Недавно я с друзьями вновь побывал в старинном городе Боровске и вновь посмотрел Пафнутьев-Боровский монастырь. И в данной статье я в определенной мере продолжаю изучение этого памятника архитектуры, так как вся история есть в моей прошлой работе. Но так же как невозможно дважды войти в одну реку, так невозможно и вновь увидеть то, что ты видел 20 или 40 лет назад. Тем более в наши неспокойные дни, когда все вокруг меняется очень быстро. В прошлый раз я вспоминал Боровский монастырь таким, каким он был в шестидесятые и семидесятые годы ХХ века. Новый век принес много изменений. Во-первых, изменился статус монастыря, из музея он превратился в религиозный центр. И хотя на стене появилась красочная табличка, сообщающая о принадлежности комплекса с «Памятникам архитектуры», но на деле она сегодня только дань традиции. Фактически подавляющее число людей приезжает сюда именно как своего рода «паломники», хотя трудно назвать таким термином публику, вылезающую из своих дорогих иномарок прямо у стен монастыря. Но и под определение «турист» эта публика тоже не подходит, так как она прямиком устремляется на поклоны и выспрашивание милости у поднебесных сил.
Произошла история, на сегодня весьма типичная. После передачи комплекса зданий под управление церкви – изменились все приоритеты. Понятие «памятник архитектуры» в нашей стране всегда было непонятно для большинства, а сегодня в сознании «простой публики» доминирует представление, что в Советском Союзе все разрушали и уничтожали, а только после передачи архитектурного комплекса «в лоно церкви» началось его восстановление. Эта дезинформация старательно повторяется и в нашей печати, и в интернете, и уж конечно в церковных брошюрках. В общем можно сказать слова - чудны дела твои, господи!
Вот после такого вступления можно начать подробный рассказ о дне сегодняшнем. Потому, что сегодня меня встретило в Пафнутьев-Боровском монастыре много радостных, но и немного грустных минут.
Вход в монастырский комплекс расположен удачно, с южной стороны. И меня встретили ярко освещенные уже фактически летними лучами, входные ворота. Сегодня почти весь комплекс покрашен белой краской, все стены буквально выбелены от земли до завершения. Яркий свет слепил глаза и временами рассмотреть и стены, и башни было затруднительно.
При входе висит охранная доска, на которой написано следующее: «Памятник архитектуры XVI –XVIII вв. Пафнутьев-Боровский монастырь. Подлежит охране как всенародное достояние». Хорошо написано, правильно. В дальнейшем я постараюсь показать, как на самом деле все охраняется и является ли оно всенародным в наши дни.
Войдя на территорию, теперь уже на 100% монастырскую, я несколько заколебался. Ведь несколько раз читал у разных авторов, что монахи ввели плату за фотографирование. Но не стал стремиться быть «святее папы римского» и задавать ненужные вопросы, а смело двинулся вперед. То ли день был субботний, то ли вообще здесь теперь много народа – но людей было действительно много. Контингент «паломников» весьма традиционный, это женщины среднего возраста и молодые пары с детьми. У входа две юные барышни старательно повязывали поверх шортиков широкие юбки, очевидно выдаваемые напрокат.
Сегодня у меня есть уникальная возможность начать рассказ не с теоретических рассуждений, а сразу показать общий вид архитектурного ансамбля Пафнутьев-Боровского монастыря с высоты «птичьего полета». И окинув всю панораму (взглядом орла), можно уже детально посмотреть Генеральный план -
И только на одну деталь хотелось бы обратить внимание. Дело в том, что разные исследователи не только дают разные сведения о датах постройки зданий (что понятно), но и по-разному их называют. Так что имеющиеся разночтения в названии зданий и башен по сравнению с прошлой работой - это результат разных «источников».
Большая площадь при входе сразу захватывает внимание, ведь на нее обращено одно из самых главных сооружения монастыря – трапезная палата с церковью внутри и колокольня, слитые в один триединый объем.
Трапезная палата не только одно из самых древних сооружений, но еще и очень колоритное. Фасады трапезной с маленькими окошками, врезанными в толщу стены, показывают суровую простоту древнерусской архитектуры. В такую, как сейчас солнечную погоду тени от арочных проемов еще контрастнее подчеркивают эту толщину.
Но колокольня монастыря – вот это действительно шедевр русской архитектуры XVII века. В этом сооружении все красиво и гениально просто. Даже асимметрия её поражает своей продуманностью, своей композиционной завершенностью. А если присмотреться к фасадам более внимательно, то можно рассмотреть традиционное украшение того времени – поливные изразцы. Они украшают и оживляют гладь стен основания и ярусы колокольни. Русские архитекторы в XVII веке довольно часто использовали изразцы при строительстве ответственных зданий. Но в данном случае изразцов немного и они призваны именно оживить суровую мощь стен.
Трапезная с колокольней стоят как остров в центре территории и можно обойти и посмотреть здание со всех сторон. С востока оно тоже живописно, но уже по-другому. Здесь на фасаде можно рассмотреть как бы «встроенную» в основной объем одноглавую Христорождественская церковь. Но увидеть ее сложно, она почти никак не выделена. И только небольшая глава обозначает ее. На фасадах при реставрации все-таки сохранили фрагменты первоначальных росписей.
Никаких апсид с восточной стороны нет, очевидно, что планировка церкви была несколько нетрадиционна, и алтарь размещался в основном объеме.
В этом месте нас поджидало приятное открытие. Оказалось, что небольшая дверь под колокольней ведет в помещения музея. Музей тоже оказался интересным не только своими экспонатами, но еще и интерьерами, что лично для меня немаловажно. Интерьеры древнерусских сооружений сегодня сохранились нетронутыми в очень небольшом количестве. Обычно за прошедшие века назначение здания менялось столько раз, что внутреннее пространство предстает некоей схемой, и соответствует в лучшем случае какому-то небольшому периоду времени. Здесь, в стенах музея все достоверно – толстые стены, своды, арки, скупая отделка. Ты словно погружаешься в историю, в XVII или XVIII век.
Основание колокольни имеет еще и своеобразные украшения в виде врезанных в толщу стены кувшинов. Их историческое название - «кубышка», так как именно в кубышках хранили деньги наши предки. Спрятать в кубышку - и никакие сбербанки не нужны.
Но наверное самое большое открытие нас поджидало за дверями другого входа, тоже расположенного под колокольней.
Еще в самом начале знакомства с сегодняшним состоянием ансамбля монастыря, с центральной площади -
я обратил внимание на большую экскурсионную группу, входящую в эту дверь.
И сейчас, выйдя из музея мы решил зайти, поинтересоваться – что же тут такое находится. То, что мы увидели, превзошло все ожидания, мы увидели настоящие прекрасно сохранившиеся древнерусские интерьеры, с настенной живописью. Фрески покрывают стены и входной лестницы, и помещения на втором этаже.
Лоджия на втором ярусе колокольни, наверное - самое потрясающее открытие, которое нам удалось сделать в эту поездку. Интерьеры лоджии настолько интересные, что заслуживают отдельной поездки именно для их осмотра. Тем более, что мы постеснялись подняться выше и осмотреть ризницу и библиотеку (если они вообще они открыты для осмотра?).
Главное и самое древнее сооружение на территории Пафнутьев-Боровского монастыря – это собор Рождества богородицы. Он был построен в конце XVI века на месте разобранного белокаменного собора, как считается – освященным самим Пафнутием. Как и обычно бывает в нашей истории, даты строительства называют разные. Снаружи собор смотрится внушительно. Реставрационные работы, проведенные Советскими реставраторами в 1960-х годах, вернули древнему собору его первоначальный облик - были восстановлены позакомарные покрытия основного четверика собора, кокошники у подножия барабанов и шлемовидные главы.
Во время нашей прогулки мы видели несколько экскурсий. Не знаю, о чем рассказывают экскурсоводы сегодняшним гостям, но мне бы очень хотелось, что бы они рассказывали не только про святых и их чудесные деяния в века минувшие. А говорили и о беспримерном подвиге наших советских ученых, исследователей, реставраторов и строителей, которые в сложные годы и часто на голом энтузиазме, почти бесплатно - но возродили этот собор, этот памятник русской архитектуры XVI века.
К западной стене собора, для увеличения его вместимости, в 1837 г. была пристроена кирпичная трапезная. Это единственное сооружение в стиле классицизма на территории монастыря.
В наши дни сооружения монастыря окрашены в три цвета. Белыми стала вся древнерусская архитектура, желтыми тонами обозначены здания эпохи классицизма, и единственное здание времени барокко, церковь Митрофания, получила сиреневую окраску. Такой подход реставраторов мне представляется оправданным, хотя он и противоречит истории, но зато дает возможность сегодняшнему зрителю четко различить временные характеристика каждого здания. История, как и искусство – требует определенных жертв.
И, думается мне, администрация монастыря немного вмешалась в дела реставраторов и потребовала покрасить самое большое и самое неинтересное здание, огромный трехэтажный корпус – тоже в белый цвет. Хотя в действительности корпус относится в середине XIX века, к временам эклектики, и выглядит просто как постройка «вне стиля». Но для сегодняшнего монастыря оно является самым вместительным зданием и по традиции называется настоятельским корпусом.
Итак, следующее здание, оно расположено за собором и ближе к угловой части монастыря - церковь Митрофания с характерными для Барокко деталями отделки. Во время прогулки я как-то мало уделил внимание этому зданию, а при внимательном рассмотрением оно оказалось очень и очень интересным.
А вдали, уже в самом углу монастырской территории, расположен еще один очень интересный памятник архитектуры - больничные палаты с Ильинской церковью. Но вот это замечательное сооружение (1670-е гг.) нам посмотреть не удалось. Оно огорожено и мне как-то было неудобно вторгаться на его территорию, может быть здесь восстановлено именно "медицинское" предназначение палат.
Так что возвращаюсь к описанию "фиолетовой" церкви Митрофания.
На этом фрагменте акцентированы тонами и отдельные части здания.
Подклет церкви и вход на арочную галерею, некогда опоясывающую церковь с трех сторон,
дополнительно выделены более сочными фиолетовыми оттенками
Вся это тонкость проработки деталей, выявление отдельных исторических периодов на фасадах, и благоустройство входов и окружения - вызывает симпатию и чувство благодарности к авторам реставрации комплекса.
Начиная писать данную работу, я рассчитывал все уместить на одном листе. Но материалы оказались настолько интересными, и их оказалось так много, что рассказать обо всем монастыре на одной странице невозможно. Поэтому описание стен и башен, и главное – общих вопросов генерального плана архитектурного комплекса Пафнутьев-Боровского монастыря – я вынужден отложить «на потом». Все это будет изложено в отдельной статье.
И отдельно обязательно напишу о том, как проводились съемки с "квадрокоптера"...... это очень интересно ))
...................................................................................................
Литература:
- М.Фехнер. Калуга. Боровск. М.:Искусство, 1972.
- И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. М: Буксмарт, 2013.
Фотографии:
Все фотографии выполнены мною во время поездки 26 мая 2018 года.
То есть говоря языком интернета - все фотографии Авторские.
Съемки с высоты "птичьего полета" выполнили мои друзья по этой поездке.
Москва ......... 06. 06. 2018 г.