Воскресенье, 03.03.2024, 08:03
Приветствую Вас Гость
Страницы сайта
Видео - фильмы
Визитка сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Иконостас храма - 1 стр.

Иконостас в структуре храма
Иконостас, алтарь и апсида в объемно - планировочной структуре Русского храма

       В данной работе рассматривается небольшая, но очень важная часть архитектуры Русского храма – а именно объемно - планировочное решение его восточной части, с иконостасом и, расположенным за ним, алтарем и апсидой.
       Иконостас - составляет одну из важнейших архитектурных принадлежностей Русского храма. Он представляет собой сплошную преграду из икон, отделяющую алтарь от средней части храма. Первоначальная форма иконостаса в виде алтарной преграды существовала в христианских храмах с древнейших времен. В Русском храме уже в XIII – XIV веках на смену низкой алтарной преграде пришёл многоярусный иконостас. Слагался иконостас постепенно, сначала над центральными вратами алтарной преграды начали ставить одну икону, с деисусной композицией, затем составился целый ряд, а со временем иконостас вырос до пяти и даже более ярусов. Многоярусный высокий иконостас, окончательно сложившийся в XV в. – создание русской художественной мысли. Творческая работа зодчего, иконописца и резчика по дереву создали это великолепное произведение русского искусства.
       Слова «алтарь и апсида» так похожи и созвучны для современного человека, так часто употребляются вместе, что порою сливаются в единое целое. Однако слова эти обозначают совсем разные понятия и относятся к различным аспектам культуры.
       Алтарь – термин церковный. Алтарем называется восточная часть храма, отделенная от основного пространства алтарной преградой или иконостасом. Это наиболее важная для религиозного ритуала часть храма, скорее некое сакральное пространство, берущее свое начало в глубокой древности.
       Апсида – термин архитектурный. Так называется примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане, находящийся в его восточной части.
       Обычно алтарь размещается ближе к апсиде и в самой апсиде – но не всегда!
И вот взаимодействие в расположении этих трех составляющих - иконостаса, алтаря и апсиды - в структуре храма и является предметом настоящего исследования. В данной работе представлены пять наиболее характерных вариантов:

        Варианты размещения иконостаса в структуре храма
Храмы с апсидой
       I  вариант. Храмы столпчатые с иконостасом на восточных столпах
  1 - Смоленский собор Новодевичьего монастыря
  2 - Церковь Троицы в Листах
       II вариант. Храмы бесстолпные с иконостасом на восточной стене
  3 - Церковь Николы в Толмачах
  4 - Церковь Николы в Кузнецах
Храмы без апсиды
       III вариант. Храмы кубические с иконостасом на восточных пилонах
  5 - Церковь Климента Папы Римского
  6 - Церковь Богоявления в Елохове
       IV вариант. Храмы крестообразные с иконостасом на восточной стене центрального объема
  7 - Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами  
  8 - Церковь Варвары на Варварке
       V  вариант. Храмы – ротонды с иконостасом в объеме храма
  9 - Церковь Всех скорбящих радости
10 - Церковь Вознесения на Гороховом поле  

       Далее представлены материалы исследования по перечисленным московским храмам - памятникам архитектуры, характеризующие их объемно-планировочное решение. В них видны те или иные варианты расположения иконостаса, алтаря и апсиды в структуре храма с апсидой, или, соответственно, расположение иконостаса и алтаря в структуре храма без апсиды. Материалы представлены в виде чертежа плана с краткой аннотацией, и иллюстрированы фотографиями храма, а также его интерьера с иконостасом. Почти во всех случаях есть фотографии храма и с восточной стороны, показывающие наличие или отсутствии апсиды.


 I вариант. Храмы столпчатые с иконостасом на восточных столпах
 
       В этом варианте иконостас расположен на восточных столпах храма, и алтарь размещен не только в апсиде, но и занимает часть основного объема храма, обычно весь восточный неф. Большинство четырехстолпных и шестистолпных церквей имеет именно такое решение. Первоначально установленные алтарные преграды со временем уходили в прошлое, их сменял многоярусный иконостас. Иконостас, расположенный в восточной части подкупольного, оказался в потоке света, льющегося из-под купола. И вот эта схема и стала главной. Ступенча­то-конический переход от круглого барабана купола к самому крупному в храме подкупольному пространству и является доминирующим принципом компановки элементов продольной оси храма.

       1 . Смоленский собор Новодевичьего монастыря – крупное и величественное сооружение. История строительства и отделки собора длительная. Окончательной датой завершения работ принято считать 1598 г., хотя и позднее собор видоизменялся. Пятиглавый шестистолпный храм с позакомарным покрытием. Как и у многих храмов подобного типа, пятиглавие сдвинуто к востоку. При Годунове над первоначальной алтарной преградой поднялся пятиярусный иконостас, который полностью изолировал восточный неф собора и апсиды. До устройства иконостаса в интерьере господствовало изображение Одигитрии Смоленской на восточной стене над центральной апсидой, его и сегодня можно частично рассмотреть над верхним рядом иконостаса. Отдельно нужно отметить размеры этого грандиозного собора, ширина которого около восемнадцати метров!



План собственно храма, без окружающих галерей и приделов
(Показано и размещение световых барабанов)

Вид с востока на собор и апсиды
    
       При этом многие элементы общей компоновки здания оказывались нелогичными  (разумеется, с точки зрения нашего времени). Многоярусный иконостас на восточном ряде столпов церковного здания отгораживает третью или четвертую часть объема. Зачем это делается? Ответ очень простой – чтобы иконостас и находящиеся перед ним солея, амвон и аналой попали в зону максимальной освещенности, под главный купол церкви!  Нужно было осветить через световой барабан центральное пространство перед иконостасом, и при этом другие, восточные световые барабаны вообще становились чисто декоративными, и через них освещение в храм не попадало. Аналогичное решение можно увидеть почти во всех огромных соборах XV – XVI вв.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря
Вид между столпами на иконостас, точнее на его центральную часть - так как увидеть полностью
весь иконостас невозможно из-за его колоссальных размеров.
Классический пример многоярусного высокого иконостаса!
                  



Левая сторона иконостасаПаникадило Царские врата
  

       2 . Церковь Троицы в Листах  построена в 1650 – 1661 гг. Четырехстолпный пятиглавый храм с позакомарным покрытием. Монументальный кубический объем и крупный масштаб здания придают этой посадской церкви все черты соборного храма. Пятиярусный иконостас размещен на восточных столпах и почти до самых сводов закрывает восточный неф здания. Объем собственно храма освещается только через главный световой барабан и два западных. Восточные световые барабыны отделены иконостасом и почти не видны из интерьера храма. Размещение иконостаса типичное для такого типа храмов - иконостас своей верхней частью приближается к главному световому барабану и весь находится в зоне максимальной освещенности. Но конструктивную основу храма – его четыре столпа - в интерьере определить невозможно. Только если очень внимательно посмотреть на верхнюю часть иконостаса, то можно заметить опирание продольных арок на верхние части восточных столпов.



План (с размещением световых барабанов) Вид с ул. Сретенка
    

Северный фасад храма, с указанием расположения иконостаса в интерьере

     В храме Троицы в Листах многоярусный иконостас размещен на восточных столпах храма,
и отгораживает более чем третью часть основного объема здания.
При таком расположении иконостаса его верх приближается к главному световому барабану
и весь иконостас находится в зоне максимальной освещенности.
Но соотношение внутренней площади здания таково,
что его алтарная часть уже начинает как бы теснить зону "собственно храма".


       Интерьер храма сочетает монументальные архитектурные формы и изысканность декоративной отделки. Ширина храма в месте размещения иконостаса около десяти с половиной метров. Иконостас выполнен во второй половине XIX в. и заново воссоздан в 1990 гг., при реставрации всего здания. Даже в солнечный день в храме сохраняется строгий полусумрак, освещенный только свечами.


Иконостас церкви Троицы в Листах на Сретенке
 



Центральная часть иконостаса
и царские врата
ИконостасСводы и световые барабаны


II вариант. Храмы бесстолпные с иконостасом на восточной стене
   

       Вариант очень хочется назвать как бы «самым логичным» – иконостас расположен на восточной стене храма, алтарь размещается в пространстве апсиды и только в ней. Алтарь находится именно в апсиде, и для этого варианта полностью оправдано словосочетание «алтарная апсида». В данной работе для иллюстрации варианта «алтарь в апсиде» рассматриваются две церкви Замоскворечья. Этот старинный район Москвы, с середины XVIII в. заселявшийся богатым купечеством, сохраняет свое своеобразие и сегодня.

       3 . Церковь Николы в Толмачах  в Замоскворечье (конец XVII в.) Храм неоднократно перестраивался. При пожаре Москвы 1812 г. церковь не пострадала. Четверик церкви сохранил первоначальный свод и основное убранство фасадов. Колокольня и трапезная построены в середине XIX в. Существующий иконостас сооружен в 1845 году. Ширина восточной стены храма, на которой расположен иконостас, около восьми с половиной метров.  Храм идеально отреставрирован и вошел в состав общего архитектурного комплекса Государственной Третьяковской галереи. У храма сегодня две функции – это и часть галереи, в которую можно попасть по специально построенному переходу, и действующий храм, имеющий свой отдельный вход для прихожан. И культовое сооружение, и храм искусства! Интерьер храма очень светлый и праздничный, а помещения трапезной, выполненные в традициях ампира, напоминают парадные дворцовые залы.



ПланВид из арки комплекса Третьяковской галереи


Иконостас церкви Николы в Толмачах в Замоскворечье.
Интерьеры в начале января, в убранстве храма видны рождественские ели






Фото из альбома
Найденова - 1880 гг.
Южный фасад 
Интерьер трапезнойВход в храм из трапезной

                                               
       4 . Церковь Николы в Кузнецах  в Замоскворечье (первая половина XIX в.). Здание представляет собой трехчастную композицию — колокольня, трапезная, храм с апсидой — состоящую из разновременных построек. Основной четверик построен в 1805 г., квадратный в плане объем завершается куполом на широком световом барабане. Одна крупная апсида характерна для эпохи зрелого классицизма. Купол над всем квадратом храма освещает иконостас и создает очень целостное пространство. Здание небольшое по своим размерам, ширина иконостаса, занимающего всю восточную стену, около девяти с половиной метров.  Фасады основного объема интересны объединением окон барабана и люкарн купола, а также более поздними элементами отделки с медальонами с горельефами голов апостолов. Трапезная и колокольня построены позднее, в 1847 г.
       Общий контур иконостаса с постепенным уменьшением количества икон в третьем и четвертом ряду придает иконостасу уверенную статичность. Иконостас прекрасно вписан в интерьер церкви                        
  


План Вид с восточной стороны


Иконостас церкви Николы в Кузнецах в Замоскворечье
Интерьер. Вид из трапезной на храм и иконостас




Фото из альбома Найденова - 1880-е гг.Южный вход в храм
Южный фасад храма




Новости сайта
- 02 марта 2024 г.
Церковь Владимира «в Старых садех» - это небольшое здание, где все от общего асимметричного плана и до деталей компоновки и отделки отдельных составляющих частей как бы нарисовано рукой неведомого нам зодчего. Именно нарисовано, а не начерчено. В этом красота и своеобразие нашей древнерусской архитектуры, живой, которую мастер творил не в чертежной мастерской, а в натуре.
- 15 октября 2023 г.
Проходя недавно мимо этого стеклянного чуда, я шестым чувством понял, что здесь скрывается что-то необычное. Так оно и оказалось. Здание Госторга на Мясницкой ул.
- 09 сентября 2023 г.
Здесь собрана вся история Дворца культуры им.Горбунова на Филях в Москве, от строительства комплекса до наших дней
- 07 августа 2023 г.
Дом Наркомфина  многие годы был в катастрофическом состоянии. Но в 2016 году дело сдвинулось с мертвой точки, здание отреставрировано, и при этом сохранена его внутренняя структура и уникальная планировка
- 03 августа 2023 г.
Одно из лучших зданий Конструктивизма - Клуб им. Зуева - построен в Москве на Лесной улице.
- 26 июля 2023 г.
Добавлен новый раздел – Конструктивизм. И в нем открыта первая статья, посвященная кварталу ЦАГИ на ул. Радио
- 18 июля 2023 г.
За свои века эти дома  на Хитровке  успели побывать и богатой усадьбой и ночлежками. Сегодня это просто часть Ивановской горки - колоритный кусочек нашей Старой Москвы.

- 25 марта 2023 г.
Создан новый раздел - Боровск и его окрестности:
1. Крепость под бором (2016 г.)
2. Боровск в наши дни (2018 г.)
3. Боровск - сломанная церковь (2019 г.)
4. Живописный Боровск (2019 г.)
И вот новая работа -
5. Покровский собор в Боровске (март 2023 г.)

- 26 января 2023 г.
Древнерусские книги - это фактически не только «рукописные книги», как мы обычно говорим, но еще и «нарисованные». Графика является в них важнейшей составляющей.
- 30 октября 2022 г.
Церковь Богоявления с Запсковья уникальна, ее невозможно спутать с каким-либо другим сооружением на необъятных просторах Руси. Богоявленская церковь - истинно Псковская - и это главное.
- 10 октября 2022 г.
Основные здания Новодевичьего монастыря, все это великолепие стен и башен, церквей и колокольни – построено в годы правления царевны Софьи в последние два десятилетия XVII века. Здесь, заключенная в своих «палатах», она и прожила последние годы.
- 3 сентября 2022 г.
Небольшая речка Филька, длиной около 10 км, протекает на западе Москвы. Эта скромная речка с большой и славной историей дала имя ФИЛИ. Почти на всём своём протяжении речка заключёна в подземный коллектор, а по руслу Фильки проложена открытая Филевская линия метро. И пассажиры метро даже не догадывается, что они как бы виртуально плывут по давно уничтоженной речке Фильке. 
- 17 апреля 2022 г.
Этот путь по берегам Москва-реки, по полям и лугам, вдали от города и деревень, я открыл для себя в шестидесятые годы. Пешком от железнодорожной станции до Звенигорода и до Саввино-Сторожевского монастыря.
- 2 февраля 2022 г.
Сведения о палатах Аверкия Кириллова на Берсеневке разбросаны по многим источникам, притом сведения самого разного направления. Я постарался собрать и систематизировать материалы, чтобы получить комплексный отчет об архитектуре этого здания.
- 17 ноября 2021 г.
Вспоминаю тот момент, когда я свернул с улицы Ф.Энгельса в Гавриков переулок и помчался вниз по весьма крутому спуску. И краем глаза увидел слева подпорную стену, и над очень непривычную, какую-то сказочную церковь
- 29 октября 2021 г.
Еще один - четвертый лист  о реставрации Новоспасского монастыря. Здесь только одна, но зато крупная фотография с панорамой 1967 года, и некоторые пояснения.
- 25 октября 2021 г.
Новоспасский монастырь в XX в. – это возрождение из руин огромного комплекса зданий и сооружений, создававшегося в течение нескольких веков. После блокировки программы «Adobe Flash Player» я вынужден был переработать 1 стр. и добавить еще одну. Так получились три листа, вместе они составили новый раздел на главной странице сайта.
- 21 октября 2021 г.
Палаты у северных ворот Новодевичьего монастыря, или Лопухинские палаты, являются одним из ярких примеров стиля «Нарышкинского» или Московского барокко.
- 6 октября 2021 г.
Озвучить свои воспоминания о Старом Арбате мне давно хотелось. В школьные годы это были своего рода «экскурсии по магазинам», в юности - прогулки по очаровательным арбатским переулкам. И наконец живая торговая улица, куда мы приезжали за продуктами и книгами многие годы. И в театр и кино тоже. Сегодня Арбат так изменился, что уже стал «не наш». Но живы воспоминания и сохранились старые фото, которые помогли мне написать эту статью.
- 21 сентября 2021 гг
Как создавались архитектурные чертежи во 2-й половине ХХ века, с 1950-х гг. и до сегодняшних дней? История архитектурного чертежа весьма интересная.
- 27 июля 2021 г.
Неоклассицизм - красивый и очень недолгий период в русской архитектуре, фактически с начала ХХ века и до первой мировой войны. Но очень плодотворный период.
- 28 июня 2021 г.
Продолжаю дополнять статьи по усадьбам. Новая работа называется «Высокие горы», эта городская усадьба находится в Москве на Садовом кольце между Курским вокзалом и Яузой. Очень красивая и … необычная ))
- 19 июня 2021 г.
Продолжение исследований архитектурных стилей. На очереди - Неорусский стиль, который ориентируется на исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. Очень сложная тема, и запутанная в сегодняшнем интернете.
- 11 июня 2021 г.
Все старые отчеты по теме - «Прогулки-экскурсии» - постоянно размещены в моем Блокноте в Живом журнале - https://archistorik.livejournal.com/ - под соответствующей меткой.
- 11 июня 2021 г.
В совсем еще новый раздел «Усадьбы XVIII – XIX вв.» добавлена статья о подмосковной усадьбе Люблино.
- 8 июня 2021 г.
Подмосковная усадьба Архангельское, большой комплекс зданий самых разных эпох, от XVII в. и до середины XX в. И на главную страницу добавлен новый раздел: Усадьбы XVIII – XIX вв. 
- 2 июня 2021 г.
В разделе История русской архитектуры откорректированы «картинки». Теперь все названия конкретизированы, с указанием веков или лет. В общий перечень страниц названия включены по алфавиту:
- Древнерусская архитектура
- Барокко, классицизм, ампир
- Эклектика
- Модерн
- 22 марта 2021 г.
Продолжение исследования архитектурных стилей:
Это давняя статья 2016 года, которую я откорректировал и дополнил. Она посвящена московскому модерну во всех своих вариантах - и шикарному и деловому
- 11 марта 2021 г.
Вторая половина XIX века наполнена значительными историческими событиями. Это и поиски "русского стиля" и строительство многоэтажных и основательных жилых домов. Часть - 3. Эклектика
- 8 марта 2021 г.
Корректировка второй части статьи прошла еще быстрее, и загрузил много видов с высоты птичьего полета. Итак, часть 2 - Архитектурные стили Российской империи: XVIII в. и 1-я половина XIX в.
- 1 марта 2021 г.
И снова весна, март за окном. Заново открываю существенно доработанное исследование: Часть 1 - Древнерусская архитектура.
- 26 февраля 2021 г.
Разработанные и даже опубликованные материалы по Истории русской архитектуры вновь отправляю в корректировку. Теперь будет новая, более четкая структура:
1 - Древнерусская архитектура,
2 - Классические стили,
3 - Эклектика,
4 - Модерн, 5 - Ретроспективизм.
- 8 января 2021 г.
Шатровая церковь в селе Остров  – её значение в нашей истории, её исследования и реставрация. Статья подготовлена к юбилею – 11 января моему сайту исполняется 11 лет, все-таки солидная дата...)
- 17 декабря 2020 г.
Работа посвящена Керчи, героическому городу в Крыму, где все века соединились вместе - раскопки античных сооружений, византийская архитектура и русский классицизм. Монументальные лестницы - это визитная карточка города. Керчь стоит у моря, но это не курорт, а промышленный трудового город.
- 16 ноября 2020 г.
Рассказ о конкурсном проекте Храма-памятника 1000-летия крещения Руси. Это была интересная и абсолютно новая тема для СССР. Первая попытка осмысления подхода к проектированию и строительству церковного здания в новых условиях, после многолетнего запрета. Конкурс не дал реальных результатов, но был своего рода стартом для строительства церквей в постсоветской России.
- 6 ноября 2020 г.
Открыта страница  дополнений  к Юбилейному альбому. Это первый блок дополнительных материалов, который будет продолжен, работа уже ведется.
- 14 сентября 2020 г.
Памятник архитектуры XII века - собор Антониева монастыря в Новгороде, случайно "открытый" мною во время командировки.
- 19 июля 2020 г.
Арка Генерального штаба, и мои воспоминания о том, как мы нашли впервые это место, знакомясь с Ленинградом в 1965 г. Статья иллюстрирована необычными фотографиями апреля 2020 г., с пустынными улицами и площадями города на Неве
- 20 мая 2020 г.
На сайт добавлен новый раздел Видео - фильмы, с моими работами по созданию Видео из фотографий. Это своеобразный жанр, и есть даже некоторое преимущество перед кинолентой. В этом разделе, так же как и в Гостевой книге, можно написать комментарии.
- 17 апреля 2020 г.
Исследование: Патриарший дворец в Кремле. В основе размышления об архитектуре Кремля, мои фотографии, а так же материалы из самых разных источников.