Архитектуру времени Барокко конечно лучше всего изучать в городе на Неве и в его знаменитых окрестностях. Зимний дворец, Смольный монастырь, Петергоф, Стрельна, Царское Село и многие другие.
Но и Москва тоже хранит много интересных зданий и целых комплексов, построенных в этом стиле. Усадьба Кусково, принадлежавшая роду Шереметьевых, бывшая подмосковная, но давно уже вошедшая в границы города, знаменита многими сооружениями в стиле Барокко. Обширная усадьба с дворцом, многочисленными зданиями, большим парком и прудом создана в основном в середине XVIII века.
По оси дворца расположено устье прогулочного канала,
дающего перспективную глубину восприятия всего ансамбля с южной стороны
Отсюда преувеличенный пафос и театральность, что в архитектуре выражается усложненностью форм и пышной декоративностью
Кусково было известно как «старинная вотчина» Шереметевых. С 1715 года усадьба принадлежала фельдмаршалу петровского времени Б.П.Шереметеву, а затем перешла к его сыну П.Б.Шереметеву, вельможе нескольких царствований. В эти годы ансамбль и получил свой законченный вид. Планировка сложилась в середине XVIII века, когда были возведены основные строения. Кусково строили крепостные мастера и архитекторы Шереметева, которыми руководил крепостной архитектор Ф.С.Аргунов.
Дворец
Основное место в усадьбе занимает дворец, главным фасадом обращенный на пруд, а другим фасадом – на регулярный парк. Дворец в Кусково – это одноэтажное деревянное здание с антресолями на каменном цокольном этаже. Архитектура дворца представляет собой образец ранней русской классики. Здание простое и благородное, его фасады обработаны в формах каменной архитектуры. Шестиколонный портик ионического ордера тоже необычен, колонны размещены не равномерно и акцентируют центральную ось здания.
Отделка интерьеров выполнена с большим изяществом. Анфилада парадных комнат проходит вдоль всего главного фасада. А самое большое помещение дворца, огромный танцевальный, или зеркальный зал, ориентирован окнами на просторы регулярного парка. Расписные кафельные печи, шелковая обивка стен и мебели, гобелены, фамильные портреты и картины художников – вот далеко не полный перечень внутренних красот дворца.
План первого этажа дворца в Кусково
И если фасады здания вполне можно назвать скромными, или даже строгими, то внутри нас встречают именно дворцовые интерьеры. Анфилада парадных комнат – кажется, что тянется до бесконечности. Залы сменяют друг друга, поражая своей отделкой, уже полностью в стиле Барокко. Это невозможно описать или сфотографировать, эту восторженную архитектуру интерьеров надо увидеть.
Кабинет с деревянной отделкой стен
И еще гостиная, их много ... можно долго показывать
Главный дом усадьбы Кусково – один из лучших образцов раннего классицизма в Москве. Надо сказать, что интерьеры дворца – это отдельная тема. Внутренняя планировка ближе к приемам барокко. Там такое огромное количество помещений, такой большой набор приемов отделки, что осветить все эти вопросы в одной общей статье не представляется возможным.
Такая постановка определяла важную роль церкви в парадной композиции усадьбы.
Церковь была первым каменным сооружением в усадьбе.
Генеральный план усадебного комплекса Кусково:
Регулярный парк близок к квадрату по своим пропорциям. Размеры его большие, но в натуре парк не кажется огромным. Дело в том, что парк как бы разбит на отдельные планировочные зоны, и главной зоной, безусловно, является центральный партер. Партер украшен мраморными скульптурами, колоннами и обелисками, рядами дорожек он разбит на цветники сложной формы. Летом, когда весь партер сияет цветами, и с каждой дорожки открываются новые неожиданные виды, прогулка по парку Кусково представляет собой особую прелесть. Кажется, что партер тянется до бесконечности, и до виднеющейся вдали оранжереи никогда не дойти.
На чертеже я пометил только основные здания, на самом деле их значительно больше, и встречаются они весьма неожиданно. И увидеть весь парк тоже невозможно, поскольку и левая и правая его части – это куртины деревьев, плотно посаженные вдоль аллей и дорожек парка.
Регулярный парк усадьбы Кусково:
Статуя…
А вот основной партер просматривается на всю длину, от дворца до оранжереи. Аллеи, дорожки, строгая геометрическая сетка которых обрамлена фигурными клумбами, скульптуры, обелиски и цветники, обильно заполняющие партер.
Обелиск ....
Оранжерея:
И второе по важности здание усадьбы Кусково – это Оранжерея, замыкающее парадный партер.
Здание построено в 1761-1762 гг. Оранжерея вмещает высокий центральный зал и две остекленные галереи, заканчивающиеся двухэтажными павильонами. Оранжерея была и одним из основных парковых увеселительных сооружений, служила зимним садом с концертным и танцевальным залом. В наши дни, после проведенных реставрационных работ, оранжерея восхищает своими барочными формами и стеклянными стенами.
Здание оранжереи, недавно капитально отреставрировано и сверкает в лучах солнца.
Огромные окна ориентированы на южную сторону
Эрмитаж:
По обе стороны партера, справа и слева, пересекающиеся аллеи подводят к садовым павильонам. Вообще каждая дорожка в своей перспективе замыкается то статуей, то ризалитом дворца, то фасадом садового павильона. В левой части парка буквально спрятан среди зелени причудливый Эрмитаж, построенный в 1764-65 гг. под руководством К.И.Бланка. В плане он представляет собой композицию из круглого зала и примыкающих к нему небольших и тоже круглых кабинетов.Эрмитаж в Кусково. Гравюра 1767 г. по рисунку М.Махаева
План Эрмитажа в усадьбе Кусково
Само слово Барокко переводится с итальянского как – странный, неправильный, причудливый.
Барокко русское, барокко петровское, барокко елизаветинское…. Барокко в России развивалось особым путем. Оно было связано с традициями русского зодчества XVII столетия (вспомним так называемое «Нарышкинское барокко»), и в петровское время обогатилось в результате воздействия со стороны западноевропейской культуры.
В России расцвет стиля падает на середину XVIII века, то есть на тот период, когда на Западе он угасает. И есть одна тонкость в отличие нашего Барокко от западноевропейского. В России фасады монументальных сооружений облицовывались не камнем, а штукатуркой с гипсовыми деталями, что содействовало усилению пластического начала, а также позволяло применять окраску. Яркие цвета - синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, позолота кровельных покрытий — все это придавало зданиям особый яркий колорит, отвечавший традициям русского национального зодчества.
Изысканные формы, характерные для стиля Барокко придают зданию колорит той эпохи. Внутри, помимо богатой отделки, еще поражало отсутствие лестницы, и специальное подъемное устройство, которое доставляло гостей на второй этаж.
Но здание настолько изысканное и прихотливо нарисованное, что попадая внутрь в наше время, ты поражаешься и другому. Насколько здание кажется большим и внушительным снаружи, настолько внутри оно оказывается маленьким. Круглый зал в центре невелик, а примыкающие к нему кабинеты вообще крошечные по площади. И в исследованиях встречаются совершенно разные оценки Зрмитажа - от восторженных до предельно скромных, где эта постройка названа самым вычурным и нелепым здание в Кусково.
Грот:
Одной из ранних построек Кускова является Грот. В этом здании апофеоз стиля Барокко достигает своих высот. Одноэтажное здание поставлено на берегу небольшого прудика. Колонны грота обработаны оригинальными муфтами круглой и квадратной формы. В плане Грот представляет собой настолько причудливое сочетание помещений, что рассказать о нем сложно, значительно нагляднее посмотреть чертеж.
Архитектурный тип паркового грота первой половины XVIII века – павильона, связанного с темой воды, как бы подводной пещеры. Стены и своды внутренних помещений, зала и двух кабинетов, покрыты орнаментами, выполненными из раковин, туфа, стекла. Все это создавало картину подводного царства, столь же экзотического, как и весь дух усадьбы Кусково.
Входные двери в грот и золотая решетка. Вдали виден Итальянский домик
Итальянский домик:
Бываю я в Кусково не часто, но все таки регулярно. Гуляю по парку, любуюсь причудливой архитектурой эпохи Барокко. И как-то так получалось, что я всегда проходил мимо этого здания, так же сооруженного в середине XVIII века. И вот в последнее мое посещение усадьбы я буквально «открыл» его для себя. В наши дни оно используется для свадебных церемоний, и хорошо отреставрировано.
Вид Итальянского домика и восточной части парка с высоты.
На этом снимке можно рассмотреть и красивый полукруг из пяти домиков т.н. «Менажерея»,
которые в натуре увидеть сложно, они прячутся в зелени и окружены оградами
Когда идешь от
главного входа по аллее к дворцу, то справа на лужайке посетителя
встречает самое первое здание, так называемый Кухонный флигель. Это
очевидно одна из ранних работ крепостного архитектора Ф.С.Аргунова, и
здание имело более широкие функции, чем просто кухня. Сегодня оно
воспринимается как составная часть общего ансамбля.
Кухонный флигель и Спасская церковь - эти два здания образуют небольшой самостоятельный ансамбль
Интересны
детали церкви, в них можно увидеть характерные для середины XVIII века
черты переходного периода, от Барокко к Классицизму
И завершая короткий рассказ об архитектуре Барокко в усадьбе Кусково, невозможно не сказать о знаменитом огромном зеркале пруда. Пруд не только простирается вдоль главного фасада дворца, он как бы связывает все сооружения усадьбы.
Вид с высоты птичьего полета
Ансамбль Кусково воплотил в себе основные черты культуры барокко первой половины и середины XVIII века.
В замечательной книге Н.Я.Тихомирова «Архитектура подмосковных усадеб»,
изданной в 1955 году приводится эта фотография.
Вдали видна Оранжерея в очень неухоженном состоянии
И написаны следующие слова: Дворцово-парковый ансамбль Кусково, находящийся в 8 километрах от Москвы, в равнинной местности, покрытой смешанным лесом, сложился в середине и отчасти во второй половине XVIII века.
Фрагмент карты 1952 года. Архитектурный ансамбль Кусково
в окружении одноэтажной поселковой застройки тех лет
К началу XXI века территория усадьбы давно входит в состав города. Если посмотреть панораму с высоты птичьего полета, то сегодня Кусково окружено плотным кольцом многоэтажных зданий. Но, к счастью для нас, ансамбль Кусково имеет значительную охранную территорию, и густая зелень скрывает все это окружение. К чести наших советских градостроителей нужно и отнести и тот факт, что территория между усадьбой Кусково и железной дорогой - в дальнейшем была очищена от одноэтажных подмосковных домиков и превращена в дополнительную парковую зону вокруг усадьбы.
Гуляя по аллеям парка легко представить себя в загородном имении, вдали от шумного города....
……………………………………………………..
Литература:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 8. Окрестности старой Москвы.– М.: «Искусство-XXI век», 2007
- Н.Я.Тихомиров. Архитектура подмосковных усадеб. – М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955
- Чертежи выполнены автором по материалам указанных книг.
Все основные фотографии выполнены автором.
Отдельные фото привлечены из интернета, но с исправлением цветовых характеристик.
Москва. 23 января 2019 г.