Круг в кругу
Недавно я вновь неторопливо прогуливался по залам Третьяковской галереи. Вокруг картины, картины, картины. Экскурсовод привычно подводит группу школьников к «Утру в сосновом лесу», к знаменитым медведям. И все ребята с восторгом слушают и про лес, и про мишек.
В основных залах Третьяковки все ясно и понятно. Вот зал Шишкина, в следующем зале богатыри былинные.
И вот невзначай получилось небольшое исследование, как раз к всевозможным празднованиям Нового года (а их у нас целых два, новый и старый), Рождества, Святок-колядок и т.д………..
Зашел я и в залы, где представлены шедевры Древнерусской живописи. В отличие от других залов, здесь очень тихо и малолюдно. И это тоже вполне понятно, ведь тема необычная и к классической живописи имеет весьма отдаленное отношение.
И в который раз меня остановила и приковала свое внимание огромная работа - икона круга Дионисия, выполненная в XVI веке. То есть во времена Ивана Грозного.
Вблизи ее сфотографировать сложно, бликует стекло витрины, да и не тактично как-то делать фотографии исторических шедевров в Третьяковке. Поэтому следующее изображение найдено в интернете. Как говорится, сегодня просторы «всемирной паутины» дают возможность не только найти, но еще и рассмотреть в деталях картины мастеров прошлого. Чего в музее сделать бывает сложновато.
Итак – произведение Древнерусской живописи икона «О тебе радуется», приписываемое мастерам-живописцам круга Дионисия.
Наверное, интересно бы послушать, что расскажет о ней современный исследователь. Но попробую за них пофантазировать:
1 - Историк расскажет об истории создания произведения, о тех временах, о живописцах древней Руси. О том, как создавались такие произведения искусства, и в каких условиях работал художник. Расскажет об огромном пути этого произведения Русского искусства от времени его создания и до поступления в родные стены Третьяковской галереи.
2 - Реставратор поведает нам о той огромной работе по расчистке и укреплении красочного слоя, которая обычна для реставрации всех наших древних икон. Ведь к двадцатому веку почти все древние иконы представляли собой «многослойный пирог», сложившейся из-за многочисленных «поновлений». Наши предшественники и в XVII веке, и тем более в XVIII и XIX веках без долгих размышлений просто писали поверх исторической живописи новую икону. И таких слоев «поновлений» часто бывало и не один, и не два.
3 - Богослов будет долго и детально рассказывать обо всех действующих лицах, изображенных на этой огромной композиции, и, конечно, об их святости.
А поскольку я не могу считать себя ни одним из этих уважаемых исследователей, то расскажу очень просто и ясно о ….
О художественной композиции произведения живописи XVI века.
Я увидел это произведение много лет назад, но в той, старой Третьяковке. И вот снова смотрю - во время своего очередного посещения Третьяковской галереи.
.
«О тебе радуется ….». Икона круга Дионисия. XVI в. - Третьяковская галерея.
Я увидел композицию, которую можно назвать «Круг в кругу, вписанные в круг». Но давайте подробнее обо всех этих «кругах»:
1 – в круге первом, естественно – сосредоточены главные действующие лица, Богоматерь с младенцем, сидящая на престоле, который в свою очередь размещен на вершине скалы. Но этот «первый круг» тоже состоит из нескольких кругов, по цветам они переходят от темно-зеленого до почти голубого ореола.
2 – второй круг образуют головы, а точнее нимбы над головами ангелов. Но ведь и каждый нимб – это тоже часть круга.
3 – в третий полукруг явно вписан контур храма небесного, с его зелеными куполами. Но это не очень четкий круг, его можно и не заметить в общей композиции.
4 – но этого всего древнерусскому художнику показалось недостаточно. И чтобы окончательно закрепить идею «круга» - он добавил еще один круг, самый большой и белый, куда попали сады райские и цветы неземные. И получилась та самая композиция, круг в кругу, которая так неожиданно и так просто толкует основные догматы.
И если очень
и очень схематично представить себе общую композицию картины, то она предстанет
вот такой системой кругов. Конечно – передать на схеме все тонкости цветов
оригинала не представляется возможным, да и не нужно - это только схема!
Да, прогулка по залам Третьяковской галереи всегда приносит много открытий ))
......................................................................................
Первоначальная разработка темы выполнена в Живом журнале 11.01.2016 г.
Москва, Третьяковская галерея, 15 октября 2018 г.