Вторник, 19.03.2024, 12:45
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

«Теремок» в Крутицах



       Всегда интересно вчитываться в строки старых книг. Книг с дореформенной орфографией и дореволюционным взглядом авторов на историю и на архитектуру. Вот книга под названием «Историческое описание древней владычней обители на Крутицах и уцелевших от нея памятников: Успенско-Крутицкаго собора, Крестоваго храма и надвратнаго Крутицкаго терема» (Москва, 1893 г.). Меня сразу же не только заинтересовала, но буквально восхитила фраза на самой первой странице книги:

 

       Восхитила потому, что и в наши дни, так же как в конце XIX века архитектурный комплекс Крутицкого подворья был и остается малоизвестным сооружением. И поэтому рассказать о нем еще раз будет делом совсем не лишним!  Книги по истории архитектуры, изданные в Советском Союзе, сегодня стали библиографической редкостью, их можно посмотреть только в крупных библиотеках, а дореволюционные книги хранятся в Исторической библиотеке.  А издания последних лет очень часто рассматривают в первую очередь сугубо «церковные аспекты», а вопросы архитектуры относят на второй план, да еще и грешат при этом большим числом ошибок.
      Вот поэтому я тоже, как и безымянный автор книги, написанной в 1893 г., попытаюсь на этих страницах создать «более или менее цельное описание» архитектурного комплекса Крутицкого подворья и всех его зданий и сооружений.
 
Генеральный план Крутицкого подворья.
Вопреки всем канонам генеральный план и планы всех зданий в данной работе ориентированы на юг,
так как все подходы и подъезды к Крутицам всегда были с северной стороны, от Кремля.

       Комплекс, как и многие сооружения древнерусской архитектуры, предстает пред нами набором разнохарактерных зданий (да простят мне специалисты такую формулировку!). Сооружения Крутиц в плане напоминают цепочку зданий, сооруженных без какого либо предварительного плана. Точно одно сооружение прибавлялось к предыдущему - и даже святая святых, ориентировка алтарей на восток, и то не выдерживалась. Искать здесь логику бессмысленно, у зодчих  XVII века, и тем более у их заказчиков, были какие-то другие основополагающие принципы, нам сегодня неведомые! Наиболее привлекательным и самым известным сооружением является, конечно, знаменитый «Теремок». Все остальное сегодня воспринимается в качестве некоего «фона» для этого «Теремка».
       В дальнейшем я попытаюсь опровергнуть такую оценку, а для начала нужно посмотреть – а из каких зданий и сооружений состоит комплекс. Их довольно много, и если учитывать только основные - то более 10 сооружений:
1. Воскресенская церковь – 1672-1673 гг.
2. Палаты Крутицких митрополитов – 1665-1675 гг.
3. Стена – переход – 1693-1694 гг.
4. Успенский собор с крыльцом и колокольней – 1670-е гг.
5. Святые ворота с Крутицким «Теремком»
1693-1694 гг.
6. Набережные палаты – начало XVIII в.
7. Башня северо-западная (основание)
8. Башня северо-восточная с пряслом стены.
       Но и каждое из этих зданий также чаще всего состоит из нескольких составляющих, и если перечислить их всех более подробно, то общий список  будет значительно длиннее. Кроме этого в список можно добавить Приказные палаты и другие сооружения, находящиеся южнее основного комплекса. Для общего восприятия архитектурного ансамбля чрезвычайно важна также сохранившаяся одноэтажная и двухэтажная застройка, окружающая Крутицы со всех сторон. В своей работе я сосредоточил внимание на основных сооружениях XVII века.


Общий вид Архитектурного ансамбля Крутицкого подворья с Крутицкой улицы.
Это одна из первых моих фотографий Крутиц, сделанных зимой 1963-1964 гг.
   
Успенский собор с крыльцом и колокольней

       А  главным сооружением, которое встречает каждого, приближающегося к Крутицам, безусловно - является Крыльцо с лестницей входа в Успенский собор. Крыльцо, как и весь комплекс Крутиц, не просто отреставрированное сооружение – а результат огромной научно-исследовательской работы, в результате которой комплекс был выкристаллизован из-под поздних переделок.


Кирпичное крыльцо и белокаменная лестница входа на  второй этаж, в Успенский собор.
Вдали виден Крутицкий теремок.


Крыльцо входа в Успенский собор.
Вид с Крутицкой улицы в сторону северо-восточной башни

Крыльцо и лестница входа в Успенский собор. Фото 1982 г.

       На старых фотографиях крыльцо предстает совсем в другом виде, так как в XVIII и XIX вв. крыльцо и здание собора были искажены и обезличены перестройками.


    Вид на крыльцо и собор в 1898 г.


Общий вид с северной стороны на комплекс в 1943-1944 гг.

  

Вид на крыльцо и собор с восточной стороны.
Фото из Альбома Найденова, 1882 г.


  Успенский собор и крыльцо - вид почти с той же точки, что и на снимке 1882 г

       Сравнение старых и современных фотографий очень ярко показывает объемы выполненных работ, показывает принцип подхода советской школы реставрации к воссозданию исторического облика древнего здания. Все наслоения XVIII – XIX вв. в процессе реставрации были сняты, и здания засверкали в своих первоначальных формах. С площадки крыльца крутая лестница ведет вверх, на второй уровень, где располагается Успенский собор. По научной терминологии само сооружение относится к типу «откидное крыльцо», то есть крыльцо перед внешней лестницей, не примыкающее к зданию. Сама лестница тоже очень интересное сооружение, с ползучими арками и сводами.

 
Крыльцо и лестница Успенского собора.
Вид с верхнего уровня в сторону крыльца


       Но, конечно, это великолепное крыльцо является только преддверием, встречающим входящего на территорию Крутиц.  Крыльцо ведет в Успенский собор, и само является частью этого собора.
       Собор выстроен в 1670-х гг. Объемно-планировочное решение собора весьма характерно для XVII в. – осевая симметрия плана, нижний этаж, который можно считать подклетом, и над ним четверик основного храма завершается поясом полуциркульных кокошников и увенчан пятиглавием с центральной световой главой. С запада расположены притворы, с севера и юга – галереи. А
псиды нижней и верхней церквей расположены ступенчато, что очень оживляет восточный фасад собора. 
       И вот при всем этом традиционном планировочном решении, смотрится собор как сказочное нагромождение объемов, в которых вначале невозможно и разобраться.
 

Планы этажей Успенского собора.
На нижнем уровне размещается Петропавловская церковь со входом по оси здания, с западной стороны.
На втором этаже - главное сооружение Крктицкого комплекса, Успенский собор.
Входы в собор запроектированы по двум лестницам, главная из них, безусловно - северная лестница
с откидным крыльцом, которая уже детально нами рассмотрена. 


Западный фасад собора и перехода-галереи. Видны элементы западного крыльца.

      Западный фасад Успенского собора и перехода-галереи можно назвать отдельной темой в общем обзоре Крутиц.. Это как бы центральная площадь всего ансамбля.  Сам собор в старину имел еще и западный вход с крыльцом и открытой лестницей, расположенной на продольной оси. Разобрано оно было очень давно и даже на самых старых фотографиях не присутствует. В процессе реставрационных работ были выявлены и воссозданы только опоры западного крыльца. Трехъярусная колокольня так же традиционна в своем решении – восьмерик на четверике. Вот только поставлена колокольня необычно, с южной стороны, и под нею также находится крыльцо входа в Успенский собор с белокаменной лестницей.

 
     Вид комплекса с южной стороны: теремок, стена-переход, и колокольня на фоне Успенского собора.
В наши дни территория южной части Крутиц имеет очень камерный вид, 
находясь здесь и  любуясь древнерусской архитектурой - ты словно забываешь, что это Москва,
что это весьма шумный центр города.
Тишина и спокойствие веков смотрят на тебя со всех сторон.




Вид колокольни с восточной стороны
Арки и своды первого яруса колокольни -
крыльцо южного входа в Успенский собор

       А около колокольни, тесно поставленные объемы образуют живописные уголки. Симфония арок и сводов, наложение видов ближних и дальних сооружений друг на друга, и - неожиданные открытия на каждом шагу. Все это создает атмосферу сказочности, чем-то напоминающей иллюстрации Билибина. А может быть, художник именно здесь вдохновлялся духом древнерусской архитектуры, осматривая и изучая Крутицы?
       Необходимо отметить, что к началу ХХ в. без искажения сохранились только два сооружения
из всего комплекса Крутиц – это колокольня и Теремок.

Крутицкий «Теремок»

       Писать сегодня о Крутицком «Теремке» - и легко, и очень сложно. Много материалов, много фотографий, но ведь главное не в этом! Главное – попытаться отразить в статье атмосферу настоящего исторического Памятника Архитектуры (с большой буквы), которая сохранилась в этом месте до сегодняшнего дня. Это просто чудо! В последнее мое посещение, воскресным летним днем 2013 года, в Крутицах было весело, сюда приезжали молодожены, чтобы отметить - такую важную в их жизни дату - посещением «исторических развалин»! И это хорошо. Значит, что-то у них в памяти обязательно останется, и надолго.  
       Архитектурный комплекс Крутицкого подворья и я тоже открыл для себя в студенческие годы, где-то в 1963 году. Информация тогда была скудная – маленькая фотография в томе истории архитектуры. Так что и найти Крутицы в те годы было непросто! И, помню, первый раз я подошел к Теремку с дворовой стороны – и был крайне удивлен, не найдя изразцовой отделки. И только пройдя в арку под Теремком, вдруг увидел все великолепие его северного фасада.
 
Центральные сооружения архитектурного комплекса Крутицкого подворья:
 Стена – переход, Крутицкий «Теремок» и Палаты.
Слева на стене установлена памятная доска -
«Великому реставратору радетелю русской культуры П.Д. Барановскому»  

       «Терем-теремок! кто в тереме живет?» – А никто и никогда в тереме не жил.  В 1693 – 1694 гг. был построен каменный переход длиной свыше 50 м, который соединил Палаты с Успенским собором.  Частью этого перехода стал и Крутицкий теремок.  Он никогда не был жилым помещением, а только декоративной «палаткой» над воротами, из которой открывался прекрасный вид на Москву. В Крутицком «Теремке» красочность архитектурной отделки достигает предельной насыщенности. Но вот вопрос – а для чего он построен, конечно, остается без ответа.
       А что говорят историки? Например – автор капитального труда под названием «Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества» Н.М.Снегирев, очевидно первый исследователь этого сооружения, пишет в 1852 году следующее:



Очень интересная фраза! С восьмиметровой высоты «оделяли» нищих милостыней? или «раздавали?»  И как они это делали, бросали монеты горстями в толпу нищих? Вот бы посмотреть на такую раздачу монет….  Нет, наверное - милостыню раздавали служки, а именитые «владыки» снисходительно поглядывали сверху на копошившуюся внизу чернь…..



Рисунок 1852 г. (из книги Снегирева)Фото 1884 г. (из альбома Найденова)

   
                             

   Состояние арочной галереи - перехода и Теремка в конце XIX века.
Фотография 1896 г.

   
На всех старых фотографиях видно, что переход в те годы состоял
только из западной аркатуры и не имел крыши, то есть сохранилась одна стена перехода.
Справа от Теремка видны палаты, перестроенные в XIX в. для размещения
подразделений военного ведомства. 
Фото 1900-1910 гг.



План Крутицкого Теремка с переходом


Северный фасад и поперечный разрез.
Именно на разрезе можно увидеть главную конструктивную основу теремка –
идущую по оси здания мощную несущую стену с арками проездов.
 Толщина стены составляет почти 100 см, высота конструкции над центром арки – более 160 см


 Причудливая игра изразцовой отделки. Фрагмент северного фасада «Теремка».

       Несмотря на все великолепие северного фасада, украшенного цветными изразцами, надо сказать, что и  южный фасад не только хорош, но в какой-то мере даже более интересен. Почему он остался необлицованным - сегодня уже ни кто не скажет. Но отделка колонн, наличников, поясков, капителей и всего арсенала декоративного убранства настолько красиво и качественно выполнена, что «дворовый» фасад Теремка в чем-то и превосходит Главный фасад. Ну и конечно этот фасад очень выигрывает потому, что он на южной стороне, и в яркий солнечный день игра света и тени на его декоративном убранстве вполне может поспорить с красотой изразцов.

Вид Теремка с южной стороны. Слева – палаты, справа видна колокольня и Успенский собор

 
Слева видна арка со входом в музей реставрации Архитектурного комплекса Крутицкого подворья.
Музей располагался в здании в 1980 - 1990-х гг.


 Из огромного количества графических материалов по Теремку я выбрал самое раннее по времени –
чертеж с отмывкой в цвете, представленный в Альбоме Ф.Рихтера, 1850 г.
На чертеже показан не только Теремок, но и фрагмент стены-перехода.
План показан в маленьком масштабе, но видно, что существовала в то время
только западная аркатура стены-перехода.

И, заканчивая рассказ о Теремке этим чертежом из альбома Ф.Рихтера, хочу обратить внимание на ошибку в подписи. Не было в Москве Крутицкого монастыря (!), ни в древние времена, ни в XIX веке. Но, уж видно так повелось, что постройки Крутицкого подворья по инерции каждое поколение исследователей причисляет к монастырским.

 Стена – переход

      Архитектура стены – перехода и мотив арочной галереи сегодня являются  чуть ли не главным элементом в комплексе Крутиц. Арочная галерея проходит и вдоль северного фасада митрополичьих палат, то есть объединяет основные здания комплекса в одно живописное целое. Во время нашествия Наполеона в 1812 г. переходы пострадали от пожара и их восточная, дворовая часть обвалилась. В 1867—1868 гг. она была восстановлена архитектором Д.Н.Чичаговым, при этом он ввел декоративную аркатуру на коротких колоннах. Но к концу XIX века восточная стена с аркадой вновь обвалилась.
       Интересно сравнить чертеж с отмывкой в цвете из Альбома Ф.Рихтера, изданный в 1850 г. - и современный вид арок,  т.е. отреставрированных по  проекту Д.Н.Чичагова в 1868 г. Несложно увидеть, что полуциркульные арки в процессе реставрации превратились в  трехцентровые, которые  были характерны для архитектуры второй половины XIX в.
      По мнению Барановского, восстановление аркады в 1868 г. можно считать чуть ли не первым примером научной реставрации в нашей стране. Именно в таком варианте арки были вновь  отреставрированы и в 1960-1970 гг, при этом восточная стена была фактически заново возведена по аналогии с западной стеной.



Аркада галереи – фрагмент чертежа
из альбома Рихтера, 1850 г.

Галерея после реставрации, 1970-е гг.
     
 
Группа архитекторов на стене-переходе. Это самое начало реставрационных работ в Крутицах.
Крайний справа – П.Д.Барановский (?).
Хорошо видно трехцентровые арки и общий рисунок аркатуры.
Фото - середина 1950-х гг.

 
Аркада перехода-галереи. Западная стена,
сохранившая формы арок со времени своей первой реставрации в 1868 г.


 Общая панорама – Успенский собор с крыльцом и колокольней и стена - переход

Палаты Крутицких митрополитов

В 1788 г. Крутицкая епархия была упразднена, Успенская церковь стала приходской, а все строения архиерейского дома переданы в ведение московского главнокомандующего. В начале  XIX века часть зданий бывшего подворья была приспособлена под казармы.



Хочу отдельно подчеркнуть эту историческую подробность – Крутицкое подворье как церковное учреждение было расформировано во второй половине XVIII в.  В 1812 г. весь комплекс выгорел, и после войны здания восстанавливались уже для размещения в них казарм, а вся юго-восточная часть была приспособлена под казарменный двор, где так же были построены одноэтажные здания казарм. И после революции комплекс продолжал использоваться без изменения общего назначения, в том числе и для военной гауптвахты.


Палаты. Планы первого и второго этажей

Исторически палаты Крутицких митрополитов являются основой всего комплекса. Первоначально вход в палаты был с западной стороны. В середине XVIII века к южному фасаду пристроено открытое крыльцо с белокаменными лестницами. Здание перестраивалось много раз, и только усилиями советских реставраторов ему был возвращен первоначальный облик. Интерьеры палат были отреставрированы для музейного использования.


 Палаты, вид на юго-восточную часть здания с открытой лестницей.
 Справа видна арка со входом в музей реставрации Архитектурного комплекса Крутицкого подворья.
Музей располагался в здании в 1980 - 1990-х гг.

 
Палаты. Северный фасад в процессе реставрационных работ. Фото 1970-х гг.


Воскресенская церковь  (Крестовая палата) с Никольской церковью

       Эта часть комплекса Крутицкого подворья – наиболее древняя. Первоначально комплекс был расположен  именно здесь, на высоком крутом берегу - «на Крутицах» и ориентирован на Москву-реку. И только со строительством во второй половине XVII в. новых  сооружений комплекс оказался развернутым не к реке, а в сторону Новоспасского монастыря и Кремля.
       У здания такая сложная судьба, что рассказать всю историю не просто. В течении XIX в. оно неоднократно перестраивалось под нужды военного ведомства, которое размещалось в зданиях Крутиц с 1788 г., когда была упразднена Крутицкая епархия. В 1930-х годах здание церкви было полностью перестроено в четырехэтажный дом. Устроены междуэтажные перекрытия, пробиты оконные проемы – в общем, получился прямоугольный невзрачный жилой дом. К тому же,  для увеличения площади дома изнутри стесали часть толстых стен XVII в. В процессе реставрационных работ пришлось пройти все эти этапы – но в обратном порядке.
       Теперь здание предстает перед нами, реставрированное на период 1670-х гг. На первом ярусе Воскресенская церковь, на втором – Крестовая палата, а с севера примыкает Никольская домовая церковь.   


План первого этажа с Воскресенской церковью
и второго этажа с Крестовой палатой и Никольской церковью.
Видно, как стены были
растесаны изнутри для увеличения внутренней площади здания.

 
Здание в процессе реставрационных работ – из невзрачного четырехэтажного дома
выкристаллизовывается исторический объем


Комплекс сооружений Воскресенской церкви с Крестовой палатой над ней
и Никольской домовой церковью.
Восточный фасад.
Слева -  аркада северного фасада палат Крутицких митрополитов.

       Комплекс Крутиц построен и предстает сегодня перед нами почти полностью в одном материале – в кирпиче, и этот материал объединяет все сооружения, иногда весьма разнородные, в общее архитектурное  решение. Конечно и сам кирпич очень разный, это и обычный и профильный кирпич, но в основном именно он определяет архитектуру и настроение ансамбля. Отделка из белого камня только изредка дополняет отдельные здания, подчеркивая какие-то элементы рисунка фасадов. Может быть, поэтому так интересно изучать именно южный фасад «Теремка», где эти сочетания предстают в особенно красивой и яркой форме.    

Окружающая застройка

Одноэтажная и двухэтажная окружающая застройка сегодня частично сохранена, и является очень важной составной частью общего ансамбля.
 

                           1-й Крутицкий пер.                                 Крутицкая ул., вид от Крутицкого теремка


Крутицкая ул., вдали видна колокольня Новоспасского монастыря
 
       Вот в таком виде предстают перед восхищенным взглядом любителя истории и архитектуры сооружения архитектурного комплекса  Крутицкого подворья в Москве. В данной работе, конечно, показаны не все объекты. Чтобы не перегружать впечатлениями,  акцент  сделан на наиболее значительные здания. Но общий масштаб Комплекса и его сегодняшних проблем передан «более или менее» точно.
 
Вместо эпилога

       Над возрождением архитектурного комплекса Крутиц в течении нескольких десятков лет работала целая плеяда советских реставраторов. Наиболее известно имя Петра Дмитриевича Барановского, в честь которого на стене перехода установлена памятная доска. Он отдал Крутицам больше тридцати лет своей жизни.  Архитекторы  работали с верой в то, что комплекс будет полностью восстановлен и будет служить людям.

         
Объявление при входе в комплекс Крутиц в годы реставрации.
Фото 1965 - 1970 гг.
Сегодня, сорок лет спустя -  отдельные названия уже требуют расшифровки:  
- ВООПИиК - Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, общественная организация, которая была учреждена в 1965 г. и продолжает работу и в наши дни.
- ЭСНРПМ - Экспериментальные специальные научно-реставрационные производственные мастерские ВООПИиК.


       В 1969 г. митрополичьи палаты переданы Московскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры для проведения их научной реставрации и открытия музея.

       В материалах, посвященных жизни П.Д.Барановского есть такие слова: « Мы мечтали возродить не просто архитектурный ансамбль, а весь этот живописный уголок — сады, источники, рай....... Барановский рассчитывал, что со временем, когда мы отреставрируем большую часть комплекса, здесь будет культурный центр — музей, студии, лекционные залы...»
       В наши дни эти мечты не сбылись!
       Сегодня судьба Крутиц остается неясной….  В 1982 г. Крутицы стали филиалом Исторического музея. Но, уже начиная с 1993 г. началась передача зданий в РПЦ, которая закончилась в 2010 г. - когда директор исторического музея окончательно передал весь комплекс Крутиц в ведение церковного ведомства.

       Таким образом, уже в наши дни произошло экстраординарное событие – на рубеже XX и XXI веков наши власти как бы «отменили» Указ Императрицы Екатерины II – «матушки Екатерины», которая во второй половине XVIII века, в 1788 г. ликвидировала  Крутицкую епархию. И вот, через 222 года, в Крутицы вновь вернулись церковнослужители. Чем это все обернется для архитектурного комплекса – пока сказать сложно!

-----------------------------------------------------                                                                          
Все основные фотографии выполнены автором.   
Отдельные старые черно-белые фотографии привлечены с сайта «Фотографии старой Москвы»
Исторические фотографии – из  дореволюционных изданий, перечисленных ниже.

Литература   (в хронологическом порядке):  
-  Ф. Рихтер. Памятники древняго русскаго зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах, разрезах, с замечательными деталями украшений.  Москва, 1850.
-  А.Мартынов, Н.М.Снегирев. Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества. Том 1., М. 1852.
-  Н.А.Найденов. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других
сооружений. Том 4, Том 4-2. М,1884.
-  Историческое описание древней владычней обители на Крутицах и уцелевших от нея памятниках: Успенско-Крутицкаго собора, Крестоваго храма и надвратнаго Крутицкаго терема. Москва, 1893.
-  История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
-  Петр Барановский: Труды, воспоминания современников - М., Фонд П.Д.Барановского, МГО ВООПИиК, 1996.
-  Памятники архитектуры Москвы. Том 6. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века (От Земляного до Камер-Коллежского Вала).– М.: Искусство, 2000.
Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей отдельных частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.