Каждый человек понимает, конечно, что все дома – построены по чертежам. И что эти чертежи разрабатывал архитектор. На этом знание о чертежах чаще всего и заканчивается :))
А вот мне на протяжении более чем 40 (сорока!) лет проектной работы пришлось воочию повстречаться со всеми видами чертежей, которые создавались в проектных организациях с начала 1960-х гг. и до сегодняшних дней. И чертежи эти настолько различаются по способу их создания, что это настоящая «истории эволюции» чертежа в нашей стране. Я не буду рассматривать все чертежные работы, которых очень много – подрамники и планшеты с демонстрационным и «показным» материалом, альбомы и буклеты, перспективы и аксонометрии, развертки фасадов и панорамы комплексов зданий и т.д. Сосредоточу внимание именно на создании чертежей, по которым строятся здания.
Первый этап – создание чертежа + копирование на кальку + синька с кальки
Первые чертежи, с которыми я соприкоснулся в конце 1950-х и начале 1960-х годов, создавались по следующей схеме. Архитектор вычерчивал чертеж карандашом на листе ватмана, весь чертеж с надписями и пояснительной запиской, рамкой и штампом. Набор его инструментов всем известен: чертежная доска и рейсшина с роликами на двух натянутых лесках, и угольники под 45 и 60 градусов. Несколько остро заточенных карандашей разной твердости – М, ТМ, Т и ластик. У особо аккуратных еще была щеточка для очистки листа. Вот и весь арсенал. Затем выполненная архитектором работа проверялась и направлялась на копировку в копир-бюро.
В каждом проектном институте существовало «Копир-бюро» где работала большая группа копировщиц. Получив чертеж, копировщица накладывала на него кальку, и на кальке рейсфедером и тушью вычерчивала копию чертежа. Начиная работу, копировщица чаще всего кальку промасливала. Калька становилась более прозрачной, и проще было разглядеть все детали чертежа, легче было копировать. Но затем кальку нужно было тут же протереть насухо зубным порошком, ведь по маслу тушью чертить невозможно! Так что у копировщиц были свои трудности и свои секреты работы! Работа копировщиц была очень сложная, ведь проведенную тушью на кальке линию невозможно было исправить. Всякое соскабливание было видно на конечной синьке. И вот эта калька и становилась документом. Она подписывалась всеми участниками проектного процесса и сдавалась на хранение в архив. В копир-бюро работали исключительно женщины, вычерчивая тушью на кальке копии всех чертежей. Еще помню, как одна копировщица с гордостью говорила – ваши ватманы выбрасываются, а мои кальки навечно хранятся в архиве! Думаю, что устанавливая Памятник Архитектору - если такое когда-нибудь случится (в чем лично я сильно сомневаюсь) - нужно в уголке обязательно поместить фигурку скромной и незаметной женщины – копировщицы.
Основной минус для архитектора во всем этом последовательном продвижении чертежа состоял в том, что его графика архитектора заменялась в этом процессе работой копировщицы, которая зачастую чертила тушью на кальке уже несколько другую графику.
В отделе светокопии кальки пропускались сквозь барабан специальной светокопировальной машины, и получался рулон, вроде обоев. Затем этот рулон закреплялся на барабане, на краю огромного стола и на этом столе специальными ножницами вручную разрезался на отдельные чертежи. Так получался искомый документ, под названием «синька». Синька была обычно «синеватой», а иногда и «фиолетового» оттенка.
Найти сегодня старые «синьки» уже не просто. Сохраняются они в основном в архивах крупных проектных организаций, и в архивах заказчиков тех лет. Мне попадали в руки синьки чертежей 1940-50х годов, например высотного корпуса МГУ. Это великолепные чертежи - как по архитектуре, так и по своей графике, четкие и красивые, каждый чертеж можно назвать произведением графического искусства.
Второй этап – создание чертежа на карандашной кальке + синька с кальки
Где-то в конце 1960х – начале 1970х годов началась новая «эра» - появилась «карандашная калька». Это калька более толстая, чем тушевая калька, и плотная на ощупь, весьма шероховатая и на ней можно чертить карандашом. Но только очень жесткими карандашами, Т или 2Т, или еще более твердыми. Карандашная калька сначала была только синеватого тона, а уж позднее появилась белая, она называлась «калька Д». С этим нововведением у архитектора появилась возможность самому создавать конечный продукт, то есть кальку, которая будет храниться в архиве. Начало моей основной самостоятельной работы приходится как раз на этот этап.
Но новшество не оправдало ожиданий!
Карандашная калька оказалась миной замедленного действия. Чертеж легко размазывался пальцем, калька оказалась ломкой, и ее легко было случайно надорвать. Застал я и такой исторический штрих (ребята, не падайте в обморок) – для сохранности кальки ее перед сдачей в архив требовалось обшить по периметру на швейной машинке, предварительно подогнув края. И была специальная тетя, которая сидела за ручной швейной машинкой и обстрачивала края чертежей. И очень сердилась, когда ей приносили сразу много калек (я одна, а вас много, подождете). Еще, помнится, был очень непродолжительный период, когда применяли вместо карандашной кальки пленку. Одна сторона её была глянцевая, а другая – шершавая, как карандашная калька. Но как и все кальки, пленки и так далее - все это изменяло свои размеры в зависимости от погоды и влажности воздуха. Вчера начатый чертеж после ночного дождя менял свой масштаб, и весьма значительно ...
В эти годы копировальные бюро в проектных институтах срочно расформировали, молодые женщины переквалифицировались в чертежницы, а ветеранов отправили на пенсию.Третий этап – создание чертежа + РЭМ-калька + черно-белая копия с кальки
Приблизительно с середины 1970-х годов в проектном деле произошло очень существенное изменение. Появилась принципиально новая техника для размножения чертежей. И хотя все это как бы вопросы технические, но я специально так последовательно рассказываю историю. Что бы показать, как кардинально изменилась работа архитектора в связи с этим новшеством.
В крупных проектных организациях стали устанавливать машины, на которых печатались черно-белые копии непосредственно с листа ватмана. Так называемые РЭМ копии на белой бумаге, и РЭМ копии на кальке. Наконец-то конечным продуктом работы архитектора стал черно-белый чертеж. Появились невиданные возможности в оформлении чертежа! Особо творческие личности даже штамповали через трафарет основные надписи и названия. Чертеж впервые стал отражать «руку автора», его архитектурный стиль. Что бы не писать длинные пояснения от руки, тексты стали печатать на печатной машинке и приклеивать на чертеж. Позднее стали отдельно печатать штампы и тоже приклеивать их на чертеж. Красотища! В общем – возможности появились такие, о которых ранее можно было только мечтать.
С законченного листа ватмана делали РЭМ-кальку, она подписывалась и сдавалась в архив. Все!
Для иллюстрации - пример рабочего чертежа Делового центра в Маньчжурии.
Чертеж выполнен карандашом на листе ватмана, название чертежа выполнено тампоном по трафарету. Правая часть чертежа на фото не попала, там находится «Фирменный» штамп чертежа, который напечатан отдельно и приклеен в нижнем углу. Над штампом была размещена экспликация помещений, она напечатана на машинке и тоже приклеена на ватман. Затем с чертежа была выполнена РЭМ - калька, которая была подписана и согласована. А уж затем с кальки были сделаны копии и отправлены на строительство объекта.
Четвертый этап – компьютерное проектирование + распечатка на плоттере (черно/белая или цветная)
Нет, не так скоро все случилось, как многим сегодня кажется. Компьютеры пробивались в жизнь долго и мучительно. Первоначально пришедшие в проектные организации «учителя» нам рассказывали, что компьютер сам все запроектирует, что программа сделает лучше человека. Все это очень скоро оказалось той самой «лапшой на уши». Стало ясно, что на компьютере все нужно вырисовывать вручную, только не карандашом, а «мышкой» в соответствующей программе. Трудозатраты огромные и разработка чертежа занимает больше времени, чем разработка классического чертежа. И, самое главное, надо было обучить людей работать на компьютере. Так что началом перехода к компьютерному проектированию можно назвать 1990 год, и еще раз повторюсь, что все даты очень-очень условные. Я видел проектные организации, в которых в 1990 году уже все сотрудники сидели за компьютерами. Видел и такие, где в 2000 году был один компьютер на 10 сотрудников.
Но раз дело дошло до определения даты начала четвертого этапа, то придется сказать – переходный период занял около 10 лет, с 1990 года по 2000 год. Да – именно так!
А вот с 2000 года началось полновесное компьютерное проектирование, когда в проектной организации 95% сотрудников сидели за компьютерами.
Очевидно, что необходимо сказать несколько слов о кадрах, которые (по определению классика марксизма) – решают все. То есть о самих архитекторах, которые всю жизнь работали классическими методами проектирования и в одночасье должны были «переключиться» на компьютерное проектирование. И дело даже не в том, что надо было освоить компьютер, это дело времени. Главное в другом - нужно было перестроиться на «компьютерное мышление».
И до сих пор огромное количество «проектных фирм» работает по вот такой простой схеме. Опытный архитектор занимается творчеством, рисует, делает эскизы, прочерчивает на ватмане основу будущего здания – планы, фасады, основные детали – и передает эти чертежи молодым помощникам, сидящим за компьютерами. Они «вычерчивают» эти решения в соответствующих программах, и получаются окончательные чертежи.
А вот и я сам - руководитель мастерской Проектно-научного центра МГУ - за своим столом.
Фотография интересна тем, что на ней запечатлен процесс разработки
Генерального плана новой территории МГУ. Фото - 1999 г.
Фотография интересна тем, что на ней запечатлен процесс разработки
Генерального плана новой территории МГУ. Фото - 1999 г.
Это я на своем рабочем месте. Вот типичная обстановка создания чертежа своими руками. Прозрачная рейсшина натянута на лесках, набор угольников и карандаш. Рабочий стол завален чертежами, слева от меня полка тоже наполнена пачками чертежей. И необходимые дополнения – клеящий карандаш, чашка чая и пачка сигарет. Вот так рождались, продумывались и вычерчивались десятки и сотни эскизов, которые затем поступали в разработку «компьютерным юношам». И уже потом подготовленные на компьютере чертежи передавались заказчику для строительства здания.
В правой части фотографии виден один из вариантов фасада новой Библиотеки МГУ, которая построена в 2005 году на Ломоносовском проспекте Москвы.
Пример совмещения компьютерной и ручной графики, весьма распространенный в те годы -
Генеральный план НОВОГО КОМПЛЕКСА МГУ на Воробьевых горах.
Нового – то есть на другой стороне Ломоносовского проспекта.
В центре Библиотека МГУ (№1), вокруг нее новые учебные корпуса.
В правом углу территории – новый жилой район (№2) и площадь на пересечении Ломоносовского и Мичуринского проспектов. Большинство из этих зданий построены.
В левом углу территории по проекту предполагалось возведение Делового центра (№8), но в натуре построен еще один жилой район.
В центре Библиотека МГУ (№1), вокруг нее новые учебные корпуса.
В правом углу территории – новый жилой район (№2) и площадь на пересечении Ломоносовского и Мичуринского проспектов. Большинство из этих зданий построены.
В левом углу территории по проекту предполагалось возведение Делового центра (№8), но в натуре построен еще один жилой район.
Вот приблизительно так мы пришли к компьютерному проектированию.
Прошли годы, большие изменения произошли в нашей стране. Развалились крупные проектные организации и возникли сотни и тысячи небольших «проектных фирм» под самыми замысловатыми названиями. Подросли молодые архитекторы, впитавшие компьютер с детских лет.Я не стану анализировать каждый этап, не буду давать оценку и сегодняшних методов создания чертежей. Моя задача совсем другая - рассказать об истории архитектурного чертежа в нашей стране, и о тех проблемах, которые приходилось решать на каждом этапе.
P.S. И вот интересный случай, о котором мне рассказали лет десять назад. Был объявлен конкурс, и подано на конкурс два десятка проектов. Все проекты, кроме одного – были выполнены на компьютере. А один проект был выполнен руками и чертежными инструментами в классической архитектурной графике. И так он выделялся из серой массы бездушных компьютерных чертежей, однообразных именно своей графической прямолинейностью - что именно ему и присудили премию!
Можно улыбнуться и сказать, что случай почти анекдотический, но, наверное – дело обстоит серьезнее........
Наверное, развитие методов и способов создания архитектурного чертежа еще не закончено.
И будет следующий – пятый этап. Хочется на это надеяться :))
Вот то немногое, что мне хотелось написать по темам: Архитектура, История, Чертежи
.................................................................
Первоначальный вариант статьи напечатан в моем Блокноте в «Живом журнале» - https://archistorik.livejournal.com/12054.html - и там можно посмотреть комментарии.
По воспоминаниям о работе в проектных организациях с 1968 и до 2008 года (да-да, за сорок лет работы ...)
Москва, сентябрь 2021 года