Неорусский стиль
Поиски «русского стиля» во второй половине XIX века, в годы эклектики, так и не привели к положительным результатам. И «русско-византийский» стиль и постройки «ропетовщины», несмотря на её живописность и некоторую сказочность, только лишний раз подтвердили ошибочность выбранных путей. Но вот прошло не так много времени, и на рубеже веков развивающийся Модерн дал импульс к развитию совершенно невиданного стиля, который наконец-то показал реальные и зримые результаты. Сегодня мы его называем Неорусским стилем. И различия между Модерном и Неорусским стилем часто совершенно неуловимы. Неорусский стиль это своего рода русский модерн, в основе которого лежат те же принципы, что вообще свойственны модерну. Но есть и важнейшее отличие.
Неорусский стиль - это ориентация на глубокие исторические корни, идущие от древнейшей архитектуры Новгорода, Пскова и Владимира, сооружений глубоко национальных по духу. На сооружения в основном «домонгольского» периода русской истории, т.е. до середины XIII века. Былинный дух свойственен почти всем архитектурным произведениям Неорусского стиля.
В селе Пёт Рязанской области находится храм, построенный в 1912-1913 гг., который по праву можно назвать архитектурным чудом. Настолько он отличен от привычных церквей Центральной России. Но имя искусного зодчего в истории не сохранилось. Одно бесспорно — это был талантливый архитектор, не побоявшийся реализовать столь масштабный и оригинальный проект.
Строительство церкви было приурочено к 300-летию дома Романовых. Его образ навевает мотивы древнерусские храмов Новгорода.
Фотография церкви в 1970-е годы
Информации об этом удивительном храме крайне мало. В основном все приводят коротенькую цитату из книги «Рязанские достопамятности», написанной Г. К. Вагнером, С. В. Чугуновым и впервые изданной в 1974 году.
2. Куликово поле
Проект А.В.Щусева был готов в 1911 году, строительство начали в 1913 году. Осенью 1914 года строительно-монтажные работы по возведению храма были в основном закончены. В годы Первой Мировой войны работы хотя и замедлились, но храм в 1917 г., был достроен, не успев сделать внутренне убранство согласно проекту, а освящался храм во имя преподобного Сергия Радонежского уже после революции - в 1918 году. Вдохновлялся Щусев формами древнерусских храмов, а один из куполов был выполнен в виде воинского шлема XIV века.
Различные пропорции башен, особые очертания их крыш, похожих на воинские шлемы, были навеяны образами русского былинного эпоса и напоминали о древних богатырях – героях битвы, о героизме и стойкости самого русского народа, много лет назад отстоявшего Родину здесь, на просторах поля Куликова.
Былинные мотивы и исторические параллели, буквально озаряют это произведение Щусева.
В один из зимних дней, в середине 1960х годов, проходя в центре Москвы по Ордынке, я увидел необычные ворота. Крепостная толщина стены сразу поведала мне о чем неординарном. Огромная арка ворот была закрыта решетчатыми деревянными створками, а маленькая калитка входа как бы заставляла склонить голову при входе. Сквозь решетку ворот можно было увидеть совершенно «псковский» храм с огромной шлемовидной главой. И ворота и калитка были на запоре.
Ворота на Ордынке, фото 1960-х гг.
К этому времени я уже знал, что передо мной храм Покрова, построенный по проекту А.В.Щусева в 1908-1912 году. Лаконизм массивного объема церкви с узкими щелевидными окнами и преувеличенно большой главой. И асимметрия - как главный принцип компоновки фасада. Такие понятия как «Неорусский стиль» я узнал уже значительно позднее, да надо сказать, что в те годы его еще и не существовало.
Фото 1981 г.
Вид территорию и церковь сквозь открытую калитку
Через много лет, зимним вечером, я снова очутился перед калиткой, вошел в неё и смог уговорить скучающего сторожа показать мне интерьер храма. В здании в те годы размещались реставрационные мастерские им. Грабаря, в огромном помещении трапезной стояли столы, на которых реставраторы возвращали к жизни старинные иконы, т.е произведения древнерусской живописи.
План церкви Покрова
Интерьеры – это своего рода ностальгическое воспоминания о Новгороде Великом и Пскове.
Но все творчески переосмыслено, нет никакого копирования, только еле уловимые ассоциации
с прославленными памятниками древнерусского искусства
Столь грандиозное сооружение на скромной станции возникло благодаря располагавшемуся неподалеку имению Першино, принадлежавшего великому князю Николаю Николаевичу. Неорусский замок в глуши. Станция Рюриково (нач. ХХ в) до сих пор действует, но при двух проходящих электричках в день такой грандиозный вокзал здесь не нужен. Более насущная задача - проложить к платформе хоть какую-то дорогу, а то от ближайшего более-менее проезжего грейдера сюда идти нужно метров 500 по бездорожью. Красивые крыльца нынче никуда не ведут. Вокзал станции Рюриково сейчас заброшен, заколочен и зарос травой. Все это очень печально еще и потому, что здание - редкий пример Неорусского стиля в гражданской архитектуре.
Крыльцо в никуда
Храм Воскресения Христова (Красная церковь) в Тезине — храм в городе Вичуге Ивановской области на территории Тезина (бывшего села, ныне района города). Построен в 1908 – 1911 гг.
Один из крупнейших храмов Центральной России, памятник русского культового зодчества начала XX века в неорусском (?) стиле, сохранивший уникальное оформление фасадов майоликовыми панно. Церковь возведена на средства местного фабриканта Ивана Кокорева в память о трагически погибшей дочери. Но архитектура данного сооружения несколько не вписывается в понятие «неорусского», стиль можно было бы назвать «неокирпичным» (если бы такой термин существовал) - и включение церкви в состав данной статьи несколько условное.
Церковь активно ремонтировалась в недавние годы
Интерьер после реставрации. Хорошо видны огромные арки,
перекрывающие все внутреннее пространство, без каких либо колонн. Фото 2018 года
Церковь Покрова старообрядческой Рогожской общины на Новокузнецкой улице построена в 1911 году по проекту арх. В.П.Десятого. Это цельное и мощное сооружение всегда привлекало мой взгляд. Здание выглядит очень внушительным и впечатляющим, особенно эффектен венчающий храм купол шлемовидной формы.
Верхняя часть колокольни выстроена в форме восьмигранника и покрыта мощным куполом на низком барабане
И вот получилась интересная картина. В начале ХХ века суровые старообрядцы, всегда придерживавшиеся «старины», вдруг стали заказчиками совершенно новых церквей в стиле Модерн или в Неорусском стиле. У старообрядцев появились духовные центры с ярко выраженной архитектурой, а именно выйти из тени, в которой они веками пребывали, старообрядчество очень даже хотело. И старообрядческие церкви в Неорусском стиле запоминаются, их ни с какими другими сооружениями спутать невозможно.
7. Старообрядческая церковь на Бутырском валу в Москве
Церковь с колокольней построена в 1914 – 1921 гг. по проекту А.М.Гурджиенко. Ассоциация с Новгородским зодчеством очень зримая. Основной объем воспроизводит структуру четырехстолпной крестовокупольной церкви с позакомарным покрытием. Но в действительности - перекрытие здания выполнено в монолитном железобетоне. Огромные подпружные арки несут световой барабан, и создают открытое пространство церкви, без внутренних столпов.
План церкви с четкой структурой единого внутреннего пространства, без столпов
Удивительно, что церковь строили во время первой мировой войны, когда строительство всех крупных объектов было запрещено. Еще удивительнее, что освещали церковь уже после революции, в 1921 году, практически единичный случай. Можно сделать вывод, что эта старообрядческая церковь всегда (!) имела очень важных покровителей. Это предположение подкрепляет и такая деталь – церковь уже давно включена в список Памятников архитектуры. Про многие другие сооружения «Неорусского стиля» этого сказать нельзя.
8. Церковь в Гвоздно
Церковь Косьмы и Домиана в Гвоздно, Гдовский район Псковской обл. 1912 год
Это одна из немногих уцелевших работ петербургского архитектора А.П. Аплаксина. Проектируя храм в Гвоздно, автор вынужден был частично использовать фундаменты и стены прежнего здания 1863 – 1865 годов, сгоревшего в 1908 году. В изменении первоначальной композиции заметно стремление замаскировать симметричность с помощью введения в ее состав северо-западного крыльца с лестницей на колокольню и хоры, а также часовни в юго-восточном углу. Асимметричен и западный фасад.
Нынешнее состояние окружённого гниющими строительными лесами, брошенного на произвол судьбы уникального памятника, мягко говоря, оставляет желать лучшего – сейчас о его первоначальном облике можно составить более-менее полное впечатление, лишь сопоставив одновременно три источника информации: 1) чертежи 1909 г; 2) ч/б фото 1977-78 гг; 3) современные фото уцелевших архитектурных деталей.
Чертежи –
Черно - белые фото 1977-78 гг.
Храм не закрывался после революции и использовался по прямому назначению вплоть до 1960-х гг. В 1977-78 гг, храм запечатлен на фото и можно заметить, что на снимках тех лет здание пребывает в более-менее приличном состоянии - шатер прочно покоится на вполне себе целом восьмерике, все главы стоят на своих законных местах, стены оштукатурены.
Современные фото – детали здании:
Реставрировать руинированный храм, расположенный в труднодоступной деревне, оживающей лишь в дачный сезон, вряд ли будут. Да и нужно ли это? Извечный русский вопрос «Что делать» повисает в воздухе без ответа.
9. Церковь святителя Петра в Петербурге
Оба храма – как в Гвоздно, так и питерский – похожи друг на друга и построены по проектам одного и того же петербургского зодчего – епархиального архитектора А.П.Аплаксина (1879-1931). Но этой церкви в Петербурге повезло. Итак - церковь Святителя Петра, Митрополита Московского, Петербург, Роменская улица, д. 12. Построена в 1911- 1913 гг.
В наши дни церковь хорошо отреставрирована и на фото сияет под солнечными лучами.
Фото 1930х гг.
Конечно, после закрытия храма в марте 1930 г и передачи здания заводу "Гидравлик” в 1932 г,
здание перестроили и примитизировали. Фото 1990х гг.
Но пренебрежение отношение именно к сооружениям Неорусского стиля идет с очень давних пор. Дело в том, что наша архитектурная наука упорно отрицала все поиски национального стиля. Не желала их замечать, мол – все это эклектика и не более того. Только в 1980 – 90е годы появились первые научные работы, в которых была логически обоснована важность и эстетическая ценность Модерна и Неорусского стиля. А в годы первых пятилеток наши дедушки и бабушки (рабочие, инженеры, интеллигенция всех специальностей, начальники всех рангов, работники профкомов и горкомов) просто не знали таких подробностей. Их никто и нигде этому не учил! Для них это была всего-навсего «странная церковь», которую вполне можно перестроить подо что-то более полезное.
Исторический облик церкви воссоздан
в ходе масштабных реставрационных работ на архитектурном памятнике в 2014 г.
10. Талашкино и Фленово
На рубеже веков важным художественным центром по изучению и возрождению русского искусства стало село Талашкино в Смоленской области, в 18 км к югу от Смоленска. Здесь экспериментировали, искали и спорили о путях развития русского искусства целая плеяда деятелей культуры.
Строительство храма в Талашкино начато в 1902 г. В создании проекта принимали участие художник С.С. Малютин, знаток старины и искусства И.Ф. Барщевский и владелица усадьбы М.К. Тенишева. Здание церкви очень цельное. От широкого основания небольшой высоты композиция переходит к динамичным формам кокошников, поднимающихся рядами. На самом верху храма - луковичная главка. Возрождение мотива кокошников не случайно. Художники вели поиск в направлении возрождения древнерусских традиций, восстановлении исконных русских форм, утраченных, по их мнению, в XVII веке.
Для Талашкинской церкви Святого Духа, задуманной как храм всех религий, храм Единого Бога, Николай Рерих создаёт великолепную мозаику.
Строительство церкви было в основном завершено в 1905 г. С 1903 г. в имение часто приезжал русский художник и философ Николай Рерих. В 1908 г. он взялся за росписи и смальтовые мозаики в церкви Святого Духа. Художник успел закончить (работы были прерваны в связи с началом Первой мировой войны) фрески алтаря, расписать одну из арок входа и украсить главный в ход в церковь большим мозаичным панно «Спас Нерукотворный». Сложная, полная символики композиция росписи - «Царица Небесная на берегу Реки жизни» - не отражала православного мировоззрения и поэтому церковь так и не была освящена. В настоящее время церковь входит в состав историко-архитектурного комплекса «Теремок».
Главным украшением Флёново служит "теремок”, построенный Сергеем Васильевичем Малютиным в 1901 году. Малютин построил "теремок” на склоне холма. Он состоит из нескольких срубов на кирпичном подклете. Асимметричная композиция, разнообразие объёмов, различные по формам и размерам окна, резные расписные украшения создают праздничный сказочный облик "теремка”. Его необходимо рассматривать со всех сторон, каждый его фасад, каждая деталь единственны и неповторимы. Сначала там размещалась школьная библиотека, а позже — вышивальная мастерская. Сейчас в Теремке располагается музей.
Год основания:1912. Архитектор: Л.В. Стеженский. Московская область, Домодедовский район, село Битягово
В 1910 году в лесу, недалеко от Москвы состоялась закладка скита. В сентябре 1912 года возведение было закончено. Активную помощь оказала Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912 года обитель была освящена. Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес как еще один этап в развитии Неорусского стиля.
Фото 1989 г.
Фото 2014 г.
Усадьба Абрамцево – это уникальное место, о котором написать в двух словах невозможно. Оно вошло в историю второй половины XIX века как колыбель русской художественной культуры.
В 1881-1882 году по проекту Васнецова и при участии Поленова в усадьбе построена небольшая церковь, формы которой навеяны древним зодчеством Пскова и Новгорода. (Усыпальница в эклектичных формах пристроена позднее).
Церковь в Абрамцеве - это произведение архитектуры, безусловно, относится к Неорусскому стилю. Получается, что в усадьбе Абрамцево поиски русских художников уже в начале 1880-х годов нашли «образный язык» будущего Стиля, который расцвел только в ХХ веке. Церковь в Абрамцеве – это своего рода «предтеча» Неорусского стиля.
13. Старообрядческий собор в Боровске
Главный архитектурный шедевр Боровска поджидает путешественника на окраине города. Огромный и тяжеловесный старообрядческий Покровский собор построен в 1912 году, когда наконец-то в России признали сторонников старой, до-Никонианской церкви. Собор возведен в «Неорусском стиле» и в нем сильны эпические, «былинные» мотивы.
не спасает памятник архитектуры от старения и разрушения
С 1930-х гг. в нём расположился автогараж, впоследствии выросший до крупного предприятия - автоколонны №1364. Долгое время здание храма использовалось под стоянку автотехники предприятия, потом - под склад автозапчастей.
Конечно, такой крупный и ответственный архитектурный объект нуждается в настоящем финансировании, на копейки верующих его не восстановить.
Лишь усилия местных энтузиастов и неравнодушных к памятникам города людей
способствовали освобождению и передаче храма в руки старообрядческой общины
С противоположного берега Оки хорошо видна церковь Святой Троицы в Бёхове.
Как написано в одном источнике - Поленов с радостью откликнулся на просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно церковь - то связующее звено, которое объединяет все слои населения. В письме к другу Поленов так объяснял свою позицию: "Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем ".
Строительство церкви началось в 1904 г., закончилось в 1906 г. Церковь была построена по проекту художника. Можно сказать, что это модель псковского зодчества XV—XVI веков, приведенная в соответствие с теми идеалами, которые волновали русскую интеллигенцию в начале ХХ века.
Соединить искусство и веру – такую задачу ставил Василий Дмитриевич Поленов, приступая к строительству церкви в селе Бёхово. Через 110 лет после ее открытия мечта великого художника, похоже, воплотилась в жизнь в полной мере. Церковь входит в музейный комплекс «Поленово», работая одновременно и как действующий храм, и как часть художественной экспозиции.
Вид Оки от Бехово.
Романтическое начало и образный строй архитектуры Поленовской церкви
оказались так созвучны лирическому характеру окского пейзажа
……………………………………
Наверное, ни один период в истории русской архитектуры не запутан так, как это получилось с понятием «Неорусского стиля». Здесь смешались в одну кучу и эклектика в «русском духе», и постройки Модерна, и наконец - немногочисленные произведения действительно Неорусского стиля, созданные в первые два десятилетия ХХ века. В этом списке, к сожалению, только церкви. А общественные, а жилые здания, разве в них не было попыток воплотить Неорусский стиль? Были, конечно, но не настолько явные, что бы можно было говорить о стиле. Где-то крыльцо с намеком, или балкон, где-то обрамления окон в «русском духе». Доходный дом Вишнякова на Малой Бронной, Саввинское подворье на Тверской, Ссудная касса в Настатьинском переулке, Банк в Нижнем Новгороде, Вокзал во Владивостоке. Можно еще вспомнить десяток домов, и включить их в данный список, но это уже было бы «притянуть за уши». Потому что симметрия вообще не свойственна древнерусской архитектуре. А говорить о «былинном духе» в многоэтажных домах вообще не приходится, чаще всего это просто детали отделки фасада. То есть «рубашка», в которую дом приодет по моде своего времени. Вот и получается, что Неорусский стиль в своем глубинном понимании присущ в основном только церковным зданиям начала ХХ века.Источники:
- Памятники архитектуры Москвы. Том 4. Замоскворечье. – М.: Искусство, 1994.
- Памятники архитектуры Москвы. Том 5. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. – М.: Искусство , 1998 г.
- Интернет-журнал «Архитектурный стиль» - https://architectstyle.livejournal.com/
- Сайт - https://sobory.ru/
- Отдельные фотографии привлечены из свободной сети интернета.
Часть фотографий - кликабельны
Статья открыта 19 июня 2021 г.