История и реставрация Новоспасского монастыря
5. Краткий курс истории Новоспасского монастыря в XX веке
6. Реставрация комплекса зданий и сооружений Новоспасского монастыря с 1965 по 1985 гг.
5. Краткий курс истории Новоспасского монастыря в XX веке
Двадцатый век, ворвавшийся в Русскую историю небывалым ростом промышленности и революционными бурями, круто изменил все понятия, до того привычные и устоявшиеся. К этому времени и южное полукольцо монастырей-крепостей оказалось среди промышленных окраин, среди фабрик, заводов и хаотичной застройки неблагоустроенных рабочих районов. Но и в этой ситуации Новоспасскому повезло больше других – построенный древнерусскими зодчими на высоком берегу реки, он и в начале XX в. не затерялся в застройке. На старых фотографиях монастырь виден среди окружавших его одно, и двухэтажных домов. Но сами монастырские сооружения претерпели к тому времени весьма значительные изменения. В эти годы еще не существовало понятий об охране древних сооружений, и перестроено было почти все, кроме собора и колокольни. А вопросы реставрации только начинали быть темой архитектурной науки, и, конечно, о какой либо реставрации в условиях действующего монастыря в те годы не могло быть и речи.
Сразу после революции, 1918 году, был принят Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", в котором «все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ» объявлены народным достоянием. В том же 1918 году монастырь был, конечно, ликвидирован, а его замкнутый периметр и мощные стены использованы для размещения внутри монастыря исправительно-трудового лагеря. Ради справедливости нужно отметить, что монастыри на Руси издавна использовались в качестве застенков. И фраза «сослать в монастырь» получила в Новоспасском печальное продолжение в виде тюрьмы, которая находилась в стенах монастыря до середины 1930-х годов.
В 1935 г. территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД, и все пригодные помещения были переоборудованы для хозяйственных нужд или заселены жильцами. С этого времени и до середины 1960-х годов монастырь представлял собой своеобразный жилой квартал, где буквально все помещения, включая ярусы колокольни, были заселены. На первой странице данной статьи приведены многочисленные фотографии, иллюстрирующие и этот этап истории.
Я уже говорил вначале статьи о том, что многие годы (фактически с 20-х до 60-х) весь комплекс монастыря не вызывал положительных оценок у специалистов. Еще в 30-е годы был разработан проект строительства жилых домов на месте монастыря. Построенный между монастырем и Новоспасским мостом 8-ми этажный жилой дом (Саринский пр. 2) являлся только первой очередью этого проекта.
Вид с моста на Новоспасский монастырь и 8-ми эт. жилой дом (Саринский пр. 2)
В дальнейшем, строительство следующих корпусов планировались уже со сносом сооружений Новоспасского монастыря. Очевидно, что видимые на фотографиях предвоенных и послевоенных лет разрушения стен и отдельных зданий монастыря были не случайны, а являлись частью общего направления по «несохранению» этого комплекса. В конце пятидесятых годов Новоспасский монастырь представлял собой полуразрушенный крепостной ансамбль. Только Преображенский собор и колокольня сохраняли свои архитектурные формы, все остальные сооружения находились в разной степени «руинированности».
В 1960 г. началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений. В моей памяти сохранились воспоминания о двухэтажных домах-бараках на территории, в которых еще жили люди. В 1965 году началась реставрации комплекса Новоспасского монастыря.
6. Реставрация комплекса зданий и сооружений Новоспасского монастыря с 1965 по 1985 гг.
Новоспасский монастырь в конце 1950-х годов. Фотография со стороны пруда.
Вот в таком виде были сооружения монастыря до начала реставрации. И именно с этой стороны начались первые этапы реставрационных работ. Слева на фотографии видна северо-западная башня монастыря – воссоздание башни и примыкающих к ней участков крепостных стен и стало началом огромной работы по возрождению архитектурного комплекса Новоспасского монастыря.
Стены и башни Новоспасского монастыря
|
Северо – западная башня Новоспасского монастыря.
Одним из первых объектов, который реставраторы начали воссоздавать из руин, была северо-западная башня монастыря, выходящая к пруду. Очень кропотливая и детальная работа вылилась в создание великолепного архитектурного произведения.
Надо сказать, что на фоне общей заброшенности Новоспасского монастыря и всех его зданий, воссозданная северо-западная башня стала как бы эталоном научного реставрационного подхода к возрождению ансамбля. На плане башни видна очень интересная и необычная схема примыкания к ней крепостных стен.
Зимой 1968 года я видел это возрожденное чудо русской архитектуры. |
Монтаж стропил шатрового покрытия башни. Башня и участок крепостной стены. 1968 г.
Восстановление крепостной стены и пятигранной башни
Преображенский собор
Хорошая фотография собора, которая показывает состояние здания в 1957 г.,то есть до начала реставрационных работ.
|
Преображенский собор – самое старое и самое главное здание Новоспасского монастыря. Суровое время нанесло ему урону меньше, чем другим сооружениям. Может быть, именно поэтому и реставрационные работы по нему начались позднее, чем на других сооружениях. Интрига планировки начинается уже с генерального плана (см. первый лист статьи) – собор ориентирован апсидами в сторону главного входа! И запроектирована обходная галерея – паперть, окружающая собор с южной и западной сторон, из которой и осуществляются входы в собор. Традиционный объем собора весьма интересно дополнен необычной системой галерей в алтарной части. Где то в XIX в. дополнительно был сооружен и вход с северной стороны с отдельным входным крыльцом. На старых фотографиях этому крыльцу уделено много внимания – очевидно, что в процессе научно-исследовательских работ реставраторы не сразу решились на его разборку. |
Панорама зданий в процессе реставрации. Фото конца 1970-х гг. –
восточный корпус келий уже отреставрирован, видны окна со ступенчатыми перемычками,
вдали колокольня, на первом плане часовня, собор (еще с северным крыльцом) и Знаменская церковь
Покровская церковь и Преображенский собор. Вид со второго яруса колокольни.
Видны и фрагменты стенописи на закомарах Преображенского собора, сегодня скрытые сплошной побелкой стен
Крыльцо с мозаичной иконой - вход в подклет собора Реставрационные работы у крыльца с мозаичной иконой
Покровская церковь с трапезной палатой
|
Покровская церковь с трапезной палатой, и примыкающая к ней хлебодарная палата, представляет собой очень интересный и живописный комплекс зданий разного назначения. Построенный в разные годы, в XIX и XX вв. комплекс претерпел массу переделок и приспособлений для самых удивительных целей. Наиболее монументальная часть комплекса – трапезная палата с огромным «столпом» в центре. Основной вход в комплекс - из обходной галереи Преображенского собора. Причудливо взаимосвязанные здания как бы «перетекают» одно в другое, и сегодня, находясь уже в обновленном интерьере, даже трудно понять – где кончается одно и начинается другое. Сохранилась и лестница с чугунными ступенями, поднимаясь по которой можно сегодня увидеть и возрожденный "Итальянский дворик" |
Южный фасад трапезной до начала работ по реставрации. 1975 г.
Западный фасад трапезной палаты в начальной стадии реставрации. На снимке хорошо видны этапы работ -
уже проработаны окна второго этажа и только начинается демонтаж огромных "фабричных" окон первого этажа
Церковь Покрова с трапезной после реставрации. Фото 1970-х гг.
«Итальянский дворик»
Это очень камерное место в монастыре. Оно спрятано между четырьмя зданиями – Преображенским собором, трапезной палатой, хлебодарной палатой и Знаменской церковью. Замкнутый дворик с входом в него с западной стороны. При входе сразу обращают на себя внимание сводчатые арки, взаимосвязывающие здания, целая «симфония арок». Внутри дворика много интересного, но самым главными элементами являются остатки капителей первоначального Собора, в строительстве которого принимали участие итальянские мастера. Само название «Итальянский дворик» придумано реставраторами и в научной литературе не фигурирует.
|
|
Знаменская церковь, справа хлебодарная палата и между ними балки-арки, конструктивно связывающие здания. Под арками можно войти во внутренний двор, так называемый «Итальянский дворик». Фото 1970-х гг. |
Итальянский дворик, слева видна колонна и капитель первоначального Преображенского собора (первая половина XVI в.), в строительстве которого принимали участие итальянские зодчие. Фото 1970-х гг. |
«Хлебодарная палата»
Очень интересное здание, претерпевшее за свои века многочисленные приспособления и перестройки. К началу реставрационных работ представляло собой безликое сооружение, с огромными окнами "фабричного типа", одно из которых видно в правой части снимка. Это уже окно трапезной, но хлебодарная палата и трапезная являются единым комплексом, взаимосвязанным и планировочно и общим архитектурым решением фасадов.
Хлебодарная палата в завершающей части реставрационных работ
Комплекс братских келий с Никольской церковью
Комплекс состоит из трех взаимосвязанных зданий – Восточного корпуса, Северного корпуса с больничной палатой и Никольской церковью, и Западного корпуса. К шестидесятым годам здания дошли в сильно искаженном виде, фактически превращенные в безликие постройки. Настоящим открытием я считаю выявление и восстановление окон со «ступенчатой» перемычкой. Эти окна выявили на фасадах толщину стен, и сегодня форма этих окон является своеобразной «визитной карточкой» архитектурного комплекса Новоспасского монастыря!
Северный корпус келий в процессе раскрытия Восточный корпус келий
Восточный корпус келий – начало раскрытий Северный корпус келий после реставрации
Вид с крепостной стены на восточный фасад корпуса келий.
Сегодня, после всех работ по реставрации архитектурного комплекса Новоспасского монастыря,
это место и узнать непросто
Восточный корпус келий, вдали Никольская церковь. Фото 1978 г.
Во всем великолепии видны восстановленные окна со «ступенчатой» перемычкой,
выявляющей толщину стен и открывающей доступ света в помещения.
В корпусе с 1976 г. по 1990 г. работали отделы Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации,
о чем и сообщает табличка на стене здания
Западный корпус келий.
Слева видны работы по восстановлению крепостной стены.
Справа виден северный корпус келий, еще в процессе восстановления – выявлены окна только первого этажа.
Настоятельский корпус
Здание много раз перестраивалось и переделывалось. Во время реставрационных работ оно буквально по крупицам было «выкристаллизовано» из безликой постройки. В нем, так же как и в корпусах братских келий, воссозданы глубокие окна со ступенчатыми перемычками. Очень эффектна арочная пристройка на восточном углу здания. В наши дни, уже в условиях действующего монастыря, это аркада встречает каждого входящего в монастырь.
Начало реставрационных работ, уже можно увидеть арки Северный фасад и воссоздание ступенчатых премычек
Завершение реставрации корпуса. Вид со стороны пристройки с арочными окнами. Здание было отреставрировано
для размещения научных подразделений Всесоюзного Научно-исследовательского института реставрации,
отделы которого и работали здесь до передачи всего комплекса Патриархии.
Все подразделения реставрации были выселены в 1991 году.
Колокольня
Колокольня до реставрации Вид колокольни с площади
|
Колокольня, пожалуй, наиболее известное сооружение монастыря. Мощная и тяжеловесная – и только посмотрев на план, ставится ясно, что в плане колокольня имеет почти такие же габариты, как Преображенский собор. Еще лучше это можно увидеть на плане всего монастыря (см. 1 стр. статьи). По проекту колокольня предполагалась пятиярусной и то ли нехватка средств, то ли в следствии запрета строить выше колокольни Ивана Великого – но в результате возведено было четырехъярусное сооружение. Массивный первый ярус, церковь на уровне второго яруса, и два яруса звона. И все ярусы обильно украшены колоннами с портиками и карнизами. В 1812 году во время пожара своды были пробиты упавшими на них колоколами, и колокольня ремонтировалась. Можно сказать, что колокольня дошла до шестидесятых годов в хорошей сохранности. Но общая «облупленность» отделки, осыпавшаяся штукатурка колонн и стен всегда создавали вид заброшенного сооружения. С 1965 по 1985 гг. фасады колокольни много раз ремонтировались и окрашивались. На моей памяти колокольня чаше была в строительных лесах, чем открыта взору людей. |
Наиболее важной вехой в истории Новоспасского монастыря в XX веке является 1968 г.
28 марта 1968 г. Совет Министров РСФСР принял специальное постановление: «Учитывая, выдающееся историческое, культурное и художественное значение ансамбля памятников архитектуры Новоспасского монастыря в г. Москве и в связи с этим важность его широкого музейного показа населению и туристам, организовать в Спасо - Преображенском соборе, с его уникальной художественной ценностью интерьеров и зданий, музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». В том же 1968 г. в Новоспасском монастыре начались комплексные реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет.
Реставрация осуществлялась организацией, которая носила название «Центральные научно-реставрационные мастерские» Госстроя РСФСР, позднее она была преобразована во «Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат» Министерства Культуры СССР. С самого начала, т.е. с 1965-х и до конца 1990-х годов реставрация комплекса Новоспасского монастыря велась под руководством архитектора-реставратора Глеба Павловича Белова (1925 – 1996 гг). Надо отметить, что практикуемая в те годы система закрепления объекта за конкретным реставратором давала значительный результат, так как и исследования, и вся проектная работа, и выполнение проекта в натуре велись под руководством одного архитектора. В своей статье я показываю много фотографий, выполненных Г.П.Беловым и его коллегами в процессе работы. Большинство фотографий на этой странице – из семейного архива, и любезно предоставлены для моей статьи членами семьи Глеба Павловича Белова – его супругой Лидией Александровной и дочерью Ольгой Глебовной. Фотографии выполнены и самим Г.П. Беловым и его коллегами – реставраторами, но, естественно, что установить имя каждого фотографа сегодня не представляется возможным. На отдельных фото указана только дата, чаще всего год, и иногда два-три слова пояснений.
Реставрация всего комплекса Новоспасского монастыря помимо восстановления разрушенных и искаженных временем зданий и их отдельных частей, включала в себя и чисто утилитарные задачи. Во первых были проложены все необходимые инженерные коммуникации и выполнено все инженерное оснащение в зданиях монастыря. Отопление, водопровод, канализация, электроснабжение и другие виды современного инженерного обеспечения были выполнены в течение 1970 – 1980 годов и обеспечили требуемый комфорт в помещениях.
Я уже говорил в первой части статьи, что на Новоспасском монастыре были опробованы самые прогрессивные методы подхода к вопросам реставрации и восстановления. Исторические обследования, выявление первоначальных архитектурно – конструктивных решений и комплексный подход к реставрации во всем его разнообразии. Огромные размеры монастыря, большое количество зданий разного времени постройки – все это дало уникальную возможность применения разных направлений реставрации. Большинство зданий восстановлено на определенный период времени, наиболее характерный для сооружений такого типа. Фактически, на сегодня, комплекс Новоспасского монастыря правильнее всего назвать результатом многолетней научно-реставрационной работы.
И вполне понятно, что здания восстанавливались для использования их в качестве Художественного Центра, в котором главное место будет уделено Музею истории и современной практики реставрационного дела. Необходимо сказать, что подобного учреждения в России так и не появилось! Говорю об этом прискорбном факте еще и потому, что общая площадь зданий Новоспасского монастыря весьма значительная, и вполне возможно было бы организовать на территории не только «церковные подразделения», но и вполне светский Музей. Думаю, что польза от такого содружества была бы и взаимной и взаимовыгодной….
Восстановление Новоспасского монастыря – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, комплекса неординарного, создававшегося в течение нескольких веков. В масштабе Москвы второго такого примера найти сложно. И сегодня, в этом скромном моем исследовании, мне хотелось бы еще раз сказать о тех беззаветных людях - архитекторах, реставраторах, каменщиках и плиточниках, штукатурах и малярах – на протяжении более двадцати лет, с середины 1960-х годов и до конца 1980-х годов, восстанавливавших Новоспасский монастырь. Фактически именно они превратили его в настоящий памятник Архитектуры и Истории.
После завершения основных восстановительных и реставрационных работ, в середине 80-х годов, в зданиях разместились следующие основные подразделения:
- В Покровской церкви, трапезной и хлебодарной палате, а так же в Настоятельском корпусе - Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (ВНИИР), его отделы по реставрации живописи и научные подразделения.
- В корпусах келий - Всесоюзное специализированное реставрационное производственное объединение (В/О«Союзреставрация»), его научные отделы, мастерские по реставрации живописи, мастерские по воссозданию тканей и другие.
- В главном здании монастыря, Преображенском соборе – после всех работ по реставрации интерьеров и фресковой живописи в 1990 году должен был открыться Музей истории реставрации.
Весь этот, поистине уникальный Художественный центр, просуществовал недолго, около пяти лет, с 1985 по 1990 гг.
В конце 1990 г. было принято решение о передаче всего комплекса Новоспасского монастыря Патриархии и все реставрационные учреждения были выселены. Этим постановлением был поставлен «жирный крест» на идее создания в стране единственного Музея истории реставрации. Здесь, мне кажется, будет уместно сказать два слова вообще о музеях в нашей стране. В Советском Союзе многие годы практиковалась схема, когда в отреставрированных и возрожденных памятниках архитектуры размещались Объекты Культуры. Выставочные залы, музеи, реставрационные центры, научные учреждения культуры и т.д. В 90-е годы скоропалительная передача всех зданий «в лоно церкви» привела не только к выселению Объектов Культуры, но очень часто и к их уничтожению. Нечто подобное произошло и в Новоспасском.
Реставрация Новоспасского монастыря после 1991 года – это уже совсем другой подход к восстановлению исторического комплекса. С этого времени создается именно религиозное учреждение, и архитектурно-художественные принципы реставрации часто отодвигаются на второй план, или вообще не принимаются во внимание. Не хочется в этой общей статье касаться всех деталей (тем более, что сегодня это весьма дискуссионная и болезненная тема), но некоторые аспекты сегодняшнего состояния архитектуры можно увидеть на фотографиях 2000-х годов. Это и сплошная побелка всех зданий, и замена деревянных кровель на металлические. Это и применение новых составов для позолоты церковных глав, дающих зеркальный блеск, и многие другие аспекты. Внимательный и непредвзятый читатель, я думаю, все это увидит на фотографиях и поймет, в чем разница между научной реставрацией, и ремонтом.
Реставрация монастыря после 1991 года в основном продолжила работы, которые не были закончены к этому времени. К 2012 году восстановлено внутреннее пространство Знаменской церкви, ведутся работы по восстановлению Сергиевской церкви на втором ярусе колокольни. Создано церковное убранство интерьеров, идет обновление росписей стен. Необходимо сказать, что новый этап внес и новый подход к комплексу. У монастыря появился рачительный хозяин, появились люди, которые стали ухаживать за объектами постоянно и самозабвенно, и это дало несомненные результаты. Благоустроена вся территория. Проложены дороги с покрытием брусчаткой, добавившие чудесный «историзм» в восприятии всего Новоспасского монастыря.
Посажены деревья и кустарники, создан монастырский сад с плодовыми деревьями и масса цветников.
Москва, 11 августа 2012 г.