История русской архитектуры и сводная таблица исторических периодов и стилей
(опыт исторического исследования)
Часть 3 - Архитектурные стили Российской империи: 2-я половина XIX в.
- Ой, какой красивый домик, какой симпатичный ...)
- Ну что вы, мадам, такое говорите - это же эклектика ...((
- Ну что вы, мадам, такое говорите - это же эклектика ...((
Сводная таблица исторических периодов и стилей
Эклектика идет под №7, выделена синем цветом, сразу ее и не найдешь ...
Эклектика идет под №7, выделена синем цветом, сразу ее и не найдешь ...
7. Эклектика: 1830е – 1890е годы
Направление
в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении
любых форм прошлого в любых сочетаниях. Эклектика восстала против
академических догм, требовавших следовать «вечным» законам античного
зодчества. Строго говоря эклектика не может называться стилем, так как является
смешением разных стилей прошлых лет. Скорее - это своего рода исторический период, но весьма протяженный и насыщенный творческими исканиями.
Эклектика пришла на
смену классицизму в 1830-1840-х гг. и господствовала в России более
полувека, до 1890-х годов. Эклектика многолика, она обычно «рядится» под
различные стили, и сегодня бывает затруднительно отделить эклектику от
настоящей архитектуры. Вклад эклектики в русскую архитектуру весьма
неоднозначный, и порой даже отрицательный. Но время было очень
плодовитое, рост промышленности, появление новых типов общественных
зданий, строительство многоэтажных жилых домов. И в строительном
отношении в тот период были построены очень добротные сооружения, многие
из которых дожили до наших дней, несмотря на отрицательное к ним
отношение.
Весьма интересно проследить, как это все начиналось - 1830-е годы взрываются бунтом против засилья античных норм. При более
внимательном рассмотрении оказывается, что буря начиналась не в кругах
архитекторов и людей искусства. И дело даже не в изменении вкусов
заказчиков, и даже не в том, что изменился класс заказчика - на смену
обедневшему дворянству пришел богатый промышленник. И даже не в том, что
правящая верхушка России получила знаменитую формулу всей жизни,
выраженную фразой – «православие, самодержавие, народность». Бурлить
начали писатели, то есть та категория людей, которые у нас всегда были
«поэт больше чем поэт». Выразители наших чувств и наших взглядов, та
прослойка русского общества, которая позднее была названа
интеллигенцией.
«Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени», - писал Белинский. Та же тема народа и народности, вопросы самобытности культуры и пути ее развития. Проблема народности – центральная в общественной жизни и эстетике 1830-1850-х годов.
В 1830 - 1840-х годах получилась такая ситуация, что любая защита классицизма, и в том числе ампира - воспринималась негативно. А вот критика классицизма стала модной темой, своего рода программной. Очень показательно, на мой взгляд, выступление Гоголя с критикой классицизма в 1831 году. Затем Герцен, Чаадаев, потом подвел итоги А.К.Толстой в хрестоматийных стихах:
«Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени», - писал Белинский. Та же тема народа и народности, вопросы самобытности культуры и пути ее развития. Проблема народности – центральная в общественной жизни и эстетике 1830-1850-х годов.
В 1830 - 1840-х годах получилась такая ситуация, что любая защита классицизма, и в том числе ампира - воспринималась негативно. А вот критика классицизма стала модной темой, своего рода программной. Очень показательно, на мой взгляд, выступление Гоголя с критикой классицизма в 1831 году. Затем Герцен, Чаадаев, потом подвел итоги А.К.Толстой в хрестоматийных стихах:
«И четырьмя или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном».
Но
ярче всего агитировал за эклектику именно Гоголь. Переписывать цитаты
из «поистине неоднозначных» записок об архитектуре нашего дорогого
Николая Васильевича я не стану. Кому очень хочется убедиться в их
странности, тот пусть сам найдет и прочитает.Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном».
Ну - а уж
позднее М.Д.Быковский более-менее внятно аргументировал невозможность
существования вечных архитектурных канонов. Он был первым из
архитекторов, кто не только обозначил принципы нового подхода к
эстетическим вопросам, но и на практике применил «готический стиль», о
котором так мечтал Гоголь. И пошло – поехало. Если очень долго копаться в
теоретических воззрениях Быковского, то можно сделать вывод о трех
основных концепциях эклектики - антиакадемизм, восхищение готикой, национальный колорит. И возможно все, кроме подражания ордерной схеме......
Но по каждому пункту есть еще десятки уточнений.
В реальной жизни Россия вскоре, в 1830-40-е годы, получила «ложную готику» и «русско-византийский стиль». Можно сказать, что «готика» выражала новую ориентацию в духовной, культурной и общественной сфере, и время её было недолгим – с 1830 по 1850 гг.
- 1 направление эклектики: «Ложная готика»
Но по каждому пункту есть еще десятки уточнений.
В реальной жизни Россия вскоре, в 1830-40-е годы, получила «ложную готику» и «русско-византийский стиль». Можно сказать, что «готика» выражала новую ориентацию в духовной, культурной и общественной сфере, и время её было недолгим – с 1830 по 1850 гг.
- 1 направление эклектики: «Ложная готика»
Усадьба Марфино, панорама со стороны пруда. Арх. М.Д.Быковский, 1837-39 гг.
В этом комплексе автору удалось создать мост, действительно в духе средневековой европейской готики и
главный дом усадьбы в духе романтического замка
Марфино. Главный дом усадьбы и пристань с грифонами
Лютеранская церковь на Невском проспекте в Петербурге.
Арх. А.Брюллов, 1832-38 гг.
Вокзал в Новом Петергофе, 1858 г. Арх. Н.Л.Бенуа
Императорские конюшни в Петергофе, 1848 - 1855 гг. Арх. Н.Л.Бенуа
А вот официозная ветвь «русского стиля», связанная в первую очередь с именем К.Тона, была более долговечной и более плодовитой, и растянулась на многие десятилетия. Именно сооружения «тоновского» стиля загромоздили русские города огромными и нелепыми соборами и общественными зданиями. Именно это направление мы привыкли называть эклектикой. Выражая официальную идею «народности», строительство в «русско-византийском» стиле было главенствующим в России.
Храм Христа Спасителя в Москве. Арх. К.Тон, 1832-1883 гг.
Обычные для предшествующих эпох приемы композиции здания здесь пополнились деталями,
заимствованными из византийской, романской и древнерусской
архитектуры
Автор проекта механически соединил формы, взятые из
построек небольшого размера. килевидные кокошники, аркатурный пояс,
луковичные главы – все эти формы не только заимствованы из древнерусской
архитектуры, но еще были и увеличены в несколько раз. А профилировка
деталей, навеянная классическими образцами и чуждая древнерусскому
зодчеству, наделила здание сухостью и не масштабностью.
В 1838 г. К.Тон издал альбом проектов церквей в «русско-византийском» духе, высочайше одобренный. Своего рода типовые проекты, почти обязательные для применения по всей России - альбом «тоновской эклектики». И во многих городах я встречал эти уменьшенные копии московского Храма Христа. Особенно смешно их было созерцать в те годы, когда в Москве только обсуждали возможность повторного строительства храма. Невольно напрашивался вопрос, ребята – а что Вы с таким рвением собираетесь «восстанавливать»? Вот такую убийственную эклектику?!
В 1838 г. К.Тон издал альбом проектов церквей в «русско-византийском» духе, высочайше одобренный. Своего рода типовые проекты, почти обязательные для применения по всей России - альбом «тоновской эклектики». И во многих городах я встречал эти уменьшенные копии московского Храма Христа. Особенно смешно их было созерцать в те годы, когда в Москве только обсуждали возможность повторного строительства храма. Невольно напрашивался вопрос, ребята – а что Вы с таким рвением собираетесь «восстанавливать»? Вот такую убийственную эклектику?!
Боголюбский собор в Мичуринске (Козлове), 1848-1873 гг. По «типовому» проекту К.Тона
Ленинградский (Петербургский) вокзал в Москве. Арх. К.Тон, 1849 г.
Успенская церковь на набережной лейтенанта Шмидта (Николаевской) в Петербурге.
Арх. Г.Косяков, 1896-1898 гг.
Арх. Г.Косяков, 1896-1898 гг.
Церковь Воскресения «на крови» на Екатерининском канале (Канал Грибоедова) в Петербурге.
Арх. А.Парланд, 1887-1907 гг.
В одно из моих первых посещений Ленинграда, я был неожиданно поражен именно этим сооружением. Оно внезапно открылось с Невского проспекта, вдали, и было действительно весточкой из времени древнерусского искусства, неожиданно возникшей в дождливом и туманном городе, среди дворцов, украшенных колоннадами и портиками. И мы пошли по набережной, но по мере приближения все очарование исчезало на глазах. Древнерусские силуэты дробились на куски, и неимоверное количество деталей отделки разбивало здание.
Вблизи «русский стиль» выражал ту самую «официальную
идею народности», которая никак не вязалась с понятиями древнерусской
архитектуры. Основные формы, заимствованные у храма Василия Блаженного и
храмов XVII века, но с подчеркнуто осевой композицией, привели к
обратному эффекту - храм Воскресения «на крови» остался в плену своих
имперских амбиций. С тех пор церковь Воскресения «на крови» для меня является как бы синонимом понятия эклектика.
- 3 направление эклектики: «Кирпичный стиль»
В 1860 – 1870-е гг. появляется еще одно направление, известное как «кирпичный стиль», в котором идея о стилеобразующем значении рационального строительного материала приобретает главное значение. Развитие капитализма в России дало импульс созданию огромного количества кирпичных заводов. Часто это были небольшие заводики с кустарным производством. Но такая практика позволила выпускать кирпичи разнообразной формы, для конкретного заказчика. И «кирпичный стиль» как весьма рациональный вид строительства зданий, начинает свое яркое развитие. Неоштукатуренное здание с отделкой стен кирпичом разной формы можно было построить быстро.
- 3 направление эклектики: «Кирпичный стиль»
В 1860 – 1870-е гг. появляется еще одно направление, известное как «кирпичный стиль», в котором идея о стилеобразующем значении рационального строительного материала приобретает главное значение. Развитие капитализма в России дало импульс созданию огромного количества кирпичных заводов. Часто это были небольшие заводики с кустарным производством. Но такая практика позволила выпускать кирпичи разнообразной формы, для конкретного заказчика. И «кирпичный стиль» как весьма рациональный вид строительства зданий, начинает свое яркое развитие. Неоштукатуренное здание с отделкой стен кирпичом разной формы можно было построить быстро.
А теория «рациональной архитектуры» добавила красивых фраз, что «строительный материал впервые начал использоваться как средство художественной выразительности». Вот даже как - «впервые» ...? Невольно хочется задать вопрос этим теоретикам - а вы что, ребята - о сооружениях Древнерусской архитектуры никогда не слышали? О Новгородских храмах без штукатурки, или о белокаменных зданиях Владимир-Суздальской школы. )))
В кирпичном стиле построено огромное количество зданий по всей России, начиная от Красной площади и до маленьких городков и поселков.
Исторический музей в Москве. Арх. В.Шервуд, 1785 - 1883 гг.
Главная идея проекта - связать новое здание с ансамблем Кремля
и воплотить идеалы древнерусского зодчества.
Первая задача удалась, исторический музей вписался в ансамбль Красной площади
и сам стал важнейшей частью этого ансамбля
Особняк Цветкова на Пречистенской набережной. Арх. В.М.Васнецов, 1897 г.
И если в столицах кирпичный стиль закончился в 1890-х годах, то в провинции он продолжался еще многие годы. Уж очень большие возможности были у этого рационального стиля. Примеров не счесть.
Огромный комплекс краснокирпичных зданий построен в Калужской области, недалеко от Оптиной пустыни -
Шамординский монастырь.
Казанский собор с характерными деталями эклектики, 1889 г., Арх. Шервуд
Двухэтажные здания монастыря можно назвать типичными сооружениями "Кирпичного стиля",
такие дома можно встретить в любом городе России, от Москвы и до самых до окраин ...
Город Бийск, дом Халтурина, 1904 г.
Характерное для периода эклектики здание с кирпичным декором
И заканчивая обзор "Кирпичного стиля" можно показать еще один, весьма масштабный корпус в Самаре
- 4 направление эклектики: «Ропетовщина»
Таким термином в истории архитектуры обозначен псевдорусский стиль, который возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в XIX веке, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Творчество И.П.Ропета (Петрова) наиболее последовательно определилось в области деревянной архитектуры, и оказало огромное влияние на строительную практику России конца XIX и начала XX в. Губернские и уездные города, дачные поселки, пригороды и окраины двух столиц на протяжении полувека застраивались сооружениями, являвшими собой бесконечные вариации проектов загородных домов Ропета. А чаще всего – своеобразный симбиоз «ропетовщины» и местных традиций народного зодчества.
Да, можно сказать, что в этом направлении присутствует истинная народность. Всем были близки и понятны заимствованные у народа и вновь вернувшиеся к нему мотивы.
Таким термином в истории архитектуры обозначен псевдорусский стиль, который возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в XIX веке, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Творчество И.П.Ропета (Петрова) наиболее последовательно определилось в области деревянной архитектуры, и оказало огромное влияние на строительную практику России конца XIX и начала XX в. Губернские и уездные города, дачные поселки, пригороды и окраины двух столиц на протяжении полувека застраивались сооружениями, являвшими собой бесконечные вариации проектов загородных домов Ропета. А чаще всего – своеобразный симбиоз «ропетовщины» и местных традиций народного зодчества.
Да, можно сказать, что в этом направлении присутствует истинная народность. Всем были близки и понятны заимствованные у народа и вновь вернувшиеся к нему мотивы.
Проект жилого дома. Листы из альбома «Мотивы русской архитектуры»
В одном исследование встретилось название «Терема Ропета» -
вот это наименование как-то больше подходит!
Еще один красивый проект – Ферма
Баня в усадьбе Абрамцево. Арх. И.Петров (Ропет), 1873 г.
Но все вышеперечисленные деления на отдельные «направления» весьма условны, так как эклектика это смешение различных стилей в самых замысловатых комбинациях.
И наверное самая главная заслуга времени эклектики - это формирование многоквартирного, многоэтажного и много подъездного жилого дома.
В середине XIX века самым массовым и характерным типом здания становится многоэтажный и много подъездный жилой дом, традиционно именуемый доходным домом. Доходные дома становятся воплощением нового типа здания. И если сравнительно немногочисленные доходные дома эпохи классицизма в XVIII - начале XIX вв. строились под знаком подражания общественным и дворцовым здания, то с 30-х годов XIX в. все меняется. Композиция дома становится единообразной, различия в «стиле» фасадов практически неотличимы. Любой доходный дом можно надстроить на пару этажей или продолжить в длину – это не нарушит композицию фасада.
К середине XIX в. относится отмена обязательного до того времени нечетного числа окон на фасадах, центрально-осевая композиция таким образом изживает себя и уходит в прошлое. Главным элементом здания становится сама плоскость фасада с однородной сеткой окон. Устройство нечетного числа окон было неудобным при секционной планировке с двумя квартирами, примыкающими к лестничной клетке. К середине века однородная схема фасадов доходных домов распространяется и на другие здания. В дальнейшем архитектурный формы приобретают пышность и некую «барочность». Доходные дома становятся некоей вывеской или рекламой хозяина дома. Дополнительную структурность зданию стали придавать за счет акцентирования вертикалей лестничных клеток на фасадах. Доходные дома стали по преимуществу секционными зданиями. А застройка улиц «сплошною фасадою» превратилось в сплошную застройку всего участка. Периметральная застройка кварталов становится основной в городах.
Доходный дом Третьяковых на Кузнецком мосту в Москве. Арх. А.С.Каминский, 1892 г.
Застройка Невского проспекта в Петербурге. В центре - здание банка, Арх. Б.И.Гиршович, 1898 г.
На примере одного из Петербургских доходных домов здесь показан типовой подход к проектированию жилого дома в плотной городской застройки во второй половине XIX века. Дом запроектирован и построен на пересечении улицы Пестеля и Литейного проспекта:
Перекресток ул. Пестеля и Литейного проспекта - Доходный дом А.М.Тупикова. Арх. Ю.С.Дютель, 1876 - 1877 гг.
Доходный дом А.М.Тупикова. Вид с Литейного проспекта
Доходный дом А.М.Тупикова. План со стороны ул. Пестеля. Арх. Ю.С.Дютель.
На плане показана детальная планировка 3 и 4 этажей
Перекресток ул. Пестеля и Литейного проспекта.
Доходный дом А.М.Тупикова. Арх. Ю.С.Дютель, 1876 - 1877 гг.
Генеральный план дома.
Хорошо виден плотный характер застройки всего участка
с маленькими дворами-колодцами и системой проездов между ними
Перекресток Гороховой улицы и Большого Казачьего переулка.
Доходный дом Дерновой - Гороховая, 61. Арх. И.Н.Иорс, 1901 - 1902 гг.
План доходного дома Дерновой - Гороховая, 61. Арх. И.Н.Иорс, 1901 - 1902 гг.
Разобраться в этой планировке непросто, парадные и черные лестницы размещены весьма причудливо.
Планировка квартир такая сумбурная и запутанная, что диву даешься.
А уж квартиры с окнами во двор - это вообще "осетрина второй свежести" ...
Петербург, ул. Пестеля, 13-15. Доходный дом Ратькова-Рожнова. Арх. П.Ю.Сюзор, 1898 - 1900 гг.
Пример линейного дома, вытянутого вдоль улицы, с акцентированием огромной аркой прохода внутрь квартала
План доходного дома Ратькова-Рожнова. Арх. П.Ю.Сюзор, 1898 - 1900 гг.
План верхнего этажа
Архивный чертеж фасада дома.
Некоторая нестыковка в размерах вполне окупается очарованием исторического чертежа
И вся ситуация
Но такие крупные жилые дома, занимающие чуть не весь квартал - характерны в то время были только в Петербурге. И Москва и губернские города ограничивались в основном единичными зданиями, которые были своего рода островками новой застройки среди исторической среды.
Торгово - промышленный банк в Самаре, перестройка здания в 1899 г. Арх. А.У.Зеленко.
Вид здания после реставрации
Проект перестройки здания банка, 1899 г. Авторский чертеж арх. А.У.Зеленко
Торгово - промышленный банк в Самаре, арх. А.У.Зеленко
Планы этажей
Особняк на Маросейке в Москве, перестройка фасадов - 1886 г.
Эклектика господствовала а России с 1830 по 1890-е годы. И в строительном отношении именно в тот период были построены очень качественные сооружения. Количество построек тоже огромное, и большинство из них продолжают функционировать. К тому же именно во время господства эклектики началось массовое строительство многоэтажных жилых зданий. Они стоят уже более 150 лет, крепкие и достаточно комфортные даже по сегодняшним меркам. В историческом плане заслуги эклектики огромные - более полувека русские архитекторы искали национальный стиль. С 1830-х и почти до конца XIX века шли поиски национального своеобразия, поиски сложные и противоречивые.
И вот, под занавес XIX века, в 1890-е годы, вновь - как и 1830 годы - встал вопрос об архитектурном стиле ... -))
Многостилье эклектики теперь уже расценивалось как свидетельство отсутствия стиля!
И вот, под занавес XIX века, в 1890-е годы, вновь - как и 1830 годы - встал вопрос об архитектурном стиле ... -))
Многостилье эклектики теперь уже расценивалось как свидетельство отсутствия стиля!
После всех вариантов и разновидностей эклектики, в России начинает зарождаться совершенно новый стиль - модерн. Он возник не на пустом месте, он вырос из эклектики – и смог сказать новое слово в развитии русской архитектуры.
Но о МОДЕРНЕ мы поговорим в следующей, четвертой части статьи ...
Литература:
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.
- Е.И.Кириченко. Архитектурные теории XIX века в России. - М.: Искусство, 1986.
- Мотивы русской архитектуры. Спб.:1874 - 1880.
- Материалы Центрального государственного исторического архива Санкт‑Петербурга
Фотографии: Александр Ильин, Галина Борисова, Дмитрий Шушуев, Владимир Шаветов, Александр Липилин, Мария Долгих, Павел Попов и др.
Москва, 11 марта 2021 г.