Посвящаю памяти замечательного русского архитектора
М.Ф.Казакова. 1738г. – 26 октября 1812г.
- Москва, которую мы потеряли в 1812 годуМ.Ф.Казакова. 1738г. – 26 октября 1812г.
- Альбомы Казакова на выставке в Музее архитектуры
- Сохранившийся дом Демидова в Гороховском переулке
.
В старину Москва горела регулярно. Горела даже от одной свечки, что неудивительно, так как это «пожароопасное осветительное устройство» часто стояло в деревянной церкви, а сама церковь – в плотной средневековой застройке города. Выгорали целые кварталы и об этом много писали историки тех лет. Но когда мы говорим фразу «Московский пожар», то каждому ясно, что имеются в виду события в сентябре и октябре 1812 года.
В момент входа французов в Москву в сентябре 1812 года в разных местах города осуществлялись поджоги. Французы были уверены, что Москва поджигается по приказанию московского губернатора. Так ли дело было, определить сегодня сложно, но горел город сильно.
В ночь с 3 на 4 сентября поднялся сильнейший ветер, продолжавшийся, не ослабевая, больше суток. Пламя пожара охватило и центр города и Замоскворечье. Огонь охватил почти одновременно самые отдалённые друг от друга места города. Пожар за несколько дней уничтожил большую часть Москвы.
Наполеон в горящей Москве. С картины Альбрехта Адама
Представить себе масштабы этого вселенского пожара сегодня невозможно. Когда сидевший в Кремле Наполеон испугался быть заживо поджаренным и решил переехать из центра города в Петровский дворец, то ему пришлось выбираться весьма сложным путем. Наполеон со свитой пробирался по горящему Арбату до Москва-реки и далее ехал через Пресню. Прямого пути от Кремля в Петровский дворец для него уже не было, все было в огне.
В 1813 году была выполнена карта Москвы с указанием сгоревших ее частей.
Смотреть эту карту даже в наши дни страшновато. Москвичи, хорошо знающие город, могут еще раз воочию убедиться в том, какие территории города были разрушены.
Позднее, в XIX и тем более в XX веке, когда пожар стал достоянием истории – некоторые стали воспринимать его с некоторой иронией. У Грибоедова в его «Горе от ума» один из главных отрицательных персонажей – полковник Скалозуб – произносит фразу, ставшую расхожей, мол «пожар способствовал ей много к украшенью». Да, Москва заново отстроилась после опустошительных пожаров. Но мы сегодня, мне кажется, не должны быть «скалозубами», и нам надо понять, что же произошло на самом деле.
Так что же произошло в Москве ровно 204 года назад?
Что было до пожара, и что построили после пожара?
Вопрос совсем не праздный. Особенно для людей, которые любят архитектуру и разбираются в ней.
Архитектура второй половины XVIII века и начала XIX века – это архитектура классицизма.
И в Москве главной фигурой тех лет был Матвей Федорович Казаков. В конце 1770 - 1780-х годах в Москве велось крупное дворцовое и усадебное строительство, в особенности частных, или, как они назывались, «партикулярных», домов в Москве.
Творческая деятельность Казакова охватывает более чем пятидесятилетний период, начиная с 60-х годок XVIII века, и кончая первым десятилетием XIX века. Десять альбомов казенных и шесть альбомов частных строений содержат огромный материал по архитектуре Москвы конца XVIII века.
С градостроительной точки зрения, построенные в это время Казаковым казенные и частные здания, имели огромное значение, были в числе высших достижений русского классицизма. Детально перечислить все проекты Казакова и его команды сложно, его наследие огромное. Если оперировать сегодняшней терминологией, то Казаков был много лет главным архитектором Москвы.
В музее Архитектуры в 2013 году была выставка, посвященная творческому наследию Матвея Казакова. Выставка интересная и насыщенная, представлено было огромное количество чертежей - планы, фасады, генпланы. Изучать все это графическое великолепие можно было часами.
Я тоже узнал много нового, хотя - казалось бы - архитектурные творения Казакова хорошо всем известны! На выставке были представлены знаменитые альбомы чертежей, традиционно именуемые как "Альбомы Казакова" - это шесть альбомов частных строений и десять "казенных", раскрывающие богатейший материал по истории архитектуры Москвы XVIII века.
Та самая Москва эпохи М.Ф.Казакова, которая большей частью сгорела в пожарах 1812 года.
Начало XIX века для Казакова было сложным временем, он уже не отличался крепким здоровьем. В 1812 году родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Окончательно подкосила здоровье мастера весть о пожаре в Москве. Матвей Федорович Казаков вложил свое мастерство и душу во множество зданий по всему городу, проектировал и наблюдал за строительством целых районов и не мог представить, что всего этого больше нет. Сама мысль об обгорелых развалинах на месте великолепных дворцов была невыносима для него. Матвей Федорович Казаков умер 26 октября (7 ноября) 1812 года, и похоронен на кладбище при Рязанском Троицком монастыре.
Послепожарная Москва нам известна значительно лучше, чем Москва Казакова. Она известна нам по картинам художников-реалистов, по первым фотографиям XIX века, по планам и чертежам, и по тем зданиям, которые дошли на нашего времени без существенных переделок. А вот Москва второй половины XVIII и начала века XIX века нам почти неизвестна.
В великом Московском пожаре 1812 года сгорела Классическая Москва, сгорела архитектура, созданная М.Ф.Казаковым.
Сегодня только живопись и графика доносят о нас образ города, которого действительно нет - образ Москвы классической. И редкие сохранившиеся постройки, избежавшие печальной участи.
К таким редким сооружениям относится дом Демидова в Гороховском переулке, построенный Казаковым в 1789-1791 гг. для уральского заводчика И.И.Демидова на месте ранее существовавшей усадьбы. На расширенной территории был разбит парк с прудами и оранжереями. Территория находится далеко от центральных районов города, но тоже была охвачена пожарами. Если посмотреть внимательно на карту 1813 года, то можно найти место усадьбы – оно окружено сгоревшими кварталами, но само не пострадало. Усадьбе, можно сказать – повезло. И нам тоже повезло, так как на примере дома Демидова мы сегодня можем себе представить уровень и качество архитектуры второй половины XVIII. И увидеть произведение М.Ф.Казакова в первоначальном, или очень немного переделанном, виде.
Уникальной особенностью планировки была арка в центре здания, через которую можно было подъехать к вестибюлю с парадной лестницей. В XIX веке проезд был превращен в вестибюль.
Фасад дома с флигелями, чертеж из Альбома Казакова.
Фотографии сделаны на выставке «Казенное & партикулярное» в Музее архитектуры в марте 2013 г.
Фрагмент фасада с шестиколонным портиком.
В центре дома арка с воротами для парадного въезда
В центре дома арка с воротами для парадного въезда
Шестиколонный коринфский портик, несущий широкий фронтон, является здесь основным архитектурным мотивом. Ему подчинена лишенная вертикальных членений стена с опоясыващими здание и отмечающими этажи горизонтальными тягами. Нижний рустованный этаж задуман как цоколь.
Дом Демидова в Гороховском переулке в начале ХХ века, когда в доме размещался
Константиновский межевой институт. Фото 1910х гг.,
Константиновский межевой институт. Фото 1910х гг.,
Здание в наши дни. Много лет здесь находится Университет
геодезии и картографии, наследник Межевого института.
Фото: август 2016 г.
На примере дома Демидова хорошо виден архитектурный уровень произведений М.Ф.Казакова.геодезии и картографии, наследник Межевого института.
Фото: август 2016 г.
Конечно, очень многие постройки Казакова, пострадавшие в 1812 году, потом были восстановлены, но это уже не первоисточник. Комплекс в Гороховском переулке оказался в кольце пожаров, но сам дом и территория не пострадали. Жаль, что М.Ф.Казаков не мог этого знать, очевидно - до него в Рязань дошли сугубо негативные сведения.
И в качестве исторического парадокса….
Так получилось, что в пожарах 1812 года наименее всего пострадали творения Казакова, созданные в «готическом стиле» - Петровский дворец, Царицыно и др. И для многих сегодня имя М.Ф.Казакова прежде всего ассоциируется с этими постройками, что в корне противоречит истории…..
Обновление Москвы после 1812 года, послепожарная Москва – это уже совсем другой этап в архитектуре города. Вроде бы все похожее, но – это уже Ампир, то есть заключительная «лебединая песня» Классицизма, и весьма недолгая по времени. Новые имена, новые подходы, новые веяния. Хотя принципы классической архитектуры еще несколько десятилетий продолжали быть главными ориентирами дворянской столицы России. А вскоре начались изыски Эклектики, и классицизм для отдельных образованных слоев русского общества стал лишним. Началась другая эра.
Восемнадцатый век, и история Русской архитектуры XVIII века сегодня очень далеки от нас. И тем интереснее находить материалы об этом периоде. Находить почти нетронутые переделками здания. К счастью существуют Архитектурные альбомы Казакова и по ним можно почувствовать то время. Прошедшая в Музее архитектуры в 2013 году выставка «Казенное & партикулярное» впервые представила на широкое обозрении эти уникальные материалы. И можно было увидеть здания той самой Москвы, которая сгорела 204 года назад, осенью 1812 года.
…………………………………………………..
Литература и фотографии:
- Е.А.Белецкая. Архитектурные альбомы М.Ф.Казакова. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва, 1956 г.
- Фотографии автора с выставки в Музее архитектуры, проходившей в марте 2013 г.
- Сайт Фотографии прошлого
- Старые карты Москвы, сайт Ретромап
- Фото из интернета
Москва. 26 октября 2016 года