годы, пройдя по Большой Пироговской улице, между обычных и понятных домов, я вышел на площадь, за которой виднелось что-то совсем неординарное. Про Новодевичий монастырь я слышал, но только в контексте, что там есть церковь, и одна темная старушка из нашего старого дома туда ездит. Ну, старая, неграмотная, чего с нее возьмешь? Посмотрев непривычные формы с куполами, я повернул назад. О том, чтобы подойти поближе к такому странному сооружению и тем более зайти в ворота – даже и мысли такой не промелькнуло. В более старшем возрасте Новодевичий воспринимался как мемориальное кладбище, и были знакомые люди, которые ездили  туда именно гулять, рассматривая и читая надписи на памятниках известных людей нашей страны. На этом информация обрывалась. И хотя в Новодевичьем, кажется, все годы был и музей, но все равно – специфика места не привлекала.  

       И только поступив в Архитектурный институт, я начал понимать и осознавать древнерусскую архитектуру. И наконец-то поставил понятие «Архитектура» выше таких определений как дворец или музей, дом или церковь, историческое сооружение и т.д. Поставил акцент на главном – то есть на архитектуре.

Общий вид Новодевичьего монастыря. Фото 1960-70 гг.

       История Новодевичьего монастыря начинается с его основания в 1524 году великим князем Московским Василием III в память о крупной военной победе – присоединении в 1514 году старинного русского города Смоленска, отвоеванного у Литовцев. Строительство началось на обширном заливном лугу, в крутой излучине Москвы-реки. При Иване IV Грозном монастырю оказывалось особое внимание, он был освобожден от уплаты налогов государству. Монастырь первоначально предназначался для женщин самых знатных фамилий. Во время опричнины монастырь стал и местом заточения для них.

       Стоявший в центре территории Смоленский собор (1550 г.) долгое время был единственным каменным зданием в монастыре, возвышавшимся среди деревянных строений. Во второй половине XVI века в монастыре возвели комплекс каменных зданий – Амвросиевскую церковь, трапезную и палаты Ирины Годуновой. В те времена стены были деревянные и в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разорив Москву, сжег и Новодевичий монастырь.
       В самом конце XVI века монастырь стал местом важнейшего исторического события – восхождения на престол Бориса Годунова. Здесь он проживал несколько лет, и здесь, в Смоленском соборе его нарекли царем. Естественно, что став царем, Годунов делал большие вклады в монастырь. В эти годы поновили Смоленский собор и построили многие каменные здания. В эти годы в соборе над первоначальной алтарной преградой поднялся пятиярусный иконостас. В самом начале XVII века возведены каменные стены монастыря взамен деревянных. Протяженность стен составила 870 м., толщина 3 м., высота 11 м. Стены венчали двенадцать глухих башен, из которых четыре угловых – круглые.
       Наибольшего процветания монастырь достиг во второй половине XVII века, во время правления царевны Софьи (1682- 1689 гг.). Именно благодаря поддержке Софьи и сложился архитектурный образ Новодевичьего монастыря, выдержанный в основном в стиле московского барокко, который сегодня мы чаще всего называем стилем «нарышкинское барокко». Хотя термин «нарышкинское» здесь звучит почти как насмешка над властолюбивой и неудачливой царевной Софьей, урожденной Милославской, законной дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака, которая люто ненавидела Петра (рожденного от второго брака) и всех Нарышкиных. В 1683-1690 гг. возведена и знаменитая колокольня. В 1685-1688 гг. построена Трапезная палата с Успенской церковью. В эти годы были перестроены стены и башни, у стен появились зубцы под названием «ласточкин хвост». А на месте проездных башен построили Преображенскую и Покровскую надвратные церкви. Таковы масштабы работ во время правления Софьи.

       После поражения царевны Софьи в борьбе за престол, Петр I разгромил мятежных стрельцов. В палатах при Напрудной башне их казнили. В монастырь была заточена и сама Софья, насильственно постриженная в монахини. По приказу Петра I перед окнами кельи Софьи были повешены её сторонники.
При Петре положение монастыря резко изменилось. Монастырь постоянно находился под охраной солдат-преображенцев. Монахини проживали в монастыре в обстановке полной изоляции, им разрешалось видеться с родственниками только изредка в привратной сторожке.

       В 1812 году войска Наполеона вступили в Москву. Ризница и драгоценности были заранее вывезены  в Вологду. Французы использовали монастырь как армейский провиантский склад. При отступлении из Москвы они попытались взорвать Смоленский собор и другие постройки. Но здания спасли остававшиеся в монастыре монахини, загасившие фитили бочек с порохом. 

       После революции, в 1922 году на территории Новодевичьего монастыря был организован музей, который с 1934 года стал филиалом Исторического музея.

1. Генеральный план


Чертеж и экспликация приведены из V тома Памятники архитектуры Москвы. С удивлением обнаружил ошибку в чертеже: «20 – Успенская церковь с трапезной»  стояла под другим углом. Поправил по масштабу, насколько это было возможно.

2. Стены и башни Новодевичьего монастыря

       Думаю, что не ошибусь, если скажу, что из всех сооружений монастыря стены и башни Новодевичьего более всего известны. Они запоминаются как яркий образ в литературе. И сегодня ансамбль имеет определенную защитную зону, где нет высоких зданий и современных сооружений. Новодевичий монастырь можно обойти по кругу и посмотреть с разных сторон, в том числе и все стены с башнями. У фотографов существует много любимых точек, но особенно ценится вид с дальнего берега пруда, когда все здания монастыря отражаются в воде.

 
Вид Новодевичьего монастыря со стороны пруда. Приходится показывать старую фотографию,
поскольку сегодняшние виды испорчены строительными лесами, окутавшими колокольню

       Периметр стен составляет 870, и на всем протяжении стены воспринимаются по-разному. Издали это горизонтальная полоса с башнями, вблизи – это мощные стены, неприступность которых подчеркнута элементами для борьбы с наступающими врагами - несколькими рядами бойниц и машикулей. Но декоративные завершения стен и особенно башен монастыря, с пышными коронами, все это в наши дни затмевает оборонительные детали. Стены и башни воспринимаются как нарядные постройки, яркие по архитектурному оформлению.


Северные ворота с церковью Преображения.
  В наши дни это фактически единственный вход и въезд на территорию Новодевичьего монастыря

 
Стрелецкая караульня у Напрудной башни
 
В палатах караульни пребывала в заключении опальная царевна Софья. По сегодняшней музейной классификации это заглубленное сооружение еще называют Палаты царевны Софьи. Ну - какие же это палаты? - для нее это был скорее тюремный каземат.
 
 
Фрагмент Напрудной башни за которой видны окна палат, где пребывала царевна Софья

На этом месте молодой царь Петр велел соорудить виселицы, на которых казненные стрельцы висели долгое время для устрашения Софьи. Как раз пред её окнами. Гуманные были у нас цари, один лучше другого ....
 

Южные ворота с церковью Покрова и палатами. Вдали справа видна церковь Амвросия
 
В солнечный день в начале весны, когда еще лежит снег, вся картина смотрится прекрасно.
 

Крепостная стена и караульня у Сетуньской башни

 
На обходной галерее крепостной стены Новодевичьего монастыря


Вид на обходную галерею из Саввинской башни. Вдали видна Напрудная башня

       Показать все виды монастырских стен невозможно. Снаружи это одни виды, с территории монастыря совсем другие. Башни, четко постановленные на плане, в натуре смотрятся неожиданно. Вообще  человек, даже много раз побывавший в Новодевичьем – не сможет нарисовать схему генерального плана. Настолько внутри комплекса все смотрится по-другому, чем на генеральном плане.  

Три сооружения монастыря на генеральном плане взаимосвязаны единой осью:  это собор, трапезная и колокольня. Они собственно и являются главными архитектурными акцентами всего ансамбля.

3. Смоленский собор

        Смоленский собор - монументальное сооружение середины XVI  века неоднократно перестраивалось, и окончательный вид, дошедший до наших дней, скорее всего результат работ конца XVII века.
Проследить все этапы от первоначального собора 1524-х годов, который обрушился,  восстановление в 1530 году, превращение в пятиглавый  в 1650-х годах, окончательное формирование собора в 1680-х годах, ремонт под руководством арх. И. Мичурина  в 1759 г., и реставрацию в 1898 – 1903 гг. - это непростое занятие.


Вид со стороны главного входа



Вид на Смоленский собор с востока, со стороны апсид

Смоленский собор - пятиглавый  шестистолпный храм, с позакомарным покрытием. Он поставлен на высокий подклет, с трех сторон его окружает галерея-гульбище. Собор выстроен из кирпича с деталями из белого камня.


План Смоленского собора - грандиозного здания, ширина которого около восемнадцати метров.
Как и у многих храмов подобного типа, пятиглавие сдвинуто к востоку

       В те далекие времена церковная традиция считала, что нужно осветить через световой барабан центральное пространство перед иконостасом. А то обстоятельство, что при этом другие, восточные световые барабаны вообще становились чисто декоративными, и через них освещение в храм не попадало - это очевидно, в расчет не принималось. Аналогичное решение можно увидеть почти во всех огромных соборах XV – XVI вв.
       Многоярусный иконостас на восточном ряде столпов отгораживает третью или четвертую часть объема собора – его верхняя часть приближается к центральному световому барабану, основному источнику света в интерьере. Солея занимает весь центральный пролет. Солею можно сравнить со сценой в театре, настолько она большая.

Общий вид знаменитого иконостаса, поднимающегося на пять ярусов! 

Такой высокий иконостас тоже возник не сразу.
Сначала была невысокая кирпичная алтарная преграда.
И только при Годунове над первоначальной алтарной преградой поднялся пятиярусный иконостас,
который полностью изолировал восточный неф собора и апсиды.
До устройства иконостаса в интерьере господствовало изображение Одигитрии Смоленской
на восточной стене над центральной апсидой.
Фреску и сегодня можно частично рассмотреть издали, от входа

       В натуре рассмотреть иконы верхних ярусов невозможно. Во время одного из своих посещений я застал момент фотографирования икон. Для этого на солее была установлено оборудование со специальной телескопической вышкой для фотокамеры, поднимавшей её на уровень, необходимый для съемки конкретного изображения. Специалист на компьютере проверял положение фотокамеры и настраивал. Но это работа для фотосъемки.

А уж как видели иконы все предыдущие поколения – нам остается только догадываться…


Галереи, окружающие основной объем собора с трех сторон

4. Трапезная с Успенской церковью

       И следующее здание Новодевичьего монастыря, которое необходимо выделить среди многочисленных сооружений комплекса – это трапезная палата с огромным залом и небольшой, но двухэтажной церковью. Весь сложный набор зданий объединяет единая архитектурная отделка фасадов в стиле «Нарышкинского барокко».

 
План трапезной. В центре главный зал, перекрытый коробовым сводом. На плане показаны и красивые распалубки, которые зрительно придают определенную легкость всей конструкции свода
 


Интерьер трапезной палаты


Трапезная переделывалась, горела и снова перестраивалась и сегодняшний её вид является скорее результатом многочисленных перестроек.


Вид Успенской церкви с восточной стороны. Это как бы парадный фасад всего здания трапезной

Апсиды всегда освещены солнечными лучами и вся архитектура «Нарышкинского барокко» предстает перед нами в самом ярком виде. Наличники окон с полуколоннами и завершением в виде «петушьих гребешков» проходят по всем фасадам и объединяют архитектурный облик трапезной.

5. Колокольня


        Уникальная по своей высоте и архитектурно-художественным достоинствам колокольня построена из кирпича с деталями из белого камня. Время строительства историки относят к 1683 – 1690 годам. Поставленная по оси с трапезной и собором, колокольня почти примыкает к монастырской стене и связана с ней переходом с лестницей входа на второй ярус колокольни.

Чертежи колокольни: фасад и планы 2, 3 и 4 ярусов

Колокольня, знаменитая колокольня Новодевичьего монастыря, и сегодня видная с самых неожиданных точек огромного города.


Основание колокольни окружает белокаменная стена с арками.
Сверху, на уровне второго яруса размещается обходная галерея,
с которой открываются живописные виды на монастырские постройки

На первом ярусе колокольни размещается Церковь Варлаама и Иоасафа. Помещение это очень небольшое, так как стены основания колокольни имеют огромную толщину.


Интерьер Церкови Варлаама и Иоасафа на первом ярусе колокольни, вид на окно.
Хорошо видна толщина кирпичной стены. Фото 2012 года

На обходной галерее второго яруса, вид в сторону собора. Фото 2012 г.

       На втором уровне колокольни тоже размещалась небольшая церковь Иоанна Богослова. А подняться на второй ярус можно по винтовой лестнице в толще стены колокольни. Но очевидно, что основным входом в давние времена была широкая лестница с обходной галереи крепостной стены. Существует легенда, что в 1812 году французы завели в церковь лошадь, которая сдохла в помещении, и с тех пор церковь не возобновлялась.

       Сам вход в церковь на втором ярусе увидеть с уровня земли невозможно. С дальних точек, особенно с монастырских стен,  этот вход разглядеть можно, если знать о нем и внимательно поискать взглядом или объективом фотоаппарата. Насыщенность колокольни еще и небольшими церковками несколько озадачивает, учитывая бесчисленное количество всевозможных церквей и огромного собора на территории монастыря. Но у православных строителей были свои точки отсчета, и свой образ мышления.
 

Лестница входа с обходной галереи стены на второй ярус колокольни. Первоначально была открытой, позднее устроили дощатые стены и кровлю.


Винтовая лестница в толще стены колокольни. Подниматься по такой лестнице тяжело,
но поручни, вырезанные из камня в стене, очень помогают

Интерьер двусветной церкви Иоанна Богослова на втором ярусе колокольни,
реставрация здесь все таки ведется.
Вид северной части храма, и вид на апсиду и детали крепления иконостаса на восточной стене.
Фото 2012 года

Вспоминается и заметка в журнале, опубликованная в 1990-е годы. В ней рассказывалось о художнике, который как монах-отшельник жил где-то в колокольне много лет. И все стены своей "кельи"  он покрыл рисунками, конечно-же интересными и гениальными. Но больше никогда и ни от кого об этом не слышал. Очевидно - очередная басня, которыми так прославились наши "нулевые годы".


Общий вид второго и третьего ярусов колокольни, Фото с дальней точки, 2009 год

       И хотя вокруг Новодевичьего монастыря есть довольно обширная охранная зона, это не спасает архитектуру от совершенно новых построек, накладывающихся на силуэт старинных зданий. И даже одна стеклянная башня, построенная вдалеке, вносит непоправимый диссонанс в общую панораму. А в последние годы таких высотных зданий в округе настроено чрезвычайно много. Много раз прогуливаясь по территории и вокруг монастыря, я удивлялся агрессивному характеру этих новостроек.

       Мне повезло увидеть интерьеры колокольни в 2012 году. Все ярусы колокольни и расположенные на них церкви всегда были закрыты для туристов, и доступа в них не было - и скорее всего не будет никогда. Тем более теперь, после страшного пожара. И мои случайные фотографии становятся документом истории.  А сам факт пожара на колокольне в марте 2015 года, во время проведения реставрационных работ – озадачивает, мягко говоря. Совсем непонятно, почему работы на таком уникальном объекте начали осенью и вели зимой, с применением электро обогрева. Ведь всегда строительный сезон на Руси начинался весной, продолжался до поздней осени и приостанавливался на зимнее время года. Надолго затянувшаяся реставрация и вообще навлекает на грустные мысли.

Но эти события произойдут много позже, а мои фотографии относятся к 2012 году, когда я был очередной раз увлечен архитектурой Новодевичьего монастыря, замечательного памятника архитектуры. Кстати – включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в котором наших российских объектов раз-два и обчелся.



       И эту работу я тоже начинал продумывать в тот год. Но потом она зависла, и вот теперь я заново просматриваю фотографии и сканированные чертежи. И пытаюсь сформулировать свой восторг перед русскими мастерами второй половины XVII – начала XVIII века, создавших Стиль «московского» Нарышкинского барокко.  Сказавшими новое слово в архитектуре в то сложнейшее для истории время, когда ломался весь уклад старомосковской боярской жизни и зарождалось новое государство – Российская империя.

................................................................................................

Москва - Новодевичий монастырь - 2012 год. Статья подготовлена и опубликована 02.02.2019 г.

В качестве дополнения - небольшой фильм:

https://youtu.be/nCjhjzq0XN0


Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.