Неорусский стиль
Неорусский стиль
Поиски «русского стиля» во второй половине XIX века, в годы эклектики, так и не привели к положительным результатам. И «русско-византийский» стиль и постройки «ропетовщины», несмотря на её живописность и некоторую сказочность, только лишний раз подтвердили ошибочность выбранных путей. Но вот прошло не так много времени, и на рубеже веков развивающийся Модерн дал импульс к развитию совершенно невиданного стиля, который наконец-то показал реальные и зримые результаты. Сегодня мы его называем Неорусским стилем. И различия между Модерном и Неорусским стилем часто совершенно неуловимы. Неорусский стиль это своего рода русский модерн, в основе которого лежат те же принципы, что вообще свойственны модерну. Но есть и важнейшее отличие.
Неорусский стиль - это ориентация на глубокие исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. На сооружения в основном «домонгольского» периода русской истории, т.е. до середины XIII века. Былинный дух свойственен почти всем архитектурным произведениям Неорусского стиля.
В селе Пёт Рязанской области находится храм, построенный в 1912-1913 гг., который по праву можно назвать архитектурным чудом. Настолько он отличен от привычных церквей Центральной России. Но имя искусного зодчего в истории не сохранилось. Одно бесспорно — это был талантливый архитектор, не побоявшийся реализовать столь масштабный и оригинальный проект.
Строительство церкви было приурочено к 300-летию дома Романовых. Его образ навевает мотивы древнерусские храмов Новгорода.
![](/Neorusskiy/pjot-2.jpg)
![](/Neorusskiy/pjot-3.jpg)
Фотография церкви в 1970-е годы
Информации об этом удивительном храме крайне мало. В основном все приводят коротенькую цитату из книги «Рязанские достопамятности», написанной Г. К. Вагнером, С. В. Чугуновым и впервые изданной в 1974 году.
![](/Neorusskiy/pjot-4.jpg)
2. Куликово поле
Проект А.В.Щусева был готов в 1911 году, строительство начали в 1913 году. Осенью 1914 года строительно-монтажные работы по возведению храма были в основном закончены. В годы Первой Мировой войны работы хотя и замедлились, но храм в 1917 г., был достроен, не успев сделать внутренне убранство согласно проекту, а освящался храм во имя преподобного Сергия Радонежского уже после революции - в 1918 году. Вдохновлялся Щусев формами древнерусских храмов, а один из куполов был выполнен в виде воинского шлема XIV века.
Различные пропорции башен, особые очертания их крыш, похожих на воинские шлемы, были навеяны образами русского былинного эпоса и напоминали о древних богатырях – героях битвы, о героизме и стойкости самого русского народа, много лет назад отстоявшего Родину здесь, на просторах поля Куликова.
![](/Neorusskiy/kulikovo-3.jpg)
![](/Neorusskiy/kulikovo-4.jpg)
![](/Neorusskiy/kulikovo-2.jpg)
Былинные мотивы и исторические параллели, буквально озаряют это произведение Щусева.
В один из зимних дней, в середине 1960х годов, проходя в центре Москвы по Ордынке, я увидел необычные ворота. Крепостная толщина стены сразу поведала мне о чем неординарном. Огромная арка ворот была закрыта решетчатыми деревянными створками, а маленькая калитка входа как бы заставляла склонить голову при входе. Сквозь решетку ворот можно было увидеть совершенно «псковский» храм с огромной шлемовидной главой. И ворота и калитка были на запоре.
![](/Neorusskiy/ordynka-1.jpg)
Ворота на Ордынке, фото 1960-х гг.
К этому времени я уже знал, что передо мной храм Покрова, построенный по проекту А.В.Щусева в 1908-1912 году. Лаконизм массивного объема церкви с узкими щелевидными окнами и преувеличенно большой главой. И асимметрия - как главный принцип компоновки фасада. Такие понятия как «Неорусский стиль» я узнал уже значительно позднее, да надо сказать, что в те годы его еще и не существовало.
![](/Neorusskiy/ordynka-2.jpg)
Фото 1981 г.
Вид территорию и церковь сквозь открытую калитку
Через много лет, зимним вечером, я снова очутился перед калиткой, вошел в неё и смог уговорить скучающего сторожа показать мне интерьер храма. В здании в те годы размещались реставрационные мастерские им. Грабаря, в огромном помещении трапезной стояли столы, на которых реставраторы возвращали к жизни старинные иконы, т.е произведения древнерусской живописи.
![](/Neorusskiy/ordynka-6.jpg)
План церкви Покрова
Интерьеры – это своего рода ностальгическое воспоминания о Новгороде Великом и Пскове.
Но все творчески переосмыслено, нет никакого копирования, только еле уловимые ассоциации
с прославленными памятниками древнерусского искусства
Столь грандиозное сооружение на скромной станции возникло благодаря располагавшемуся неподалеку имению Першино, принадлежавшего великому князю Николаю Николаевичу. Неорусский замок в глуши. Станция Рюриково (нач. ХХ в) до сих пор действует, но при двух проходящих электричках в день такой грандиозный вокзал здесь не нужен. Более насущная задача - проложить к платформе хоть какую-то дорогу, а то от ближайшего более-менее проезжего грейдера сюда идти нужно метров 500 по бездорожью. Красивые крыльца нынче никуда не ведут. Вокзал станции Рюриково сейчас заброшен, заколочен и зарос травой. Все это очень печально еще и потому, что здание - редкий пример Неорусского стиля в гражданской архитектуре.
![](/Neorusskiy/rjurikovo-2.jpg)
![](/Neorusskiy/rjurikovo-4.jpg)
Крыльцо в никуда
Храм Воскресения Христова (Красная церковь) в Тезине — храм в городе Вичуге Ивановской области на территории Тезина (бывшего села, ныне района города). Построен в 1908 – 1911 гг.
![](/Neorusskiy/tezino-1.jpg)
Один из крупнейших храмов Центральной России, памятник русского культового зодчества начала XX века в неорусском (?) стиле, сохранивший уникальное оформление фасадов майоликовыми панно. Церковь возведена на средства местного фабриканта Ивана Кокорева в память о трагически погибшей дочери. Но архитектура данного сооружения несколько не вписывается в понятие «неорусского», стиль можно было бы назвать «неокирпичным» (если бы такой термин существовал) - и включение церкви в состав данной статьи несколько условное.
![](/Neorusskiy/tezino-3.jpg)
![](/Neorusskiy/tezino-2.jpg)
![](/Neorusskiy/tezino-4.jpg)
Церковь активно ремонтировалась в недавние годы
![](/Neorusskiy/tezino-8.jpg)
Интерьер после реставрации. Хорошо видны огромные арки,
перекрывающие все внутреннее пространство, без каких либо колонн. Фото 2018 года
Церковь Покрова старообрядческой Рогожской общины на Новокузнецкой улице построена в 1911 году по проекту арх. В.П.Десятого. Это цельное и мощное сооружение всегда привлекало мой взгляд. Здание выглядит очень внушительным и впечатляющим, особенно эффектен венчающий храм купол шлемовидной формы.
![](/Neorusskiy/novokuzneckaja-2.jpg)
Верхняя часть колокольни выстроена в форме восьмигранника и покрыта мощным куполом на низком барабане
И вот получилась интересная картина. В начале ХХ века суровые старообрядцы, всегда придерживавшиеся «старины», вдруг стали заказчиками совершенно новых церквей в стиле Модерн или в Неорусском стиле. У старообрядцев появились духовные центры с ярко выраженной архитектурой, а именно выйти из тени, в которой они веками пребывали, старообрядчество очень даже хотело. И старообрядческие церкви в Неорусском стиле запоминаются, их ни с какими другими сооружениями спутать невозможно.
7. Старообрядческая церковь на Бутырском валу в Москве
Церковь с колокольней построена в 1914 – 1921 гг. по проекту А.М.Гурджиенко. Ассоциация с Новгородским зодчеством очень зримая. Основной объем воспроизводит структуру четырехстолпной крестовокупольной церкви с позакомарным покрытием. Но в действительности - перекрытие здания выполнено в монолитном железобетоне. Огромные подпружные арки несут световой барабан, и создают открытое пространство церкви, без внутренних столпов.
![](/Neorusskiy/lesnaja-2.jpg)
План церкви с четкой структурой единого внутреннего пространства, без столпов
![](/Neorusskiy/lesnaja-3.jpg)
Удивительно, что церковь строили во время первой мировой войны, когда строительство всех крупных объектов было запрещено. Еще удивительнее, что освещали церковь уже после революции, в 1921 году, практически единичный случай. Можно сделать вывод, что эта старообрядческая церковь всегда (!) имела очень важных покровителей. Это предположение подкрепляет и такая деталь – церковь уже давно включена в список Памятников архитектуры. Про многие другие сооружения «Неорусского стиля» этого сказать нельзя.
8. Церковь в Гвоздно
Церковь Косьмы и Домиана в Гвоздно, Гдовский район Псковской обл. 1912 год
Это одна из немногих уцелевших работ петербургского архитектора А.П. Аплаксина. Проектируя храм в Гвоздно, автор вынужден был частично использовать фундаменты и стены прежнего здания 1863 – 1865 годов, сгоревшего в 1908 году. В изменении первоначальной композиции заметно стремление замаскировать симметричность с помощью введения в ее состав северо-западного крыльца с лестницей на колокольню и хоры, а также часовни в юго-восточном углу. Асимметричен и западный фасад.
![](/Neorusskiy/gvozdno-1-1.jpg)
![](/Neorusskiy/gvozdno-2-1.jpg)
Нынешнее состояние окружённого гниющими строительными лесами, брошенного на произвол судьбы уникального памятника, мягко говоря, оставляет желать лучшего – сейчас о его первоначальном облике можно составить более-менее полное впечатление, лишь сопоставив одновременно три источника информации: 1) чертежи 1909 г; 2) ч/б фото 1977-78 гг; 3) современные фото уцелевших архитектурных деталей.
Чертежи –
![](/Neorusskiy/gvozdno-3.jpg)
![](/Neorusskiy/gvozdno-4.jpg)
![](/Neorusskiy/gvozdno-5.jpg)
Черно - белые фото 1977-78 гг.
![](/Neorusskiy/gvozdno-6.jpg)
![](/Neorusskiy/gvozdno-7.jpg)
![](/Neorusskiy/gvozdno-8.jpg)
Храм не закрывался после революции и использовался по прямому назначению вплоть до 1960-х гг. В 1977-78 гг, храм запечатлен на фото и можно заметить, что на снимках тех лет здание пребывает в более-менее приличном состоянии - шатер прочно покоится на вполне себе целом восьмерике, все главы стоят на своих законных местах, стены оштукатурены.
Современные фото – детали здании:
![](/Neorusskiy/gvozdno-9.jpg)
![](/Neorusskiy/gvozdno-10.jpg)
![](/Neorusskiy/gvozdno-11.jpg)
Реставрировать руинированный храм, расположенный в труднодоступной деревне, оживающей лишь в дачный сезон, вряд ли будут. Да и нужно ли это? Извечный русский вопрос «Что делать» повисает в воздухе без ответа.
9. Церковь святителя Петра в Петербурге
Оба храма – как в Гвоздно, так и питерский – похожи друг на друга и построены по проектам одного и того же петербургского зодчего – епархиального архитектора А.П.Аплаксина (1879-1931). Но этой церкви в Петербурге повезло. Итак - церковь Святителя Петра, Митрополита Московского, Петербург, Роменская улица, д. 12. Построена в 1911- 1913 гг.
В наши дни церковь хорошо отреставрирована и на фото сияет под солнечными лучами.
![](/Neorusskiy/petr-3.jpg)
Фото 1930х гг.
![](/Neorusskiy/petr-5.jpg)
Конечно, после закрытия храма в марте 1930 г и передачи здания заводу "Гидравлик” в 1932 г,
здание перестроили и примитизировали. Фото 1990х гг.
Но пренебрежение отношение именно к сооружениям Неорусского стиля идет с очень давних пор. Дело в том, что наша архитектурная наука упорно отрицала все поиски национального стиля. Не желала их замечать, мол – все это эклектика и не более того. Только в 1980 – 90е годы появились первые научные работы, в которых была логически обоснована важность и эстетическая ценность Модерна и Неорусского стиля. А в годы первых пятилеток наши дедушки и бабушки (рабочие, инженеры, интеллигенция всех специальностей, начальники всех рангов, работники профкомов и горкомов) просто не знали таких подробностей. Их никто и нигде этому не учил! Для них это была всего-навсего «странная церковь», которую вполне можно перестроить подо что-то более полезное.
Исторический облик церкви воссоздан
в ходе масштабных реставрационных работ на архитектурном памятнике в 2014 г.
10. Талашкино и Фленово
На рубеже веков важным художественным центром по изучению и возрождению русского искусства стало село Талашкино в Смоленской области, в 18 км к югу от Смоленска. Здесь экспериментировали, искали и спорили о путях развития русского искусства целая плеяда деятелей культуры.
Строительство храма в Талашкино начато в 1902 г. В создании проекта принимали участие художник С.С. Малютин, знаток старины и искусства И.Ф. Барщевский и владелица усадьбы М.К. Тенишева. Здание церкви очень цельное. От широкого основания небольшой высоты композиция переходит к динамичным формам кокошников, поднимающихся рядами. На самом верху храма - луковичная главка. Возрождение мотива кокошников не случайно. Художники вели поиск в направлении возрождения древнерусских традиций, восстановлении исконных русских форм, утраченных, по их мнению, в XVII веке.
Для Талашкинской церкви Святого Духа, задуманной как храм всех религий, храм Единого Бога, Николай Рерих создаёт великолепную мозаику.
Строительство церкви было в основном завершено в 1905 г. С 1903 г. в имение часто приезжал русский художник и философ Николай Рерих. В 1908 г. он взялся за росписи и смальтовые мозаики в церкви Святого Духа. Художник успел закончить (работы были прерваны в связи с началом Первой мировой войны) фрески алтаря, расписать одну из арок входа и украсить главный в ход в церковь большим мозаичным панно «Спас Нерукотворный». Сложная, полная символики композиция росписи - «Царица Небесная на берегу Реки жизни» - не отражала православного мировоззрения и поэтому церковь так и не была освящена. В настоящее время церковь входит в состав историко-архитектурного комплекса «Теремок».
Главным украшением Флёново служит "теремок”, построенный Сергеем Васильевичем Малютиным в 1901 году. Малютин построил "теремок” на склоне холма. Он состоит из нескольких срубов на кирпичном подклете. Асимметричная композиция, разнообразие объёмов, различные по формам и размерам окна, резные расписные украшения создают праздничный сказочный облик "теремка”. Его необходимо рассматривать со всех сторон, каждый его фасад, каждая деталь единственны и неповторимы. Сначала там размещалась школьная библиотека, а позже — вышивальная мастерская. Сейчас в Теремке располагается музей.
Год основания:1912. Архитектор: Л.В. Стеженский. Московская область, Домодедовский район, село Битягово
В 1910 году в лесу, недалеко от Москвы состоялась закладка скита. В сентябре 1912 года возведение было закончено. Активную помощь оказала Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912 года обитель была освящена. Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес как еще один этап в развитии Неорусского стиля.
Фото 1989 г.
Фото 2014 г.
Усадьба Абрамцево – это уникальное место, о котором написать в двух словах невозможно. Оно вошло в историю второй половины XIX века как колыбель русской художественной культуры.
В 1881-1882 году по проекту Васнецова и при участии Поленова в усадьбе построена небольшая церковь, формы которой навеяны древним зодчеством Пскова и Новгорода. (Усыпальница в эклектичных формах пристроена позднее).
Церковь в Абрамцеве - это произведение архитектуры, безусловно, относится к Неорусскому стилю. Получается, что в усадьбе Абрамцево поиски русских художников уже в начале 1880-х годов нашли «образный язык» будущего Стиля, который расцвел только в ХХ веке. Церковь в Абрамцеве – это своего рода «предтеча» Неорусского стиля.
![](/Neorusskiy/abramcevo-1.jpg)
13. Старообрядческий собор в Боровске
Главный архитектурный шедевр Боровска поджидает путешественника на окраине города. Огромный и тяжеловесный старообрядческий Покровский собор построен в 1912 году, когда наконец-то в России признали сторонников старой, до-Никонианской церкви. Собор возведен в «Неорусском стиле» и в нем сильны эпические, «былинные» мотивы.
не спасает памятник архитектуры от старения и разрушения
![](/Neorusskiy/borovsk-2.jpg)
С 1930-х гг. в нём расположился автогараж, впоследствии выросший до крупного предприятия - автоколонны №1364. Долгое время здание храма использовалось под стоянку автотехники предприятия, потом - под склад автозапчастей.
Конечно, такой крупный и ответственный архитектурный объект нуждается в настоящем финансировании, на копейки верующих его не восстановить.
Лишь усилия местных энтузиастов и неравнодушных к памятникам города людей
способствовали освобождению и передаче храма в руки старообрядческой общины
С противоположного берега Оки хорошо видна церковь Святой Троицы в Бёхове.
Как написано в одном источнике - Поленов с радостью откликнулся на просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно церковь - то связующее звено, которое объединяет все слои населения. В письме к другу Поленов так объяснял свою позицию: "Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем ".
Строительство церкви началось в 1904 г., закончилось в 1906 г. Церковь была построена по проекту художника. Можно сказать, что это модель псковского зодчества XV—XVI веков, приведенная в соответствие с теми идеалами, которые волновали русскую интеллигенцию в начале ХХ века.
Соединить искусство и веру – такую задачу ставил Василий Дмитриевич Поленов, приступая к строительству церкви в селе Бёхово. Через 110 лет после ее открытия мечта великого художника, похоже, воплотилась в жизнь в полной мере. Церковь входит в музейный комплекс «Поленово», работая одновременно и как действующий храм, и как часть художественной экспозиции.
![](/Neorusskiy/polenovo-1.jpg)
![](/Neorusskiy/polenovo-2.jpg)
![](/Neorusskiy/polenovo-4.jpg)
![](/Neorusskiy/polenovo-3.jpg)
Вид Оки от Бехово.
Романтическое начало и образный строй архитектуры Поленовской церкви
оказались так созвучны лирическому характеру окского пейзажа
……………………………………
Наверное, ни один период в истории русской архитектуры не запутан так, как это получилось с понятием «Неорусского стиля». Здесь смешались в одну кучу и эклектика в «русском духе», и постройки Модерна, и наконец - немногочисленные произведения действительно Неорусского стиля, созданные в первые два десятилетия ХХ века. В этом списке, к сожалению, только церкви. А общественные, а жилые здания, разве в них не было попыток воплотить Неорусский стиль? Были, конечно, но не настолько явные, что бы можно было говорить о стиле. Где-то крыльцо с намеком, или балкон, где-то обрамления окон в «русском духе». Доходный дом Вишнякова на Малой Бронной, Саввинское подворье на Тверской, Ссудная касса в Настатьинском переулке, Банк в Нижнем Новгороде, Вокзал во Владивостоке. Можно еще вспомнить десяток домов, и включить их в данный список, но это уже было бы «притянуть за уши». Потому что симметрия вообще не свойственна древнерусской архитектуре. А говорить о «былинном духе» в многоэтажных домах вообще не приходится, чаще всего это просто детали отделки фасада. То есть «рубашка», в которую дом приодет по моде своего времени. Вот и получается, что Неорусский стиль в своем глубинном понимании присущ в основном только церковным зданиям начала ХХ века.Источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 4. Замоскворечье. – М.: Искусство, 1994.
- Памятники архитектуры Москвы. Том 5. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. – М.: Искусство , 1998 г.
- Интернет-журнал «Архитектурный стиль» - https://architectstyle.livejournal.com/
- Сайт - https://sobory.ru/
- Отдельные фотографии привлечены из свободной сети интернета.
Часть фотографий - кликабельны
Статья открыта 19 июня 2021 г.