Центральным ансамблем Московского Кремля является Соборная площадь с окружающими её историческими сооружениями. Их немного, всего семь, если считать колокольню с пристройками как одно здание.
Соборная площадь с высоты птичьего полета,
фото выполнено со стороны Москва-реки, и на панораме открываются южные фасады всех зданий
На миниатюре XVII века тоже представлена вся Соборная площадь с окружающими зданиями.
Миниатюра в свойственных тому времени художественных приемах
ярко передает общий масштаб центральной части Кремля.
Могу высказать предположение, что рисунок для будущей миниатюры художник выполнил с натуры,
то есть с колокольни Ивана Великого
Четыре здания, самые крупные сооружения Соборной площади, проектировали итальянские мастера:
- Успенский собор (1479 г. Аристотель Фиораванти),
- Архангельский собор (1505–1508 гг. Алевиз Новый),
- Колокольня Ивана Великого (1505–1508 гг. Бон Фрязин, надстроена в 1600 г.),
- Грановитая палата (1487-1491г. Пьетро Солари) -
При всем уважении к прославленным зодчим приходится констатировать, что хотя все здания построены в традициях русской архитектуры, но есть и некий «привкус» чужеземной культуры.
- Благовещенский собор (1484–1489 гг.)
- Церковь Ризоположения (1484–1485 гг.) -
И, разумеется – Патриарший дворец с церковью Двенадцати апостолов.
Этому сложному и многоплановому зданию, редкому образцу гражданской архитектуры XVII века, посвящено данное исследование
Сегодня основной вход на территорию Кремля организован через Троицкую башню. Вошедший в Кремль посетитель сначала подходит к Церкви Двенадцати апостолов, а затем, пройдя под арками он попадает на Соборную площадь Кремля. Так что в наши дни северный фасад Патриаршего дворца можно считать главным.
В смутное время Патриарший двор был разграблен и сгорел. В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.
Следующий этап в жизни Патриаршего двора в Кремле связан с именем властолюбивого патриарха Никона, стремившегося поставить церковную власть над светской. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новая церковь на высоком арочном подклете, трехэтажные палаты, и двухэтажная часть с Крестовой палатой на втором этаже. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем — личные покои патриарха.
Вид на Патриарший дворец с Соборной площади Кремля, слева апсиды Успенского собора.
А первоначально все было совсем наоборот – арки (одна или две?) служили воротами
для въезда с Соборной площади на Патриарший двор
Миниатюра из «Книги об избрании и венчании на царство Михаила Романова», Москва, 1672-73 гг.
При всей условности изображения видно главное – уходящая в небо колокольня Ивана Великого,
характерные апсиды Успенского собора и кусочек церкви 12 апостолов с одной аркой
Определенный интерес представляют материалы обследования и графической реконструкции, выполненные архитектором А.А.Потаповым в конце XIX века.
После революции в ходе реставрационных работ были открыты два проезда, расположенных под церковью.
В начале несколько слов о Крестовой палате:
При осмотре Патриаршего дворца снаружи ничто не выдает наличие в нем огромного зала Крестовой палаты. Взгляд останавливается в первую очередь на церкви с арочным подклетом. Та часть Патриаршего дворца, в которой находится Крестовая палата, «спрятана» за Успенским собором.
Крестовая палата расположена в самой дальней части Патриаршего дворца, и фасады у нее весьма скромные по архитектуре
В наше время и Крестовая палата, и весь второй этаж заняты экспозицией Музеев Кремля.
Вдоль стен стоят витрины с историческими экспонатами.
Здесь много всего интересного можно увидеть
Но главным экспонатом и главной деталью в Крестовой Палате является Мироваренная печь.
И само название у палаты тоже двойное - Крестовая или Мироваренная (Мироварная)
Крестовая палата представляет собой весьма большой зал площадью 280 квадратных метров. Размеры Крестовой палаты - 14х20 метров, перекрыта она единым сомкнутым сводом с распалубками. В 1792 году под руководством архитектора М.Ф.Казакова произведен капитальный ремонт палаты, её сомкнутый свод был заново переложен, но «с сохранением прежнего очертания». И если посмотреть непредвзятым взглядом, то несложно заметить, что свод действительно имеет нехарактерную для древнерусской архитектуры геометрию, и наверное его можно считать своего рода стилизацией.
В Крестовой палате также проводятся конференции,
будучи приглашенным на которые, я подробно познакомился и с этим огромным залом и
со всем комплексом Патриаршего дворца
Почему она названа «Крестовой»? Наверное потому, что в XVII веке, когда по указу патриарха Никона в 1653—1655 был возведен Патриарший дворец и в нем построена та, первоначальная палата, то в ней был устроен иконостас и установлен большой крест. Как стоял этот иконостас – это в наши дни сложно понять, так как в центре восточной стены палаты расположен вход.
В Крестовую палату в день своего тезоименитства приходил царь Алексей Михайлович с именинным пирогом и угощал Никона.
Но непомерные амбиции патриарха вскоре начали раздражать царя, а чудовищные ошибки, совершенные Никоном в стремлении обновить русское православие, привели к тому, что к 1658 году царская любовь к нему закончилась. В Крестовой палате патриарх впервые предстал перед церковным судом Вселенских патриархов, который завершился его низложением. И роскошь только что построенного Патриаршего дворца тоже были названы его гордыней. Так что с исторической точки зрения «крест» был весьма символичной деталью интерьера.
Церковь двенадцати апостолов:
Домовая церковь русских патриархов - располагается также на втором этаже. Она взаимосвязана со всеми остальными помещениями системой нескольких залов и отдельных лестниц. Главный вход в церковь из трапезной, то есть традиционный. Но в этом здании много тайных проходов и переходов. И в церковь можно пройти также через открытую галерею на северной стороне здания. Мне кажется, что в этом был своеобразный прием эмоционального воздействия на «зрителей» в церкви. Вдруг открывалась боковая дверь, и сам патриарх выходил к народу. Ведь в свои самые блистательные годы Никон сидел на одной высоте с царем и также именовался великим государем.
На третьем этаже размещены личные покои патриарха. Оттуда есть вход в небольшую комнату с окном, своего рода хоры, с которых Никон мог видеть службу сверху, не спускаясь в церковь. Церковь с позакомарным покрытием, с пятью главами, её можно назвать идеалом церковного здания XVII века. Находящийся в церкви иконостас XVII века не первоначальный, он был перенесен в 1929 году из разрушенного собора Вознесенского монастыря.
Когда я впервые попал в Патриарший дворец, то поначалу запутался в его планировке.
И вид из трапезной в церковь через остекленные двери был как неожиданная сказка.
Но уже в следующий раз я смог попасть в интерьер церкви и детально изучить иконостас
Слева от иконостаса видна дверь на галерею
Левая часть иконостаса
Интерьеры других помещений также очень интересны, например Приказная палата:
Под Крестовой палатой на перовом этаже расположена еще одна огромная палата - с мощным столпом в центре зала. Это традиционное решение - Одностолпная палата - которое можно увидеть во многих древнерусских зданиях:
После революции, в 1918 году Патриарший дворец как редчайший памятник гражданской архитектуры XVII века был передан музею. Начался длительный процесс научной реставрации, и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже была открыта первая постоянная экспозиция. В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научные и реставрационные работы. В отличии от помпезного интерьера Грановитой палаты, и музейных залов Оружейной палаты, где посетитель не замечает ничего, кроме выставленных в застекленных витринах экспонатов – комплекс Патриаршего дворца и его помещений очень живой. Здесь на каждом шагу видна история и чувствуется русская архитектура. Патриарший дворец возведён единым архитектурным блоком, это творение русских архитекторов XVII века, одно из немногих зданий в Московском Кремле, где отечественная архитектура видна во всей своей красоте.
...............................................................................
Литература:
- Иванов В.Н. Кремль. М.: Искусство, 1971.
- Памятники архитектуры Москвы. Том 1.Кремль. Китай-город. Центральные площади – М.: Искусство, 1983.
- Коняев Н.М. Подлинная история дома Романовых.- М.: Вече, 2007.
- Сайт: Музеи Московского Кремля - https://www.kreml.ru/
Москва - Кремль - Патриарший Дворец. Статья подготовлена 17 апреля 2020 г.