Новодевичий и его тайны
Новодевичий монастырь в Москве - памятник архитектуры, где много зданий построено в стиле «Нарышкинского барокко», и памятник истории, где каждое сооружение хранит свои тайны ...
И только поступив в Архитектурный институт, я начал понимать и осознавать древнерусскую архитектуру. И наконец-то поставил понятие «Архитектура» выше таких определений как дворец или музей, дом или церковь, историческое сооружение и т.д. Поставил акцент на главном – то есть на архитектуре.
Стоявший в центре территории Смоленский собор (1550 г.) долгое время был единственным каменным зданием в монастыре, возвышавшимся среди деревянных строений. Во второй половине XVI века в монастыре возвели комплекс каменных зданий – Амвросиевскую церковь, трапезную и палаты Ирины Годуновой. В те времена стены были деревянные и в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разорив Москву, сжег и Новодевичий монастырь.
В самом конце XVI века монастырь стал местом важнейшего исторического события – восхождения на престол Бориса Годунова. Здесь он проживал несколько лет, и здесь, в Смоленском соборе его нарекли царем. Естественно, что став царем, Годунов делал большие вклады в монастырь. В эти годы поновили Смоленский собор и построили многие каменные здания. В эти годы в соборе над первоначальной алтарной преградой поднялся пятиярусный иконостас. В самом начале XVII века возведены каменные стены монастыря взамен деревянных. Протяженность стен составила 870 м., толщина 3 м., высота 11 м. Стены венчали двенадцать глухих башен, из которых четыре угловых – круглые.
Наибольшего процветания монастырь достиг во второй половине XVII века, во время правления царевны Софьи (1682- 1689 гг.). Именно благодаря поддержке Софьи и сложился архитектурный образ Новодевичьего монастыря, выдержанный в основном в стиле московского барокко, который сегодня мы чаще всего называем стилем «нарышкинское барокко». Хотя термин «нарышкинское» здесь звучит почти как насмешка над властолюбивой и неудачливой царевной Софьей, урожденной Милославской, законной дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака, которая люто ненавидела Петра (рожденного от второго брака) и всех Нарышкиных. В 1683-1690 гг. возведена и знаменитая колокольня. В 1685-1688 гг. построена Трапезная палата с Успенской церковью. В эти годы были перестроены стены и башни, у стен появились зубцы под названием «ласточкин хвост». А на месте проездных башен построили Преображенскую и Покровскую надвратные церкви. Таковы масштабы работ во время правления Софьи.
После поражения царевны Софьи в борьбе за престол, Петр I разгромил мятежных стрельцов. В палатах при Напрудной башне их казнили. В монастырь была заточена и сама Софья, насильственно постриженная в монахини. По приказу Петра I перед окнами кельи Софьи были повешены её сторонники.
При Петре положение монастыря резко изменилось. Монастырь постоянно находился под охраной солдат-преображенцев. Монахини проживали в монастыре в обстановке полной изоляции, им разрешалось видеться с родственниками только изредка в привратной сторожке.
В 1812 году войска Наполеона вступили в Москву. Ризница и драгоценности были заранее вывезены в Вологду. Французы использовали монастырь как армейский провиантский склад. При отступлении из Москвы они попытались взорвать Смоленский собор и другие постройки. Но здания спасли остававшиеся в монастыре монахини, загасившие фитили бочек с порохом.
1. Генеральный план
Чертеж и экспликация приведены из V тома Памятники архитектуры Москвы. С удивлением обнаружил ошибку в чертеже: «20 – Успенская церковь с трапезной» стояла под другим углом. Поправил по масштабу, насколько это было возможно.
2. Стены и башни Новодевичьего монастыря
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что из всех сооружений монастыря стены и башни Новодевичьего более всего известны. Они запоминаются как яркий образ в литературе. И сегодня ансамбль имеет определенную защитную зону, где нет высоких зданий и современных сооружений. Новодевичий монастырь можно обойти по кругу и посмотреть с разных сторон, в том числе и все стены с башнями. У фотографов существует много любимых точек, но особенно ценится вид с дальнего берега пруда, когда все здания монастыря отражаются в воде.
Периметр стен составляет 870, и на всем протяжении стены воспринимаются по-разному. Издали это горизонтальная полоса с башнями, вблизи – это мощные стены, неприступность которых подчеркнута элементами для борьбы с наступающими врагами - несколькими рядами бойниц и машикулей. Но декоративные завершения стен и особенно башен монастыря, с пышными коронами, все это в наши дни затмевает оборонительные детали. Стены и башни воспринимаются как нарядные постройки, яркие по архитектурному оформлению.
Северные ворота с церковью Преображения.
Стрелецкая караульня у Напрудной башни
Фрагмент Напрудной башни за которой видны окна палат, где пребывала царевна Софья
Южные ворота с церковью Покрова и палатами. Вдали справа видна церковь Амвросия
Крепостная стена и караульня у Сетуньской башни
На обходной галерее крепостной стены Новодевичьего монастыря
Вид на обходную галерею из Саввинской башни. Вдали видна Напрудная башня
Три сооружения монастыря на генеральном плане взаимосвязаны единой осью: это собор, трапезная и колокольня. Они собственно и являются главными архитектурными акцентами всего ансамбля.
3. Смоленский собор
Смоленский собор - монументальное сооружение середины XVI века неоднократно перестраивалось, и окончательный вид, дошедший до наших дней, скорее всего результат работ конца XVII века.
Проследить все этапы от первоначального собора 1524-х годов, который обрушился, восстановление в 1530 году, превращение в пятиглавый в 1650-х годах, окончательное формирование собора в 1680-х годах, ремонт под руководством арх. И. Мичурина в 1759 г., и реставрацию в 1898 – 1903 гг. - это непростое занятие.
Вид со стороны главного входа
Смоленский собор - пятиглавый шестистолпный храм, с позакомарным покрытием. Он поставлен на высокий подклет, с трех сторон его окружает галерея-гульбище. Собор выстроен из кирпича с деталями из белого камня.
План Смоленского собора - грандиозного здания, ширина которого около восемнадцати метров.
В те далекие времена
церковная традиция считала, что нужно осветить через световой барабан
центральное пространство перед иконостасом. А то обстоятельство, что при
этом другие, восточные световые барабаны вообще становились чисто
декоративными, и через них освещение в храм не попадало - это очевидно, в
расчет не принималось. Аналогичное решение можно увидеть почти во всех
огромных соборах XV – XVI вв.
Многоярусный иконостас на восточном ряде столпов отгораживает третью или четвертую часть объема собора – его верхняя часть приближается к центральному световому барабану, основному источнику света в интерьере. Солея занимает весь центральный пролет. Солею можно сравнить со сценой в театре, настолько она большая.
Общий вид знаменитого иконостаса, поднимающегося на пять ярусов!
А уж как видели иконы все предыдущие поколения – нам остается только догадываться…
Галереи, окружающие основной объем собора с трех сторон
4. Трапезная с Успенской церковью
И следующее здание Новодевичьего монастыря, которое необходимо выделить среди многочисленных сооружений комплекса – это трапезная палата с огромным залом и небольшой, но двухэтажной церковью. Весь сложный набор зданий объединяет единая архитектурная отделка фасадов в стиле «Нарышкинского барокко».
План трапезной. В центре главный зал, перекрытый коробовым сводом. На плане показаны и красивые распалубки, которые зрительно придают определенную легкость всей конструкции свода
Интерьер трапезной палаты
Трапезная переделывалась, горела и снова перестраивалась и сегодняшний её вид является скорее результатом многочисленных перестроек.
Апсиды всегда освещены солнечными лучами и вся архитектура «Нарышкинского барокко» предстает перед нами в самом ярком виде. Наличники окон с полуколоннами и завершением в виде «петушьих гребешков» проходят по всем фасадам и объединяют архитектурный облик трапезной.
5. Колокольня
Уникальная по своей высоте и архитектурно-художественным достоинствам колокольня построена из кирпича с деталями из белого камня. Время строительства историки относят к 1683 – 1690 годам. Поставленная по оси с трапезной и собором, колокольня почти примыкает к монастырской стене и связана с ней переходом с лестницей входа на второй ярус колокольни.
Колокольня, знаменитая колокольня Новодевичьего монастыря, и сегодня видная с самых неожиданных точек огромного города.
Основание колокольни окружает белокаменная стена с арками.
На первом ярусе колокольни размещается Церковь Варлаама и Иоасафа. Помещение это очень небольшое, так как стены основания колокольни имеют огромную толщину.
Интерьер Церкови
Варлаама и Иоасафа на первом ярусе колокольни, вид на окно.
Хорошо видна
толщина кирпичной стены. Фото 2012 года
На обходной галерее второго яруса, вид в сторону собора. Фото 2012 г.
На втором уровне колокольни тоже размещалась небольшая церковь Иоанна Богослова. А подняться на второй ярус можно по винтовой лестнице в толще стены колокольни. Но очевидно, что основным входом в давние времена была широкая лестница с обходной галереи крепостной стены. Существует легенда, что в 1812 году французы завели в церковь лошадь, которая сдохла в помещении, и с тех пор церковь не возобновлялась.
Сам вход в церковь на втором ярусе увидеть с уровня земли невозможно. С дальних точек, особенно с монастырских стен, этот вход разглядеть можно, если знать о нем и внимательно поискать взглядом или объективом фотоаппарата. Насыщенность колокольни еще и небольшими церковками несколько озадачивает, учитывая бесчисленное количество всевозможных церквей и огромного собора на территории монастыря. Но у православных строителей были свои точки отсчета, и свой образ мышления.
Лестница входа с обходной галереи стены на второй ярус колокольни. Первоначально была открытой, позднее устроили дощатые стены и кровлю.
Винтовая лестница в толще стены колокольни. Подниматься по такой лестнице тяжело,
Общий вид второго и третьего ярусов колокольни, Фото с дальней точки, 2009 год
И хотя вокруг Новодевичьего монастыря есть довольно обширная охранная зона, это не спасает архитектуру от совершенно новых построек, накладывающихся на силуэт старинных зданий. И даже одна стеклянная башня, построенная вдалеке, вносит непоправимый диссонанс в общую панораму. А в последние годы таких высотных зданий в округе настроено чрезвычайно много. Много раз прогуливаясь по территории и вокруг монастыря, я удивлялся агрессивному характеру этих новостроек.
Мне повезло увидеть интерьеры колокольни в 2012 году. Все ярусы колокольни и расположенные на них церкви всегда были закрыты для туристов, и доступа в них не было - и скорее всего не будет никогда. Тем более теперь, после страшного пожара. И мои случайные фотографии становятся документом истории. А сам факт пожара на колокольне в марте 2015 года, во время проведения реставрационных работ – озадачивает, мягко говоря. Совсем непонятно, почему работы на таком уникальном объекте начали осенью и вели зимой, с применением электро обогрева. Ведь всегда строительный сезон на Руси начинался весной, продолжался до поздней осени и приостанавливался на зимнее время года. Надолго затянувшаяся реставрация и вообще навлекает на грустные мысли.
Но эти события произойдут много позже, а мои фотографии относятся к 2012 году, когда я был очередной раз увлечен архитектурой Новодевичьего монастыря, замечательного памятника архитектуры. Кстати – включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в котором наших российских объектов раз-два и обчелся.
И эту работу я тоже начинал продумывать в тот год. Но потом она зависла, и вот теперь я заново просматриваю фотографии и сканированные чертежи. И пытаюсь сформулировать свой восторг перед русскими мастерами второй половины XVII – начала XVIII века, создавших Стиль «московского» Нарышкинского барокко. Сказавшими новое слово в архитектуре в то сложнейшее для истории время, когда ломался весь уклад старомосковской боярской жизни и зарождалось новое государство – Российская империя.
................................................................................................
Москва - Новодевичий монастырь - 2012 год. Статья подготовлена и опубликована 02.02.2019 г.
В качестве дополнения - небольшой фильм: