Шатровая церковь в селе Остров
Что такое Остров?
Село Остров, несмотря на свою богатую историю, в наши дни ничем особо не примечательно. Но на окраине села, на обрыве, с незапамятных времен стоит шатровая церковь. Эта одинокая свеча предвосхищает собой целую череду памятников древнерусской архитектуры, раскинувшихся на правом берегу Москва-реки.
Москва-река, вспаханное поле, кущи деревьев и церковь на самой высокой точке в округе
И главной характерной особенностью их является шатер. Церкви в Острове, в Беседах, и в Коломенском встречали всех путников, плывущих по Москва-реке от Коломны в град Москву. А поскольку именно водные пути были на Руси основными транспортными артериями, то и прибрежные сооружения всегда были на виду. Сегодня увидеть эту картину сложно, но наверное какие-то катера и в наши дни курсируют в низовьях Москва-реки и теоретически возможно проплыть от Коломны до Кремля по воде. Каждое из перечисленных зданий хорошо всем известно, даже слишком известно. Иногда становится грустно от мысли, что к концу ХХ века уже закончилось время исканий и открытий - все издано, все описано и сфотографировано.
Но мне в определенной степени повезло. Впервые я увидел воочию церковь в селе Остров в далекие шестидесятые годы. Я приехал по той же единственной дороге, по которой и сегодня люди добираются до этого живописного местечка. Старое Каширское шоссе, поворот на Молоково, а дальше – уж как получится, дорожных указателей тогда было немного. Тишайшее село и церковь на его окраине тогда никого не интересовали. Никого кроме небольшого круга исследователей и редких любителей древнерусской архитектуры.
И встретив чертежи и фотографию церкви Преображения в селе Остров в томе Истории русской архитектуры, я был восхищен и взрывной архитектурой этой шатровой башни и названием села.
Фото-панорама с дальней точки, от Лыткарино
Почему - остров? Но сегодня, взглянув на карту, и вот на эту фото-панораму становится ясным, что для тех, кто плывет по реке - это место вполне могло казаться островом. Наверное, в весеннее половодье, когда Москва-река выходила из берегов, затопляя долину, высокое место, на котором стоит церковь, превращалось в полуостров, окруженный с трех сторон водой, откуда и название – Остров.
Фрагмент карты Подмосковья 1968 г.
Доехать мне от дачи было недалеко, тем более на мотороллере «Вятка». И в один прекрасный день я приехал, нашел это село и это сооружение. Колокольня меня шокировала своей неуместной эклектичностью, и сразу стало ясным - почему в хороших книгах её не показывают. А вот сама шатровая церковь - очаровала и запомнилась на всю жизнь. Конечно, я приехал с этюдником, конечно - я приехал рисовать. Меня восхитила эта симфония кокошников, как грибы облепивших белокаменные стены и поднимающихся вверх нескончаемыми аккордами, это неистовство одной детали, повторенное десятки раз. Тогда я наверное не очень вдумчиво изучал план и фасад, меня скорее интересовало живописное начало, чисто художественные эффекты.
Это современная фотография хороша тем, что церковь снята со стороны апсид, по оси,
теоретически проходящей с запада на восток
То есть основной планировочной оси. Хотя, как и в большинстве русских церквей, планировочная ось здания с географическим направлением запад-восток здесь тоже не совпадает.
Коровы пасутся на лугу. Такая прекрасная картина, истинно русская идиллия. Это историческая фотография, сделана во времена СССР. Приблизительно такие же пейзажи я видел во время своей первой поездки в эти края. В наши дни село стало в основном поселком с двухэтажными капитальными домами, почему-то называемыми «коттеджами».
Это своего рода вступление к основной части статьи....
Свой рисунок я не смог найти.
Может быть - потерялся, или заблудился и не вернулся ко мне с какой-то из выставок.
Но современная компьютерная графика дала мне возможность весьма точно воссоздать тот мой рисунок
Самые первые исследования – 1910-1914 гг.
Наверное, самое первое в истории России капитальное исследование Русской архитектуры относится к началу ХХ века. Многотомный коллективный труд – История русского искусства (1910-1914 гг.) - знаменует начало нового этапа в развитии русской науки об искусстве. Мысли о создании такой огромной работы возникли у И.Грабаря еще в 1902 году. Пройдя много этапов подготовки, первые три тома были изданы до революции. В наши дни это издание восхищает своей первоначальной красотой чертежей и фотографий, а также глубиной своих исследований. Многое изменилось за прошедшие сто лет. Но сохранившиеся памятники архитектуры продолжают привлекать и восхищать нас. Советская школа реставрации много сделала для их сохранения и дальнейшего изучения. Шатровые церкви были в центре внимания И.Грабаря. И церковь в селе Остров описана им с огромным вниманием.
И.Э.Грабарь пишет эмоционально, он, так же как и мы сегодня – потрясен и очарован этим шедевром русской архитектуры. Он все время сравнивает церковь в Острове с Коломенской, и все время как бы спорит с самим собой.
Именно домашняя уютность, отсутствие парадной помпезности более всего нравятся автору.
В то время многие элементы здания выглядели совсем не так, как в наши дни, после огромной и сложнейшей реставрации 1970-х годов, о которой чуть позже. Но даже беглым взглядом можно заметить пустые барабаны на углах, еще без главок. И стены, явно покрытые слоем штукатурки или затирки.
История русской архитектуры - 1956 г.
История русской архитектуры, наиболее полный и капитальный том, изданный в 1956 году, еще не имел всех сведений, которые были собраны во время исследований в 1960 – 1970 годы. Но в нем четко трактуется точка зрения И.Грабаря.
«Село Остров было дворцовой усадьбой, от которой сохранилась только церковь, расположенная на высоком холме над рекой. Но в этом сооружении мы не обнаруживаем каких-либо близких аналогий или подражания архитектуре церкви Вознесения. В то время, как в церкви Вознесения отдельные объемы башни как бы вырастают один из другого, не имея ясно выраженных горизонтальных членений, в островской церкви они четко отделены богато профилированными карнизами, над которыми располагаются ряды кокошников. По-видимому, несколько позднее к основной крестообразной в плане башне, окруженной невысоким гульбищем, были пристроены апсиды и два симметрично расположенных придела. Необходимо отметить типично псковские черты, имеющиеся в архитектуре островской церкви, например, систему перекрытия ступенчатыми арочками приделов, декоративное убранство апсид и барабанов приделов, бровки над оконными проемами центрального барабана»
В давние времена в церкви располагался наблюдательный пост. Под крестом было помещение для наблюдателей. Сюда ведёт лестница, пробитая в стене по шатру храма. В случае приближения неприятеля подавался знак дымом, который был виден в Москве.
Чертеж из книги История русской архитектуры
Первое изображение церкви в селе Остров, с которого началось мое знакомство с этим сооружением. Напомню, что книга издана в 1956 году и многих деталей, которые были воссозданы в 1970-х годах, на этих чертежах еще нет.
В самом начале я упомянул, что мне посчастливилось увидеть церковь в селе Остров как бы в первоначальном виде, до всех реставрационных работ 1970-х годов.
Реставрация церкви Преображения в селе Остров
Фотографии 1970-1979 годов, когда церковь была последний раз детально обследована
и проведены реставрационные работы
Церковь долго была укутана строительными лесами, выполнены и археологические исследования и архитектурно - реставрационные. Работа проведена огромная.
К счастью, я не приезжал в те годы в Остров и не видел церковь в таком состоянии, хотя работа тянулась долго и шла с большими трудностями. Но это тоже обычная практика для реставрации советских лет, делали долго, но на совесть. Группа советских исследователей под руководством архитектора-реставратора Бориса Львовича Альтшуллера почти тридцать лет изучала и постепенно приводила в порядок запущенный храм. Реставраторы возвратили растёсанным оконным проёмам их первоначальный вид, восстановили малые главки вокруг главного шатра.
Материалы реставрационных исследований хранятся в архиве ЦНРПМ на Школьной улице, и в принципе найти их и познакомиться с ними возможно. Но практически, в сегодняшних реалиях это очень сложно сделать. Доступ к архиву ЦНРПМ ограничен, нужно заручиться письмами от какой-то организации, что для меня, пенсионера вдвойне сложно. И так получается, что я мог бы разобраться с документами, подобрать чертежи, выполнить копии и опубликовать их для широкой публики. То есть глубоко разобраться со всеми вопросами проведенной в 1970-е годы комплексной реставрации этого сооружения. Но – нужно получить разрешение на доступ в архив. А его мне могут и не дать. И чтобы не получить отказ, который меня обидел бы и заставил негативно относиться к ЦНРПМ, я не стану проявлять такую инициативу. Что бы потом не чувствовать себя в положении – вот, мол, сам полез и сам нарвался на неприятность.
Сегодняшнее состояние здания
Крестообразный план здания выявляется не сразу, он читается только на высоте основного объема, который системой арок переходит в конструкцию восьмерика. Внутренне пространство церкви устремлено ввысь, площадь здания несоизмерима с его высотой. Окна, восьмерик, подпружные арки и сам каменный шатер зрительно уходят в неведомое пространство. Нам сегодня сложно представить себе состояние человека XVI или XVII века, который впервые попадал в интерьер храма. Что он чувствовал, как он переживал, что он видел, находясь внутри стен. И что он чувствовал, посмотрев вверх, и увидев эту уходящую в небо перспективу?
Рассматривая внутреннее пространство церкви, ее интерьеров, сразу же бросается в глаза, что изнутри церковь имеет еще более скромные размеры, чем при взгляде снаружи. И это понятно, здание очень высокое и стены толстые. Площадь помещения несоизмерима с колоссальной высотой башни.
Современный план церкви в селе Остров, с папертью-галереей и колокольней
Новая алтарная преграда
Мне неизвестно, как выглядел иконостас в начале ХХ века. Но сегодняшняя трактовка его в виде невысокой алтарной преграды уместна и убедительна. Любой вариант т.н. «высокого иконостаса» раздробил бы внутренний объем церкви и затеснил бы его и так небольшие размеры.
Входной портал основного храма
Обходная галерея. Здесь контраст между стенами основного древнего здания и поздней обстройки
видны особенно ярко
В научно-исследовательской литературе много внимания уделено вопросам о времени строительства церкви, и особенно об этапах возведения отдельных частей. Сегодня мне абсолютно не к чему акцентировать внимание на таких исторических подробностях, хочется просто еще раз посмотреть все здание и полюбоваться архитектурой. Тем более что все этапы реставраций уже давно закончены, и мы видим здание как бы в изначальном своем состоянии.
Яркий летний день в Острове
Апсиды крупным планом
Деталь возрожденного окна
Детали цокольной части стены
Зимой засыпанная снегом островская церковь смотрится особенно эффектно
Прощаясь с церковью нужно еще раз отметить, что колокольня все таки привносит огромный диссонанс в общую картину ...
Автор следующей фотографии выбрал более удачную точку для фотографирования – в центре снимка шатровая церковь, памятник архитектуры всемирного значения, а колокольня прикрыта деревьями. Этот снимок можно презентовать как грамотный подход..
Конечно нельзя не посмотреть еще раз на эту чарующую симфонию кокошников ...
И под занавес еще одна, очень красивая и немного грустная фотография:
Осень в Острове
- Грабарь. История русского искусства. Том I. Архитектура. До-Петровская эпоха. М.,1910
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
Все фотографии привлечены из сети интернет
Москва, село Остров.
Опубликовано 8 января 2021 года и посвящается приближающемуся юбилею моего Творческого сайта.
Одиннадцатого января сайту исполняется одиннадцать лет!