Иконостас в структуре храма
Иконостас, алтарь и апсида в объемно - планировочной структуре Русского храма
Иконостас, алтарь и апсида в объемно - планировочной структуре Русского храма
В данной работе рассматривается небольшая, но очень важная часть архитектуры Русского храма – а именно объемно - планировочное решение его восточной части, с иконостасом и, расположенным за ним, алтарем и апсидой.
Иконостас - составляет одну из важнейших архитектурных принадлежностей Русского храма. Он представляет собой сплошную преграду из икон, отделяющую алтарь от средней части храма. Первоначальная форма иконостаса в виде алтарной преграды существовала в христианских храмах с древнейших времен. В Русском храме уже в XIII – XIV веках на смену низкой алтарной преграде пришёл многоярусный иконостас. Слагался иконостас постепенно, сначала над центральными вратами алтарной преграды начали ставить одну икону, с деисусной композицией, затем составился целый ряд, а со временем иконостас вырос до пяти и даже более ярусов. Многоярусный высокий иконостас, окончательно сложившийся в XV в. – создание русской художественной мысли. Творческая работа зодчего, иконописца и резчика по дереву создали это великолепное произведение русского искусства.
Слова «алтарь и апсида» так похожи и созвучны для современного человека, так часто употребляются вместе, что порою сливаются в единое целое. Однако слова эти обозначают совсем разные понятия и относятся к различным аспектам культуры.
Алтарь – термин церковный. Алтарем называется восточная часть храма, отделенная от основного пространства алтарной преградой или иконостасом. Это наиболее важная для религиозного ритуала часть храма, скорее некое сакральное пространство, берущее свое начало в глубокой древности.
Апсида – термин архитектурный. Так называется примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане, находящийся в его восточной части.
Обычно алтарь размещается ближе к апсиде и в самой апсиде – но не всегда!
И вот взаимодействие в расположении этих трех составляющих - иконостаса, алтаря и апсиды - в структуре храма и является предметом настоящего исследования. В данной работе представлены пять наиболее характерных вариантов:
Варианты размещения иконостаса в структуре храма
Храмы с апсидой
I вариант. Храмы столпчатые с иконостасом на восточных столпах
1 - Смоленский собор Новодевичьего монастыря
2 - Церковь Троицы в Листах
II вариант. Храмы бесстолпные с иконостасом на восточной стене
3 - Церковь Николы в Толмачах
4 - Церковь Николы в Кузнецах
Храмы без апсиды
III вариант. Храмы кубические с иконостасом на восточных пилонах
5 - Церковь Климента Папы Римского
6 - Церковь Богоявления в Елохове
IV вариант. Храмы крестообразные с иконостасом на восточной стене центрального объема
7 - Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами
8 - Церковь Варвары на Варварке
V вариант. Храмы – ротонды с иконостасом в объеме храма
9 - Церковь Всех скорбящих радости
10 - Церковь Вознесения на Гороховом поле
Далее представлены материалы исследования по перечисленным московским
храмам - памятникам архитектуры, характеризующие их
объемно-планировочное решение. В них видны те или иные варианты
расположения иконостаса, алтаря и апсиды в структуре храма с апсидой,
или, соответственно, расположение иконостаса и алтаря в структуре храма
без апсиды. Материалы представлены в виде чертежа плана с краткой
аннотацией, и иллюстрированы фотографиями храма, а также его интерьера с
иконостасом. Почти во всех случаях есть фотографии храма и с восточной
стороны, показывающие наличие или отсутствии апсиды.
I вариант. Храмы столпчатые с иконостасом на восточных столпах
В этом варианте иконостас расположен на восточных столпах храма, и алтарь размещен не только в апсиде, но и занимает часть основного объема храма, обычно весь восточный неф. Большинство четырехстолпных и шестистолпных церквей имеет именно такое решение. Первоначально установленные алтарные преграды со временем уходили в прошлое, их сменял многоярусный иконостас. Иконостас, расположенный в восточной части подкупольного, оказался в потоке света, льющегося из-под купола. И вот эта схема и стала главной. Ступенчато-конический переход от круглого барабана купола к самому крупному в храме подкупольному пространству и является доминирующим принципом компановки элементов продольной оси храма.
1 . Смоленский собор Новодевичьего монастыря – крупное и величественное сооружение. История строительства и отделки собора длительная. Окончательной датой завершения работ принято считать 1598 г., хотя и позднее собор видоизменялся. Пятиглавый шестистолпный храм с позакомарным покрытием. Как и у многих храмов подобного типа, пятиглавие сдвинуто к востоку. При Годунове над первоначальной алтарной преградой поднялся пятиярусный иконостас, который полностью изолировал восточный неф собора и апсиды. До устройства иконостаса в интерьере господствовало изображение Одигитрии Смоленской на восточной стене над центральной апсидой, его и сегодня можно частично рассмотреть над верхним рядом иконостаса. Отдельно нужно отметить размеры этого грандиозного собора, ширина которого около восемнадцати метров!
План собственно храма, без окружающих галерей и приделов (Показано и размещение световых барабанов) | Вид с востока на собор и апсиды |
При этом многие элементы общей компоновки здания оказывались
нелогичными (разумеется, с точки зрения нашего времени). Многоярусный
иконостас на восточном ряде столпов церковного здания отгораживает
третью или четвертую часть объема. Зачем это делается? Ответ очень
простой – чтобы иконостас и находящиеся перед ним солея, амвон и аналой
попали в зону максимальной освещенности, под главный купол церкви!
Нужно было осветить через световой барабан центральное пространство
перед иконостасом, и при этом другие, восточные световые барабаны вообще
становились чисто декоративными, и через них освещение в храм не
попадало. Аналогичное решение можно увидеть почти во всех огромных
соборах XV – XVI вв.
Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря
Вид между столпами на иконостас, точнее на его центральную часть - так как увидеть полностью
Вид между столпами на иконостас, точнее на его центральную часть - так как увидеть полностью
весь иконостас невозможно из-за его колоссальных размеров.
Классический пример многоярусного высокого иконостаса!
Левая сторона иконостаса | Паникадило | Царские врата |
2 . Церковь Троицы в Листах
построена в 1650 – 1661 гг. Четырехстолпный пятиглавый храм с
позакомарным покрытием. Монументальный кубический объем и крупный
масштаб здания придают этой посадской церкви все черты соборного храма.
Пятиярусный иконостас размещен на восточных столпах и почти до самых
сводов закрывает восточный неф здания. Объем собственно храма освещается
только через главный световой барабан и два западных. Восточные
световые барабыны отделены иконостасом и почти не видны из интерьера
храма. Размещение иконостаса типичное для такого типа храмов - иконостас
своей верхней частью приближается к главному световому барабану и весь
находится в зоне максимальной освещенности. Но конструктивную основу
храма – его четыре столпа - в интерьере определить невозможно. Только
если очень внимательно посмотреть на верхнюю часть иконостаса, то можно
заметить опирание продольных арок на верхние части восточных столпов.
План (с размещением световых барабанов) | Вид с ул. Сретенка |
Северный фасад храма, с указанием расположения иконостаса в интерьере
В храме Троицы в Листах многоярусный иконостас размещен на восточных столпах храма,
и отгораживает более чем третью часть основного объема здания.
При таком расположении иконостаса его верх приближается к главному световому барабану
и весь иконостас находится в зоне максимальной освещенности.
Но соотношение внутренней площади здания таково,
что его алтарная часть уже начинает как бы теснить зону "собственно храма".
Интерьер храма сочетает монументальные архитектурные формы и
изысканность декоративной отделки. Ширина храма в месте размещения
иконостаса около десяти с половиной метров. Иконостас выполнен во второй
половине XIX в. и заново воссоздан в 1990 гг., при реставрации всего
здания. Даже в солнечный день в храме сохраняется строгий полусумрак,
освещенный только свечами.
Иконостас церкви Троицы в Листах на Сретенке
II вариант. Храмы бесстолпные с иконостасом на восточной стене
Вариант очень хочется назвать как бы «самым логичным» – иконостас
расположен на восточной стене храма, алтарь размещается в пространстве
апсиды и только в ней. Алтарь находится именно в апсиде, и для этого
варианта полностью оправдано словосочетание «алтарная апсида». В данной
работе для иллюстрации варианта «алтарь в апсиде» рассматриваются две
церкви Замоскворечья. Этот старинный район Москвы, с середины XVIII в.
заселявшийся богатым купечеством, сохраняет свое своеобразие и сегодня.
3 . Церковь Николы в Толмачах
в Замоскворечье (конец XVII в.) Храм неоднократно перестраивался. При
пожаре Москвы 1812 г. церковь не пострадала. Четверик церкви сохранил
первоначальный свод и основное убранство фасадов. Колокольня и трапезная
построены в середине XIX в. Существующий иконостас сооружен в 1845
году. Ширина восточной стены храма, на которой расположен иконостас,
около восьми с половиной метров. Храм идеально отреставрирован и вошел в
состав общего архитектурного комплекса Государственной Третьяковской
галереи. У храма сегодня две функции – это и часть галереи, в которую
можно попасть по специально построенному переходу, и действующий храм,
имеющий свой отдельный вход для прихожан. И культовое сооружение, и храм
искусства! Интерьер храма очень светлый и праздничный, а помещения
трапезной, выполненные в традициях ампира, напоминают парадные дворцовые
залы.
Иконостас церкви Николы в Толмачах в Замоскворечье.
Интерьеры в начале января, в убранстве храма видны рождественские ели
Интерьеры в начале января, в убранстве храма видны рождественские ели
Общий контур иконостаса с постепенным уменьшением количества икон в третьем и четвертом ряду придает иконостасу уверенную статичность. Иконостас прекрасно вписан в интерьер церкви
Иконостас церкви Николы в Кузнецах в Замоскворечье
Интерьер. Вид из трапезной на храм и иконостас
Фото из альбома Найденова - 1880-е гг. | Южный вход в храм | Южный фасад храма |