Подмосковная усадьба Архангельское
1. Предыстория Архангельского2. Дворец и партерный парк
3. Пушкин в Архангельском
4. Последние владельцы Архангельского и церковь-усыпальница.
5. В наши дни
Среди усадеб, в которых ярко представлен синтез архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства, наверное, на первом месте находится подмосковная усадьба Архангельское. Приезжая в музей-усадьбу в течении многих десятилетий, я всегда с большим удовольствием гуляю по парку и каждый раз нахожу для себя что-то новое.
Предыстория: церковь Михаила Архангела
Подмосковная усадьба Архангельское начиналась с маленькой церковки на высоком берегу Москва-реки. Во второй половине XVII века усадьба принадлежала Одоевским, потом Голицыным и в 1810 году её купил Юсупов. Церковь Михаила Архангела, очевидно, и является той отправной точкой, которая дала название всей будущей усадьбе – Архангельское.
Церковь Михаила Архангела, XVII в.
Церковь Михаила Архангела построена в 60-х годах XVII века, и после реставрации представляет собой отличный пример древнерусской архитектуры. В1820-х годах сооружена монументальная арка и проложена аллея, которая ведет к церкви. Тогда же вокруг церкви была построена весьма живописная ограда с башенками по углам, придающая всей композиции образ небольшого монастыря. В огромном ансамбле зданий и садово-парковых сооружений эти небольшие постройки можно найти, только зная их расположение.
Дворец и партерный парк
Но основные красоты в Архангельском начали строить значительно позднее, где-то в 1780-х гг. и закончено создание архитектурного комплекса в 1830-х годах.
В последующие годы XIX в. ансамбль пополнился еще рядом сооружений. В бурном ХХ веке наполнение Архангельского было продолжено. Накануне первой мировой войны была построена церковь-усыпальница в парке. В 1937 году на месте оранжерей возведены два четырехэтажных здания санатория. Зная эти даты, становится понятно, что в ансамбле Архангельского отразились вкусы разных эпох. Но большинство посетителей не знакомо с этой длинной историей, и воспринимает Архангельское как единый ансамбль. Все здания с колоннами, много скульптур, много зелени и в конце прогулки можно спуститься на берег Москва-реки и пройти вдоль низкого берега её старицы.
Внутренняя планировка дворца – это отдельный разговор, отдельная тема. Даже само количество залов, а их шестнадцать, говорит о масштабе дворца. А по своему убранству и по своим украшениям дворец в Архангельском всегда был скорее музеем, чем помещичьим домом.
Главный вход с вестибюлем №6, Аванзал №22 и Овальный зал с ротондой №13 –
вот эти три помещения и создают поперечную ось Дворца.
Должен сказать, что первый раз в Архангельском я был еще в младшем школьном возрасте, отец считал, что сюда обязательно надо приезжать. И я довольно регулярно здесь бывал. Конечно, ни о какой архитектуре я не помышлял, просто смотрел на здания и скульптуры и конечно на львов, на которые в те годы детям не возбранялось залазить.
Сегодня лёвам стало скучно, их заперли в стеклянные саркофаги. И они грустно смотрят друг на друга, вспоминая прошлые времена, когда дети с удовольствием и со страхом любил посидеть на них.
Но точно помню, что в музее мы не были, так как пускали только организованными группами. Надо отметить, что посетителей в те давние пятидесятые годы в Архангельском было значительно больше, туристов привозили автобусами (очевидно со всех подмосковных домов отдыха). Запомнились очереди к кассе во внутреннем парадном дворе дворца, но это конечно в воскресный день.
В наши благословенные дни в Архангельском народу немного. Впрочем, я всегда бываю по будним дням, и что делается в выходные – не знаю.
Египетский зал
Один из первых залов дворца, Египетский зал, служивший столовой, покрыт росписями в египетском стиле. Но не это остановило мой взгляд. Изумление мое превзошло все пределы, когда я рассмотрел сервировку стола. Оказалось, что вся посуда уже наполнена деликатесами, садитесь, господа – кушать подано. Правда, все это шикарная декорация. Но как сделано! На всех тарелках фрукты, торты и пирожные. Сколько трудов положено на изготовление этих чудес!
Южный фасад дворца ориентирован на террасы и партер.
В центре дома полукруглый выступ с колоннами,
за которым расположен тот самый овальный зал
В центре дома полукруглый выступ с колоннами,
за которым расположен тот самый овальный зал
Кто проектировал и строил усадьбу Архангельское? Ответить на этот вопрос несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Своеобразие архитектуры русских усадеб еще и в том, что их строили главным образом не первоклассные архитекторы с европейскими именами, которым обычно приписывают сооружение, а почти исключительно крепостные архитекторы. Столичные зодчие, занятые придворными заказами в столицах, в усадьбы и на стройки не выезжали. Осуществление проектов в натуре почти всегда поручалось «своим» архитекторам.
Положив в основу проект французского архитектора Ш. де Герна, безвестные русские мастера возвели в Архангельском прекрасный дворец с парадным двором, окруженным белокаменной колоннадой. Дворец вместе с окружающим его парком составляет единый и на редкость гармоничный ансамбль. Особое впечатление парк с его террасами и множеством скульптур производит в яркие солнечные дни.
и целая симфония скульптур.
В этом месте всегда много туристов, которые с удовольствием фотографируются на фоне скульптур
После последней масштабной реставрации, длившейся несколько лет, все предстает уже в обновленном виде.
Фотография выполнена в мае 2021 года
Одна из многочисленных скульптур -
"И целомудренно и смело ..... цветет божественное тело неувядающей красой!"
На этом я заканчиваю рассказ о самом главном и самом красивом в Архангельском – о его дворце и парке. Дворцу посвящены десятки и сотни книг и альбомов, и в своей статье мне не хочется составлять им конкуренцию.
Пушкин в Архангельском
Наибольшую известность усадьба Архангельское приобрела в начале XIX века, когда усадьбой владел Николай Борисович Юсупов. Он купил это имение, чтобы разместить свои богатейшие коллекции. Уже тогда его частное собрание считалось одним из лучших в Европе, и посмотреть на "Подмосковный Версаль" съезжались все знакомые князя, среди которых был и Пушкин.
Впервые поэт побывал в Архангельском в 1827 году. Он с интересом слушал рассказы князя о золотом веке русского дворянства. Прощаясь с поэтом, Юсупов не только пригласил его вновь посетить Архангельское, но и прозрачно намекнул, что хотел бы получить стихотворное послание. Пушкин с удовольствием выполнил желание князя. Хозяин Архангельского резко выделялся на фоне серости, заполнявшей все сферы общественной жизни во времена Николаевского царствования. В мае 1830 года Пушкин опубликовал стихотворение "К вельможе", посвященное Н.Б.Юсупову. К 100-летие со дня рождения поэта, потомки Юсупова решили возродить популярность Архангельского и неподалеку от дворца установили бюст Александра Сергеевича.
Не очень часто, но довольно регулярно бывая в Архангельском, я всегда с некоторым недоумением смотрел на непонятную церковь с колоннадой, по общей композиции напоминающей Казанский собор в Питере. Когда я копнул историю, то был несказанно удивлен, что построено оно в начале ХХ века. Но здесь мне придется хотя бы в общих чертах рассказать детали.
Клан Юсуповых всегда отличался богатством. В 1900 г. стоимость их имений, дач и домов составляла более 20 млн руб., у них были дома в Петербурге и Москве, кроме того были фабрики, сахарный завод и рудник. Юсуповым принадлежало 23 имения, в том числе Архангельское. Богатство было огромное, а вот счастья в семье не было.
Церковь - усыпальница в Архангельском
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в Архангельском, 1894 год.
Скорее всего, и оба ее сына видны вдали на лужайке паркового ансамбля
Семья Юсуповых, еще один снимок из золотого времени, когда они были молоды и счастливы.
Кажется, что и собачки тоже улыбаются.
Фотография из «Мемуаров» Феликса Юсупова, написанных в эмиграции
Кажется, что и собачки тоже улыбаются.
Фотография из «Мемуаров» Феликса Юсупова, написанных в эмиграции
У последних владельцев Юсуповых было два сына, Николай и Феликс. Распущенная и разгульная золотая молодежь. И со старшим из братьев история получилась весьма некрасивая, капризное желание Николая жениться на случайной девушке был отвергнуто родителями, девушка стала женой офицера. Но домогательства привыкшего к вседозволенности молодого человека теперь уже к жене гвардейского офицера, привели к дуэли. И Николай, старший сын четы Юсуповых - наследник всех этих несметных богатств, был убит на дуэли в 1908 году.
Младший сын, Феликс, в 1914 году женился на княжне из рода Романовых, а в самом конце 1916 г. прославился на всю страну убийством Распутина. После Октябрьской революции Феликс уехал с семьёй в Крым, откуда на борту английского линкора перебрался в Лондон. На средства, вырученные от продажи фамильных драгоценностей, Юсуповы купили дом в Булонском лесу. Князь Феликс написал интересные мемуары, и до самой смерти в 1967 г. проживал в Париже.
Сразу после смерти Николая, родители увековечили память о своем непутевом сыне постройкой в Архангельском храма - усыпальницы. Проект в духе неоклассицизма выполнил в 1909 г. архитектор Р.И.Клейн. Постройка была закончена в 1913 году, затем выполнены росписи. Мне кажется, что выполненное с таким размахом сооружение было задумано Юсуповыми и как фамильная усыпальница. В наши дни это странное сооружение получило как бы вторую жизнь, но уже под именем «Колоннада».
Интерьер верхнего зала церкви-усыпальницы
Конец истории
Из мемуаров Феликса Юсупова: «Идучи однажды с прогулки, поднимался я по лестнице ко дворцу и на последней террасе остановился и огляделся. Бескрайний парк со статуями и грабовыми аллеями. Дворец с бесценными сокровищами. И когда-нибудь они будут моими. А ведь это только малая толика всего уготованного мне судьбой богатства. Я – один из самых богатых людей России! Эта мысль опьяняла …..
Но что, если война или революция разорит меня?»
В 1906 году начала работу первая Государственная Дума. И одним из первых был поставлен вопрос о национализации всех крупных землевладений и бесплатной раздаче земли крестьянам. Вот если бы к голосу народа тогда прислушались, то за несколько лет Россия покрылась бы миллионами крестьянских хозяйств. А крестьянин-собственник на своей земле и революция – понятия не совместимые….. Но Николай II и правящая элита на такой поступок не могли решиться. А вскоре пришли «комиссары в пыльных шлемах» - и национализация все-таки состоялась.
В наши дни
После Великой Октябрьской революции усадьба стала народным достоянием. Сегодня музеи Архангельского поражают воображение своими превосходными коллекциями произведений искусства. В 1937 году на месте старых оранжерей были возведены корпуса санатория. Оба корпуса построены на основе классических традиций, и весьма тактично дополняют общий ансамбль главного партера.
Партер усадьбы Архангельское. Вид в сторону корпусов санатория
Решенные в классической ордерной архитектуре, корпуса санатория настолько «вписались»
в общую картину усадьбы и парка,
что сегодняшний посетитель вряд ли и отличит одно от другого
И вот о чем я подумал, неторопливо попивая чай и созерцая уточек на водной глади. Как хорошо, что теперь всеми богатствами Архангельского владеют не наследники Юсуповых. Теперь это – всенародное достояние. В наши дни каждый посетитель усадьбы может гулять по парку, сколь душе его угодно, заходить в музеи, фотографировать, отдыхать на лавочках, и даже сидеть с удочкой на берегу Москва-реки. А рыба здесь ловится, я сам видел .... :)
Литература и фотографии:
Все фотографии выполнены автором в октябре 2014 г., в июле 2015 г., и в мае 2018 г.
Исторические фото – из мемуаров Ф. Юсупова
1. Н.Я. Тихомиров. Архитектура подмосковных усадеб. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1955 г.
2. С.В. Безсонов. Архангельское. Подмосковная усадьба. 1937 г
3. Князь Феликс Юсупов. Мемуары. 1953 г.
Москва, усадьба Архангельское. Статья опубликована 7 июня 2021 г.