Двор в Лаврушинском переулке, в Замоскворечье
...... или что я увидел на старой фотографии
Рассматривал недавно старые фотографии в альбомах Найденова.
И невольно отметил, что на многих снимках присутствует очень интересная информации не только по самому зданию, а и по его окружению. Видна окружающая городская среда. На сегодня это единственные документы о том, как выглядела Москва во второй половине XIX века.
Вот, например, фотография церкви Николы в Толмачах, в Замоскворечье. Фотограф установил своё оборудование в Лаврушинском переулке, во дворе жилого дома, и снял вид в сторону церкви.
1. Фотография из альбома Найденова, 1882 г.
Очевидно, что у фотографа было главной задачей желание запечатлеть крупным планом всю церковь, а со стороны апсид, это сделать очень удобно. Высокая колокольня уходит на второй план и тоже вместилась в объектив. С других переулков снять всю церковь проблематично.
Фотограф был грамотный человек и с хорошим вкусом. Но нам сегодня приходится повторять фамилию Найденова, то есть издателя. А кто фотографировал - об этом нигде не слова, к сожалению.
И на первом плане получился двор тех лет. Вид чем-то схож со знаменитой картиной В.Поленова «Московский дворик». Попробуем определить точку съемки на карте:
Часть карты 1852 г.- Хотевский план Москвы
Очевидно, фотограф стоял в том месте, где написана цифра 213.
Угловой жилой дом остался слева и в кадр не попал.
А вся дворовая территория видна в деталях. Именно двор меня и заинтересовал в первую очередь, всю фотографию целиком я много раз видел.
План домовладения в большом масштабе:
Жилой дом, строение во дворе, назовем его условно «флигель»,
небольшой сад между домом и забором.
И двор в центре домовладения, где делал съемку фотограф
Сам жилой дом тоже удалось найти, но на более позднем снимке. За эти два десятилетия произошли некоторые изменения, на месте «Сада» уже появился двухэтажный жилой дом. На этой фотографии видна труба, очевидно – над построенным на месте сада двухэтажном кирпичном домом. Развивая исследования о владельцах дома – можно предположить, что хозяин организовал пекарню на рубеже веков, и размещалась пекарня в кирпичном двухэтажном доме, построенном на месте их бывшего сада! Значит - новые времена принесли в купеческое семейство и новые финансовые проблемы. Садом пришлось пожертвовать и построить на его месте дом в два этажа для сдачи в наем и устройства в нем еще и «небольшого хлебозаводика», скромно названной пекарней.
Фото 2. Вид на застройку квартала.
Справа Лаврушинский переулок, а слева вдаль уходит Большой Толмачевский переулок.
Фото – конец XIX в.
Могу представить себе переполох в доме, когда во двор зашел фотограф с аппаратурой, которой жители никогда, скорее всего, в жизни не видели. Можно вообразить купца и все его семейство, столпившихся на крыльце дома и наблюдавших за съемкой широко открыв и глаза и рты. Может быть, именно из-за этого фотограф повернул камеру под таким углом, чтобы жильцы не попадали в кадр. И соответственно – на фотографии есть «флигель» и постройки справа, но нет жилого дома слева. Для обитателей дома это событие, думается мне, осталось в памяти на поколения, и пересказывалось и детям и внукам как семейное предание!
А теперь, когда стало ясно, где находится дом и двор – самое время посмотреть детальные фрагменты дворовых сооружений. Двор простой и неухоженный, наполнен дровами и всякими сараями и пристройками, но все они живописные.
Фрагмент № 1
В центре фотографии из Альбома Найденова 1882 года видна куча дров, сложенных около забора, отделяющего двор от соседней территории церкви. Конечно, дрова в те годы были важной частью быта жителей. Думаю, что в такие обжитые районы дрова регулярно завозились, но может быть были и проблемы с их покупкой. Об этом надо читать у бытописателей тех лет. У И.Шмелева много написано о жизни Замоскворечья, надо посмотреть внимательно.
Фрагмент № 2
А вот второй фрагмент еще интереснее. На фото бревенчатая пристройка к «флигелю». Что это может быть такое? Судя по решетчатой двери, в этом помещении содержалась какая-то домашняя живность. И мешок с травой у двери тоже говорит об этом же. Может быть это курятник? Или хлев для коровы? Или может, здесь конюшня для лошади? Давайте посмотрим следующий фрагмент фотографии.
Фрагмент № 3
На третьем фрагменте самая левая часть снимка. Здесь видна телега, очевидно лошадь переступала ногами во время съемки, и у телеги запечатлелось двойное колесо. Что нагружено, понять сложно, но скорее всего – это сено. Так привезли сено? Да, виден мешок с травой Значит – на предыдущем кадре изображено помещения для коровы или лошади. Курам сено ни к чему.
И можно сделать вывод, что на втором фрагменте изображена дверь в конюшню или коровник. Да, по всему получается - во дворе в Лаврушинском переулке была еще и корова.
Сегодня это кажется невероятным, но давайте посмотрим в источниках. Коров, скорее всего, уводили на выпас за Садовое Кольцо, где были пустыри и лужки. За Садовым Кольцом это было обычное дело. Путеводитель "По Москве", изданный Сабашниковыми в 1917 году, писал про Хамовнический плац (начало Комсомольского проспекта): здесь нередко можно увидеть идущих с пастьбы коров.
Возвращаемся во двор купеческого дома:
Значит, в состав усадьбы входили такие сооружения:
1. Жилой дом
2. Флигель, или хозяйственный корпус с конюшней
3. Сад или огород
4. И двор в середине владения
Такие открытия удалось сделать, рассматривая старые фотографии.
Но остался без ответа самый главный вопрос….. Почти все фотографии в Альбомах издания Найденова выполнены с улицы. И церковь Николы в Толмачах тоже можно увидеть и с Большого и с Малого Толмачевских переулков - но фрагментами, и в сильном ракурсе.
А фотограф поставил себе задачу сделать фото именно со стороны Лаврушинского переулка. А поскольку с улицы вид на церковь был полузакрыт забором усадьбы, то фотограф проник во двор. И выполнил свою историческую миссию, запечатлев для нас с вами двор небогатой купеческой усадьбы второй половины XIX века.
Фотографу большое спасибо! :)))
Вид с Малого Толмачевского переулка несет мало информации. Слишком тесно, весь храм никак не умещается, а колокольня такая высокая, что в объектив не влезает. С переулков все виды затесненные, и посмотреть на все здание церкви целиком никак не получается.
Вот поэтому фотограф и принял решение проникнуть во двор купеческой усадьбы.
Прошло много лет, деревянного дома уже нет, и вся застройка, окружающая церковь, давно уже новая. Вид на церковь с Лаврушинского переулка в наши дни тоже закрыт – новым Инженерным корпусом Третьяковской галереи. Но если проникнуть во двор, то можно увидеть замечательную картину – вид из-под арки Инженерного корпуса на церковь:
Современная фотография церкви Николы в Толмачах.
Как и безвестный фотограф в 1882 году – я тоже сфотографировал церковь со двора,
но теперь это уже двор нового здания Третьяковской галереи
Вот такую историю я сочинил, разглядывая и изучая старую фотографию 1882 года :)
Несколько дополнений и уточнений.
Историческая застройка в конце Лаврушинского переулка сохранялась довольно долго. Во всяком случае, на фотографиях 1970х годов еще можно её увидеть.
Фото 3. Перекресток Лаврушинского и Большого Толмачевского переулков.
Впереди усадьба Демидова с кружевными воротами.
Справа два деревянных дома,
во дворе дальнего из них и произошло историческое фотографирование церкви.
Впереди усадьба Демидова с кружевными воротами.
Справа два деревянных дома,
во дворе дальнего из них и произошло историческое фотографирование церкви.
Фото: 1965-1973 гг.
Теперь несколько слов о владельцах деревянного дома и всей купеческой усадьбы.
По мнению Ирины Левиной, москвоведа и исследователя дворянских и купеческих родов, в 1867 и в 1882 году это был дом купцов братьев Новиковых Василия и Федора Ивановичей. В 1901 - дом Новикова Василия Ивановича с детьми. Они имели хлебопекарню. Где - не указано, значит в этом же доме. В 1852 году было владения московского мещанина Новикова Ивана Михеевича. Можно предположить, что отца Василия и Федора.Нашлась хорошая карта 1937, на которой показана вся усадьба с домами и территория церкви
Все эти здания видны на фото 2, я только выделил их разными цветами:
- Зеленым цветом показан усадебный дом.
- Кирпичным цветом - двухэтажный дом с пекарней, который построен на месте бывшего сада или огорода усадьбы. О том, что он кирпичный - сказано в "Памятниках". На фото 2 - оно темное.
- Синим цветом обвел здание богадельни, построенное на церковной земле в 1836 г. - оно каменное (сведения тоже из "Памятников"). На фото 2 - здание светлое.
Дальнейшее изучение материалов дает новые уточнения!
Например - на Хотевском плане масштаб очень и очень условный, поэтому судить о размерах домов и участков можно только приблизительно....
А вот на плане 1937 года масштаб уже реальный. И измерив размеры участка (он показан красным цветом) по отношению к размерам церкви, можно сделать вывод, что размер участка несколько другой, чем я ранее предполагал, глядя на Хотевский план.
Фактически размер усадьбы получается 30х30 метров, то есть участок имеет площадь = 900 кв. м.
Как сегодня сказали бы – девять соток. И во второй половине XIX века семья купцов Новиковых в течении многих лет владела этой территорией в Замоскворечье.
Источники:
- Москва. Соборы, монастыри и церкви. Часть III. Земляной город, 1883.
Замоскворецкая часть Земляного города.
- Памятники архитектуры Москвы. Том 4. Замоскворечье. – М.: Искусство, 1994.
- Сайт Retromap – Старые карты Москвы и Подмосковья
- Сайт Pastvu - Фотографии прошлого
- Памятники архитектуры Москвы. Том 4. Замоскворечье. – М.: Искусство, 1994.
- Сайт Retromap – Старые карты Москвы и Подмосковья
- Сайт Pastvu - Фотографии прошлого
Москва. Лаврушинский пер. - 12 апреля 2019 г.
Статья первоначально опубликована в живом журнале.
Данный вариант переработан и дополнен.