Усадьба за кружевными воротами
В далекие времена, когда Лаврушинский переулок и Третьяковскую галерею надо было долго искать среди бесконечной паутины улочек Замоскворечья, одним из самых запоминающихся сооружений в тех местах были загадочные кружевные ворота. К Третьяковке они не имели никакого отношения, но подходя и особенно, выходя из галереи, взгляд обязательно останавливался на этих воротах. Что-то необыкновенно красивое и изысканное было в этом кружевном чуде. Поставлены ворота были почти по оси Лаврушинского переулка, и как бы приглашали каждого заглянуть в потайной двор, и увидеть вблизи классический дворец с колоннадой. Но насколько я помню, за воротами помещалось какое-то закрытое учреждение, и можно было только созерцать портик сквозь ажурную решетку ворот. Хорошо запомнилось мне одно из посещений Третьяковской галереи зимой, в тогдашние лютые морозы. В той еще старой Третьяковке, гардероб был очень тесный, народу там набивалось много, было жарко и душно. Пальто застегивали уже на улице, а у шапки предусмотрительно опускали уши.
Помню зимний Московский вечер, полуосвещенный Лаврушинский переулок и тот момент, когда я в первый раз увидел эту загадочную кружевную ограду с воротами.
То есть я уже читал про эти кружевные ворота, но не помнил, какие они в действительности. И вот увидел. Черная кружевная чугунная ограда среди вьюжной белой вечерней Москвы. И что-то такое внутри зазвучало, из поэзии Пастернака:
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые, спят снега …»
Вот приблизительно так мне помнится первая встреча с воротами усадьбы Демидова, но что это за усадьба и кто был ее владелец, я узнал значительно позднее. Когда все описываемое происходило? Да трудно сказать. Наверное, где-то в 1964 или 65 году. Мне было двадцать лет, но я уже был студентом третьего курса Архитектурного института. Именно так назывался наш институт, а все словечки типа «МАрхИ» придуманы были уже значительно позднее. Замоскворечье с тех пор стало для меня особым районом. Запутанные переулки вокруг Третьяковки многие годы были загадочными и таинственными, они часто открывали совершенно неожиданные перспективы, приводили к таким старомосковским шедеврам, о которых в те годы никто не знал.
С тех пор регулярное посещение Третьяковской галереи стало чем-то вроде традиции, которой я свято придерживаюсь уже более пятидесяти лет. За исключением того времени, когда Третьяковка была закрыта на капитальную реконструкцию. А реконструкция длилась очень долго, с 1986 по 1995 год, то есть почти десять лет. За эти годы поменялось так много в нашей жизни, что даже страна стала называться по-новому. А Третьяковка? Она сохранила внешний вид, но внутренняя планировка изменилась принципиально, и галерея стала новым зданием по своей сущности.
И выходя в наши дни из стен обновленной «Старой Третьяковки» я вновь вижу давно знакомые кружевные ворота. Теперь они распахнуты и действительно приглашают войти во двор. Может быть …. и действительно пора зайти?
Подхожу к воротам. Кружевная ограда вновь встречает меня …
Но теперь - кружевные ворота распахнуты
И чугунное литье по-прежнему удивляет своей изысканной изящностью
О, да тут целый дворец с шестиколонным коринфским портиком
А вот так выглядят кружевные ворота со стороны усадьбы.
Справа установлена табличка, потом прочитаю, что там написано.....)
И планы этажей теперь тоже можно посмотреть:
На первом этаже сохранились помещения со сводами
Второй этаж более поздний и уже полностью классический, с анфиладой парадных комнат вдоль главного фасада
Очень интересны крайние окна, с такой вот отделкой
А если отойти в самый дальний угол двора,
то можно поймать в кадр и всю центральную часть дворца
В наше просвещенное время появились десятки, а может быть и сотни книг о Москве, об архитектуре отдельных мест, о выдающихся зданиях и ансамблях. Но в середине шестидесятых годов еще ничего этого не было. Книги об архитектуре были редкостью. О кружевных воротах усадьбы скупо сообщалось в редких изданиях, и в основном как об изделии мастеров чугунного литья. Напомню, что первое по-настоящему научное издание – это книга «Памятники архитектуры Москвы. Том 4 - Замоскворечье», появившаяся в 1994 году, то есть тридцать лет спустя после моего первого знакомства с Усадьбой за кружевными воротами.
И пусть усадьба останется несколько таинственной. Такой она была для меня многие годы, пусть будет и всегда.
Небольшой экскурс в историю показывает, как выглядело место в начале ХХ века:
Московская шестая гимназия. Журнал Мир Искусства 1904, №7. Фото 1900-1903 гг.
Наиболее ярко дом выглядит на фотографии 1910-1917 гг. Здесь архитектура предстоит в самом выигрышном варианте. Крупно показана левая часть корпуса и главный портик. Надпись на фронтоне гласит: «Городская 6-я гимназия».
В 1882-1917 здесь располагалась 6-я московская гимназия. Как пишут, в ней учился и писатель И. С. Шмелёв, ярко описавший жизнь и быт купеческого Замоскворечья.
После революции на площади около кружевных ворот мало что изменилось.
С правой стороны снимка еще видны старые здания одноэтажной Москвы.
Пройдет несколько лет и здесь появится новый, так называемый «инженерный корпус» Третьяковки.
Фото 1965-75 гг.
Так выглядела Усадьба в незабываемые шестидесятые годы, когда я впервые её увидел (хотя фотография сделана чуть позднее, в 1970-е годы). Здание сохраняло свой исторический вид еще очень долго. И только в наши «новейшие» времена фасады окрасили в яркие цвета, а на стены первого этажа навесили излишнее количество фонарей.
Когда я узнал, что с 1942 года в здании размещается научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского, то был несказанно рад. Это прекрасное использования памятника архитектуры, не всегда и не везде сливается вместе так ярко – высокая архитектура и наука.
И под занавес, конечно, нужно показать карту всего района, ситуационный план со всеми домами, выполненный советскими картографами в 1937 году. Сегодня это «золотая карта», на которой видна вся историческая застройка тех самых «переулков вокруг Третьяковки», с которых я начал свой рассказ. И комплекс усадьбы Демидова в Толмачах виден предельно четко – Главный дом и два флигеля, образующие парадный двор. И будущая площадь на перекрестке перед воротами усадьбы. Площадь, которую позднее, уже в наши дни, назовут именем писателя Ивана Шмелева.
Где ты, та зима середины шестидесятых годов, где ты – полутемный Лаврушинский переулок? Где те снежные московские зимы, с метелями и поземками? Ныне пешеходный переулок стал совсем другим, с плиточным замощением, с новыми зданиями и новыми акцентами. На площади Ивана Шмелева тоже стоит новый дом, и новомодный дизайн площади очень старается напомнить о рядом расположенной Третьяковской галерее. В этом несколько агрессивном окружении кружевные ворота стали совсем незаметными, они стали совсем маленькими и очень скромными.
Но я до сих пор храню воспоминание о том зимнем вечер, и как я в первый раз увидел эту загадочную кружевную ограду с воротами...
……………………………………………………………
- Фотографии авторские.- Исторические фото - с сайта «Фотографии старой Москвы» (теперь - Pastvu.com)
Москва, Лаврушинский переулок, 1964 – 2017 г. Статья открыта 1 апреля 2019 г.