Суздаль, мой Суздаль …
Впервые я увидел Суздаль в 1965 году. Это случилось во время летней студенческой практики по рисунку и живописи. Наш преподаватель оказался давним знатоком и почитателем Суздаля, он бывал в этом городе много раз, много раз проводил и студенческие летние выезды. Сотрудник кафедры живописи, уже немолодой человек, он с определенным восторгом смотрел на Суздаль и знал его так давно, что даже Суздаль шестидесятых годов считал уже не таким лиричным, каким он был раньше.
А я в те годы был фактически ученик, и только начинал рисовать с натуры, на природе. И все было в новизну, все приходилось осваивать, всему приходилось учиться. И я, и все мои друзья – студенты много времени тратили на поиски интересной точки. И иногда забывали, что важна не сама точка, а то, как удастся скомпоновать увиденное на листе. И замечательный реальный пейзаж вдруг начинал упрямиться, упираться и никак не хотел становиться «замечательным» на листе альбома или этюдника. И конечно всем хотелось сразу создать что-то очень красивое. Но – и у меня и у большинства студентов явно не хватало опыта, недостаточно было мастерства. Да и техника акварельной живописи очень сложная и специфичная. В ней, помимо всего прочего еще важно владение техническими навыками, нужен опыт.
Наш руководитель был человек спокойный и неторопливый. Приехал он в Суздаль на своей «Победе», про которую говорил «машина старенькая, но надежная». В 1965 году «Победа» и действительно смотрелась неким архаизмом, на фоне новых «Волг» и «Москвичей». Но в реальной жизни важны были не скоростные характеристики, а именно надежность. А вся наша группа студентов приехала поездом и на автобусе от Владимира. Первая накладка произошла в самом начале, городская школа, с которой была договоренность, вдруг отказала группе в размещении. Судьба выездной практики зависла в воздухе. Сейчас уже трудно вспомнить, сколько человек было в группе, но думаю, что не менее тридцати. Но руководитель быстро принял новое решение – взять в городе палатки и необходимое туристическое снаряжение, и организовать лагерь на природе.
Место у него, наверное, было давно выбрано – остров на реке Нерль, в четырех километрах от Суздаля. Остров лежит как раз напротив комплекса в Кидекше, отделенный от противоположного берега узкой протокой. Добраться до острова можно было одним путем – пешком от города или на автобусе, у которого было два рейса – рано утром и часов в пять вечера. И через мост на другой берег. После обустройства лагеря, постройки мостика на остров через протоку и назначения дежурных – началась собственно сама практика.
Комплекс в Кидекше, и дорога, спускающаяся на старый мост.
Вдали река Нерль, а на первом плане остров и протока
Исторический комплекс в Кидекше
Я потом приезжал в Суздаль много раз, но та, первая, студенческая поездка запомнилась более всего. Пешком от лагеря до Суздаля - это четыре километра, то есть один час пути. И дальше поиск точки приземления и сам процесс рисования. Этюдников на ножках ни у кого еще не было, и поэтому надо было как-то устроиться, найти скамейку, или пару камушков, что бы присесть. Целый день на жаре, под солнцем, и самое приятное время для работы было бы ближе к вечеру. И тут не знаешь, как быть – возвращаться на автобусе слишком рано, а задержаться в городе – значит вечером топать назад целый час.
Но сам город Суздаль мы застали в его «классическом» состоянии, еще до массового наплыва туристов. Это был тишайший городок, застывший в прошлых веках, с булыжной мостовой на центральной улице и проселком на всех остальных. С одной малюсенькой двухэтажной гостиницей, одной столовой и очень редкими магазинами. И живописно раскиданными по городу церквушками, за видами на которые мы и охотились.
Уже позднее, через несколько десятков лет, когда я решил разобраться с историей Русской Архитектуры и её стилями, я наконец-то понял главную интригу Суздаля. Это город, в историческом смысле - с «запоздавшей» архитектурой. Десятки небольших приходских церквей Суздаля построены в XVII - XVIII веках в специфическом «суздальском стиле». И так продолжалось до конца XVIII века, когда в столицах давно закончился и стиль Барокко, и даже стиль Классицизм был на излете. А в Суздале продолжались традиции местной архитектурной школы, древнерусские в своей основе. И они смотрятся как единый ансамбль в компании с настоящей древней архитектурой прошлых веков, которой тоже в городе предостаточно.
И может быть главным в этой студенческой практике было не рисование эскизов на вольном воздухе. Скорее всего - главное лежало глубже, это зарождение любви к русской архитектуре. И для этой цели такой городок как Суздаль подходил как нельзя лучше. Он спокойно лежал на берегах Каменки, речки еще более камерной, чем Нерль, которая прихотливо извивалась через весь город. И был в те годы городом, полностью сохранившим свою историческую основу, не музейный, а живой город. Наверное, Суздаль можно назвать еще и городом огородников. Суздальский огурец позднее стал овощем знаменитым, но в те простые времена до каких-то конкурсов было далеко. Просто огородные просторы были так созвучны городскому пейзажу, что на многих рисунках они видны. А уж вдоль реки огородами были покрыты все её долины.
Как это ни удивительно, но коренное население города говорило с «оконьем», так характерным для русского севера. В столовой были «мОкОрОны с кОтлетами» … и эта буква О звучала очень непривычно. Единственная главная улица Суздаля была замощена булыжником, и это придавало ей исторический вид. Все остальные являли собой просто проселочные дороги, и наверное в дождливую погоду были весьма грязноватыми. Но стояла жаркая погода, солнце припекало, и если первые дни были сплошным знакомством с городом, то потом палящее солнце уже мешало работе. Суздаль хотя и небольшой город, но весьма протяженный, и целый день быть на улице, и негде притулиться, и эти бесчисленные церквушки так и просятся на лист ватмана, а видовая точка все никак не находится. Конечно, если бы жилье было в городской школе, то можно было бы зайти, отдохнуть. А так получилась некая «бездомность».
Сохранился один лист со штампом института.
Рисунок пером деревянной церкви в ансамбле Суздальского Кремля
Живой Суздаль под лучами жаркого летнего солнца
Тушь, кисть, белая бумага – вот такой эксперимент
Настроение летнего Суздаля …
Случались во время студенческой практики и дождливые дни.
Эту акварель я сотворил в архиерейских палатах, на ступенях перехода с крыльцом
Немного поэкспериментировал с гуашью …
Но «простая» акварель всегда была для меня главной в Суздальских эскизах.
Здесь - вид дворовой территории Покровского монастыря
К сожалению, у меня сохранилось мало работ, основные и самые удачные были сданы в архив кафедры института. Тогда это считалось очень почетным, твои работы попали в «метфонд», но теперь, по прошествии многих лет, начинаешь понимать, что все в этой жизни куда сложнее. Те работы канули в вечность. А что осталось у меня в папке – вот это действительно творческое наследие и воспоминания.
Фотография 1960х годов, Покровский монастырь является еще частью города.
В нем еще живут люди в своих обычных Суздальских домах, которые видны сразу за монастырской стеной.
С садами и огородами, с курами и шкодливыми козами, одна из которых однажды
опрокинули мне этюдник, и я долго собирал разбросанные по траве краски
Комплекс Туристического центра проектировался и строился с огромными трудами. Такое сооружение было, наверное, первым в Союзе. Конструкции применены самые стандартные – железобетонные колонны и перекрытия. Потом возводились кирпичные стены, неплохая (не типовая) столярка, отделка по тем временам просто «заграничная». Двухместные номера с ковровым покрытием, со всеми удобствами и т.д. Даже занавеска в ванной была подобрана со вкусом. Но порядочки были нашенские, родные. Номер давали только на сутки, в 12 часов нужно было с просительной улыбкой приходить к стойке и просить продлить хотя бы еще на одни сутки. День разбивался, настроение портилось. Но уже получив продление, мы были самыми счастливыми людьми во вселенной.....)))
Но на следующее утро, выйдя из гостиницы и дойдя до угла, где на небольшом асфальтированном пяточке стояла наша машина, я увидел удивительную картину. Только что прошел дождь и видневшийся вдали город предстал в таких ярких красках, что я бросился доставать этюдник. Тучи уже ушли вдаль и долина реки, и огороды, и стены монастыря вдали – все это слилось в единую картину радостного утра.
Еще несколько поездок в Суздаль были очень интересными и плодотворными, так как удалось много поработать и карандашом, и акварелью. Своего рода творческий успех. Да и опыт работы к тем годам уже был несравнимо более высокий. К тому же я обзавелся настоящим большим этюдником на ножках, который вмиг становился раскладной художественной мастерской. Можно было сесть и на раскладной стульчик, ведь все эти немыслимые ранее чудеса комфорта теперь были рядом, в багажнике машины. И в самые последние приезды мы останавливались в мотеле, это отдельный двухэтажный корпус туристического центра, где двухуровневые номера сблокированы с гаражом. Полностью автономный блок со своим входом и со своими воротами в гараж. В те годы мы в Москве довольствовались местом на открытой стоянке, так что свой гараж, пусть и на три дня был для нас новостью. А гараж нам стал еще более нужен уже на второй день пребывания в Суздале, и вот в связи с какими событиями.
Посмотрев Центральную часть и Кремль, мы увидели ресторан русской кухни в древних палатах. В те годы это было очень модным, родной общепит, стилизованный под старину. Интерьер в духе старины, большие столы и лавки, блюда в горшочках и квасы в кружках. Но вскоре после трапезы животы у нас разладились. Очевидно - кухня была не на высоте кулинарии. И нам пришлось установить в гараже столик с походной газовой плиткой и готовить самим, для начала одну рисовую кашку. Через день, когда пищеварение более-менее наладилось, обеды стали у нас разнообразнее, но повторять поход в ресторан нам уже не захотелось.
Таких поездок было несколько. Мотель, несколько изолированный от основного комплекса, нам очень подошел. На первом этаже прихожая с санузлом и гараж, крутая лестница и две комнаты на втором этаже, да еще и балкон-лоджия.
Поражающий мощью своих стен Спасо-Евфимиев монастырь - внутри вовсе не суровый.
Тогда там шла сплошная реставрация и на фото моя жена сидит на крыльце,
а вокруг - строительные леса, доски и камни
Все стили архитектуры Суздаля на одном снимке ....
Своеобразно использовала мотель администрация. Ведь по воскресным дням в Суздаль привозили многочисленные экскурсионные группы. И в гараже ставили в ряд раскладушки и таким образом уплотняли расселение простых туристов. Да и контингент был тот еще, привозили по профсоюзным путевкам, куда-то там на экскурсию, и для большинства это был просто отдых с обязательным распиванием и затем распеванием. Шумные песни звучали до полночи. Один раз попав на воскресный день, мы поняли ситуацию, и в следующие разы уже не повторяли такую оплошность.
Но всегда найдется ложка дегтя, и в последней поездке такой ложкой оказалась погода. В один из дней, вдруг к вечеру зарядил ливень, который не прекращался и всю ночь, и весь день. Площадь под балконом покрылась ровным слоем воды, и мы оказались опять на острове. Ни о рисовании, ни о прогулках не могло быть и течи. С балкона можно было полюбоваться туманными заречными далями, тоже с очаровательными суздальскими огородиками. Мило проведя полдня в мотеле, мы поняли, что просветления на небе не намечается, и дождь этот очень надолго. А за пребывание в мотеле надо платить не малые денежки. И действительно, из Суздаля мы ехали под проливным дождем, который не утихал почти до самой Москвы.
Панорама Суздаля с высокого берега Каменки, от Спасо-Евфимиева монастыря,
с видом на долину реки, огороды и Покровский монастырь
Вид с высокого берега Каменки на Покровский монастырь. Фото 1980-х годов, так как видны ново построенные избы-гостиницы для развивающегося городского туризма. Первоначально, в 60-е годы здесь были обычные одноэтажные дома, в которых жили люди, паслись козы, бродили куры, и еще была колонка с водой.
Таких или очень похожих фотографий можно найти много. Но это фото сделано мной и позднее, уже в эпоху цифровой фотографии, два негатива склеены в общую панораму. Серая и дождливая летняя погода, здесь отразилась прекрасно.
Суздаль, мой Суздаль, наш Суздаль … как ты теперь далеко!
Но память о прогулках по Суздалю и рисунки - остались. Остались в душе и на листах ватмана. И вот после многих лет я начал переводить свой архив художественных работ в цифровой формат. Это оказалась огромная и увлекательная работа, ведь каждый лист это не только рисунок или акварель - каждый лист еще и память. И сложностей чисто технического порядка встретилось предостаточно. И если с черно-белыми графическими листами справить оказалось достаточно просто, то многие ватманы с акварельными работами оказались неподвластны «пикселям». На мониторе упорно получались совсем другие цвета и оттенки. И хотя знакомые уверяют меня, что уж очень дотошно вникать в такие детали не следует, что все мониторы на всех компьютерах дают совершенно разные цвета и так далее … Но в душе хочется все таки увидеть реальные цвета хотя бы только на своем мониторе.... ))
P.S. К сожалению некоторые мои рисунки пропали на выставках. Мне их очень жалко, так как похитили именно самые удачные работы. И к вам просьба, дорогие мои читатели - не копировать рисунки и акварели, это авторские работы и они не предназначены для тиражирования.
...................................................................................
Суздаль -1965 год, 1970е годы, 1980 - 90е годы ......
Все рисунки и акварели авторские, большинство фотографии (кроме цветных) - тоже мои.
Москва - 28 мая 2019 г.