Керченские лестницы
- Большая Митридатская лестница- Малая Митридатская, или Константиновская лестница
- Героическая Керчь
- Почтовый переулок, улица- лестница
- Новые горизонты города
Двух и трехэтажная старая часть Керчи наполнена простыми и непритязательными домами, и только познакомившись с городом более внимательно, я открыл для себя его обаяние. И его непростую историю. И впервые увидел знаменитую лестницу. Это произошло совсем неожиданно, вдруг ни с чем не примечательной городской площади я увидел вот такую монументальную картину – систему поднимающихся классических лестниц. Причем, не в пример знаменитой одесской лестницей, эта лестница была объемная, и на каждом своем элементе она развивалась не только вверх, но и в ширь.
В 1830-1840-х годах был доработан генеральный план новой Керчи, в основу которого легла идея «связи времен». Она возникла в кругу энтузиастов античности, в который входили градоначальник И. Стемпковский, П. Дюбрюкс, директор музея древностей И. Бларамберг и городской архитектор А. Дигби.
Согласно этой идее, русская Керчь выступала как преемница культуры великого прошлого края и продолжательница его классической традиции. С этой целью в архитектурную композицию города в качестве доминирующего объема была включена гора Митридат. Сама реликвия античности, она к тому же образовывала вместе с мысом у ее подножия могучую, созданную природой ось. Мастерски использованная архитектором А. Дигби в качестве стержня композиции центра города и его панорамы с моря, эта ось была архитектурно выявлена тремя ярусами монументальной лестницы, подводившей от уровня Предтеченской площади к одной из верхних террас горы.
В советские годы Большая Митридатская лестница дополнилась еще одним звеном,
очень простой по своей архитектуре лестницей,
поднимающейся до самой вершины горы
А это я во время одной из бесчисленных командировок в Керчь.
Очевидно выбрал время для прогулки и детально обследовал и саму гору, и лестницу,
и исторические сооружения наверху горы,
остатки того самого знаменитого Пантикапея
Лестницу спроектировал Александр Дигби (младший) (1805 – 1842 гг?) — российский архитектор итальянского происхождения, работавший в южных губерниях Российской империи. Его отец, также архитектор Александр Петрович Дигби, и их часто путают.
На горе Митридат, господствующей над центральной частью города с античных времён, он спроектировал и возвёл в 1830-х годах грандиозную лестницу, с которой можно увидеть панораму города и берега Керческого пролива до Тамани. Сейчас это произведение архитектурного искусства имеет 432 ступеньки, ведущие на вершину горы Митридат. Строительство лестниц велось с 1833 по 1840 год. Тогда насчитывалось 214 ступенек и вели они к зданию Керченского музея древностей. Лестницы, декорированные фигурами грифонов и большими вазами, были украшением города. Лестница состоит из трёх ярусов, соединяющих подножие Митридата и три террасы с городскими улицами. Ярусы объединяются смотровыми площадками, расположенными на террасах, каждый ярус образован чередованием фронтальных и боковых лестничных маршей с площадками. В отделке лестницы были использованы декорированные балюстрады и массивные каменные перила на фигурных стойках, смотровые площадки были украшены скульптурами грифонов и декоративными вазами. Фасады смотровых площадок и фронтальных маршей декорированы арками, замковые камни арок выделяются размерами и украшены барельефами львиных голов. Но главное то, что в проекте применен художественный приемом «обратной перспективы».
Чертеж выполнен по материалам статьи: М.Б.Михайлова - Монументальные лестницы южнорусских городов и их классические прототипы. Архитектурное наследство, №32, 1984 г.
Митридатская лестница жарким солнечным днем
Дореволюционное фото. Вид с Предтеченской площади на гору
Еще одна старая фотография, базар на центральной площади
Лестница не крутая и подниматься по ней приятно, и совсем не тяжело, ведь на пути много площадок с поворотами. Это даже не лестница, а система лестниц, причудливо извивающихся в своем стремлении вверх.
Вид сверху на самые нижние ярусы лестницы
от её основания до пересечения с первой продольной улицей - ул. 23 мая 1919 года
Перила, балясины и вазы
Выход с лестницы на одну из продольных улиц - 1 Митридатский переулок
И напоследок – вся лестница
А у подножия горы, на Предтеченской площади стоит уникальная церковь Византийского времени:
2. Константиновская лестница
Малая Митридатская или Константиновская лестница немного напоминает свою старшую сестру, но она «более камерная», и соединяет только две продольные улицы
4. Героическая Керчь
Во время Великой Отечественной войны через Керчь четырежды проходила линия фронта. Триста двадцать дней и ночей Керчь была прифронтовым городом. Дважды – в ноябре 1941 и в мае 1942 года – захлестывало её фашистское нашествие, дважды она была освобождена доблестными советскими войсками. В подвиге Керчи слились воедино отвага и мужество советских солдат, моряков Черноморского флота и Азовской военной флотилии, бойцов наземных гарнизонов Аджимушкая, партизан и подпольщиков, рабочих городских предприятий, строителей оборонных сооружений. Война оставила тяжкие следы разрушений и множество братских могил на керченской земле. Были полностью уничтожены 85% зданий города, разрушена вся застройка центра Керчи.
Решающие бои за освобождение города проходили на горе Митридат. 11 апреля 1944 года Керчь была освобождена. В память об этих событиях уже в конце 1944 года был сооружен Обелиск Славы.
Керчане рассказывали мне, что многие десятилетия чуть не весь город
собирается 9 мая на День Победы у Обелиска Славы, на вершине горы. Фото 1983 года
Тогда, в 1980 годы, еще были живы десятки фронтовиков,
тех кто в грозные годы отстоял в боях родную землю
И тут же, совсем рядом, чудом дошедшие до нашего времени остатки античных сооружений -
Вот такая она – Керчь. Здесь все века соединились – античные времена, храм византийской архитектуры, русский классицизм, и героическая защита города в годы войны.
Центральная часть Керчи невелика, всю её можно обойти за пару часов. Встречавший меня на вокзале ректор института устроил меня в гостинице и сразу показал мне главные достопримечательности Керчи. Знаменитую лестницу, круглую площадь, церковь византийских времен и небольшую пешеходную улицу, которую создали явно с оглядкой на пешеходный Арбат.
Много раз мне приходилось бывать в Керчи, и в летнюю 40- градусную жару и в холодное время года. Разработанный мною проект строительства в городе ВУЗа, попал на сложные переходные времена 1980-х и 1990-х годов, закончившиеся распадом СССР.
Все эти политические изменения, конечно отражались и на строительной области, что не дало возможность своевременно построить весь комплекс института так, как он был задуман, запроектирован и утвержден. Но все равно, новый корпус общежития вместе с учебным корпусом пусть и не в полной мере, но создал основу для института.
Беловежский сговор в 1991 году разрезал Родину на отдельные куски. Мой ректор сначала был рад такому повороту событий, ему почудилось, что Киевская власть поближе к Крыму и строительство института будет продолжено. Но действительность быстро отрезвила его. Крым накрыла депрессия. Ведь даже знаменитый на всю страну судостроительный завод «Залив» перешел тогда на выпуск кастрюль.
И про Керчь мне тоже пришлось на время позабыть.
3. Почтовый переулок, улица- лестница
Почтовый переулок имел собственную ауру, отражал дух города, его историю. Как рассказывают старые керчане, сюда часто его приезжали рисовать ленинградские и московские художники. Глубокий след Почтовый переулок оставил в душах многих керчан. В газете «Керченский рабочий» были опубликованы воспоминания Игоря Носкова о тех переживаниях, которые связывали его с этим местом в городе.
«По этим ступеням можно было подняться к подножию горы Митридат. В передней части дома, на втором этаже, был балкон из красивой решетки, неизвестно кем и когда отлитой. Но прутья решетки были настолько мощными, что их не брало время. И потому, что их никто и никогда не красил, они казались еще более старинными. Не зря местные художники ему посвятили множество своих картин, написанных маслом, тушью и акварелью. Он стоил того. Наперекор времени он нес в себе дух чего-то далекого-далекого, такого неуловимого, но родного, что называется родиной».
Почему-то верхнюю часть переулка мало кто фотографировал.
И очень хорошо, что я успел зарисовать круто уходящую вниз улицу и окружающие дома.
Вид Почтового переулка сверху. Серая бумага, свинцовый карандаш, 1980-е гг.
А этот рисунок я давно уже поместил в рамочку, и он висит у меня дома в кабинете.
Бежевая бумага, свинцовый карандаш, 1980-е гг.
5. Новые горизонты города
Прощаясь с Керчью и ее замечательными лестницами, необходимо отметить и новые моменты в планировке города. Центральная «круглая» площадь очистилась от некоторых второстепенных сооружений и получила выход к водной глади.
Это абсолютно новое градостроительное решение, и очень смелое. Ведь исторически площадь была всегда «замкнутой» и я помню дискуссию у городского архитектора об этой непростой проблеме. Это были разговоры в 1990х годах. Очевидно, что позднее все-таки приняли решение и «прорубили» на «круглой» площади окно к морю.
С высоты теперь видна вся эта планировочная ось, и я думаю, что с водных просторов вид на Большую Митридатскую лестницу стал еще интереснее.
И конечно построен новый мост, соединивший полуостров Крым с другим берегом. Он находится чуть правее, и отсюда, с горы Митридат мост прекрасно виден. Литература:
Почтовый переулок в Керчи. Переулок, которого уже нет.
А.А.Воронов, М.Б.Михайлова - Боспор Киммерийский, М.«Искусство», 1983 г.
Подвиг Керчи. Фотоальбом – Симферополь. «Таврия», 1984 г.
Почти все фотографии привлечены из интернета и только для иллюстрации моего рассказа
Статья оформлена 17 декабря 2020 г.