Неоклассицизм
Неоклассицизм - красивый и недолгий период в русской архитектуре начала ХХ века. Он возник почти одновременно с Модерном и является в определенной мере реакцией на его появление. Устремленность к классическим традициям в самом конце XIX века, после всех исканий Эклектики (которые продолжались более 50 лет), поначалу может вызвать удивление. Но на рубеже веков произошли существенные изменения и послепетровская архитектура начала вызывать восторг в обществе. Журнал "Мир искусства", "Старые годы", "Столица и усадьба" публикуют материалы о дворянском быте эпохи Классицизма. Прогрессивная общественность как бы "открыла" для себя классическую послепетровскую архитектуру, которую во 2-ой половине XIX века, в годы господства Эклектики, уже называли временем упадка. Теперь все изменилось до наоборот, общество увидело в классицизме, барокко и ампире непреходящие «вечные ценности», художественную систему, допускавшую применение ордера к самым разным по структуре и размеру сооружениям. В первые годы ХХ века, когда художественные течения сменяли друг друга с немыслимой быстротой, любовь к ордеру становится стремлениям к этим самым «вечным» ценностям. Программа Неоклассицизма обращена к интеллигентному и образованному человеку, который способен оценить не только комфорт и удобства в здании, но и красоту, и духовные ценности. И за десять – пятнадцать лет русская архитектура пополнилась многими интересными зданиями.И попытаться воссоздать общую картину строительства в те годы тоже непросто. Получается, что даже список наиболее известных произведений Неоклассицизма составляет несколько страниц. Однако попробую. И в первую очередь надо назвать одно из самых ярких и масштабных зданий в центре Москвы –
1. Пушкинский музей (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)
Началом строительства здания Музея считается август 1898 года, когда состоялась церемония торжественной закладки. Возведение здания Музея изящных искусств было поручено архитектору Роману Ивановичу Клейну (1858-1924 гг.), выигравшему конкурс, условия для которого разработал Цветаев. В 1912 года он был открыт для публики как Музей изящных искусств им. императора Александра III при Императорском Московском университете. Этот музей - главное дело жизни архитектора Клейна, он принес ему широкую известность и звание академика.
Если про большинство авторов можно сказать, что они принадлежат определенному стилю, то с Клейном все сложнее, он работал во всех стилях. Он вроде пианиста - виртуоза, который может исполнить все, что угодно. Роман Клен был тонкий мастер интерпретации классической архитектуры. Его Неоклассицизм изящен и виртуозен. Его проекты поражают своим отточенным умением сделать классику современной. Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями. С 1918 года и до конца дней он работал штатным архитектором Пушкинского музея в Москве. Можно сказать, что и по жизни он остался виртуозом, подобрав себе прекрасное место работы.
Крупное общественное здание (в 1917—1934 — Брянский вокзал), строительство вокзала продолжалось с 1914 по 1918 годы. Возведение нового здания вокзала объединило труды талантливых зодчих и инженеров той эпохи. Архитектор И.И. Рерберг (1869-1932) при участии В.К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов выполнил конструктор В.Г. Шухов (1853-1939). Строительство велось даже в годы первой мировой войны, когда строительство крупных зданий было под запретом. Но вокзал – это особый жизненно важный объект.
Решение о строительстве современного здания Киевского вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года.
Высота залов вынуждает создавать «встроенные» кафе с низким потолком,
что бы получилось соразмеренное человеку пространство для еды и отдыха
Дебаркадер Киевского вокзала – сложнейшее инженерное сооружение,
которое исправно служит уже более ста лет
Сохранившийся до нашего времени усадебный дом был построен в 1912—1913 гг. по проекту арх. И.А.Фомина для князя А.Г.Гагарина. Иван Александрович Фомин (1872–1936) русский архитектор, один из наиболее самобытных и продуктивных мастеров русской неоклассики ХХ в.
Все хозяйственные постройки располагались вдали от дома, вокруг дома располагался ландшафтный парк с редкими деревьями. Перед нами - то состояние неоклассицизма, когда его чистота и историзм сливаются в одно целое, которое уже не ведает своих прообразов, это чистая классика без времени, без прецедентов.
Усадьба Холомки была выстроена в Порховском уезде Псковской губернии на пустом месте, в лесу. Она предназначалась для князя Андрея Григорьевича Гагарина (1855–1920), физика и инженера, который долгое время был директором Политехнического института в Петербурге. Князь успел вселиться в новую усадьбу, после Октябрьской революции он даже получил на дом охранную грамоту от Ленина. Почему? Существует предположение, что смертоносное оружие, описанное Алексеем Толстым в фантастическом романе "Гиперболоид инженера Гарина", действительно было изобретено князем Андреем Григорьевичем Гагариным и перекличка фамилий Гарин-Гагарин неслучайна. Работал князь над своим изобретением в том числе и в усадьбе Холомки. А перед смертью князь сжег чертежи и расчеты, дабы они не достались новой власти. Но это из области легенд, хотя, возможно, и правдивых.
План первого этажа усадебного дома в Холомках
Идея создания этнографического музея зародилась в Русском Географическом обществе в Санкт-Петербурге в середине XIX века.
«Впервые у нас явилось намерение создать такой музей, где представлена была бы бытовая жизнь всех разнообразных, многочисленных народностей, вошедших в состав Русского государства. Мысль грандиозная беспримерная», — писал критик, искусствовед и общественный деятель В. В. Стасов.
В 1897 г. состоялся конкурс на проектирование здания для двух отделов Русского музея - Этнографического и Памятного, в котором победил арх. В. Ф. Свиньин. Новое здание Этнографического отдела стало первым в России сооружением, специально возведенным для музейной экспозиции. Адрес музея: Петербург, Инженерная ул, 4. Здание музея расположено на площади Искусств и органично вписано в ансамбль архитектурных шедевров, фасады которых (как и сама площадь), были разработаны К.И.Росси в едином стиле с Михайловским дворцом. Строительство музея было начато в 1903 г. и закончилось лишь в 1911 г., отделка внутренних помещений и установка музейного оборудования продолжались до 1916 г. Грандиозный проект архитектора был осуществлен не полностью: помещения фондохранилищ, лаборатории, кабинеты и зал для показа коллекций Памятного отдела так и не были построены.
Мраморный зал Этнографического музея в Петербурге
Для создания храма-усыпальницы был приглашен видный русский архитектор Р.И. Клейн (1858–1924), уже хорошо знакомый Юсуповым по работе над музеем изящных искусств. Мастер исторических стилей, Клейн в своих московских постройках виртуозно использовал архитектурные образы далеких эпох. Здание храма-усыпальницы стало завершающим аккордом в архитектурной симфонии усадьбы. Это сооружение умело включено в ансамбль усадьбы Архангельское, складывавшийся более двухсот лет.
Проект часовни. Разрез
В наши дни храм – усыпальница с двумя полукруглыми в плане колоннадами так и называется «Колоннада». В интерьере проводятся концерты. А зеленая лужайка тоже часто используется как открытый концертный зал.
6. Дом Скакового общества в Москве
Дом Московского Скакового общества был построен в 1903-1905 гг. по проекту тогда молодого архитектора И.В. Жолтовского. Это первая постройка И.В.Жолтовского. Сравнительно небольшой особняк в центре Москвы, вблизи Ипподрома, спрятан в зелени тишайшего переулка с непривычным названием Скаковая аллея. Многие годы в здании размещались службы Военно-морского флота.
Ива́н Владисла́вович Жолто́вский (1867 – 1959). Состоялся как мастер неоклассицизма в дореволюционный период, а после революции стал одним «мэтров» советской архитектурной школы и ведущим теоретиком в годы т.н. «освоения классического наследия»: 1935 – 1955 гг., именуемого сегодня не иначе, как «сталинский ампир».
7. Дом Московского архитектурного общества
Рядом с Патриаршими прудами в Ермолаевском переулке есть удивительный дом. Он был построен в 1915 году по проекту архитектора Д.С. Маркова. Это доходный дом с клубом Московского архитектурного общества. Здесь работали И.В. Жолтовский, А.В. Кузнецов, Ф.О. Шехтель и другие известные московские архитекторы. Архитектурное общество размещалось на втором этаже, а остальные этажи были отведены под квартиры и сдавались внаём.
Московское архитектурное общество стало первым творческим объединением московских архитекторов и инженеров-строителей. Оно было образовано в 1867 году по инициативе архитектора М.Д. Быковского. С момента постройки собственного здания правление архитектурного общества переехало в это здание. В 1930 году МАО прекратило своё существование, а в 1932 году был создан Союз архитекторов СССР.
Здание обильно украшено чуть ли не всеми архитектурными деталями,
которые можно увидеть в итальянской архитектуре эпохи Ренессанса
В наши дни это опять коммерческий объект, о чем красноречиво говорит наличие охранников при входе. Но в здание все-таки нашлось место и для музея современного искусства.
На Набережной реки Мойки среди окружающих домов выделяется сочным светло-зеленым цветом фасада дом. Это - бывший особняк князя С. С. Абамелек-Лазарева. Фасад украшают лепные медальоны, исполненные по рисунку Фомина скульптором Б. И. Яковлевым:
Дом номер 23 по набережной реки Мойки был построен в 1913-1914 гг. по проекту арх. И. А. Фомина для миллионера князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарева. При утверждении проекта между заказчиком и архитектором произошел конфликт. Князь требовал установить наверху, на парапете, шесть ваз в подражание античным образцам. Архитектор возражал: вазы - элемент чужеродный, "перегрузят" точно продуманный изящный декор фасада. Но, как известно, клиент всегда прав, и Фомин вазы установил.
Ну, а дальше произошло следующее: в 1916 г. князь умер, через год случилась революция, и жена князя уехала из России. А Фомин остался. И стал одним из ведущих советских архитекторов. И спор между архитектором и заказчиком решился сам собой: согласно "первоначальному замыслу художника" злополучные вазы были убраны.
Фото дома в дореволюционные годы, еще с вазами на парапете
После прокладки продолжения Большого проспекта образовался участок дома №77, перешедший к гражданскому инженеру К.И.Розенштейну, поверенному бывшей владелицы В.К.Фелькель. Возведение шестиэтажного с мансардой дома было разрешено Городской управой в сентябре 1912 года, а закончена постройка в 1915 году. Проект фасада в неоклассическом стиле составил архитектор А.Е.Белогруд.
Основной элемент здания - колоннада большого композитного ордера - объединяет этажи с третьего по шестой. Седьмой, последний этаж замаскирован аркадой, на пилонах которой установлены статуи, отлитые из цемента с гранитной крошкой. Отливка выполнялась Русско-шведским заводом цементных труб «Андрей Б.Эллерс», которым заведовал сам К.И.Розенштейн. В замках арок размещены львиные маски, над окнами второго этажа горельефные головы античных богов. В оформлении стен первого и второго этажей, балконов, дверных и оконных проёмов использован серый гранит. Оригинальна парадная лестница овальной формы.
В доме всего семь квартир, так как сам участок сравнительно небольшой. На проспект обращены анфилады из четырёх больших помещений. В каждой квартире были лепные плафоны, мраморные и керамические камины, двери красного дерева.
Узкая улица образует своего рода "каньон”, по дну которого движется
народ и транспорт.
Разглядеть фигуры на крыше дома проблематично....
Согласно проекту Розенштейна фасад был оформлен в неоклассическом стиле:
два нижних этажа выделенные крупным рустом служили цоколем. Основная
часть из трех этажей объединялась парами коринфских пилястр,
расположенных по краям и завершалась антаблементом. Шестой этаж служил
аттиком, над ним возвышалась мансарда. Однако в 1913-м году Розенштейн
привлек к оформлению фасада А. Е. Белогруда, который резко изменил
композицию, теперь уже главными стали шесть колонн.
План этажа дома
10. Театр имени Волкова в Ярославле
Ярославль - родина русского театра. Именно в этом городе купеческий сын Федор Волков организовал первый в России театр. Так что неудивительно, что Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова - один из символов города и одна из главных его достопримечательностей. Ныне существующее здание было построено в 1909-1911-м годах.
Строительству предшествовал архитектурный конкурс (возглавлял жюри конкурса такой известный архитектор, как Ф. О. Шехтель). Его победителем стал архитектор Николай Александрович Спирин.
11. Доходный дом на Сивцевом Вражке
Шестиэтажный доходный дом на Сивцевом Вражке построен в 1906 году архитектором Олтаржевским. Основной акцент сделан на входной группе. Парадный вход, расположенный в центральной части дома и оформлен четырьмя дорическими колоннами, поддерживающими широкий антаблемент, над которым расположено большое полукруглое окно с сохранившимся подлинным, тонкого рисунка, столярным заполнением. В глубине входа просматриваются еще несколько рядов колонн, усиливая значение входной группы на фасаде здания.
12. Дом Щербатова на Новинском бульваре
Доходный дом князя С. А. Щербатова был построен в 1911—1913 гг. по проекту архитектора А. И. Таманова при участии скульпторов А. А. Кудинова, В. В. Кузнецова. Росписи интерьеров сделаны художником И. И. Нивинским. Проект здания был удостоен I премии и золотой медали конкурса лучших построек, проведённого городской управой в 1914 году. По замыслу Щербатова в здании должен был разместиться музей личных собраний, предназначенный для экспонирования частных коллекций.
Доходный дом Щербатова на Новинском бульваре. План 1 этажа
13. Конюшни Манташева
Вензель ЛМ на здании означает Леон Манташев. Это один из четырех сыновей армянского богача-нефтепромышленника Александра Манташева. Сын был картежник и любитель скачек. Для собственных скаковых лошадей Леон Манташев захотел выстроить впечатляющее здание конюшен. Для работы над проектом он пригласил архитектора из Мелитополя Аршака Измирова, а тот привлек себе в помощь молодых архитекторов — будущих кумиров конструктивизма братьев Весниных. Строительство конюшен было закончено незадолго до революции. Совместно они выстроили небольшое, но чрезвычайно массивное здание, в стилистике, совершенно необычной для Москвы, с огромной сквозной аркой посередине, массивными колоннами и, прямо над аркой, башенкой-бельведером, который венчал шпиль.
Уже в наши дни здание пытаются приспособить под театр, со двора пристроена огромная конструкция, но дело не движется. К сожалению снесены боковые одноэтажные корпуса конюшен.
Фото 1916 – 1918 гг.
После революции в здании много лет располагался гараж.
На этом снимке 1920-х годов – грузовой гараж Москоммунхоза
14. Педагогический институт в Москве
Здание высших женских курсов на Царицынской ул. в Москве. 1910 – 1913 гг. Арх. С.У.Соловьев
15. Театр Ленком (Московский купеческий клуб на М.Дмитровке)
Здание по улице Малая Дмитровка было построено для Купеческого клуба в 1909 году по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица.
Членами Купеческого клуба были тогда представители новой генерации русского купечества: с блестящим образованием, знанием иностранных языков, много сделавшие для развития отечественной промышленности, просвещения, культуры, медицины: Прохоровы, Мамонтовы, Карзинкины, Третьяковы, Кузнецовы, Боткины, Алексеевы, Солдатенковы. Знаменательно, но этот клуб охотно посещали и представители московской аристократии. Среди гостей нередко можно было встретить известных адвокатов, государственных деятелей, врачей, артистов, общественных деятелей.
Неоклассицизм, возникший как бы в противовес Модерну, и тем более в противовес Эклектике – тем не менее, многое от них воспринял.
Вот на этой ноте компромисса и недосказанности мне и хочется закончить обзор зданий, построенных в начале ХХ века в стиле Неоклассицизма. Всего несколько зданий из огромного списка. Хорошо видно, что дома самые разные и по подходу к решению проблемы создания «классической архитектуры» в начале ХХ века, и по «уровню» самой этой архитектуры.
В архитектуре времени Неоклассики поражает переизбыточность ордерных форм. Делаются огромные усилия воскресить прошлый классицизм. И если позволить себе роскошь построить особняк в стиле «дедовских времен» могли немногие, то создать особняк в квартире, превращая прихожую в парадный вестибюль, а гостиную в колонный зал - было любимым делом. Особенно это заметно в доходных домах Москвы и особенно Петербурга. На фасадах архитектурные формы, заимствованные у прошлых эпох, и увеличенные до непропорциональных размеров, создавали гипертрофированный масштаб. Гигантомания и тяжеловесность преувеличенных форм присущи огромному количеству зданий, построенных в стиле Неоклассицизма.
Конечно, Неоклассицизм с исторической точки зрения был «пир во время чумы», монархия и капитализм в России уже трещали по всем швам. Но правящая элита старалась этого не замечать. В 1912 году тожественно отмечали 100-летие победы над Наполеоном. В 1913 году в стране помпезно отпраздновали 300-летие дома Романовых. А в 1914 году Россия ввязалась в первую мировую войну, которая заставила приостановить и практически все строительство тоже. А там подоспел и 1917 год с чередой революций. И красивый Неоклассицизм, как яркая звезда, в одночасье погас навсегда.
Впрочем, уже в Советской стране с 1935 года началось вновь строительство «домов с колоннами». Это совсем другая песня, хотя в чем-то она похожа на историю стиля неоклассицизм. И если Неоклассицизм отрицал Эклектику и Модерн, то «освоение классического наследия» порицало, сметало и уничтожало достижения Советского Конструктивизма 1920 – 1935х годов.
И еще одна тонкая деталь. Большинство зданий, построенных в стиле Неоклассицизма, в натуре очень похожи на своих «прародителей», то есть на сооружения эпохи настоящего классицизма конца XVIII - начала XIX века. И зритель, гуляя по городу, так и считает, что это все классическая архитектура каких-то там прошлых лет. А работы Советских архитекторов в середине ХХ века еще добавили в этот список и дома времени «освоения классического наследия». Сознаюсь, что и я не сразу, а только с годами, смог разобраться в этом историческом «архитектурном компоте» - оказалось, это дело непростое. Но, тем не менее, архитектура времени Неоклассицизма имеет свои особенности и свои достижения.
…………………………………
Литература:
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.
Все фотографии принадлежат их авторам и в данной работе привлечены только для иллюстрации.
Москва, 25 июля 2021 г.