Рождественский м-рь в ХХ веке
История памятника архитектуры – Рождественского монастыря в Москве - в XX веке
1. Генеральный план архитектурного комплекса Рождественского монастыря
2. Рождественский собор
3. Церковь Иоанна Златоуста
4. Колокольня
5. Уютные дворики
6. Ограда монастыря
7. Школа
8. Недолгие годы МАрхИ в стенах Рождественского монастыря
9. Трапезная с Казанской церковью
10. Проект реставрации и воссоздания архитектурного комплекса, 1980-е гг. (приложение)
Древний Рождественский монастырь находится в северной части Белого города. Он расположен в самом конце Рождественки, на углу улицы и Рождественского бульвара, на самой высокой точке этого района. А если смотреть на историческую карту Москвы – то на высоком берегу реки Неглинки, которая в древности была важной речной артерией города.
Река Неглинка, текущая с севера на юг, и Рождественский монастырь
на ее высоком левом берегу, у стен Белого города. План Горихвостова, 1768 г.
Монастырь предстает в виде двух церквей, окруженных застройкой по периметру
на ее высоком левом берегу, у стен Белого города. План Горихвостова, 1768 г.
Монастырь предстает в виде двух церквей, окруженных застройкой по периметру
План 1838 года. На месте Неглинки и стен Белого города проложены бульвары.
Территория Рождественского монастыря еще плотнее обстроена по периметру
Территория Рождественского монастыря еще плотнее обстроена по периметру
Возник монастырь в конце XIV в. как деревянный, и собор, возведенный в XVI в. долгое время был единственным каменным зданием. К ХХ в. монастырь прошел весь путь, свойственный всем архитектурным ансамблям Москвы. То есть во второй половине XVIII в. монастырь был окружен кирпичными стенами, в 1836 году была сооружена новая колокольня, а позднее на территории появились множество сооружений, в том числе в духе эклектики. На сегодня только колокольня выделяет монастырь из окружающей застройки, отмечая самое высокое место на улице Рождественке.
Открыл я Рождественский монастырь, наверное, в 1962 - 1963 году, поступив в Архитектурный институт, и познакомившись более внимательно с окружающими институт архитектурными сооружениями. Контраст между неказистыми постройками, окружавшими тогда и теперь Рождественский собор монастыря, был в те годы еще более ярким. Но вся территория была наполнена огромным количеством зданий, тесно переплетавшимися друг с другом, зданий разного времени и разной архитектуры. И вот именно это «переплетение эпох» было главным достоинством архитектурного комплекса Рождественского монастыря. Он был свидетелем такого количества событий, что мог бы стать музеем архитектуры, или одним из его филиалов.
Один из древнейших московских соборов, колокольня в формах классицизма, корпуса одноэтажных келий, школа первых советских пятилеток и множество жилых двухэтажных зданий конца XIX века. Вот такой своеобразный комплекс открывался взору редкого москвича – любителя старины, который забредал сюда в те годы. На 2016 год очень многое здесь изменилось. В этой короткой статье я пишу об истории Рождественского монастыря, о его архитектуре, и тех изменениях, которые произошли с комплексом за период с 1960-х годов и до 2016 года.
Генеральный план архитектурного комплекса Рождественского монастыря
Генплан Рождественского монастыря - по состоянию на 1980-е гг.
1 – Собор Рождества Богородицы
2 – Церковь Иоанна Златоуста
3 – Усыпальница
4 – Корпуса одноэтажных келий
5 – Ограда с угловыми башнями
6 – Настоятельские корпуса
7 – Колокольня
8 – Новая трапезная с Казанской церковью
9, 10 – Поздние постройки (не имеющие архитектурного значения)
11 – Школа
Этот исторический чертеж из книги «Памятники архитектуры Москвы. Том 2. Белый город» на сегодняшний день уже во многом не соответствует фактическому положению. Но в статье рассматриваются именно исторические аспекты, а отдельные изменения, которые произошли на территории в самые последние годы – об этом рассказывается в конце работы.
Рождественский собор
Рождественский собор – это главное и самое древнее здание монастыря. Наиболее вероятное время постройки 1501-1505 годы.
Рождественский собор Рождественского монастыря. Вид с северо-востока. Фото 1981 г.
Четырехстолпный, трехапсидный храм увенчан одной главой. Его средняя часть перекрыта ярусами ступенчатых арок, снаружи обработанных горкой закомар и кокошников. Угловые части кубического объема понижены по отношению к центральной части. В юго-восточной части размещается придел с одной главкой.
Рождественский собор. Обмерный план. Темным тоном выделен основной объем
С трех сторон собор окружают поздние пристройки, которые закрывают здание с севера, запада и юга и искажают его первоначальный облик. Перспективные порталы трех входов в собор так же скрыты пристройками. Обстройка собора началась давно, еще в XVII веке, продолжалась и далее, а в начале ХХ века завершилась пристройкой с западной стороны, стилизованной под «русский стиль». Выполнено грубовато и немасштабно, хотя автором считается Ф.Шехтель (?).
Рождественский собор, вид с юго-западной стороны, от настоятельского корпуса.
Четко видна разница между благородными пропорциями древнего собора и поздней обстройкой
Четко видна разница между благородными пропорциями древнего собора и поздней обстройкой
Реставрационные работы по Рождественскому собору начались в 1950-е годы. Выявлению древних архитектурных форм собора немало времени и труда отдали в 1950-х годах архитекторы А. Фуфаев и А. Афанасьев. Исследование памятника зодчества было завершено архитектором А. Ильенковой, она же и руководила его восстановлением. В результате исследования был установлен древний облик собора. Советские архитекторы восстанавливали древние соборы и весь монастырь и для возможности их использования в качестве учреждений культуры и науки.
Интерьеры собора с его величественной архитектурой, с подпружными арками и парусами, которые осуществляют переход к главе, венчающей древний памятник зодчества, смотрятся как гимн Русскому искусству, как памятник безвестным русским мастерам. Очень красиво выполнены обрамления кокошников, профиль ордера и обрамления киотов из ограниченного набора элементов фигурной тезки из белого камня.
Портал входа в собор со стороны пристройки.
Хорошо видны белокаменные резные детали отделки. Фото 1970-х гг.
Хорошо видны белокаменные резные детали отделки. Фото 1970-х гг.
В центре здания ступенчатые подпружные арки несут высокий световой барабан. Фото 1970-х гг.
Интерьер собора впечатляет своей конструктивной ясностью.
Особый интерес представляют данные о первоначальном покрытии глав, кокошников и сводов закомар черепицей. Во время разбора завалов, в начале обследования памятника, было найдено много образцов чернолощеной черепицы. Кирпичная глава собора также сохранила многочисленные гвозди от крепления черепицы. Эти находки должны были позволить реконструировать расположение и раскладку черепицы. К сожалению, это не было вовремя реализовано, и в наши дни кровля выполнена из металла.
Обстройка собора с трех сторон, и особенно с запада, от входа –
смотрится особенно негативно. Фото 2016 г.
смотрится особенно негативно. Фото 2016 г.
Стена с арками, возведенная в начале ХХ века, зрительно «задавила» древний объем собора
и закрыла его архитектурный облик псевдоисторическими имитациями.
В наши дни сооружено еще и крыльцо с ажурным ограждением, совершенно не в характере древнерусской архитектуры.
Церковь Иоанна Златоуста
Вид с юго-восточной стороны
Вид с южной стороны, от Большого Кисельного переулка
Многие годы здание было весьма неухожено. Но общая цветовая характеристика
была выдержана в хороших тонах, на основе грамотной реставрации. Фото 2002 г.
была выдержана в хороших тонах, на основе грамотной реставрации. Фото 2002 г.
В последние годы церковь «разукрасили» во что-то немыслимое. Фото 2016 г.
выкрашенных в яркие тона и «лезущих в глаза» своей безвкусной и базарной раскраской
Колокольня
Уютные дворики
Два протяженных одноэтажных корпуса монастырских келий стоят вдоль восточной границы территории. Корпуса образованы из одинаковых ячеек, имеющих по центру отдельные входы. Очень простые по архитектуре здания и сегодня пребывают в стадии бесконечной реставрации. А в 1960 – 1990 годы они были просто жилыми зданиями с палисадниками и весьма колоритной атмосферой вокруг них.
Корпус одноэтажных келий, который расположен вдоль восточной стены. Слева видна школа. Фото 1980 г.
В северо-западной части монастыря, около двухэтажного корпуса. Фото 1982-83 гг.
В течение многих десятилетий во всех корпусах жили люди. Об уровне комфорта в зданиях говорить не приходится. Это были коммуналки в двухэтажных и одноэтажных домах. И люди жили в этих «келейных» корпусах и, наверное, найдутся бытописатели этого «монастырского» квартала, которые расскажут обо всех прелестях жизни в тех условиях.
Но есть в этой истории одна светлая сторона - это жизнь детей, ведь весь бывший монастырь был их двором. Вот уж поистине счастливое детство! Сколько времени дети всех возрастов, и не только из «келейных» корпусов, но и со всей округи, проводили здесь – кто подсчитает? Территория двора была их царством, здесь и «графские развалины», и тайные подземные ходы и закоулки, полуразвалившиеся башни и стены. Вся территория монастыря - «зелёнка», как она называлась на мальчишеском жаргоне, находилась в безраздельном владении ребят. И не только стены и башни, но и крыши зданий и купола церквей. Здесь же на территории находили места и для футбола. Подготавливая данный материал, я встречался и разговаривал со многими из тех, кто вырос в «монастырском» дворе. И все вспоминают о своих детских годах с восторгом.
Дворик в юго-западной части монастыря, слева видна церковь Иоанна Златоуста. Фото 1987-89 гг.
Тот же дворик в юго-западной части монастыря, слева видна колокольня
Ограда Рождественского монастыря
Рождественский монастырь расположен с северной стороны города. В отличие от южного полукольца монастырей - крепостей, северные монастыри (или монастыри северного полукольца, проходящие вдоль стен Белого города) никогда не играли роли оборонных сооружений. И ограда Рождественского монастыря всегда имела чисто номинальное значение. Она невысокая, кирпичная, с четырьмя небольшими башенками по углам. Башню на углу Рождественки и бульвара еще можно обнаружить, три остальные слились со стенами и почти незаметны.
Вид на угловую башню с Трубной площади. Фото 1987 г.
Школа была построена по типовому проекту в 1936 году. Таких школьных зданий в Москве было очень много и тысячи школьников учились в них многие десятилетия. И советские архитекторы тридцатых годов совершили своего рода подвиг – они так расположили школу на тесном участке, что не потревожили ни одного исторического здания. Архитекторам удалось тактично «вписать» школу среди монастырских построек таким образом, что ни одного здания не было снесено. Школьное здание из кирпича неплохо сочеталось с кирпичными стенами и угловыми башенками монастыря. И уж конечно, было самым посещаемым зданием в этом районе. И на десятках фотографий можно увидеть этот уникальный архитектурный эксперимент, на сегодня уже ставший достоянием истории, к сожалению.
Занятия в школе прекратились в 1974 году. Очевидно, что причины закрытия школы были самые прозаические – жители центра получали новые квартиры в новых районах Москвы и покидали свои насиженные коммуналки. И в центре города не стало детей, некому было учиться. Хотя в данной школе до последних лет было весьма многолюдно, по воспоминаниям бывших учеников.
Вид с колокольни на собор и школу. Фото 1998 г.
Школа № 240 на Рождественке. Фото 1980 г.
Школа снесена в 2007 году. Воспоминания учеников о своей школе, помещенные на сайте Паству, невозможно читать без слез. Я не знаю, в каком техническом состоянии было школьное здание к концу ХХ века, но сам факт сноса школы вызывает негативное отношение.
Один из бывших учеников школы попытался сфотографировать снос школьного здания -
«Я как раз зашел во двор и застал момент разрушения школьного здания. Правда удалось только раз щелкнуть камерой, охрана налетела на меня, будто я что-то жутко секретное снимаю. Кричали, что правильно, мол, снесли эту школу, она на могилах стояла.
Ну - у меня понятное дело другое восприятие этого места»........
Недолгие годы МАрхИ в стенах Рождественского монастыря
В 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан Московскому архитектурному институту для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. И в зданиях бывшего Рождественского монастыря начали заниматься студенты МАрхИ. Несложно догадаться, что никакого финансирование реставрационных работ по монастырю в те годы не было вообще. В школе разместилась кафедра промышленных сооружений, в трапезной Казанской церкви – кафедра живописи. Студенты занимались в обшарпанных и неухоженных стенах и других зданий. На голом энтузиазме, на субботниках, под руководством преподавателей студенты сами ремонтировали помещения для своих занятий.
В Рождественском соборе после передачи всех зданий Архитектурному институту в 1978 году был создан Музей МАрхИ. Музей создавался очень тактично, с большим уважением к истории и архитектуре этого древнейшего сооружения Москвы.
Основная экспозиция разместилась в пристройках, окружающих собор. Это были планшеты, фотографии, графические материалы, рассказывающие о становлении и развитии первого и единственного в те годы в СССР Московского Архитектурного института. Уже тогда предполагалось использование древней части собора для культовых целей. Энтузиасты создания Музея МАрхИ предполагали некое совместное владение Рождественским собором в соответствии с высокими целями намечаемого музея-заповедника. Ведь экспозиция музея рассказывала и об истории Рождественского монастыря и его соборов. И познакомившись с историей, посетитель музея имел бы возможность воочию восхититься интерьером собора и побывать на церковной службе. Вот таким был задуман Музей Московского архитектурного института в Рождественском соборе.
Но дальнейшие события пошли совсем по другому сценарию. В самом начале 1990-х годов началось активное вытеснение подразделений института силами церковных организаций. Методы эти хорошо всем известны, от невинных молебнов и до насильственного захвата отдельных помещений и всего здания целиком.
И где-то в 1993-95 годах подразделения МархИ были окончательно выселены из стен Рождественского монастыря.
Трапезная с Казанской церковью
Огромное здание трапезной построено в 1904-1906 гг. Громоздкое снаружи, оно плотно закрывает все исторические сооружения монастыря со стороны Трубной площади и Рождественского бульвара. Само помещение трапезной размещено на втором этаже и поражает своим сводом с распалубками, общий вид ассоциируется с залом ожидания на вокзале. Крыльцо в «русском стиле» и окна второго этажа типичны для сооружений этого направления эклектики.
Сфотографировать интерьер этого «шедевра» мне не разрешили,
но я все-таки щелкнул камерой, выходя на лестницу
но я все-таки щелкнул камерой, выходя на лестницу
И под занавес, фотография Рождественского монастыря из альбома Найденова, 1882 г.
Вот так выглядел архитектурный комплекс со стороны бульвара до постройки новой трапезной.
Рождественский собор прекрасно просматривался и с бульвара и с Трубной площади
Вот так выглядел архитектурный комплекс со стороны бульвара до постройки новой трапезной.
Рождественский собор прекрасно просматривался и с бульвара и с Трубной площади
Приложение к статье:
Проект реставрации и воссоздания архитектурного комплекса, 1982 г.
Огромный интерес представляет исследование памятника архитектуры, проведенное специалистами мастерской № 13 «Моспроект-2», и опубликованной Н.В.Ильенковой в 1982 г. Далее представлены материалы этого отчета и проект реставрации всего архитектурного комплекса Рождественского монастыря.
Общий вид Рождественского собора от угловой башни. Проект реставрации. 1982 г.
Проект реставрации Рождественского собора. Разрез. 1982 г.
Это по настоящему интересный вариант, который предусматривал полное освобождение территории от случайных сооружений и воссоздание первоначального облика всего архитектурного комплекса. Проектом предлагалось сохранить только те здания, которые являются действительно памятниками архитектуры. Вариант наиболее яркий. Ведь случайная и малоценная застройка вдоль стен по всему периметру монастыря сегодня закрывает и Рождественский собор, и церковь Иоанна Златоуста. А поскольку вся территория монастыря несколько приподнята по отношению к Рождественке, то освободившись от кольца обстройки, главные сооружения стали бы главенствовать в ансамбле. Проект реставрации Рождественского монастыря. 1982 г.
Генеральный план и ленточки разверток ансамбля
(кликнуть для увеличения)
Генеральный план и ленточки разверток ансамбля
(кликнуть для увеличения)
Проектом предусматривалось сохранение и реставрация Рождественского собора с усыпальницей, церкви Иоанна Златоуста, одноэтажных келий, колокольни и монастырских стен с угловыми башенками.
В наши дни, и тем более после передачи комплекса в ведении РПЦ, на этот великолепный вариант можно только любоваться. Он стал несбыточной мечтой.
Сегодня именно малоценная застройка вокруг двух центральных храмов и является наиболее востребованной для новых владельцев. Двухэтажные здания, обозначенные в проекте реставрации тонкими линиями, сегодня фактически доминируют, а увидеть два храма весьма проблематично, настолько они застроены и зажаты со всех сторон.
Заключение
Сложным путем идет у нас процесс сохранения архитектурного наследия. И Рождественский монастырь не исключение, а яркая иллюстрация этого пути. Главные сооружения монастыря, Рождественский собор и церковь Иоанна Златоуста в 1960-е годы прошли грамотную научную реставрацию, но в дальнейшем содержались небрежно, без должного ухода. Приблизительно такая же судьба и у колокольни. Многочисленные случайные арендаторы, занимавшие эти памятники архитектуры, не только не следили за состоянием зданий, но и весьма небрежно относились к ним.
Казалось бы, что передача всего комплекса в ведении Архитектурного института должна была внести новую страницу в его историю. Но этого не произошло. Здания передали, но без финансирования проектных и реставрационных работ, и все сооружения просто использовали для занятий в том виде, как и было раньше. Да и время было сумбурное, восьмидесятые годы. Строительная индустрия была в полнейшем упадке, так называемая «перестройка» трещала по швам. Именно в конце 80-х годов и начался процесс передачи бывших церковных зданий в ведение РПЦ. И государственный органы быстренько передали им весь комплекс, заодно сняв с себя все заботы о содержании зданий и заботы об архитектурном облике одного из древнейших памятников архитектуры Москвы. Результаты этого новейшего в мировой практике эксперимента не замедлили проявить себя во всей красе.
Приходится констатировать, что в начале 1990-х годов закончилось время, когда Рождественский монастырь был «Памятником архитектуры». И наступили совсем другие времена, в которые памятник архитектуры превратился в объект религиозного назначения. И с этим трудно не согласиться, ведь изначально он и был монастырем. Дело совсем в другом.
Десятки лет территория Рождественского монастыря была частью города. Здесь жили люди, сюда люди приходили на работу, по утрам дети со всех окрестных домов спешили сюда, в школу. Это был городской квартал, составная часть городской среды обитания человека. И в годы учебы в архитектурном институте и позднее я тоже часто заходил на территорию, просто - чтобы погулять и насладиться духом истории.
Пару лет назад я специально приехал на Рождественку и посмотрел, что стало с Рождественским. Мне стало грустно. И вроде бы многие здания оштукатурены и недавно покрашены, и дорожки ухожены, и нет мусора, все верно. Но вот такая деталь запомнилась - посетитель я был один на всей территории, и пока я прогуливался по монастырю, за мной бдительно следили несколько охранников. Не каждый стратегический объект у нас так охраняют, как этот пустующий монастырь. Он действительно представляет собой пустое место в черте города, безжизненное и безлюдное.
Но главные неприятности произошли с восприятием ансамбля. Главное здание, шедевр русской архитектуры - Рождественский собор - превратился в некий беленький «храмик», застроенный поздними обстройками, и зажатый между ярко раскрашенными сооружениями чудовищной эклектики – пристроек к церкви Иоанна Златоуста и огромной трапезной с Казанской церковью. Основной памятник архитектуры, одно из древнейших московских зданий, Рождественский собор сегодня смотрится неким второстепенным сооружением на втором плане застройки.
Но - ведь время идет вперед. И, может быть, новые времена позволят когда-нибудь вернуться к настоящей научной реставрации всего архитектурного комплекса Рождественского монастыря.
……………………………………………….
Выражаю огромную благодарность:
- Ларисе Ивановне Ивановой-Веэн, директору музея МАрхИ, первоначально музей размещался в Рождественском соборе.
- Алексею Михайловичу Дедушкину, москвоведу, исследователю, одному из создателей сайта «Фотографии старой Москвы». Все его детские и школьные годы прошли на территории монастыря.
- Юрию Батуеву, бывшему ученику школы на территории монастыря.
………………………………………..
Литература
- Памятники архитектуры Москвы. Том 2. Белый город. – М.: Искусство, 1989.
- Ильенкова Н.В. Собор Рождественского монастыря в Москве: Исследования и реставрация // Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13. М., 1982. С. 82 - 88.
- Либсон В.Я. Возрожденные сокровища Москвы. М., 1983. - в библиотеке РусАрх
Фотографии
Статья иллюстрирована фотографиями из разных источников:
1 - Фотографии, выполненные в марте 1973 г. и в марте1981 г., которые предоставил для статьи Аркадий Вадимович Шатохин, краевед и фотограф, исследователь русской церковной архитектуры
2 - Фотографии с сайта «Храмы России» - http://temples.ru/
3 - Использованы также материалы с сайта «Фотографии старой Москвы» - https://pastvu.com/
4 - Фотографии автора
Чертежи - выполнены автором на основе исторических материалов.
Москва, 15 марта 2016 г