Вторник, 19.03.2024, 10:26
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Лествица

«Видение лествицы» - икона XVI века

       Сегодня я предлагаю внимательно посмотреть одно из произведений Древнерусской живописи.
Впервые я увидел «Видение лествицы»  в конце 1970-х годов в экспозиции замечательного музея, долгие десятилетия размещавшегося в Троице-Сегиевой лавре. Не знаю, существует ли музей в наши непростые дни.
Называлась выставка - Шедевры древнерусской живописи.

Попасть на нее было сложно, стояла длинная очередь.
Но по билету Союза Архитекторов можно было пройти свободно.



Видение лествицы. Московская икона XVI в. Русский музей

       Не могу сегодня утверждать, что видел именно этот вариант «лествицы», сюжет весьма распространенный. Но я тогда внимательно рассматривал произведение и оно мне запомнилось. Может быть именно лестницей-стремянкой, которая занимает на картине центральное место, и запоминается как понятная и реальная вещь. Позднее, в научной литературе я познакомился с расшифровкой сюжетов, и это тоже оказалось интересным.
       Древнерусская живопись – сложное искусство, отделенное от нас веками. И, к огромному сожалению, история не сохранила до наших дней ни одного произведения светского характера  – такова история Руси. Сохранились только произведения церковного искусства. Но для нас важна сегодня каждая деталь. И посмотрев внимательно на эту картину древнерусского художника, мы можем увидеть на ней много таких деталей, которые выходят далеко за рамки «религиозных канонов», увидеть фрагменты жизни наших прапрадедов, их мироощущение,  их взгляд на историю.

Тем более, что перед нами одна из «злободневных» икон
под названием «Видение лествицы» (то есть лестницы).
В чем ее злободневность, станет понятно в дальнейшем рассказе.

       Иоанн Лествичник – лицо вполне реальное, ученый монах, родом из Греции, живший в конце VI – первой половине  VII в. Он написал руководство к монашеской жизни, которое озаглавил «Лествица райская» (отсюда и прозвище автора «лествичник»). Название объясняется тем, что путь к обретению райского блаженства Иоанн уподобил восхождению по лестнице нравственного совершенствования. А эта символическая лестница есть не что иное, как борение с собственными пороками и страстями. Свое сочинение Иоанн заканчивает словами: «В меру разумения своего, создал я лествицу восхождения. Пусть теперь каждый смотрит сам, на какой он ступени». Вот так! Пусть сам человек заботится о том, что бы его земные дела открыли ему дорогу в рай. Действительно – важны твои дела! И это всегда злободневная тема.

       Давайте посмотрим все левую часть изображения. Слева внизу на фоне белоснежных стен трехглавого храма, мы видим Иоанна, читающего с амвона свое руководство внимательно слушающей братии. Можно предположить, что событие происходит в самом храме, по всем иконографическим канонам так обычно и бывает. А вот об изображенном храме надо бы поговорить подробнее.

Фрагмент №1 - архитектура храма:


Фрагмент №1:
На картине художник изобразил, конечно, не палестинский, а вполне русский храм.

       При большом желании и при определенных знаниях, я думаю, что возможно определить, что за сооружение изображено. Одноглавый храм с двумя приделами, в центре портал главного входа с килевидной аркой, а справа пристроен тамбур входа в придел. Знакомая картина, правда? Хорошо читаются позакомарные покрытия. Круглые окна тоже несложно найти в русской архитектуре XVI столетия.

Фрагмент №2 – что происходит на лестнице:


Фрагмент №2:
Вот перед нами сама лестница. Ух, ты – какая высокая! На высоту всей картины.
Она столь высока, что достигает небес, самых врат рая.

       По лестнице взбираются монахи. Но плохи их дела. Как ни пытаются они изловчиться и перешагнуть зараз две-три ступени, но ничего не получается. Один цепляется еще за нижние перекладины, другие исхитрились добраться до средних ступеней. Но много у них грехов, у этих монахов, и тяжки их грехи. Сталкиваемые ангелами, они – на радость бесам – падают в ад. Бесы нарисованы очень веселыми, хлопая крыльями и помахивая хвостиками, они заполняют все пространство картины между лестницей и входом в ад.
       Надо отметить, что лестница прочерчена тщательно, по линеечке. И в рисунке ступенек чувствуется некоторое присутствие перспективы, которой вообще-то не бывает в древнерусском искусстве.
       Особенно надо отметить то обстоятельство, что художник изобразил не каменную лестницу со ступенями, а именно деревянную лестницу-стремянку, хорошо всем известную, с давних времен! С которой так легко упасть.

Фрагмент №3 – что происходит у входа в рай:

       На следующей детали – вход в рай. И врата рая широко распахнуты!
В светящемся проеме ворот стоит вся небесная команда – справа Иисус, за ним Иоанн Предтеча, слева Богоматерь и ангелы. Они встречают праведников, достойных рая небесного.
       Но лишь один из монахов благополучно совершил восхождение. Христос протягивает руку, что бы помочь изнемогшему старцу преодолеть последнюю ступень. А над головой избранного уже вспыхнул золотом нимб. Ура! Мы радуемся за тебя, праведник.



Фрагмент №3: у входа в рай

Фрагмент №4 – что происходит в аду:

А что же случится с теми, кто упал в ад? Вот тут еще более интересная история разворачивается.


Фрагмент №4: в аду

       Справа внизу красным цветом предстает перед нами разверстая пасть ада. В черной глубине пасти поджидают свою добычу владыки подземного царства – Плутон и Прозерпина. Позвольте, а это как понимать?
       Образованные люди Древней Руси были знакомы с античной мифологией, а в XVI веке особенно любили обращаться к ее образам. Только божества античного мира они рассматривали как некую разновидность чертей.
И это весьма характерно для средневековья.

       Но вот такая деталь - на картине древнеримские божества, властелины подземного мира, одеты в расшитые золотом русские царские одежды. Так что, изображая ад, и пусть подземное - но все-таки царство, художник нарядил действующих лиц в соответствующие наряды. Чинно и мирно сидят за золоченым столом Плутон и Прозерпина, как и положено царям.
       Все это во вкусах того времени, когда в живописи античных или библейских героев видишь в чисто русской обстановке.
И только раззявленная красная пасть чудовища сразу показывала нашим прапрадедам, что это – адская бездна........!

       Вот и получается, что Древнерусская живопись никогда не была оторванной от реальной жизни. При всей своей условности, она показывала жизнь своей эпохи. Но вот найти эти детали нам уже бывает сложно. Тем интереснее поиск и в графических материалах и древнерусских текстах.

......................................................................................
Литература:
Корнилович К.В. Окно в минувшее. – Л.:Искусство, 1968.

Первоначальный вариант показан в Живом Журнале 17.10. 2016 г.

       Москва - 14 октября 2018 г.

Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.