Всегда интересно вчитываться в строки старых книг. Книг с дореформенной орфографией и дореволюционным взглядом авторов на историю и на архитектуру. Вот книга под названием «Историческое описание древней владычней обители на Крутицах и уцелевших от нея памятников: Успенско-Крутицкаго собора, Крестоваго храма и надвратнаго Крутицкаго терема» (Москва, 1893 г.). Меня сразу же не только заинтересовала, но буквально восхитила фраза на самой первой странице книги:
Вот поэтому я тоже, как и безымянный автор книги, написанной в 1893 г., попытаюсь на этих страницах создать «более или менее цельное описание» архитектурного комплекса Крутицкого подворья и всех его зданий и сооружений.
Генеральный план Крутицкого подворья.
Вопреки всем канонам генеральный план и планы всех зданий в данной работе ориентированы на юг,
так как все подходы и подъезды к Крутицам всегда были с северной стороны, от Кремля.
Вопреки всем канонам генеральный план и планы всех зданий в данной работе ориентированы на юг,
так как все подходы и подъезды к Крутицам всегда были с северной стороны, от Кремля.
Комплекс, как и многие сооружения древнерусской архитектуры, предстает пред нами набором разнохарактерных зданий (да простят мне специалисты такую формулировку!). Сооружения Крутиц в плане напоминают цепочку зданий, сооруженных без какого либо предварительного плана. Точно одно сооружение прибавлялось к предыдущему - и даже святая святых, ориентировка алтарей на восток, и то не выдерживалась. Искать здесь логику бессмысленно, у зодчих XVII века, и тем более у их заказчиков, были какие-то другие основополагающие принципы, нам сегодня неведомые! Наиболее привлекательным и самым известным сооружением является, конечно, знаменитый «Теремок». Все остальное сегодня воспринимается в качестве некоего «фона» для этого «Теремка».
В дальнейшем я попытаюсь опровергнуть такую оценку, а для начала нужно посмотреть – а из каких зданий и сооружений состоит комплекс. Их довольно много, и если учитывать только основные - то более 10 сооружений:
1. Воскресенская церковь – 1672-1673 гг.
2. Палаты Крутицких митрополитов – 1665-1675 гг.
3. Стена – переход – 1693-1694 гг.
4. Успенский собор с крыльцом и колокольней – 1670-е гг.
5. Святые ворота с Крутицким «Теремком» – 1693-1694 гг.
6. Набережные палаты – начало XVIII в.
7. Башня северо-западная (основание)
8. Башня северо-восточная с пряслом стены.
Но и каждое из этих зданий также чаще всего состоит из нескольких составляющих, и если перечислить их всех более подробно, то общий список будет значительно длиннее. Кроме этого в список можно добавить Приказные палаты и другие сооружения, находящиеся южнее основного комплекса. Для общего восприятия архитектурного ансамбля чрезвычайно важна также сохранившаяся одноэтажная и двухэтажная застройка, окружающая Крутицы со всех сторон. В своей работе я сосредоточил внимание на основных сооружениях XVII века.
Общий вид Архитектурного ансамбля Крутицкого подворья с Крутицкой улицы.
Это одна из первых моих фотографий Крутиц, сделанных зимой 1963-1964 гг.
Успенский собор с крыльцом и колокольней
А главным сооружением, которое встречает каждого, приближающегося к Крутицам, безусловно - является Крыльцо с лестницей входа в Успенский собор. Крыльцо, как и весь комплекс Крутиц, не просто отреставрированное сооружение – а результат огромной научно-исследовательской работы, в результате которой комплекс был выкристаллизован из-под поздних переделок.
Кирпичное крыльцо и белокаменная лестница входа на второй этаж, в Успенский собор.
Вдали виден Крутицкий теремок.
Вдали виден Крутицкий теремок.
Крыльцо входа в Успенский собор.
Вид с Крутицкой улицы в сторону северо-восточной башни
Вид с Крутицкой улицы в сторону северо-восточной башни
Крыльцо и лестница входа в Успенский собор. Фото 1982 г.
На старых фотографиях крыльцо предстает совсем в другом виде, так как в XVIII и XIX вв. крыльцо и здание собора были искажены и обезличены перестройками.
Вид на крыльцо и собор в 1898 г.
Общий вид с северной стороны на комплекс в 1943-1944 гг.
Общий вид с северной стороны на комплекс в 1943-1944 гг.
Вид на крыльцо и собор с восточной стороны.
Фото из Альбома Найденова, 1882 г.
Фото из Альбома Найденова, 1882 г.
Успенский собор и крыльцо - вид почти с той же точки, что и на снимке 1882 г
Сравнение старых и современных фотографий очень ярко показывает объемы выполненных работ, показывает принцип подхода советской школы реставрации к воссозданию исторического облика древнего здания. Все наслоения XVIII – XIX вв. в процессе реставрации были сняты, и здания засверкали в своих первоначальных формах. С площадки крыльца крутая лестница ведет вверх, на второй уровень, где располагается Успенский собор. По научной терминологии само сооружение относится к типу «откидное крыльцо», то есть крыльцо перед внешней лестницей, не примыкающее к зданию. Сама лестница тоже очень интересное сооружение, с ползучими арками и сводами.
Крыльцо и лестница Успенского собора.
Вид с верхнего уровня в сторону крыльца
Вид с верхнего уровня в сторону крыльца
Но, конечно, это великолепное крыльцо является только преддверием, встречающим входящего на территорию Крутиц. Крыльцо ведет в Успенский собор, и само является частью этого собора.
Собор выстроен в 1670-х гг. Объемно-планировочное решение собора весьма характерно для XVII в. – осевая симметрия плана, нижний этаж, который можно считать подклетом, и над ним четверик основного храма завершается поясом полуциркульных кокошников и увенчан пятиглавием с центральной световой главой. С запада расположены притворы, с севера и юга – галереи. Апсиды нижней и верхней церквей расположены ступенчато, что очень оживляет восточный фасад собора.
И вот при всем этом традиционном планировочном решении, смотрится собор как сказочное нагромождение объемов, в которых вначале невозможно и разобраться.
Планы этажей Успенского собора.
На нижнем уровне размещается Петропавловская церковь со входом по оси здания, с западной стороны.
На втором этаже - главное сооружение Крктицкого комплекса, Успенский собор.
Входы в собор запроектированы по двум лестницам, главная из них, безусловно - северная лестница
На нижнем уровне размещается Петропавловская церковь со входом по оси здания, с западной стороны.
На втором этаже - главное сооружение Крктицкого комплекса, Успенский собор.
Входы в собор запроектированы по двум лестницам, главная из них, безусловно - северная лестница
с откидным крыльцом, которая уже детально нами рассмотрена.
Западный фасад собора и перехода-галереи. Видны элементы западного крыльца.
Западный фасад Успенского собора и перехода-галереи можно назвать отдельной темой в общем обзоре Крутиц.. Это как бы центральная площадь всего ансамбля. Сам собор в старину
имел еще и западный вход с крыльцом и открытой лестницей, расположенной
на продольной оси. Разобрано оно было очень давно и даже на самых
старых фотографиях не присутствует. В процессе реставрационных работ
были выявлены и воссозданы только опоры западного крыльца. Трехъярусная колокольня так же традиционна в своем решении – восьмерик на четверике. Вот только поставлена колокольня необычно, с южной стороны, и под нею также находится крыльцо входа в Успенский собор с белокаменной лестницей.
Вид комплекса с южной стороны: теремок, стена-переход, и колокольня на фоне Успенского собора.
В наши дни территория южной части Крутиц имеет очень камерный вид,
находясь здесь и любуясь древнерусской архитектурой - ты словно забываешь, что это Москва,
что это весьма шумный центр города.
Тишина и спокойствие веков смотрят на тебя со всех сторон.
В наши дни территория южной части Крутиц имеет очень камерный вид,
находясь здесь и любуясь древнерусской архитектурой - ты словно забываешь, что это Москва,
что это весьма шумный центр города.
Тишина и спокойствие веков смотрят на тебя со всех сторон.
Вид колокольни с восточной стороны | Арки и своды первого яруса колокольни - крыльцо южного входа в Успенский собор |
А около колокольни, тесно поставленные объемы образуют живописные уголки. Симфония арок и сводов, наложение видов ближних и дальних сооружений друг на друга, и - неожиданные открытия на каждом шагу. Все это создает атмосферу сказочности, чем-то напоминающей иллюстрации Билибина. А может быть, художник именно здесь вдохновлялся духом древнерусской архитектуры, осматривая и изучая Крутицы?
Необходимо отметить, что к началу ХХ в. без искажения сохранились только два сооружения
из всего комплекса Крутиц – это колокольня и Теремок.
Крутицкий «Теремок»
Писать сегодня о Крутицком «Теремке» - и легко, и очень сложно. Много материалов, много фотографий, но ведь главное не в этом! Главное – попытаться отразить в статье атмосферу настоящего исторического Памятника Архитектуры (с большой буквы), которая сохранилась в этом месте до сегодняшнего дня. Это просто чудо! В последнее мое посещение, воскресным летним днем 2013 года, в Крутицах было весело, сюда приезжали молодожены, чтобы отметить - такую важную в их жизни дату - посещением «исторических развалин»! И это хорошо. Значит, что-то у них в памяти обязательно останется, и надолго.
Архитектурный комплекс Крутицкого подворья и я тоже открыл для себя в студенческие годы, где-то в 1963 году. Информация тогда была скудная – маленькая фотография в томе истории архитектуры. Так что и найти Крутицы в те годы было непросто! И, помню, первый раз я подошел к Теремку с дворовой стороны – и был крайне удивлен, не найдя изразцовой отделки. И только пройдя в арку под Теремком, вдруг увидел все великолепие его северного фасада.
Центральные сооружения архитектурного комплекса Крутицкого подворья:
Стена – переход, Крутицкий «Теремок» и Палаты.
Слева на стене установлена памятная доска -
«Великому реставратору радетелю русской культуры П.Д. Барановскому»
Стена – переход, Крутицкий «Теремок» и Палаты.
Слева на стене установлена памятная доска -
«Великому реставратору радетелю русской культуры П.Д. Барановскому»
«Терем-теремок! кто в тереме живет?» – А никто и никогда в тереме не жил. В 1693 – 1694 гг. был построен каменный переход длиной свыше 50 м, который соединил Палаты с Успенским собором. Частью этого перехода стал и Крутицкий теремок. Он никогда не был жилым помещением, а только декоративной «палаткой» над воротами, из которой открывался прекрасный вид на Москву. В Крутицком «Теремке» красочность архитектурной отделки достигает предельной насыщенности. Но вот вопрос – а для чего он построен, конечно, остается без ответа.
А что говорят историки? Например – автор капитального труда под названием «Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества» Н.М.Снегирев, очевидно первый исследователь этого сооружения, пишет в 1852 году следующее:
Очень интересная фраза! С восьмиметровой высоты «оделяли» нищих милостыней? или «раздавали?» И как они это делали, бросали монеты горстями в толпу нищих? Вот бы посмотреть на такую раздачу монет…. Нет, наверное - милостыню раздавали служки, а именитые «владыки» снисходительно поглядывали сверху на копошившуюся внизу чернь…..
Рисунок 1852 г. (из книги Снегирева) | Фото 1884 г. (из альбома Найденова) |
Фотография 1896 г.
На всех старых фотографиях видно, что переход в те годы состоял
только из западной аркатуры и не имел крыши, то есть сохранилась одна стена перехода.
Справа от Теремка видны палаты, перестроенные в XIX в. для размещения
только из западной аркатуры и не имел крыши, то есть сохранилась одна стена перехода.
Справа от Теремка видны палаты, перестроенные в XIX в. для размещения
подразделений военного ведомства.
Фото 1900-1910 гг.
Фото 1900-1910 гг.
План Крутицкого Теремка с переходом
Северный фасад и поперечный разрез.
Именно на разрезе можно увидеть главную конструктивную основу теремка –
идущую по оси здания мощную несущую стену с арками проездов.
Толщина стены составляет почти 100 см, высота конструкции над центром арки – более 160 см
Именно на разрезе можно увидеть главную конструктивную основу теремка –
идущую по оси здания мощную несущую стену с арками проездов.
Толщина стены составляет почти 100 см, высота конструкции над центром арки – более 160 см
Причудливая игра изразцовой отделки. Фрагмент северного фасада «Теремка».
Несмотря на все великолепие северного фасада, украшенного цветными изразцами, надо сказать, что и южный фасад не только хорош, но в какой-то мере даже более интересен. Почему он остался необлицованным - сегодня уже ни кто не скажет. Но отделка колонн, наличников, поясков, капителей и всего арсенала декоративного убранства настолько красиво и качественно выполнена, что «дворовый» фасад Теремка в чем-то и превосходит Главный фасад. Ну и конечно этот фасад очень выигрывает потому, что он на южной стороне, и в яркий солнечный день игра света и тени на его декоративном убранстве вполне может поспорить с красотой изразцов.
Вид Теремка с южной стороны. Слева – палаты, справа видна колокольня и Успенский собор
Слева видна арка со входом в музей реставрации Архитектурного комплекса Крутицкого подворья.
Музей располагался в здании в 1980 - 1990-х гг.
Музей располагался в здании в 1980 - 1990-х гг.
Из огромного количества графических материалов по Теремку я выбрал самое раннее по времени –
чертеж с отмывкой в цвете, представленный в Альбоме Ф.Рихтера, 1850 г.
На чертеже показан не только Теремок, но и фрагмент стены-перехода.
План показан в маленьком масштабе, но видно, что существовала в то время
только западная аркатура стены-перехода.
чертеж с отмывкой в цвете, представленный в Альбоме Ф.Рихтера, 1850 г.
На чертеже показан не только Теремок, но и фрагмент стены-перехода.
План показан в маленьком масштабе, но видно, что существовала в то время
только западная аркатура стены-перехода.
И, заканчивая рассказ о Теремке этим чертежом из альбома Ф.Рихтера, хочу обратить внимание на ошибку в подписи. Не было в Москве Крутицкого монастыря (!), ни в древние времена, ни в XIX веке. Но, уж видно так повелось, что постройки Крутицкого подворья по инерции каждое поколение исследователей причисляет к монастырским.
Стена – переход
Архитектура стены – перехода и мотив арочной галереи сегодня являются чуть ли не главным элементом в комплексе Крутиц. Арочная галерея проходит и вдоль северного фасада митрополичьих палат, то есть объединяет основные здания комплекса в одно живописное целое. Во время нашествия Наполеона в 1812 г. переходы пострадали от пожара и их восточная, дворовая часть обвалилась. В 1867—1868 гг. она была восстановлена архитектором Д.Н.Чичаговым, при этом он ввел декоративную аркатуру на коротких колоннах. Но к концу XIX века восточная стена с аркадой вновь обвалилась.
Интересно сравнить чертеж с отмывкой в цвете из Альбома Ф.Рихтера, изданный в 1850 г. - и современный вид арок, т.е. отреставрированных по проекту Д.Н.Чичагова в 1868 г. Несложно увидеть, что полуциркульные арки в процессе реставрации превратились в трехцентровые, которые были характерны для архитектуры второй половины XIX в.
По мнению Барановского, восстановление аркады в 1868 г. можно считать чуть ли не первым примером научной реставрации в нашей стране. Именно в таком варианте арки были вновь отреставрированы и в 1960-1970 гг, при этом восточная стена была фактически заново возведена по аналогии с западной стеной.
Аркада галереи – фрагмент чертежа из альбома Рихтера, 1850 г. | Галерея после реставрации, 1970-е гг. |
Группа архитекторов на стене-переходе. Это самое начало реставрационных работ в Крутицах.
Крайний справа – П.Д.Барановский (?).
Хорошо видно трехцентровые арки и общий рисунок аркатуры.
Фото - середина 1950-х гг.
Крайний справа – П.Д.Барановский (?).
Хорошо видно трехцентровые арки и общий рисунок аркатуры.
Фото - середина 1950-х гг.
Аркада перехода-галереи. Западная стена,
сохранившая формы арок со времени своей первой реставрации в 1868 г.
сохранившая формы арок со времени своей первой реставрации в 1868 г.
Общая панорама – Успенский собор с крыльцом и колокольней и стена - переход
Палаты Крутицких митрополитов
В 1788 г. Крутицкая епархия была упразднена, Успенская церковь стала приходской, а все строения архиерейского дома переданы в ведение московского главнокомандующего. В начале XIX века часть зданий бывшего подворья была приспособлена под казармы.
Палаты. Планы первого и второго этажей
Исторически палаты Крутицких митрополитов являются основой всего комплекса. Первоначально вход в палаты был с западной стороны. В середине XVIII века к южному фасаду пристроено открытое крыльцо с белокаменными лестницами. Здание перестраивалось много раз, и только усилиями советских реставраторов ему был возвращен первоначальный облик. Интерьеры палат были отреставрированы для музейного использования.
Палаты, вид на юго-восточную часть здания с открытой лестницей.
Справа видна арка со входом в музей реставрации Архитектурного комплекса Крутицкого подворья.
Музей располагался в здании в 1980 - 1990-х гг.
Справа видна арка со входом в музей реставрации Архитектурного комплекса Крутицкого подворья.
Музей располагался в здании в 1980 - 1990-х гг.
Палаты. Северный фасад в процессе реставрационных работ. Фото 1970-х гг.
Воскресенская церковь (Крестовая палата) с Никольской церковью
Эта часть комплекса Крутицкого подворья – наиболее древняя. Первоначально комплекс был расположен именно здесь, на высоком крутом берегу - «на Крутицах» и ориентирован на Москву-реку. И только со строительством во второй половине XVII в. новых сооружений комплекс оказался развернутым не к реке, а в сторону Новоспасского монастыря и Кремля.
У здания такая сложная судьба, что рассказать всю историю не просто. В течении XIX в. оно неоднократно перестраивалось под нужды военного ведомства, которое размещалось в зданиях Крутиц с 1788 г., когда была упразднена Крутицкая епархия. В 1930-х годах здание церкви было полностью перестроено в четырехэтажный дом. Устроены междуэтажные перекрытия, пробиты оконные проемы – в общем, получился прямоугольный невзрачный жилой дом. К тому же, для увеличения площади дома изнутри стесали часть толстых стен XVII в. В процессе реставрационных работ пришлось пройти все эти этапы – но в обратном порядке.
Теперь здание предстает перед нами, реставрированное на период 1670-х гг. На первом ярусе Воскресенская церковь, на втором – Крестовая палата, а с севера примыкает Никольская домовая церковь.
План первого этажа с Воскресенской церковью
и второго этажа с Крестовой палатой и Никольской церковью.
Видно, как стены были растесаны изнутри для увеличения внутренней площади здания.
Видно, как стены были растесаны изнутри для увеличения внутренней площади здания.
Здание в процессе реставрационных работ – из невзрачного четырехэтажного дома
выкристаллизовывается исторический объем
выкристаллизовывается исторический объем
Комплекс сооружений Воскресенской церкви с Крестовой палатой над ней
и Никольской домовой церковью.
Восточный фасад.
Слева - аркада северного фасада палат Крутицких митрополитов.
Восточный фасад.
Слева - аркада северного фасада палат Крутицких митрополитов.
Комплекс Крутиц построен и предстает сегодня перед нами почти полностью в одном материале – в кирпиче, и этот материал объединяет все сооружения, иногда весьма разнородные, в общее архитектурное решение. Конечно и сам кирпич очень разный, это и обычный и профильный кирпич, но в основном именно он определяет архитектуру и настроение ансамбля. Отделка из белого камня только изредка дополняет отдельные здания, подчеркивая какие-то элементы рисунка фасадов. Может быть, поэтому так интересно изучать именно южный фасад «Теремка», где эти сочетания предстают в особенно красивой и яркой форме.
Окружающая застройка
Одноэтажная и двухэтажная окружающая застройка сегодня частично сохранена, и является очень важной составной частью общего ансамбля.
1-й Крутицкий пер. Крутицкая ул., вид от Крутицкого теремка
Крутицкая ул., вдали видна колокольня Новоспасского монастыря |
Вот в таком виде предстают перед восхищенным взглядом любителя истории и архитектуры сооружения архитектурного комплекса Крутицкого подворья в Москве. В данной работе, конечно, показаны не все объекты. Чтобы не перегружать впечатлениями, акцент сделан на наиболее значительные здания. Но общий масштаб Комплекса и его сегодняшних проблем передан «более или менее» точно.
Вместо эпилога
Над возрождением архитектурного комплекса Крутиц в течении нескольких десятков лет работала целая плеяда советских реставраторов. Наиболее известно имя Петра Дмитриевича Барановского, в честь которого на стене перехода установлена памятная доска. Он отдал Крутицам больше тридцати лет своей жизни. Архитекторы работали с верой в то, что комплекс будет полностью восстановлен и будет служить людям.
| Объявление при входе в комплекс Крутиц в годы реставрации. Фото 1965 - 1970 гг. Сегодня, сорок лет спустя - отдельные названия уже требуют расшифровки: - ВООПИиК - Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, общественная организация, которая была учреждена в 1965 г. и продолжает работу и в наши дни. - ЭСНРПМ - Экспериментальные специальные научно-реставрационные производственные мастерские ВООПИиК. |
В 1969 г. митрополичьи палаты переданы Московскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры для проведения их научной реставрации и открытия музея.
В материалах, посвященных жизни П.Д.Барановского есть такие слова: « Мы мечтали возродить не просто архитектурный ансамбль, а весь этот живописный уголок — сады, источники, рай....... Барановский рассчитывал, что со временем, когда мы отреставрируем большую часть комплекса, здесь будет культурный центр — музей, студии, лекционные залы...»
В наши дни эти мечты не сбылись!
Сегодня судьба Крутиц остается неясной…. В 1982 г. Крутицы стали филиалом Исторического музея. Но, уже начиная с 1993 г. началась передача зданий в РПЦ, которая закончилась в 2010 г. - когда директор исторического музея окончательно передал весь комплекс Крутиц в ведение церковного ведомства.
Таким образом, уже в наши дни произошло экстраординарное событие – на рубеже XX и XXI веков наши власти как бы «отменили» Указ Императрицы Екатерины II – «матушки Екатерины», которая во второй половине XVIII века, в 1788 г. ликвидировала Крутицкую епархию. И вот, через 222 года, в Крутицы вновь вернулись церковнослужители. Чем это все обернется для архитектурного комплекса – пока сказать сложно!
-----------------------------------------------------
Отдельные старые черно-белые фотографии привлечены с сайта «Фотографии старой Москвы»
Исторические фотографии – из дореволюционных изданий, перечисленных ниже.
Литература (в хронологическом порядке):
- Ф. Рихтер. Памятники древняго русскаго зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах, разрезах, с замечательными деталями украшений. Москва, 1850.
- А.Мартынов, Н.М.Снегирев. Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества. Том 1., М. 1852.
- Н.А.Найденов. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других
сооружений. Том 4, Том 4-2. М,1884.
- Историческое описание древней владычней обители на Крутицах и уцелевших от нея памятниках: Успенско-Крутицкаго собора, Крестоваго храма и надвратнаго Крутицкаго терема. Москва, 1893.
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Петр Барановский: Труды, воспоминания современников - М., Фонд П.Д.Барановского, МГО ВООПИиК, 1996.
- Памятники архитектуры Москвы. Том 6. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века (От Земляного до Камер-Коллежского Вала).– М.: Искусство, 2000.