Алексеевская слобода
Историко - архитектурный обзор района от Таганской площади до Андроникова монастыря
Каждый раз, отправляясь в Андроников монастырь, в котором многие годы размещается прекрасный музей Древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, я неизменно выбирал путь от метро Таганская по одной из красивейших улиц. Она сохранила очарование и колорит старой Москвы и буквально наполнена памятниками архитектуры и просто интересными зданиями.
Историческое название улицы - Большая Алексеевская, так я ее и буду именовать в этой своей статье.
Начало Большой Алексеевской улицы - слева дом 5,
справа уходят в перспективу дома: 2, 4, 6 и 8.
В этом месте улица непривычна своей шириной, расстояние между домами почти 30 метров,-
улица и в этом смысле Большая
справа уходят в перспективу дома: 2, 4, 6 и 8.
В этом месте улица непривычна своей шириной, расстояние между домами почти 30 метров,-
улица и в этом смысле Большая
Историческое название всего района от Таганской площади до Андроньевской площади –
Алексеевская слобода.
На карте сделан акцент на наиболее интересные архитектурные сооружения:
Дорога от Таганской площади к Андроникову монастырю сложилась к концу XVI века и называлась Большой Алексеевской улицей, а вся окружающая территория Алексеевской слободой - по церкви Алексея Митрополита. Слобода сформировала и свою внутреннюю улицу, Малую Алексеевскую и возвела в центре новый храм на стрелке двух улиц – церковь Мартина Исповедника. План города конца XVIII века, так называемый Мичуринский план, показывает уже сложившуюся систему улиц. А на фрагменте "послепожарного" плана Москвы, выполненого в 1813 году, видна система улиц слободы, сохранившаяся до нашего времени.
Основным занятием населения становится торговля, и в дальнейшем даже формально слобода стала называться купеческой. На рубеже XVIII -XIX веков богатый купеческий район пережил настоящий расцвет каменного строительства. Главная вертикальной доминантой района стала церковь Мартина Исповедника, построенная по проекту Родиона Казакова (однофамильца знаменитого зодчего) в 1806 г.
На плане Москвы 1813 года показаны сгоревшие районы города, в числе которых и вся Алексеевская слобода. После пожаров 1812 года на улице был построен ряд ампирных усадеб с четким ритмом застройки по красной линии и целые ансамбли.
Это в основном двухэтажные дома самые разные по архитектурному решению и фасадам, но выполненные в определенный исторический период и создавшие общий ансамбль.
Именно единый масштаб застройки улицы и является сегодня
главной ценностью этого района Москвы.
Дом 2, открывающий линию парадных купеческих особняков в начале Большой Алексеевской улицы
Двухэтажный жилой дом XIX в. - один из красивейших особняков в начале улицы (дом 4)
Интерьер парадной лестницы и план первого этажа дома №4
Двухэтажные купеческие дома по левой стороне улицы,
с лавками на первых этажах и аркой въезда во двор -
непременным атрибутом такого типа зданий (дома 1 - 3 - 5 -7)
с лавками на первых этажах и аркой въезда во двор -
непременным атрибутом такого типа зданий (дома 1 - 3 - 5 -7)
Двухэтажные купеческие дома по левой стороне улицы (дома 5-7) | Двухэтажный жилой дом с очень красивой отделкой окон второго этажа (дом 6). Многие годы здесь размещается отдел ГАИ, и около него всегда много машин |
Весьма характерный пример двухэтажного купеческого дома, поставленного по красной линии улицы (дом 8) - о его сегодняшнем предназначении есть надпись | Вид Большой Алексеевской улицы от дома 11 в сторону храма Мартина Исповедника |
Двухэтажный купеческий дом, поставленный в глубине усадьбы, с оградой и парадным двором (дом 9 по левой стороне улицы) | Парадный двор и фасад дома |
Дом 11 - городская усадьба XVIII-XIX в.- поставлен в глубине двора, за высоким забором | В настоящее время чердачный этаж перестроен, что исказило общие пропорции здания |
Городская усадьба конца XVIII - XIX в. Дом и флигели, впоследствии надстроенные до 2-х этажей и объединенные переходами (дом 13) | План усадьбы с надстроенными флигелями и с выполненными впоследствии переходами |
Церковь Мартина Исповедника – один из лучших и наиболее цельных по замыслу памятников московского классицизма. Монументальность ее образа, сохранившаяся без значительных утрат, связана и с крупными размерами здания, и великолепным архитектурным решением.
Для единства объемной композиции автор отказался от традиционного церковного троечасия: отсутствует трапезная, между церковью и колокольней помещен только узкий переход с боковыми крыльцами. В архитектуре храма огромную роль играет ордерная система. Просто обилие колонн: восьмиколонные портики на северном и южном фасадах, колонны окружают весь первый ярус, колонны окружают ротонду храма и второй ярус колокольни, уникальны и ряды колонн третьего яруса колокольни.
Мне хочется сравнить храм с органом Большого зала консерватории – только там органные трубы, а здесь симфония колонн! А количество колонн в этом сооружении только по чертежам и возможно подсчитать, их оказалось - 88 колонн!
Вид со стороны колокольни | Интерьер: вид главного иконостаса |
План со схемой сегодняшней внутренней планировки.
Исторически в храме было три алтаря, расположенных, как и сегодня в восточной части здания. Два других алтаря добавлены, очевидно уже в 1990-х годах, и они разделили внутреннее пространство храма как бы на отдельные отсеки. Можно сказать, что западный неф храма сегодня отделен от центрального объема и играет роль трапезной. В центральной части храма развитый амвон занимает всю подкупольную часть здания. Весьма необычен барочный иконостас - в виде ротонды на колоннах. Царские врата – ажурные, позволяющие увидеть главный алтарь храма, что не часто встречается в русской церковной архитектуре.
Вход под колокольней и площадь на перекрестке Большой и Малой Алексеевских улиц | Многоэтажный жилой дом в стиле модерн, на сегодня - одно из немногих жилых зданий на улице (дом 14) |
Начинаю я свой рассказ об Алексеевской слободе с воспоминаний 1960 – 1970-х годов. Но дальше происходит некое смешение времени, ведь большинство фотографий сделано значительно позднее, уже в 2008 – 2013 годах. А за этот период произошли весьма значительные изменения. Большинство двухэтажных особняков приватизировано, и имеет теперь своих хозяев. В этих особняках в основном теперь размещены банки и другие учреждения такого плана. Практически все здания на улице отремонтированы и отреставрированы, и ухожены - я сам видел, как моют шампунем тротуары около своей «фирмы» отдельные владельцы. Представить сегодня Большую Коммунистическую улицу в том виде, какой она была в 1960-х годах – весьма сложно!
Сегодня на улице осталось три или четыре многоэтажных жилых дома, а вся малоэтажная застройка – учреждения. И, соответственно, на улице трудно встретить обычных «жителей». В будние дни улица заставлена, или, правильнее сказать, забита автомашинами служащих, да и поток транспорта на улице весьма напряженный. Совсем другой улица предстает в выходные дни, когда она безлюдная и тихая, и пройдя ее всю - можно встретить лишь очень редких пешеходов.
Архитектура небольшого дома, построенного в конце XVIII в. характерна для зрелого классицизма (дом 20) | Дом 28 - хорошо отреставрированный двухэтажный дом по правой стороне улицы |
С левой стороны улицы интересен дом 25, двухэтажный, середины XIX в.
Дом включает в себя фрагменты первоначальных палат, с толстыми стенами и сводами, из-за чего на главном фасаде в ритме окон правой части встречаются глухие вставки. Главный вход расположен с левой стороны здания. Внутри сохранилась парадная лестница на второй этаж.
Дома 25. В правой части дома сохранились фрагменты палат со сводами, из-за чего в ритме окон есть глухие вставки. Слева виден главный вход в здание | Переулок, соединяющий Большую и Малую Алесеевские улицы, слева дом 25, справа "Дом бесплатных квартир" имени Мазуриных (дом 27) |
Дом 25 - Главный вход и парадная лестница на второй этаж.
Интерьеры первоначальных палат на первом этаже, с толстыми стенами и сводами
По левой стороне улицы, сразу за ответвлением переулка, расположен дом 27 - весьма запутанный комплекс зданий разной этажности. В его основе лежит солидный особняк, в 1830 г. перешедший от Челышевых к Алексеевым, а во 2-ой половине XIX в. - к Морозовым. Уже в начале ХХ в. весь участок вокруг дома, с включением флигелей, застроен корпусами "Дома бесплатных квартир" имени Мазуриных. Сегодня сам особняк спрятан в глубине парадного двора, за высокими елями, а вот многоэтажные корпуса вторгаются в двухэтажную застройку улицы.
Фасад - вид со стороны парадного двора
Вид комплекса (дом 27) с улицы | Вид комплекса со стороны правых ворот |
А вот следующий дом 29 требует уже более внимательного рассмотрения. Этот огромный дворец построил для себя городской голова Жигарев, который являлся и заказчиком строительства церкви Мартина Исповедника.Архитектура дома решена в строгих формах зрелого классицизма, несколько искаженная в начале ХХ в. надстройкой третьего этажа по краям мезонина. Дом много раз менял своих хозяев. После 1812 года он перешел к Алексеевым, династии купцов и промышленников. Но на сегодня главное заключается в том, что сын Сергея Алексеева - Константин Сергеевич Алексеев родился в этом доме и прославился позднее, но уже под именем Станиславского.
Общий вид дома 29 с улицы | Крыльцо входа и памятная доска о том, что в доме родился Константин Сергеевич Станославский |
Напротив переулка, на правой стороне улицы, находится тоже несколько двухэтажных домов.
Интересен небольшой особняк более позднего времени - дом 30, фасады которого решены уже в стиле нового времени, с присутствием элементов модерна. Простой двухэтажный объем украшает полукруглый выступ с пилястрами и скульптурным фризом, а с правой стороны дома, во дворе, расположен полукруглый балкон на колоннах.
Дом 30 со скульптурным фризом | Вид в сторону Таганки от дома 28 - дома 19 и 21 |
Дом 32 - городская усадьба, поставлен в глубине парадного двора, но почти по оси противолежащего переулка. Особый интерес вызывает небольшой двухэтажный дом 36, фасады которого решены в стиле "модерн"
Городская усадьба дом 32. Вид со стороны переулка | Дом 36, в стиле "модерн" |
Застройка в конце улицы, вид в сторону Таганки.
В центре кадра жилой угловой дом 38.
Слева дом 40, а вдали виден особняк в стиле "модерн" - дом 36.
Тоже своеобразная застройка, но уже нового времени
В центре кадра жилой угловой дом 38.
Слева дом 40, а вдали виден особняк в стиле "модерн" - дом 36.
Тоже своеобразная застройка, но уже нового времени
Конечно, на улице расположены не только двухэтажные особняки. Довольно много и "никаких" двух-трех-четырех этажных зданий, но решены они неброско и, я бы сказал, не мешают восприятию основных архитектурных сооружений. Не увлекаясь их перечислением, и их фотографиями, необходимо перейти теперь к главному зданию Алексеевской слободы.
Церковь Алексея Митрополита построена в середине XVIII века на месте старой первоначальной церкви, давшей название всей территории. Автором этого храма принято считать Д. Ухтомского. Храм построен на стрелке двух улиц – Малой Алексеевской и Николоямской. Географически она скорее является часть Рогожской слободы, и находится как бы в стороне от основной застройки Алексеевской слободы. Но изначально она встречала всех со стороны Андроньевской площади. Дело в том, что слобода строилась и развивалась от Андроникова монастыря в сторону Таганских ворот и вначале именно Малая Алексеевская улица была главной, внутренней улицей слободы. Церквь Алексея Митрополита реставрируются уже много лет.
Вид со стороны Малой Алексеевской улицы, фото 2008 г | Вид с перекрестка, справа Николоямская улица, фото 2013 г. |
Церковь Алексея Митрополита, сколько я помню, всегда была в стадии ремонтов и реставраций. Такая у нее, видно судьба. Но в последнее время видны определенные сдвиги, уже радуют глаз изящные, нарядные детали, сложные наличники окон, белокаменные карнизы. Сам план здания уже говорит о творческой руке мастера – четкая осевая схема: колокольня, трапезная, собственно храм и апсида, все части пропорционально уравновешены, все соразмерно друг другу. Интересно сравнить размеры этого храма с размерами храма Мартина Исповедника - чертежи в одном масштабе! |
И конечно нельзя не сказать о еще одном сооружении, которое завершает ансамбль Большой и Малой Алексеевских улиц - церкви Сергия в Рогожской, расположенной на Андроньевской площади. Но это уже тема рассказа о другом районе старой Москвы, известной под именем Рогожской ямской слободы.
Церковь Сергия в Рогожской слободе
Улицы Алексеевской слободы переименовывались многократно!
Большая Алексеевская - в Большую Коммунистическую, а затем в улицу А.Солженицына - (?).
Малая Алексеевская - в Малую Коммунистическую, а затем в улицу Станиславского. К.С. Станиславский родился в семье богатого купца и промышленника Алексеева, владевшего целой городской усадьбой – дом № 29, здесь началось его увлечение театром, ставились любительские спектакли, и сформировался театральный кружок, названный «Алексеевским».
Совсем недавно, 2007 году, на основе корпусов кабельного завода Алексеевых, построенного в 1910-х гг., создан современный бизнес-центр, названный "Фабрика Станиславского". В «Фабрике Станиславского» осуществлена аккуратная реставрация комплекса промышленной архитектуры и создана Студия театрального искусства.
Литература:
1. Архитектурные ансамбли Москвы ХV – начала ХХ веков. - М. Стройиздат, 1997 г.
2. Памятники архитектуры Москвы. Том 6. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века (От Земляного до Камер-Коллежского Вала). – М.: Искусство, 2000 г.
3. Сорок Сороков. Том III. Город в границах 1917 года.- 1989 г.
Фотографии выполнены автором в 2008 - 2013 гг.
P.S. Несмотря на такую богатую историю района, сегодня о существовании Алексеевской слободы знают только истинные москвичи. Исторические наименования на стенах домов пока не появились! За одним приятным исключением - на стене колокольни Храма Мартина Исповедника уже несколько лет висит единственное свидетельство ИСТОРИИ - синяя табличка, на которой написано, несмотря на все переименования, историческое название улицы : Большая Алексеевская улица....
Москва - Таганка, 2008 - 2013 гг.