Самое первое мое знакомство с городом на Неве состоялось так давно, что и год вспомнить сложно. Наверное в 1964 или 1965. Приехали мы и от вокзала пошли, как говорится – куда глаза глядят. На поверку оказалось, что пришли в Александро-Невскую лавру. Значит, прогулка была по Невскому проспекту, но в противоположную сторону от главного туристического направления. Потом прошли весь Невский в обратную сторону. И вот здесь нас и поджидали главные неожиданности. Конечно, сегодняшнему «настоящему» туристу сложно представить знакомство с Питером без карты, без смартфона, без маршрутизатора. Или без туристического автобуса с экскурсоводом. Но я благодарю судьбу, что узнал Ленинград самостоятельно, без всех этих прелестей.
И теперь расскажу более подробно о том месте, которое мне запомнилось более всех других.
Хотя место совсем не шикарное, и даже очень скромное по архитектуре. Это как бы прелюдия к музыкальному шедевру. Еще зритель только входит в зал, ищет своё кресло, готовится внимать, еще нет на сцене оркестра ...
Итак шли мы, уже уставшие, по Невскому проспекту и вдруг справа открылся какой-то переулок с аркой вдалеке. И вот эта арка сразу озадачила. С чего бы это она такая шикарная? И откуда она здесь появилась, в переулке. Предвижу улыбку знатоков, которые сегодня, не поднимаясь со стула, могут все это познать на мониторе. Но не было тогда мониторов, и даже карта города, купленная наконец-то в киоске «Союзпечать», и то давала очень приблизительное представление о реальной планировке Ленинграда. И несколько озадаченные мы пошли по этому переулку, а арка все приближалась. Она вырастала на глазах, превращаясь в арку триумфальную.
Фотография 1976 года. Вот такая картина нам и запомнилась.
Наш Ленинград, деловой жизнерадостный город, шумный Невский проспект, много прохожих и много машин.
А сам переулок назывался в те годы улицей Герцена
Фото 2020 года
И только войдя под её своды, только увидев впереди сам Зимний дворец, мы наконец-то осознали, где мы находимся. Конечно, в те годы мы даже и не думали о фотографировании. Мы просто гуляли по совершенно незнакомому городу и открывали его архитектурные шедевры на каждой улице, на каждом повороте. И в этом месте мы тоже сделали открытие. Потому, что впереди была огромная и действительно - Дворцовая площадь. И мы её открыли, мы нашли совершенно случайно, никак не предполагая, что неширокая улица подарит нам вид на Дворцовую площадь.
План здания Главного штаба, на котором совмещены два этапа создания
комплекса.
Тонкими линиями показана первоначальная застройка
Не меняя дугообразного очертания площади, архитектор Росси перенес выход с Большой Морской улицы на центр дуги. И бывшая второстепенная улица, сделав поворот, превратилась в важнейшую часть ансамбля. Жирными линиями показан проект Росси. Чертеж позволяет увидеть всю гениальность архитектора, который достаточно скромными средствами создал грандиозный ансамбль здания Генерального штаба, и всей Дворцовой площади.
На этом повороте встречаются две арки, сходящиеся под углом. Самая первая арка находится на оси Морской улицы, она простая и без кессонов. Вторая арка уже повернута на ось Дворцовой площади, она более глубокая и с кессонированным сводом. Характерная деталь – проходя под арками, прохожий не чувствует поворота.
План здания Генерального штаба. Арх. Росси
И снова современные фотографии 2020 года. Улица без людей
Может быть так, или не совсем так выглядела улица Герцена и в том далеком году, когда мы открыли её
И чуть ближе к выходу на Дворцовую площадь
И вот уже площадь и Александровская колонна архитектора Монферрана
Ситуация в России и в мире в связи с эпидемией предоставила в 2020 году редчайшую возможность
увидеть самую известную площадь Ленинграда - Петербурга без единого человека,
абсолютно пустынной
И арка Генерального штаба, запроектированная гениальным Росси, так прочно "держит" ось всей площади,
так сомасштабна этой площади, что приходится и восхищаться и удивляться,
как в те далекие времена наши предшественники умели почувствовать пространственные объемы города
Вся эта симфония с тремя арками еще лучше видна со стороны Дворцовой площади. Здесь украшенная скульптурами самая главная арка, арка Главного штаба, зрительно дополняется еще двумя другими арками. Все в этом сложном месте уравновешено, все взаимосвязано. Невозможно представить, что это не изначально спроектировано, а создано в несколько приемов в течение многих лет.
Дворцовая площадь в последние десятилетия наверное - самое «туристическое» место в городе не Неве
Увидев на фотографии карету, мне вспомнилась детская считалка:
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду,
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд:
Красный-синий-голубой ... )))
Вот такой получился немного сумбурный рассказ о нашей первой поездке в Ленинград. О первом знакомстве с колыбелью классицизма в России, с колыбелью революции, и городом с блокадной судьбой. Рассказ о первых впечатлениях полувековой давности, но иллюстрированный фотографиями 2020 года, когда город предстал своими пустынными улицами и площадями. Совершенно непривычный и для жителей Петербурга и для любого человека, который хоть раз побывал в этом чудесном городе на Неве. Но есть в этом и один положительный момент - город засверкал своей архитектурой. И ничто и никто на этих фотографиях не мешает смотреть его строгий классический образ ...
.......................................................................
- История русской архитектуры – М.: Академия архитектуры СССР,
Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Снимки питерского фотографа Влада Сорокина, запечатлевшего безлюдный карантинный город
в апреле 2020 года - https://vk.com/wall468301_13131
Москва, 18 июля 2020 года